рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Применение налога на добавленную стоимость в РФ

Между тем при применении налога на доходы физических лиц абзацем 1 пункта 3 статьи 210 НК РФ установлено, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 НК РФ. Следовательно, налоговые вычеты, предусмотренные 23 главой НК РФ представляют собой нечто похожее на расходы у налога на прибыль организаций, чем на налоговые вычеты 21 главы НК РФ.

В частности в Постановлении Федерального Арбитражного Суда Уральского округа от 8 ноября 2007г. № Ф09-9102/07-С2 указано следующее предприятие обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, определенном ст.49 Арбитражного процессуального кодекса РФ) о признании недействительный решения инспекции от 22.12.2006 N 168 в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 39061985 руб. Решением суда от 14.05.2007 (судья Зверева Н. И) заявленные требования удовлетворены.

Как следует из материалов дела, оспариваемое решение принято инспекцией по результатам выездной налоговой проверки предприятия по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах (НДС на товары (работы услуги), реализуемые на территории РФ, за период с 01.10 2004 по 30.06.2006). Основанием для начисления НДС в сумме 39061985 руб. явилось неправомерное, по мнению инспекции, предъявление к вычету НДС при отсутствии реальных затрат по оплате начисленных поставщиками сумм налога. Признавая решение налогового органа в оспариваемой части недействительным, суды пришли к выводу о том, что предприятие в силу ст.171, 172 Налогового кодекса РФ имеет право на возмещение из бюджета спорной суммы налога, уплаченного своим контрагентам при приобретении у них товаров (работ, услуг).

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. При этом инспекция указывает на то, что предприятие фактически осуществляет деятельность в рамках договора поручения и оказывает посреднические услуги. Реальных затрат, связанных с уплатой НДС поставщикам товаров (работ, услуг), налогоплательщик не понес, учитывая, что коммунальные услуги оказаны другими организациями, расчеты за эти услуги произведены за счет средств, собранных с населения и полученных из бюджета, то есть не за счет собственных денежных средств.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд кассационной инстанции оснований к отмене обжалуемых судебных актов не нашел. Из обстоятельств дела следует, что предприятие получало из местного бюджета средства на покрытие убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям согласно федеральному законодательству. Кроме того, предприятию за реализованные жилищно-коммунальные услуги поступали денежные средства от населения. Указанные средства поступали в распоряжение предприятия, которое расходовало их самостоятельно на обеспечение задач по жилищно-коммунальному содержанию жилищного фонда. Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждено, что предприятие заключало договоры на содержание и ремонт жилищного фонда и объектов инфраструктуры, внешнего благоустройства, на оказание коммунальных услуг. Данная деятельность предприятия соответствует целям и видам деятельности, установленным в его уставе. То обстоятельство, что средства на покрытие убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, поступали из местного бюджета, не влияет на природу этих дотаций. Предприятие данные средства, так же как и средства, получаемые от потребителей оказываемых им услуг, вправе было расходовать по своему усмотрению на уставные цели.

Доказательств выделения этих дотаций непосредственно для возмещения сумм НДС, уплаченных учреждением контрагентам, в материалах дела не содержится. Оказываемые предприятием услуги, в том числе связанные с предоставлением коммунальных услуг населению и приобретением энергоресурсов у поставщиков, подлежат налогообложению НДС в соответствии с п.2 ст.154 Кодекса. Исчисление данного налога осуществляется налогоплательщиками на основании ст.153, 154, 166, 171 и 172 Кодекса, касающихся порядка определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг), порядка исчисления НДС и порядка применения налоговых вычетов. Превышение сумм налоговых вычетов над суммами налога, исчисленными по операциям, признаваемым объектом налогообложения, подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с п.1 ст.176 Кодекса. Согласно ст.171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.166 Кодекса, на установленные ст.171 вычеты. Статья 171 Кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривает, что вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения. В силу ст.172 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

Исследовав и оценив на основании ст.71 Арбитражного процессуального кодекса РФ совокупность имеющихся в деле доказательств, суды пришли к выводу о том, что отнесение спорной суммы НДС к налоговым вычетам произведено налогоплательщиком с соблюдением условий, предусмотренных ст.171, 172 Кодекса. Налоговое законодательство не содержит каких-либо ограничений на получение права на налоговый вычет для организаций, реализующих товары (работы, услуги) по регулируемым ценам и получающих в связи с этим дотации. Таким образом, вывод судов об отсутствии у инспекции правовых оснований для доначисления предприятию спорной суммы НДС является правильным.

С учетом различных трактовок налоговых вычетов, а также то, что в статьях главы 21 НК РФ в понятие налоговых вычетов вкладывается различное содержание можно предложить следующие определения понятия "налоговый вычет": в широком понимании этого термина налоговый вычет представляет собой особую процедуру уменьшения налога, подлежащего уплате в бюджет, на строго установленные НК РФ суммы. Аналогичное, по сути, определение, но понятия "применения налоговых вычетов" приведено Брызгалиным А. В.: Применение налоговых вычетов, по его мнению, есть уменьшение общей суммы налога, исчисленной по налогооблагаемым операциям, на суммы НДС, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг) или уплаченные налогоплательщиками по иным основаниям (например, с авансов, штрафов и т.п.); в узком смысле налоговый вычет представляет собой сумму, на которую подлежит уменьшению налог, подлежащий уплате в бюджет.

И, наконец, налоговый вычет означает сумму НДС, подлежащую возмещению путем возврата или зачета. Следует учитывать, что такое понимание налоговых вычетов возможно только при возмещении НДС.

Возможно, условно классифицировать налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 (и статьей 172) НК РФ на основные и производные налоговые вычеты. Основными налоговыми вычетами, по нашему мнению, являются суммы НДС, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 НК РФ. Налоговыми вычетами являются суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:

1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных п.2 ст.170 НК РФ;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Пункт 2 статьи 171 НК РФ в отношении операций по реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта за пределы таможенной территории РФ, и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, следует рассматривать одновременно с пунктом 3 статьи 172 НК РФ, поскольку в статье 173 НК РФ упоминаются налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 3 статьи 172 НК РФ.

Однако при прочтении пункта 3 статьи 172 НК РФ видно, что никакие налоговые вычеты им не предусмотрены. В соответствии с пунктом 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм НДС, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Безусловно, что в пункте 3статьи 172 идет речь о налоговых вычетах, предусмотренных пунктом 2 статьи 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой налоговой ставке.

Названные налоговые вычеты в силу исторических причин, упоминаемых ранее, получили название как суммы НДС, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при производстве и реализации экспортной продукции.

Порядок применения налоговых вычетов.

Брызгалин А.В. выделяет в качестве условий для принятия сумм налога к вычету (возмещению) выделяет следующие общие условия:

1) факт оплаты товаров (работ, услуг) (по товарам, ввезенным на таможенную территорию РФ - фактическая уплата НДС при ввозе);

2) приобретение товаров (работ, услуг) для использования при осуществлении деятельности, подлежащей обложению НДС;

3) наличие счетов-фактур;

4) принятие приобретенных товаров (работ, услуг) на учет.

Порядок подтверждения права на применения налоговых вычетов в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), налогообложение которых производится по нулевой налоговой ставке, включает в себя представление в налоговые органы следующих документов: отдельной налоговой декларации (как упоминалась ранее, эта декларация именуется как декларация по НДС по налоговой ставке 0 процентов); документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ; счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком (экспортером) товаров (работ, услуг), которые использованы экспортером при изготовлении, приобретении экспортной продукции; документов, подтверждающих фактическую уплату экспортером сумм НДС поставщикам материальных ресурсов, которыми могут быть платежные поручения, выписки банка, письма о проведении взаимозачетов, векселя, чеки иные платежные документы.

Наибольшую привилегию со стороны налоговых органов вызывают платежные поручения экспортера о перечислении денежных средств своим поставщикам. Наименьшую - письма о проведении взаимозачетов, к которым они требуют акты о проведении взаимозачетов, составленные после проведения зачета.

В постановлении от 21.10 2008 N КА-А41/9818-08 ФАС Московского округа рассмотрел следующую спорную ситуацию. По результатам камеральной налоговой проверки корректирующей налоговой декларации по НДС за I квартал 2007 года и документов, представленных в подтверждение правомерности применения налоговых вычетов, инспекция отказала организации в возмещении НДС. Фирма сочла это неправомерным и обратилась в суд. Судьи установили, что на основании статьи 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные данной статьей вычеты.

При этом вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ в отношении товаров, покупаемых для осуществления производственной деятельности и иных операций, признаваемых объектами налогообложения, и товаров для перепродажи. Согласно статье 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные в статье 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат, если иное не установлено в статье 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов. Выяснили, что право организации на возмещение НДС основано на положениях статей 171 и 172 НК РФ. Кроме того, суд отклонил довод инспекции о том, что недостатки в оформлении инвентарных карточек учета объекта основных средств являются основанием для отказа в возмещении НДС. При этом он указал, что в соответствии с постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 указанные документы применяются исключительно для учета наличия объектов основных средств и их движения внутри организации. Поэтому инвентарные карточки учета объектов основных средств не могут рассматриваться в качестве документов, являющихся основаниями для принятия к вычету НДС по приобретенным объектам основных средств.

Отсутствие у компании в спорном налоговом периоде налоговой базы по НДС также не влияет на возмещение НДС. Более того, судьи установили, что в налоговой декларации организации была отражена реализация услуг по аренде недвижимости и исчислен НДС с сумм полученной арендной платы.

Таким образом, суд пришел к выводу, что, поскольку организация выполнила условия применения вычетов по НДС, подтвердив хозяйственные операции, отказ инспекции в возмещении НДС является неправомерным. [25]

Статьей 168 НК РФ установлено следующее:

1) при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 Налогового Кодекса РФ) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога. (с 1 января 2009 года положение пункта 1 ст.168 изменено).

Хотя статья и носит название "сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю", но в тексте статьи "продавец" уже именуется "налогоплательщиком". Полагаем, что более правильным будет использовать термин "продавец" вместо налогоплательщик, поскольку термин "налогоплательщик" носит более абстрактный (общий) характер, чем "продавец". При этом следует учитывать, что "продавец" в налоговом законодательстве может соответствовать и "арендодателю", "подрядчику", "комиссионеру" и т.д. в гражданском законодательстве, т.е. стороне в договоре, которая непосредственно оказывает услуги, выполняет работы, передает товар.

2) сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля указанных в пункте 1 статьи 168 НК РФ цен (тарифов).

3) при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

4) в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой. (Абзац утратил силу с 1 января 2009 года. - Федеральный закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

5) При реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), а также при освобождении налогоплательщика в соответствии со статьей 145 Налогового Кодекса РФ от исполнения обязанностей налогоплательщика расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".

6) При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется. .

7) При реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования, установленные пунктами 3 и 4 ст.168 НК РФ, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.

Таким образом, можно подвести итог, применение налога на добавленную стоимость налоговые органы и налогоплательщики трактуют по разному. Исходя из практики налоговые органы имеют в такой ситуации стандартный алгоритм. По факту получения Декларации по НДС, по которой НДС начисляется в пользу налогоплательщика, проводится камеральная налоговая проверка по ст.88 НК РФ, только в отличие от документов, которые вправе требовать налоговики на проверку по указанной статье, требуется все документы, как на выездную проверку. Затребованные документы должны представляться в виде заверенных копий, что требует усилий, в том числе и времени. Конечно, индивидуальный предприниматель может сдать и оригиналы, но в этом случае ему просто нечего будет представлять в Арбитражный суд для защиты своих интересов. В результате камеральной проверки почти всегда налоговые органы принимают незаконное решение об отказе в предоставлении вычета по НДС. В качестве причины они указывают отсутствие реализации ("не к чему применять вычет" - говорят они).

Если реализация есть, но НДС к возмещению, то начинают придираться к счетам-фактурам: расшифровка подписи, ошибка в адресе, отсутствие ИНН покупателя и т.п. Если счета фактуры сделаны правильно, то проверяют поставщика. Если у него есть признаки недобросовестного налогоплательщика, то это также будет поводом для отказа. Все эти Решения Арбитражными судами признаются недействительными во всех инстанциях, но время, деньги и усилия налогоплательщиком будут затрачены.

В данной главе использовались материалы из веб-ресурса "Консультант Плюс"

Глава 3. Совершенствование налога на добавленную стоимость в РФ

В рамках работы по совершенствованию налога на добавленную стоимость с 2007 года введена единая декларация по налогу на добавленную стоимость и общий порядок возмещения этого налога. Налогоплательщики уменьшают суммы налога, начисленные по операциям, облагаемым налогом по ставкам в размере 10 или 18 процентов, на суммы налога по материальным ресурсам, использованным при производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых налогом по ставке 10 или 18 процентов, так и по ставке в размере 0 процентов, без специального решения налогового органа.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.