рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Применение налога на добавленную стоимость в РФ

Пример. ООО заключило договор с юридическим лицом, зарегистрированным в Германии, не имеющим представительства в РФ. Предметом договора является то, что исполнитель оказывает услуги по подключению и настройке новых серверов, подключению пользователей, инсталляции программного обеспечения и т.д. Дополнительная информация - для данных работ было приобретено специальное компьютерное оборудование. ФГФ проводит эти работы в арендованном офисе (компьютерная сеть была уже проведена). В соответствии с пп.2 п.1 ст.148 НК при исчислении НДС местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом... находящимся на территории РФ. К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание. Следовательно, местом реализации работ (услуг), оказываемых немецкой организацией в данной ситуации, является территория РФ, в связи с тем, что рассматриваемые работы (услуги) непосредственно связаны с движимым имуществом (серверы, компьютеры), которое находится на территории РФ (Москва).

Согласно п.1 ст.161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. При этом налоговая ставка определяется как процентное отношение 18% к 118% (п.4 ст.164 НК РФ). Однако, как указано в письме Минфина России от 24 марта 2006 г. N 03-04-03/07: "В случае если иностранная организация в стоимости услуг... сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет РФ, не учитывает, российскому налогоплательщику при исчислении НДС следует применять ставку налога в размере 18% к стоимости услуг (без учета НДС) и уплачивать налог в бюджет за счет собственных средств".

Кроме того, согласно разъяснениям МНС России (письмо от 24 сентября 2003 г. N ОС-6-03/995 "О порядке исчисления и уплаты НДС") налоговая база, указанная в п.1 ст.161 НК, при реализации услуг за иностранную валюту, определяемая налоговым агентом, рассчитывается путем пересчета расходов налогового агента в иностранной валюте в рублях по курсу ЦБ РФ на дату реализации услуг, т.е. на дату перечисления денежных средств налоговым агентом в оплату услуг иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика. Суммы НДС, уплаченные в качестве налогового агента, являются налоговым вычетом на основании п.3 ст.171 НК и п.1 ст.172 НК. Налоговый вычет по НДС также применяется и в том случае, когда организацией НДС уплачен за счет собственных средств (письмо Минфина России от 12 апреля 2007 г. N 03-07-08/75).

В соответствии главы 21 НК РФ облагаемый НДС оборот можно словно разделить на четыре составляющие:

1) Обороты по реализации товаров (работ, услуг), включая стоимость безвозмездно переданных товаров (работ, услуг);

2) Стоимость переданных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в том числе через амортизационные отчисления;

3) Стоимость строительно-монтажных работ, выполненных для собственного потребления;

4) Суммы, связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

По общему правилу налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из стоимости этих товаров (работ, услуг). При этом стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) исчисляется исходя из цен, определяемых в соответствии со ст.40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без учета НДС, налога на реализацию ГСМ (далее - НГСМ) и налога с продаж.

Нельзя сказать, что приведенная выше формулировка пункта 1 ст.154 НК РФ, определяющая порядок исчисления стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), является предельно ясной и однозначной. Однако можно предположить, что при реализации товаров (работ, услуг) для целей налогообложения должна приниматься рыночная цена сделки, которая в соответствии с п.1 ст.40 НК РФ определяется исходя из цены товаров (работ, услуг), указанной сторонами сделки. При этом контроль со стороны налоговых органов за соответствием цены сделки, указанной сторонами сделки, уровню рыночных цен возможен лишь в случаях, предусмотренных п.2 ст.40 НК РФ.

Глава 2. Применение налога на добавленную стоимость в РФ

Ставка налога на добавленную стоимость устанавливается в следующих размерах:

Применение налоговой ставки 0 процентов.

До введения в действие НК РФ действовал Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость" от 06.12.1991 № 1992-1 (далее - Закон "О НДС") разъясняющие его действие Инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10 1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (далее - Инструкция № 39). Вышеуказанными нормативными правовыми актами такого правового механизма как применение нулевой налоговой ставки предусмотрено не было. Существовало предусмотренное статьей 5 Закона РФ "О НДС" освобождение от уплаты НДС, которое в этой и иных статьях именовалось как льгота. От уплаты НДС освобождались согласно пункту "а" этой статьи экспортируемые товары как собственного производства, так и приобретенные, экспортируемые работы и услуги, а также услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров и по транзиту иностранных грузов через территорию РФ.

Статьей 164 НК РФ (налоговые ставки) выделены 3 вида основных налоговых ставок и 2 расчетных. Одной из основных налоговых ставок является нулевая. Так, пунктом 1 статьи 164 установлено, что налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:

1) товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников Содружества Независимых Государств), вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ;

2) работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта;

3) работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию РФ товаров, помещенных под таможенный режим транзита через указанную территорию;

4) услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;

5) товаров (работ, услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве;

6) драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, Центральному банку РФ, банкам;

7) товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно - технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.

8) припасов, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов.

9) выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории РФ товаров и вывозу с таможенной территории РФ продуктов переработки на таможенной территории РФ, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке;

10) построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Налогового Кодекса РФ.

Перечень операций, подлежащих налогообложению по налоговой ставке 0 процентов, является закрытым. Как пишет Брызгалин А.В., общим условием для применения налоговой ставки 0 процентов является подтверждение соответствующего права на ее применение. Применение налоговой ставки 0 процентов является налоговым механизмом, основывающимся на положении пункта 9 статьи 165 НК РФ. В соответствии с которым, если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта или транзита, налогоплательщик не представил в налоговый орган по месту его учета документы (их копии), предусмотренные статьей 165 НК РФ, операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг), вывезенных за пределы таможенной территории в режиме экспорта, подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10 процентов или 20 процентов. Если в последствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов согласно перечню статьи 165 НК РФ, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 НК РФ. Общим для операции, облагаемых по налоговой ставки 0 процентов и операции, освобождаемых от налогообложения, имеют то, что по ним НДС в бюджет не уплачивается. Вместе с тем по операциям, облагаемым по нулевой ставке, суммы (входящего) НДС, уплаченного поставщикам, подлежат вычету (возмещению). А по операциям, освобожденным от налогообложения, суммы (входящего) НДС относятся на себестоимость.

Следовательно, применение налоговой ставки 0 процентов налогоплательщику необходимо подтвердить в течение указанных 180 дней путем представления в налоговый орган по месту учета налогоплательщика документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ и отдельной налоговой декларации. [26], [27]

Подтверждение права на применения налоговой ставки 0 процентов.

В статье 165 НК РФ приведены перечни документов, которые необходимо представить в налоговые органы предпринимателю - экспортеру для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов в течение 180 дней с момента оформления грузовой таможенной декларации региональным таможенным органом. Перечни документов, предусмотренные статьей 165 НК РФ являются исчерпывающими, т.е. не содержат таких положений как "и т.д. ", "иные подобные документы". Иными словами не могут толковаться налоговыми органами расширительно. Вместе с тем утверждения подобного перечня на уровне законодательного акта тем более Налогового кодекса приведет к тому, что таких документов у налогоплательщика - экспортера либо вообще не будет, либо будут, но несколько другие.

В частности в Постановлении Федерального Арбитражного суда Уральского региона от 8 ноября 2007 г. N Ф09-9020/07-С2 Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 19.12.2006 N 419 в части отказа обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по операциям реализации товаров в сумме 8746371 руб.84 коп., отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 1220328 руб., заявленного налогоплательщиком к возмещению из бюджета при представлении налоговому органу декларации по ставке 0 процентов за август 2006 г. Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки налоговой декларации по НДС за август 2006 г. и пакета документов, предусмотренных ст.165 Кодекса, на предмет обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по экспортным операциям инспекцией принято решение от 19.12.2006 N 419, которым налогоплательщику отказано в возмещении НДС в сумме 1461720 руб.

Основанием для отказа в возмещении обществу НДС в оспариваемой сумме послужили выводы налогового органа об отсутствии у налогоплательщика документов, подтверждающих движение товара по территории Российской территории от поставщиков до грузоотправителя, а также несоответствии наименования грузоотправителя и грузополучателя в спорных счетах-фактурах (нарушение п.5 ст.169 Кодекса).

Полагая, что решение инспекции противоречит нормам налогового законодательства, нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и подлежащим отмене.

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходил из того, что порядок и условия для применения вычета НДС налогоплательщиком соблюдены, поэтому у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа в возмещении указанной суммы налога из бюджета, а также из того, что обществом в судебное заседание были представлены документы, подтверждающие факт оплаты товара по спорным счетам-фактурам, которые не были предметом исследования в ходе камеральной проверки и инспекцией не запрашивались.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами положений ст.165, 169, 171, 172 Налогового кодекса РФ

Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям. Согласно ст.164 Кодекса при реализации товаров на экспорт обложение НДС производится по ставке 0 процентов при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ и представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст.165 Кодекса.

Возмещение НДС, уплаченного поставщикам экспортируемой продукции, производится по правилам, предусмотренным ст.176 Кодекса.

Судами установлены и материалами дела подтверждены соблюдение обществом таможенного режима экспорта продукции, уплата НДС его поставщикам, представление в налоговый орган всех документов, установленных ст.165 Кодекса. Налогоплательщик в силу п.1 ст.171 Кодекса имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.166 Кодекса, на установленные налоговые вычеты. Согласно ст.172 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), а также документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами. Статьей 169 Кодекса предусмотрено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном гл.21 Кодекса. Пунктом 2 ст.169 Кодекса законодатель императивно установил, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п.5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных налогоплательщику сумм НДС к вычету или возмещению. Вместе с тем при неправильном оформлении продавцами счетов-фактур налогоплательщик в силу п.1, 2 ст.169, п.1 ст.171, п.1 ст.172, п.1 ст.173 и ст.176 Кодекса может предъявить к вычету указанный в таких счетах-фактурах НДС (при соблюдении иных условий реализации права на налоговые вычеты) после получения от поставщика исправленного счета-фактуры.

Судами с учетом совокупности доказательств, входящих в предмет доказывания по данному делу, и положений ст.169 Кодекса установлено и материалами дела подтверждается, что все недостатки счетов-фактур были несущественны, в дальнейшем обществом исправлены, приведены в соответствие с иными доказательствами по делу и представлены в судебное заседание.

Кроме того, правила, содержащиеся в главе 21 Кодекса, в том числе регламентирующие порядок подачи налоговых деклараций (ст.174, 176 Кодекса), не устанавливают обязанности налогоплательщиков одновременно с налоговой декларацией представлять в налоговый орган первичные документы, обосновывающие налоговые вычеты. Поэтому инспекция в силу ст.88 Кодекса не только вправе, но и обязана затребовать первичные документы, подтверждающие вычеты путем выставления соответствующего требования, в целях надлежащей проверки обоснованности налоговых вычетов по НДС. В настоящем деле такого требования к обществу о предоставлении документов инспекцией не выставлялось.

Таким образом, судами обеих инстанций на основе полного и всестороннего исследования всех представленных доказательств по делу в их совокупности согласно требованиям, предусмотренным ст.65, 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, установлено и материалами дела подтверждается, что обществом представлены все необходимые документы для реализации им права на налоговые вычеты.

Доказательства наличия признаков злоупотребления правом на налоговые вычеты, перечисленных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10 2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", инспекцией не представлены.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

а) 10 процентов - по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) по перечню, утверждаемому Правительством РФ, и товарам для детей по перечню, утверждаемому Правительством РФ. При реализации для промышленной переработки и промышленного потребления указанных продовольственных товаров (за исключением подакцизных) также применяется ставка налога в размере 10 процентов.10 процентов - по зерну, сахару-сырцу; рыбной муке, рыбе и морепродуктам, реализуемым для использования в технических целях, кормопроизводства и производства лекарственных препаратов; до 1 января 2012 года при реализации услуг по передаче племенного скота и птицы во владение и пользование по договорам финансовой аренды (лизинга) с правом выкупа налогообложение налогом на добавленную стоимость также производится по налоговой ставке 10 процентов (ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ (в ред. от 24.06.2008). Медицинские товары отечественного и зарубежного производства:

б) 18 процентов - по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары.

Ответственность за правильность и своевременность уплаты налога в бюджет возлагается на плательщиков и их должностных лиц.

Контроль за полнотой, правильностью и своевременностью внесения налога осуществляется налоговыми органами в соответствии с законодательством РФ.

Налогоплательщик имеет право самостоятельно до проверки налоговых органов внести исправления в ранее представленные налоговые расчеты (декларации).

По суммам налога, дополнительно подлежащим уплате в бюджет налогоплательщик представляет в соответствующие налоговые инспекции дополнительные налоговые расчеты (декларации) отдельно. В этих налоговых расчетах (декларациях) по соответствующим строкам указывается только сумма выявленной разницы, по сравнению с ранее представленными расчетами.

Введя новое в российское законодательство понятие "налоговый вычет" законодатель отказался определить его. Поэтому возникает много вопросов с применением данного понятия. Следует учитывать, что в главе 23 НК РФ тоже говорится о налоговых вычетах, однако порядок их применения несколько иной (полагаем, что и сущность у них иная), чем у НДС. Так, согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога (в данном случае - НДС), исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.