Курсовая работа: Использование финансов для решения социальных проблем
Социальные
характеристики федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных
фондов в 2008-2010 гг. отвечают, в основном, стратегическим задачам и
ориентирам, содержащимся в Послании Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию и в Бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной политике
в 2008-2010 годах».
В
проекте федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 20011 и 2012
годов предусмотрено к 2012 году довести минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
практически до прожиточного минимума трудоспособного населения с учетом законодательного
изменения структуры минимального размера оплаты труда.
Уже
в 2007 году МРОТ составит 2300 рублей или 56,6% от прожиточного минимума
трудоспособного населения (ПМ). С 1 декабря 2008 года МРОТ намечено повысить до
3000 рублей, а с 1 октября 2009 года - до 3500 рублей в месяц.
Рост
реальной заработной платы составил в ближайшие три года 8-10% ежегодно. Размер
среднемесячной заработной платы за 2007-2010 годы в номинальном выражении возрос
в 1,94 раза, с 10728 рублей в 2006 году до 20815 рублей в 2010 году, а в
реальном выражении - соответственно в 1,47 раза. Соотношение средней заработной
платы и прожиточного минимума составило в 2007 году - 3,2; в 2008 году - 3,5; в
2010 году - 3,9.
Следует
при этом отметить, что этот достаточно высокий темп повышения заработной платы
в меньшей степени коснулся работников федеральных бюджетных учреждений. Темпы
роста их заработной платы соответствует темпам роста инфляции. Как следствие,
не произошло приближения размеров и основной части тарифных ставок ЕТС (по экспертным
оценкам вплоть до 16-го разряда) к величине прожиточного минимума.
Размер
среднемесячной трудовой пенсии возрос с 2770 рублей в 2006 году до 5158,8
рублей в 2010 году.
За
период с 2007 года по 2009 год было предусмотрено увеличение среднегодового
размера пенсии на 1922,8 рубля или на 67,7%. Вместе с тем, коэффициент
замещения, характеризующий отношение среднегодового размера пенсии к уровню
заработной платы, остался низким и составил в 2008 году - 23,8%, в 2009 году -
24,2%, в 2010 году - 24,4%.
Размер
социальной пенсии был доведен до прожиточного минимума пенсионера в 2010 году и
составил 3881 рубль.
В
2008 году была решена проблема повышения пенсионного обеспечения «северян»
посредством установления коэффициентов 1,5 и 1,3 к базовой части трудовой
пенсии за работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним,
для граждан, выезжающих за пределы указанных районов и местностей. Во
исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации по данному вопросу были подготовлены и приняты для этого
соответствующие федеральные законы уже в 2007 году.
Важнейшим
направлением социальной составляющей федерального бюджета на 2008 год и на
плановый период 2009 и 2010 годов явилось финансирование мероприятий, направленных
на улучшение демографической ситуации в стране. На финансирование
Демографической программы были выделены значительные ресурсы: в 2008 году -
43,9 млрд. рублей, в 2009 году - 47,6 млрд. рублей, в 2010 году (с учетом
предоставления материнского капитала) - более 90 млрд. рублей.
Актуальным
вопросом обеспечения приемлемого уровня социальной поддержки населения и
исполнения государственных обязательств является финансовое выравнивание и
обеспечение бюджетов регионов. Предусмотренное в 2008 году увеличение
Федерального фонда финансовой поддержки регионов позволило снизить различия
между 10 наиболее и 10 наименее финансово обеспеченными субъектами Российской
Федерации с 13 раз в настоящее время до 4 раз. Это позволило сократить
региональную дифференциацию в предоставлении субъектами Российской Федерации и
муниципальными образованиями государственных и муниципальных услуг.
Общий
объем расходов федерального бюджета в 2008 году составил 6570,3 млрд. рублей
(18,8% ВВП), в 2009 году – 7465,4 млрд. рублей (18,8% ВВП), в 2010 году – 8089
млрд. рублей (18,1% ВВП). В номинальном выражении темпы роста бюджетных
расходов к предыдущему году составят в 2008 году - 117,0%, в 2009 году -
113,4%, в 2010 году – 108,6%, в реальном выражении – соответственно 109,3%,
106,4% и 102,5%.
Структура
расходов федерального бюджета на социальные цели остается достаточно стабильной
(таблица 1).
Таблица 1 - Структура
расходов федерального бюджета на социальные цели[6]
2007
2008
2009
2010
Расходы, всего
млрд. руб.
5463,5
6570,3
7451,2
8089,9
% к расходам всего
100,0
100,0
100,0
100,0
% к 2007 году
100,0
120,3
136,4
148,1
Жилищно-коммунальное
хозяйство
млрд. руб.
53,0
56,9
79,2
71,0
% к расходам всего
1,0
0,9
1,1
0,9
% к 2007 году
100,0
107,4
149,4
133,9
Образование
млрд. руб.
277,9
309,0
315,5
341,1
% к расходам всего
5,1
4,7
4,3
4,4
% к 2007 году
100,0
111,2
113,5
122,7
Культура,
кинематография и средства массовой информации
млрд. руб.
67,8
82,7
70,2
67,5
% к расходам всего
1,2
1,3
1,0
0,9
% к 2007 году
100,0
122,0
103,5
99,6
Здравоохранение,
физическая культура и спорт
млрд. руб.
206,4
218,3
234,2
274,6
% к расходам всего
3,8
3,3
3,2
3,6
% к 2007 году
100,0
105,8
113,5
133,1
Социальная политика
млрд. руб.
215,6
273,0
362,4
427,5
% к расходам всего
3,9
4,1
5,0
5,6
% к 2007 году
100,0
126,6
168,1
198,3
Как
показывают данные табл. 1 в 2007 году на социальные цели было израсходовано
5463,5 млрд. руб., что на 20 % меньше, чем в 2008 году. В 2009 году расходы
бюджета на социальные цели составили 7451,2 млрд. руб., а в 2010 году - 8089,9
млрд. руб. Таким образом, наблюдается рост расходов на социальные нужды с 2007
по 2010 гг. на 48%.