рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Применение налога на добавленную стоимость в РФ

Это позволяет производить зачет соответствующих сумм налога, предъявленных при приобретении товаров (работ, услуг), использованных для осуществления операций, облагаемых по нулевой ставке, в течении одного налогового периода.

С 1 января 2008 года налоговый период по налогу на добавленную стоимость установлен как квартал. Принятие указанных норм упростило процедуру применения нулевой ставки налога и налоговых вычетов и в ряде случаев привело к сокращению сроков возмещения налога и уменьшению налоговой отчетности.

В целях предотвращения фиктивного экспорта и контроля за возмещением налога на добавленную стоимость по экспортным операциям проведена работа по подготовке необходимых документов, направленных на создание единой государственной автоматизированной информационной системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории РФ и возмещением налога на добавленную стоимость при экспорте товаров.

Разработана Концепция создания системы контроля вывоза товаров с таможенной территории РФ и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров и подготовлено распоряжение Правительства РФ об одобрении этой Концепции.

Создание такой системы позволит организовать оперативное взаимодействие между таможенными и налоговыми органами по обмену информацией в электронном виде о фактическом вывозе товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории РФ, повысить эффективность контрольных мероприятий налоговых органов и сократить потери федерального бюджета из-за неправомерного возмещения сумм налога на добавленную стоимость по экспортным операциям.

С 1 января 2008 года установлен упрощенный порядок применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении товаров, реализуемых на экспорт, в случае их вывоза за пределы территории РФ через портовые особые экономические зоны.

Установлен льготный порядок применения налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) российскими организаторами Олимпийских и Паралимпийских игр, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ для их использования в целях проведения указанных игр.

С одной стороны, положительный момент: нет необходимости ежемесячно подавать декларации и уплачивать НДС в бюджет. Но есть и минусы этой нормы, в частности для тех налогоплательщиков, которые применяют ставку 0 процентов, а именно: НДС к вычету по операциям, облагаемым по такой ставке, принимается на момент определения налоговой базы. С 2008 года, согласно пункту 9 статьи 167 Налогового кодекса, при реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 0 процентов, налоговая база определяется на последний день квартала, в котором собран полный пакет документов, то есть возмещение НДС по нулевой ставке откладывается на несколько месяцев. Например, полный пакет документов, подтверждающих ставку 0 процентов, собран в январе. Если бы налоговый период оставался, равен месяцу, то после представления декларации за январь и получения, например, по окончании трех месяцев камеральной проверки положительного решения налогового органа приблизительно в конце мая деньги были бы возвращены на расчетный счет. Теперь же при сборе полного пакета документов в январе ждем окончания I квартала, представляем декларацию за I квартал, и в лучшем случае к концу июля деньги будут возвращены на расчетный счет.

С 1 января 2009 года по операциям, не подлежащим налогообложению (ст.149) теперь не облагается НДС реализация лома и отходов не только цветных, но и черных металлов (подп.25 п.2). То есть данная льгота восстановлена в том виде, в котором она существовала до 01.01.2008, правда, в отличие от прежнего порядка ее применение обязательно. Реализация лома и отходов черных металлов облагалась НДС на общих основаниях только один год. [11]

Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами (ст.161) - организации и индивидуальные предприниматели признаются налоговыми агентами не только при аренде государственного и муниципального имущества, но и при реализации им государственного (муниципального) имущества, не закрепленного за государственными или муниципальными предприятиями, а составляющего государственную казну РФ. Они должны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС (абз.2 п.3).

Установлено, что обязанности налогового агента возникают, в том числе при продаже имущества, реализуемого по решению суда (в том числе при проведении процедуры банкротства в соответствии с законодательством РФ). Налоговым агентом в этом случае будет орган, организация или индивидуальный предприниматель, реализующий это имущество (п.4). Налоговыми агентами признаются комиссионеры, агенты, поверенные не только при реализации товаров иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ, но и в случаях выполнения этими иностранными лицами работ, оказания услуг, передачи имущественных прав на территории России (п.5).

Теперь порядок, сходный с тем, который применялся в отношении аренды государственного имущества, распространен и на случаи реализации (передачи) на территории РФ государственного (муниципального) имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляющего государственную (муниципальную) казну соответствующего уровня.

Напомним также, что согласно п.3 ст.171 НК РФ налоговые агенты имеют право на вычет уплаченного НДС. Правда, это не касается упомянутого нами п.5 ст.161 НК РФ и реализации на территории РФ конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (в том числе при проведении процедуры банкротства в соответствии с законодательством РФ), бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству (п.4 ст.161 НК РФ).

Так вот, раньше условием для такого вычета было удержание и уплата налога из доходов налогоплательщика, теперь достаточно просто уплатить налог в бюджет. [12]

Подтверждение ставки 0% (ст.165) - для подтверждения нулевой ставки налогоплательщик вправе представить вместо таможенных деклараций (копий) реестр таможенных деклараций. Данный реестр должен содержать сведения о фактически вывезенных товарах с отметками таможенного органа (подп.3 п.1). Ведь для надлежащего налогового контроля налоговым органам нужна информация только о дате фактического вывоза товара в режиме экспорта. Это особенно важно для налогоплательщиков, осуществляющих большое количество экспортных поставок. Порядок их представления определяется Минфином по согласованию с ГТК.

НДС при предоплате (ст.168-172) - установлено, что при получении суммы предоплаты от покупателя налогоплательщик обязан предъявить сумму НДС покупателю, исчислив ее по расчетной ставке согласно п.4 ст.164 НК РФ (18/1,18 или 10/1,1). При этом, как и при отгрузке, не позднее 5 календарных дней со дня получения сумм предоплаты продавец должен будет выписать счет-фактуру в 2 экземплярах и передать его покупателю (ст.168).

Особенности заполнения в данном случае счетов фактур перечислены в новом п.5.1 ст.169 НК РФ. Разумеется, в нем отсутствуют наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя, так как на момент предварительной оплаты они еще неизвестны. По аналогичной причине не указываются единица измерения, количество товаров (работ, услуг), цена за единицу измерения, сумма акциза. Вместо общей стоимости без налога указывается сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Не указываются также стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога; страна происхождения товара и номер таможенной декларации.

Покупатель имеет право принять к вычету сумму НДС по своей предоплате. Основаниями для вычета у него являются: соответствующий счет-фактура продавца; документы, подтверждающие фактическое перечисление сумм предоплаты; наличие договора, предусматривающего перечисление указанных сумм (ст.171, 172). Принятый к вычету НДС по предоплате нужно восстановить в том квартале, в котором принят к вычету НДС по отгрузке. Также восстановление производится в случае изменения условий или расторжения договора и возврата соответствующих сумм предоплаты продавцу (подп.3 п.3 ст.170).

Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю (ст.168) - при взаимозачетах, осуществлении товарообменных операций, использовании в расчетах ценных бумаг не нужно перечислять НДС продавцу отдельным платежным поручением.

Налоговые вычеты (ст.172) - установлено, что суммы НДС, исчисленные при выполнении СМР для собственного потребления, можно принимать к вычету на момент определения налоговой базы по этим работам (абз.2 п.5).

Но суммы налога, исчисленные налогоплательщиком при выполнении с 01.01.2006 до 01.01.2009 строительно-монтажных работ для собственного потребления и не принятые к вычету до дня вступления в силу Федерального закона N 224 ФЗ, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном ст.172 НК РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного закона.

Возмещение налога (ст.176)

Из новой редакции данной нормы следует, что при частичном отказе в возмещении НДС налоговый орган должен вынести два решения: первое - о частичном возмещении суммы налога, второе - об отказе в возмещении оставшейся суммы НДС (абз.4 п.3).

Согласно п.1 ст.176 НК РФ после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы НДС, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст.88 НК РФ. По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (п.3 ст.176 НК РФ).

Одновременно с этим решением выносилось решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, или решение об отказе в ее возмещении. Теперь налоговые органы имеют право не отказывать в возмещении всей суммы налога, если есть сомнения в отношении определенной ее части, а принимать одновременно два решения - одно в отношении той суммы, по которой у налогоплательщика и налогового органа нет спора, другое касательно суммы, по которой между ними имеется спор. Такую возможность дает новая редакция п.3 ст.176 НК РФ в отношении решений, принимаемых после 01.01.2009.

Закон вносит изменения, направленные на совершенствование регулирования отдельных вопросов налогового администрирования, а также порядка исчисления и уплаты НДС. Изменения, вносимые в часть вторую Налогового кодекса, направлены на устранение пробелов в законодательстве в части НДС, создание более комфортного режима налогообложения НДС, упрощение налогового администрирования этого налога и снижение административных расходов налогоплательщиков.

Руководитель Экспертного управления Президента РФ Аркадий Дворкович, комментируя посвященном стратегии развития России до 2020 года, сказал, что ставка НДС, возможно, будет снижена с 18% до 12-13%. По мнению Дворковича, снижение налога до 15-16% не изменит ничего с точки зрения стимулирования к уплате НДС, не изменит общий характер администрирования. Установление налога на уровне 10%, как настаивают представители российского бизнеса, чревато для бюджета. Снижение ставки налога до 12-13%, считают в Экспертном управлении президентской администрации, - наиболее реальный и обсуждаемый вариант.

Сразу после заявления главы государства стало известно, что в Госдуме также имеются конкретные предложения по реформе налогового законодательства в целом и по налогу на добавленную стоимость в частности. Оказывается, избранники народа, рассказал спикер нижней палаты российского парламента Борис Грызлов, также обсуждают сейчас возможность установления ставки НДС на уровне 12%. Минфин, которые буквально накануне еще раз повторили свою неизменную позицию о том, что не собираются снижать ставку НДС, взяли тайм-аут и перенесли на месяц рассмотрение основных направлений налоговой политики на ближайшую трехлетку (2009-2011 годы) - с февраля на март. [29], [30]


Заключение

Налоги в результате изъятия становятся собственностью государства и используются им для выполнения политических, экономических, внешнеэкономических, оборонных, социальных и других функций. Налоги позволяют государству решать различные социальные и другие общественные задачи, в том числе и задачу выравнивания уровня доходов своих граждан. Государство формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны. Переход к рыночной системе потребовал от государства проведения коренной перестройки налоговой системы и бюджетной политики. Налоговое регулирование обеспечивает экономическое воздействие на инвестиционные процессы, обновление технологий в отраслях, балансирование бюджета, саморегулирование внутри налоговых отчислений.

Система налогового регулирования представляет собой комплекс мероприятий по обеспечению текущего процесса маневрирования финансовыми ресурсами в рамках налоговой системы. Осуществляя налоговое регулирование посредством увеличения доли налоговых изъятий, диверсификации налоговых ставок и льгот государство может стимулировать или ограничивать развитие отдельных отраслей и регионов.

В системе налогового регулирования применяются налоговые рычаги, регуляторы и стимулы, способствующие проведению протекционистских мероприятий (льготы, пониженные ставки налогов); действуют и ограничительные мероприятия (санкции, повышенные ставки налогов), а также используются налоговые платежи, ориентированные на определенное воздействие на экономические процессы

Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее сложных для понимания и расчета налогов в РФ. Для применения данного налога на добавленную стоимость требуется изучить законодательную базу (закон, инструкцию, различные изменения и дополнения к этим документам), относящуюся к данному вопросу и выяснить ряд основных проблем. Но тем не менее налог на добавленную стоимость является одним из самых распространенных. Поэтому очень важно создать отложенный механизм его применения, как для налоговых органов, так и налогоплательщиков. Большинство ошибок неправильного применения возникают из-за не понимания в частных случаях, а также постоянных изменений в налоговом законодательстве РФ.

Выводы сделанные по данной работе могут быть использованы для будущих исследований применения налога на добавленную стоимость.


Список литературы

1.  Налоговый кодекс РФ. Часть первая. Принят 16 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ.

2.  Налоговый кодекс РФ. Часть вторая. Принят 5 августа 2000 г // Собрание законодательства РФ.

3.  Федеральный Закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ"

4.  Письмо Минфина России от 30.03.2007 N 03-07-11/91, от 03.04.2007 N 03-07-11/93, от 12.04.2007 N 03-07-11/104

5.  Постановление Федерального Арбитражного суда Уральского региона от 8 ноября 2007 г. N Ф09-9020/07-С2

6.  Постановление Федерального Арбитражного суда Уральского региона

7.  от 24 ноября 2008 г. N Ф09-8700/08-С2

8.  Постановление Федерального Арбитражного суда Уральского региона

9.  от 8 ноября 2007 г. N Ф09-9102/07-С2

10.  Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16 августа 2004 г. № А79-8933, 2003-СК1-8559).

11.  Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 5 октября 2004 г. по делу № А11-2395/2004-К2-Е-2111).

12.  Ильичева М.Ю. "Налоговое право в вопросах и ответах". Учебное пособие, М.: ООО ТК Велби, 2002, 256 с.

13.  Галицкая С.В. "Деньги. Кредит. Финансы. ", М.: Экзамен, 2002, 224с.

14.  Рябова Р.И. "Налоги", М.: ЗАО "Бизнес школа", 2001, 192 с.

15.  Мальцев В.А. "Налоговое право". Учебник, М.: Издательский центр "Академия", 2004, 240 с.

16.  "Финансы"/ под. Ред.В. В. Ковалева, М.: Издательство Проспект, 2004, 512 с.

17.  Дмитриев Н.Г., Дмитриева Д.Б. "Налоги и налогообложение РФ". Учебник, Ростов н/Д: Феникс, 2004, 512 с.

18.  Бродский Г.М. "Право и экономика налогообложения", СПб: Издательство Санкт-петербургского Ун-та, 2000, 404 с.

19.  Перов А.В., Толкушкин А.В. "Налоги и налогообложение". Учебное пособие, М.: Юрайт-М, 2001, 555 с.

20.  "Налоги". Учебное пособие/под ред.Д.Г. Черниля, М.: Финансы и статистика, 2002, 656 с.

21.  Скворцов О.В. "Налоги и налогообложение". Учебное пособие, М.: Издательский центр "Академия, 2003, 240 с.

22.  Меркулова Т. А "Налогообложение", Ульяновск: УлГТУ, 2005г., 112 с.

23.  Мишле Н.А. "НДС: Налог на добавленную стоимость, М.: Экзамен, 2003г., 272 с.

24.  Медведев А.Н. "Нюансы практического налогообложения НДС. Налога на прибыль", М.: МЦФЭР, 2003, 352 с.

25.  Смирнова С.А. "НДС: налог на добавленную стоимость в вопросах и ответах", М: Экзамен, 2004, 160 с.

26.  Журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. Декабрь 2008 г. // Е.С. Казаков "Предновогодний сюрприз для налогоплательщиков"

27.  Журнал "Московский налоговый курьер" Декабрь 2008г. // "Применение налоговых вычетов по НДС"

28.  Брызгалин А.В. , Берник В.Р. , Головкин А.Н.  "Налог на добавленную стоимость в 2006г. ", М: Налги и Финансовое право, 2006 г., 352 с.

29.  Брызгалин А.В.  "Комментарий к Налоговому кодексу РФ части 2". Книга 2, М: Аналитика, 2003г., 720 с.

30.  АКДИ "Экономика и жизнь" // Бодрягина Оксана "Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается"

31.  Основные направление налоговой политики на 2009г и на плановый период 2010 и 2011 гг.

32.  "Московский бухгалтер" №8 (72) (апрель 2008) // Елена Салапина "Экспортный" НДС".


Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.