Курсовая работа: Использование финансов для решения социальных проблем
Основное
место в структуре данного раздела занимают бюджетные ассигнования на культуру,
телевидение и радиовещание (табл. 4).
Таблица
4 - Структура расходов бюджетных ассигнований раздела «Культура, кинематография
и средства массовой информации», в % к общему объему расходов [9]
|
2008 |
2009 |
2010 |
Культура |
54,0 |
55,0 |
53,0 |
Кинематография |
4,6 |
5,4 |
5,6 |
Телевидение
и радиовещание |
29,3 |
33,0 |
34,7 |
Периодическая
печать и издательства |
4,2 |
1,2 |
1,3 |
Прикладные
научные исследования в области культуры, кинематографии и средств массовой
информации |
0,4 |
0,7 |
0,7 |
Другие
вопросы в области культуры, кинематографии и средств массовой информации |
7,5 |
4,7 |
4,7 |
Итого
по разделу |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Бюджетные
ассигнования на исполнение обязательств по подразделу «Культура»
характеризуются следующими данными: 2008 год – 44,7 млрд. рублей, 2009 год –
38,7 млрд. рублей, 2010 год – 35,8 млрд. рублей.
В
разделе «Культура, кинематография и средства массовой информации» расходы на
культуру занимают больше половины расходов всего раздела. По данной строке
расходы снизились с 54% в 2008 году до 53% в 2010 году. Расходы на
кинематографию наоборот выросли и составили 4,6% в 2008 году и 5,6% в 2010
году. На телевидение и радиовещание в 2008 году было потрачено 29,3%, в 2009
году – 33%, в 2010 году – 34,7% от общей суммы расходов. Существенно снизились
расходы на периодику и издания с 4,2% в 2008 году до 1,3% в 2010 году.
Расходы
по разделу «Социальная политика» на первый взгляд представляются одними из
самых высоких по темпам роста, но этот рост определяют расходы, которые
предназначены исключительно для повышения пенсий и улучшения социального
обслуживания военных и приравненных к ним категорий работников, которые по
справедливости следует отнести к расходам на оборону и безопасность. Это
наглядно иллюстрирует структура расходов по разделу «Социальная политика» и
темпы их роста в 2008-2010 годах (табл. 5). Существенное увеличение
ассигнований по данному разделу связано с ростом денежного довольствия
военнослужащих, в соответствии с которым рассчитывается пенсионное обеспечение
указанных лиц, а также индексацией ежемесячного пожизненного содержания судей
по уровню роста потребительских цен. С учетом данной структуры расходов доля
собственно социальных расходов бюджета составит не более 11% распределенных
расходов.
Таблица
5–Структура расходов по разделу «Социальная политика», в %
|
2008 |
2009 |
2010 |
Пенсионное
обеспечение |
67,1 |
67,6 |
68,6 |
Социальное
обслуживание населения |
1,5 |
1,2 |
1,1 |
Социальное
обеспечение населения |
30,0 |
30,1 |
29,3 |
Охрана
семьи, материнства и детства |
0,9 |
0,7 |
0,6 |
Прикладные
научные исследования в области социальной политики |
0,05 |
0,04 |
0,03 |
Другие
вопросы в области социальной политики |
0,5 |
0.4 |
0,4 |
В
состав подраздела «Социальное обслуживание населения» включены ассигнования на
содержание более 1,8 тыс. федеральных учреждений социального обслуживание
населения (медико-социальные экспертные комиссии, дома-интернаты для
престарелых и инвалидов, учреждения по обучению инвалидов, стационары сложного
протезирования), предоставляющим услуги более 3 млн. человек.
Из
указанных средств субсидии стационарам сложного протезирования на оплату дней
пребывания инвалидов в стационарах в 2008-2010 гг. предоставлены в объеме 93,7
млн. рублей ежегодно, что составляет лишь 65,2% от уровня ассигнований на
указанные цели в 2007 году. По подразделу «Социальное обеспечение населения»
ассигнования федерального бюджета в 2008-2010 гг. имеют достаточно устойчивую
динамику.
По
подразделу «Охрана семьи, материнства и детства» темпы роста ассигнований
федерального бюджета в 2008-2010 г. на 2-3 процентных пункта ниже инфляционных
ожиданий.
В
состав расходов по данному разделу входят ассигнования на:
-
выплату пособий по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию
радиации вследствие радиационных аварий в 2008 году - 2,12 млрд. рублей, в 2009
году - 2,22 млрд. рублей, в 2010 году - 2,33 млрд. рублей;
-
финансирование в рамках подпрограммы «Дети и семья» ФЦП «Дети России»
мероприятий по борьбе с беспризорностью в 2008 году - 241,7 млн. рублей, в 2009
году -245,1 млн. рублей, в 2010 году - 253,5 млн. рублей.
По
подразделу «Прикладные научные исследования в области социальной политики»
ассигнования федерального бюджета составили в 2008 году - 142,9 млн. рублей, в
2009 году - 143,7 млн. рублей, в 2010 году - 142,3 млн. рублей.
В
состав раздела включены ассигнования на обеспечение деятельности
государственных федеральных учреждений, осуществляющих научные исследования и
разработки в данной сфере, а также ассигнования на выполнение
научно-исследовательских и конструкторских работ по государственным контрактам.
По
подразделу «Другие вопросы в области социальной политики» ассигнования
федерального бюджета в 2008-2010 гг. существенно ниже уровня инфляции.
3.
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ
3.1
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ
В
рыночной социально – ориентационной модели экономики повышается роль социальной
функции государства. Правительство и государство несут ответственность за
предоставление гражданам социальной защиты и обеспечение равного доступа к
удовлетворению основных потребностей. Уровень бедности может рассматриваться
как существенный показатель действия политики социальной защиты.
Социальное
обеспечение является комбинацией программы пенсионных сбережений, программы
страхования и программы перераспределения Национального дохода.
Социальная
защита – это комплекс законодательно закрепленных социальных норм, которые
гарантирует государство отдельным слоям населения, а также при определенных
экономических условиях всем членам общества (во время роста инфляции, спада
производства, экономического кризиса, безработицы и др.)
Формы
и методы социальной защиты населения должны обеспечивать удовлетворение
жизненно необходимых потребностей каждого гражданина на уровне не ниже прожиточного
минимума.
Прожиточный
минимум – это стоимостная оценка минимума жизненных средств, необходимых для
поддержки жизнедеятельности и возобновления рабочей силы работника. Прожиточный
минимум является законодательно определенным базовым государственным социальным
стандартом, на основе которого устанавливаются социальные гарантии и стандарты
в сферах доходов населения, жилищно-коммунального, социально – культурного
обслуживания, охраны здоровья, образования и др.
Особенностью
социальной защиты является ее адресная направленность, то есть социальная
помощь должна предоставляться тем гражданам, которые в ней нуждаются и в
определенных размерах.
Социальные
гарантии – один из компонентов цивилизованного государства и результат успешной
борьбы трудящихся за свои политические и экономические права. Главная
социальная гарантия – материальное содержание тех, кто по каким-то причинам
потерял работу и тех, кто относится к категории пенсионеров по возрасту и
инвалидности. Именно финансовые возможности характеризуют сильную или,
наоборот, слабую социальную политику государства.
Существование
безработицы, практически отсутствовавшей при социализме в условиях переходной
экономики и социальных трансформаций становится фактом. Таким же фактом
является старение населения. Соотношение между трудоспособным населением и
нетрудоспособным в ряде стран достигло критической черты.
Сильная
социальная политика также характеризуется поддержкой института брака и семьи,
инвалидов. Все социальные слои общества, включая трудоспособных и
нетрудоспособных, нуждаются в медицинских услугах. Качество таких услуг
постоянно повышается, а значит и растут связанные с ним затраты, и прежде всего
государства.
Право
на жилье – такое же естественное право человека, как и право на труд. Финансовые
возможности семьи не могут являться единственной возможностью реализации этого
права. Социальное жилье, создание эффективной системы финансирования
строительства жилья, в том числе за счет средств граждан, также является
показателем социальной защищенности населения.
Новым
направлением в области социальных гарантий стали индексация доходов и
компенсация потерь населения в связи с инфляцией.
Финансовый
механизм социальных гарантий проявляется в государственном дотировании
жилищно-коммунального хозяйства и общественного городского транспорта.
Люди
сберегают часть своих денежных доходов в силу различных причин. В нормальных
условиях эти сбережения народ доверяет банкам. В этом есть интерес и
государства, не только банков и населения. Средства граждан, доверенные банкам,
должны быть защищены. В этих целях государство принимает меры по созданию
механизма гарантий по вкладам населения в кредитных учреждениях, и не последнюю
роль в этом механизме играют государственные финансы.
Опыт
говорит за то, что принимающие решения, связанные с принятием государством,
территорией новых обязательств в социальной сфере, должны учитывать финансовые
возможности реализации таких решений. Если этого нет, государство теряет свой
авторитет в глазах народа, страдают государственные финансы, а социальные
гарантии остаются продекларированными, но не реализованными.
Источниками
финансирования социальных гарантий выступают [10]:
-
Государственный бюджет;
-
средства местных бюджетов;
-
страховые фонды;
-
Фонд социального страхования из-за временной потери трудоспособности;
-
Фонд всеобщего обязательного страхования на случай безработицы;
-
Фонд страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний;
-
Фонд медицинского страхования;
-
Государственные и негосударственные Пенсионные фонды.
Социально
– экономические гарантии – это метод обеспечения со стороны государства
удовлетворения различных нужд граждан на уровне социально признанных норм и
нормативов.
Нормативы
потребления – размеры потребления в натуральном выражении продуктов питания,
непродовольственных товаров текущего потребления и некоторых услуг за
определенный промежуток времени (за день, месяц, год).
Нормативы
обеспечения – определенное количество предметов долгосрочного пользования,
которое находится в личном потреблении населения, а также обеспечение
определенной территории сетью учреждений образования, охраны здоровья,
бытового, транспортного обслуживания и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|