рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Использование финансов для решения социальных проблем

Курсовая работа: Использование финансов для решения социальных проблем

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Расходы государства на социальные нужды

1.1 Сущность расходов государства на социальные нужды

1.2 Группы расходов на социальные нужды

2. Финансовые методы повышения жизненного уровня населения и улучшение условий труда в РФ

2.1 Анализ динамики основных показателей развития здравоохранения и социально-трудовой сферы

2.2 Анализ основных видов расходов на социальные нужды

3. Финансовое обеспечение социальных гарантий

3.1 Источники финансового обеспечения социальных гарантий

3.2 Современное состояние предоставления социальных гарантий и льгот и предложения по их совершенствованию

Заключение

Список литературы

социальная нужда гарантия население


ВВЕДЕНИЕ

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

Важнейшим инструментом регулирования развития социальной сферы является бюджет. Необходимость образования бюджетных ресурсов непосредственно вытекает из осуществления государством специфических функций. Имеется в виду потребность финансирования затрат на содержание работников социальной сферы, а также на развитие социальной сферы и объектов ее инфраструктуры.

Ключевая проблема социальной сферы – повышение жизненного уровня людей. В широком смысле уровень жизни охватывает объем и структуру потребления, экономические и производственные условия труда и стимулы к труду, количество и качество свободного времени, изменения в демографических процессах и состав собственности граждан, гарантии материального обеспечения членов общества и семей, другие предоставляемые обществом возможности для всестороннего развития личности. В узком значении уровень жизни представляет систему количественных (натуральных и стоимостных) показателей, характеризующих объем, степень и качество удовлетворения потребностей человека (размер душевого потребления продовольствия и других товаров, обеспеченность семей товарами длительного пользования, культурно-бытового назначения, среднедушевой денежный доход семьи, прожиточный минимум, реальные доходы и другие показатели).

Итак, цель работы – исследовать роль финансов для решения социальных проблем.

Предметом исследования является финансовые методы и механизмы, используемые для стабилизации социальной сферы, повышения уровня жизни населения, оказания поддержки нуждающимся в этом гражданам.

Объект исследования – финансы и их использование в проведении социальной политики России.

Задачи, которые необходимо решить для достижения цели:

1.  Определить сущность расходов государства на социальные нужды.

2.  Исследовать финансовые методы повышения жизненного уровня населения.

3.  Рассмотреть финансовые методы и механизмы, которое государство использует для решения социальных проблем.

В качестве теоретической основы работы выступают труды Поляка Г.Б., Романовского М.В., Полякова Л.А., Дробозина Л.А, а также различные периодические издания, информация с официальных сайтов Минсоцразвтия, Минфина и других.


1.  РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВА НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ

1.1 СУЩНОСТЬ РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВА НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ

Экономический взгляд на функционирование государства предполагает, что внимание концентрируется на ресурсах, которыми оно распоряжается с целью выполнения возложенных на него функций.

Совокупность всех ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении государства, образует общественный сектор хозяйства, объединяющий не только предприятия и учреждения, находящиеся в собственности государства, но и важнейший вид ресурсов в рыночной экономике - денежные средства.

Поэтому ключевую роль среди компонентов общественного сектора играют государственные финансы, прежде всего государственный бюджет, его доходы и расходы.

Расходы являются одной из важнейших характеристик государственного бюджета. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется вмешательство государства в хозяйственные процессы, реализация экономической и социальной политики государства.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по различным направлениям.

Экономическая сущность расходов государственного бюджета проявляется в том, что они служат активным инструментом экономической политики. С их помощью государство воздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода, структурное регулирование экономики, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства, повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Социальная сущность расходов отражается в том, что через них государство осуществляет политику социального маневрирования, обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Следовательно, расходы государственного бюджета обеспечивают государству осуществление его главных функций и задач.

Управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования, объектом которого являются фонды денежных средств. Благодаря финансовому планированию обеспечивается сбалансированность народно-хозяйственных, межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов [1].

По общественному назначению расходы бюджета государства могут быть поделены на следующие группы:

-· расходы на социальные нужды;

-· внешнеэкономические расходы;

-· экономические расходы;

-· расходы на оборону страны;

-· расходы на управление.

Расходы на социальные нужды - это самый крупный вид расходов. К таким расходам относятся расходы на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, социальное страхование.

Эти расходы позволяют государству поддерживать, развивать и совершенствовать систему социально - культурного обеспечения населения. Кроме того, расходы федерального бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, ведь они опосредованно влияют на общественное производство, т.к. способствуют улучшению качественного состава трудовых ресурсов, создают условия для повышения производительности труда за счет использования его научной организации и передовых научных достижений в этой области. Отдельно следует упомянуть о роли расходов на социально - культурные нужды в ускорении научно-технического прогресса.

Природа этих расходов во многом понятна - конституции многих стран, в т.ч. и Российской Федерации, провозгласили неотъемлемыми правами граждан права на бесплатное школьное и дошкольное образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение после выхода на пенсию и пр. Кроме того, Российская действительность предъявляет самые жесткие требования к данной группе расходов, во многом обеспечивающих стабильность в обществе, где без усиления социальной ориентации федерального бюджета не обойтись.

Государство не только должно взять на себя финансирование национальных программ развития образования, здравоохранения, культурного, социального обеспечения, но и по мере возможности пополнять этот список новыми видами затрат.

1.2 ГРУППЫ РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВА НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ

Расходы на социальные нужды связаны с выполнением государством социальных функций. Эти расходы подразделяются на следующие основные группы:

- образование;

- культура, искусство и кинематография;

- средства массовой информации;

- здравоохранение и физическая культура;

- социальная политика.

Расходы на социальные нужды определяются на основе принципов сметного планирования и финансируются по конкретным мероприятиям и видам затрат. Объем расходов определяется на основе взаимосвязанных друг с другом смет, разрабатываемых в учреждениях непроизводственной сферы, и расчетов ассигнований, составляемых в финансовых органах. В основе расчетов – показатели деятельности учреждений, характеризующие обслуживаемые контингенты (число учащихся, учебных групп, классов, число коек, проведенных операций и т.п.) При этом учитывается время функционирования в течение года. Эти показатели служат расчетными единицами. Денежный расход на расчетную единицу устанавливается по норме, обеспечивающей функционирование и развитие бюджетного учреждения.

Рассмотрим более подробно каждую группу расходов.

1.  Расходы на образование.

Образование — одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в федеральных законах от 13 января 1996 г. №12-ФЗ «Об образовании» и от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также в Национальной доктрине развития образования, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. №751.

Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования без каких-либо условий и ограничений независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.[2] Государственные образовательные стандарты позволяют сохранить единое образовательное пространство России. Они представляют собой систему норм, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.

2.  Расходы на культуру, искусство, кинематографию и средства массовой информации.

Действующее законодательство в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ. С этой целью государство намеревается [3]:

- осуществлять бюджетное финансирование государственных и в необходимых случаях негосударственных организаций культуры;

- стимулировать бюджетное финансирование посредством предоставления налоговых льгот предприятиям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в эти цели;

- устанавливать особый порядок налогообложения некоммерческих организаций культуры;

- способствовать развитию благотворительности в области культуры;

- осуществлять поддержку малообеспеченных граждан.

Для реализации уставных целей учреждения собственник финансирует его деятельность из бюджета соответствующего уровня. Ежегодно законом о федеральном бюджете в составе расходов главных распорядителей бюджетных средств предусматривается финансирование создаваемых ими подведомственных бюджетных учреждений.

Бюджетные ассигнования, выделенные на финансирование государственных и муниципальных учреждений культуры, при формировании бюджетов всех уровней выделяются отдельной строкой (фонд развития культуры). В фонды направляются также средства, полученные от предприятий, организаций и граждан, доходы от проведения лотерей, аукционов, выставок и других общественных мероприятий, продажи ценных бумаг и другие поступления, не противоречащие законодательству РФ. Средства фондов развития культуры расходуются на цели, предусмотренные положениями об этих фондах, которые утверждаются органами государственного управления Российской Федерации.

3.  Расходы на здравоохранение и физическую культуру

Здравоохранение представляет собой особую сферу деятельности по обеспечению конституционного права граждан на получение качественной медицинской помощи. В Законе РФ от 22 июля 1993 г. №5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» отмечено, что государство гарантирует каждому человеку доступность медико-социальной помощи и социальную защищенность в случае утраты здоровья.

Вторым важным документом в области здравоохранения является Закон РФ от 28 июня 1991 г. №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» [4]. Создание и развитие системы обязательного медицинского страхования позволило изменить порядок финансового обеспечения расходов отрасли, возложив значительную часть затрат на работодателей. В настоящее время, по оценкам специалистов, соотношение средств, поступающих в сферу здравоохранения из бюджетов всех уровней и через систему обязательного медицинского страхования (ОМС), составляет примерно 3:2.

Социальная значимость системы обязательного медицинского страхования (ОМС) заключается в том, что, с одной стороны, она является составной частью государственной системы социальной защиты населения, а с другой - фонды ОМС дополняют, а в ряде случаев вмещают бюджетные ассигнования на здравоохранение.

Специфика услуг отрасли «физическая культура и спорт» обусловлена выполняемыми различными социально-экономическими функциями - воспитательной, лечебно-оздоровительной, воспроизводственной, информационно-развлекательной, развивающей, национально-патриотической, оборонной, рекламной.

Согласно Федеральному закону от 29 апреля 1999 г. №80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», государство берет на себя обязанности обеспечивать развитие физической культуры и спорта, поддерживать физкультурное (физкультурно-спортивное) движение и олимпийское движение России и с этой целью обеспечивает:

- финансирование за счет средств бюджета мероприятия в области физической культуры и спорта, в том числе мероприятия по подготовке и участию спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях;

- содержание физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности;

- создание условия для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании для оказания на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг населению.

Поскольку государственный сектор в сфере физической культуры и спорта ориентирован на формирование и осуществление государственной политики и стратегии развития отрасли, то, как правило, бюджетному финансированию подлежат следующие направления деятельности: разработка законодательства в сфере физкультуры и спорта и государственных программ отраслевого развития; подготовка специалистов по физическому воспитанию; издание научно-учебной и методической литературы, проведение научных исследований, предусмотренных государственными программами; подготовка и выступление национальных сборных страны; строительство и реконструкция спортивных сооружений, имеющих государственное или уникальное значение; создание единой государственной системы информационного обеспечения.

4.  Расходы на социальную политику

Расходы бюджета на социальную политику - это затраты бюджетных средств на реализацию социальной политики, т.е. на оплату социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому и в учреждениях социального обслуживания, а также затраты на социальную помощь малообеспеченным гражданам, осуществление молодежной политики, выплату пенсий военнослужащим, пенсий и пособий работникам правоохранительных органов.

В Конституции Российской Федерации провозглашено: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39). На обеспечение социальной политики государство направляет средства за счет: средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов муниципальных образований, а также государственных внебюджетных фондов [5].

Правовой основой социальной политики является Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ и ряд других законов и законодательных актов.

В расходы бюджетов включаются следующие виды затрат:

- содержание учреждений социального обеспечения и службы занятости;

- содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов;

- содержание учреждений по обучению инвалидов;

- социальная помощь;

- возмещение вреда инвалидам вследствие Чернобыльской и других радиационных катастроф;

- программы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- средства, передаваемые Пенсионному фонду РФ на выплату пенсий и пособий военнослужащим в соответствии с законодательством РФ;

- выплаты пособий и пенсий другим категориям граждан;

- компенсационные выплаты женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций;

- финансирование кампаний и мероприятий по организации оздоровления детей и подростков;

- субсидии из федерального бюджета на выплату базовой части трудовой пенсии за счет средств единого социального налога;

- пенсии военнослужащим и членам их семей;

- выплаты пособий и компенсаций военнослужащим и членам их семей;

- расходы на обеспечение инвалидов транспортными средствами;

- расходы на санаторно-курортное лечение ветеранов и инвалидов;

- расходы на оплату проезда ветеранов и инвалидов;

- оплата на установки телефона ветеранам и инвалидам;

- прочие расходы социального характера.

Расходы на социальную помощь гражданам представляют собой затраты на реализацию целевых социальных программ. В соответствии с бюджетным кодексом РФ мероприятия в области социальной защиты граждан относятся к расходам, совместно финансируемым из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований. Социальные программы субъектов РФ, как правило, являются дополнением федеральных программ в области социальной защиты граждан. Финансирование учреждений социальной сферы осуществляется за счет средств бюджета того уровня государственной власти и местного самоуправления, в чьем ведении они находятся.


2.  ФИНАНСОВЫЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО УРОВНЯ НАСЕЛЕНИЯ И УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА

2.1 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО_ТРУДОВОЙ СФЕРЫ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.