рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Развитие инновационной деятельности предприятия

Таблица 1.1 - Классификация инноваций

№ п/п Классификационный признак

Классификационные

группировки инноваций

1 степень радикальности

базисные, улучшающие и

псевдоинновации

2 предмет осуществления продуктовые и процессные
3 область применения инноваций управленческие, организационные, социальные, промышленные и т. д.
4

этапы НТП, результатом

которых стали инновации

научные, технические, технологические, конструкторские,

производственные, информационные

5

степень интенсивности

инноваций

"бум", равномерная, слабая, массовая
6

темпы осуществления

инноваций

быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные
7 масштабы инноваций трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие
8 результативность инноваций высокая, низкая, стабильная
9 эффективность инноваций

экономическая, социальная,

экологическая, интегральная

За этим разделением стоят два различных инновационных процесса: пионерный и догоняющий. Пионерный тип означает линию на достижение мирового первенства (например, США). Догоняющий — дешевле и может дать быстрый результат (например, Япония). На этом пути создаются так называемые приростные инновации, связанные с улучшением свойств существующих процессов производства и продуктов. По направленности результатов инновации делятся на инновации-процессы и инновации-продукты. Выделяются также и другие классификации инноваций в соответствии с той ролью, которую они играют в развитии экономической системы.

Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъявляют специфические требования к инновационному механизму. Так, технические и технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства. Приведенные классификации свидетельствуют о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру.

1.3 Организации инновационной деятельности предприятия в рыночных условиях хозяйствования

Переход к рыночной экономике требует существенного повышения гибкости производства и восприимчивости к инновациям. Вновь создаваемые предприятия наукоемкого сектора, в отличие от обычных, ориентируются на полный цикл, включающий вначале стадию НИОКР и освоения производства новых продуктов и услуг. Поэтому они создают перспективные исследовательские группы. На завершающей стадии предусматривается послепродажное сервисное обслуживание. Это делает их более мобильными и позволяет учесть как постоянно меняющиеся запросы рынка, так и последние достижения науки и техники.

Инновации связывают различные по характеру и способам управления области хозяйственной деятельности: науку, производство, инвестиции, реализацию продукции. Совершенствование стилей и приемов инновационного управления, быстрое и адекватное реагирование на изменение конъюнктуры рынка, острая необходимость в управлении внедрения новшества, развитие новых направлений инструментов в работе предприятия, совершенствование всех основных элементов современного инновационного менеджмента применительно к специфике рынка дают возможность инноваторам использовать все виды резервов для успешной инновационной деятельности.

Инновационное управление представляет процесс постоянного обновления различных сторон деятельности предприятия.

Оно включает не только технические или технологические разработки, но и любые изменения в лучшую сторону во всех сферах деятельности предприятия, а также в управлении процессом новых знаний.

Инновации можно представить как процесс совершенствования сбалансированности различных областей работы предприятия. Для инновационного менеджера процесс обновления означает разрушение привычной ориентации научно-производственного персонала и направление его на поиск новых форм инновационной деятельности, превращение каждого работника в источник нововведений. Ему предстоит объединить большое количество участников инновационного процесса, создать экономические условия и стимулы для работы, нацеленной на обновление деятельности предприятия.

Внедрение инноваций всегда связывается с потребностями рынка. Инновационный менеджер определяет, какие виды новых продуктов, работ и услуг должны обеспечить нужную долю рынка, какие продукты требуют модернизации, для того чтобы была обеспечена сбалансированность краткосрочных и долгосрочных программ, т.е. он выявляет, как добиться в конкретных условиях оптимального варианта собственной доли рынка, повышения отдачи от используемого инновационного потенциала.

В настоящее время в программах инновации белорусских предприятий приоритетными являются; внедрение новых видов продуктов; освоение новых сегментов рынка; повышение рентабельности деятельности предприятия и каждого подразделения в отдельности; оптимальное использование имеющихся материальных и научных ресурсов. Инновационный менеджер должен уметь разрешать уникальные проблемы.

В деятельности менеджеров упор приходится делать не па стандартные решения, а на способность быстро и правильно оценивать хозяйственную ситуацию и находить тот единственно возможный в данном положении подход, который и является в конкретных условиях оптимальным.

Инновационный менеджмент — это особый вил профессиональной деятельности, направленный на достижение конкретных инновационных целей действующей в рыночных условиях фирмы, оптимальных результатов на основе рационального использования научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента [9, с. 39]. Инновационный менеджер имеет дело с прогнозами, расчетами, ожидаемыми показателями, упитывающими специфику инновационной деятельности.

Инновационный менеджмент связан с различными видами инновационной деятельности и в зависимости от их специфики осуществляет свою управленческую деятельность. В его функции входят:

постоянная корректировка инновационных целей и программ в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды;

ориентация на достижение запланированного конечного результата инновационной деятельности предприятия:

использование современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии управленческих решений;

изменение функций стратегического управления и планирования — от текущего к перспективному;

упор на все основные факторы изменения и улучшения инновационной деятельности предприятия;

оценка управления работы в целом только на основе реально достигнутых конечных результатов;

привлечение всего научно-технического и производственного потенциала предприятия к ее управлению и др.

Инновационным менеджерам приходится решать комплекс задач:

определение целей стратегического управления и развития предприятия;

выявление приоритетных задач, их очередность и последовательность решения;

управление изменениями на предприятии;

разработка стратегии развития предприятия — системы хозяйственных задач и путей их решения;

подготовка системы мероприятий по разработке и освоению новых видов продукции (в рамках жизненного цикла продукции);

оценка необходимых ресурсов и поиск источников их обеспечения;

обеспечение жесткого контроля за выполнением поставленных задач в сфере инновационной деятельности;

прогнозирование как предвидение результатов развития предприятия, происходящего под воздействием существующих факторов;

обеспечение жизнеспособности своего предприятия в условиях жесточайшей конкуренции, несмотря на любые рыночные коллизии и неожиданности и др.

Инновационный менеджмент располагает своим собственным экономическим механизмом и тесно связан с методологией научного управления. Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен работой предприятия в рыночных условиях, когда результаты деятельности предприятия получают оценку на рынке.

Содержание понятия «инновационный менеджмент» обычно рассматривают как организацию управлении предприятием и как процесс принятия управленческих решений. Этапом разработки методологии научного управления стал анализ содержания работы и определение се основных компонентов. Затем была обоснована необходимость систематического использования стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и росте объемов производства. Авторы работ по научному управлению А. Файоль. П. Друкер, М.Х. Мескон, X. Вольфганг и другие выдвинули и обосновали следующие научные положения:

важность применения научного анализа для определения наилучших способов достижения целей;

целесообразность отбора и использования работников, наиболее подходящих для выполнения конкретных заданий, обеспечение их последовательного обучения и переобучения;

необходимость снабжения работников всеми ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения поставленных перед ними задач.

Таким образом, управление инновациями — это изменения с келью внедрения и использования новых видов оборудования, процессов, обновления различных сторон инновационной деятельности предприятия. Опыт предприятий-лидеров наглядно свидетельствует, что инновации неизбежны и управляемы. Управление инновациями — ключ к поддержанию высокой эффективности производства.


2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Нормативно-правовая база инновационной деятельности в Республике Беларусь

Мировой опыт показывает, что государства, отдающие предпочтение инновационному пути развития национальных экономик, разрабатывают и эффективно применяют государственную инновационную политику.

Государственная инновационная политика является составной частью государственной политики научно-технического и социально-экономического развития, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в цепи событий цикла «наука - техника - производство» [3, с. 10].

Научно-техническая политика Республики Беларусь является частью социально-экономической политики государства, выражающей отношение государства к научно-технической деятельности, определяющей цели, направления и формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Основными целями государственной научно-технической политики Республики Беларусь являются [3, с. 15] :

-  обеспечение экономического и социального развития республики за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества;

-  совершенствование научного, научно-технического и инновационного потенциалов как важнейших факторов социально-экономического прогресса;

-  достижение высокого интеллектуального и культурного уровней общества, направленных на улучшение качества жизни народа.

На современном этапе научно-техническая политика направлена на максимальное приближение исследований и разработок к потребностям белорусской экономики, а каждый проект и задание программы - на разработку новой продукции или технологии для конкретного предприятия или отрасли. Главная задача инновационной политики - стимулирование инновационных процессов.

Государственная инновационная политика республики касается широкого круга проблем:

-  стратегии и приоритетов развития науки, техники и технологий;

-  технологической перестройки производства;

-  формирования инфраструктуры и информационной базы нововведений;

-  создания условий для повышения восприимчивости экономики к нововведениям;

-  обеспечения единства инновационной политики в целях быстрейшей технологической перестройки экономики;

-  совершенствования образования, прежде всего высшего, для подготовки специалистов современного уровня, способных к активным инновационным действиям;

-  привлечения иностранных инвестиций;

-  содействия формированию рыночных механизмов для поддержания инновационных процессов;

-  научно-технического прогнозирования и программирования и другого.

Одним из основных элементов национальной инновационной политики (наряду с государственными приоритетами, институциональной инфраструктурой, системами финансирования и подготовки и переподготовки кадров) является нормативная правовая база. Более того, законотворческая деятельность является безусловной прерогативой государства, важнейшим инструментом регулирования научно-технической и инновационной деятельности в стране, главным фактором формирования «правил игры» на рынках научно-технической и инновационной продукции.

Согласно ст. 51 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует свободу научного творчества и содействует развитию научных и технических исследований на благо общих интересов. Нормативные основы собственно научно-инновационной деятельности в Беларуси начали закладываться в первые годы ее суверенитета в связи с принятием Закона Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики» от 19 января 1993 г. № 2I05-XII. В преамбуле этого нормативного правового акта (в редакции 1997 г) прямо указывается, что наука находится под опекой государства и пользуется поддержкой как исключительно важная сфера для экономического развития, культуры, общественных отношений, а государство обеспечивает экономические и правовые гарантии научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Дальнейшее развитие правовая база получила в рамках Программы развития научно-инновационной деятельности, одобренной Правительством в феврале 1996г. и разработанной по инициативе Государственного комитета по науке и технологиям (ГКНТ) для активизации процесса продвижения научно-технических разработок в производство, создания новых механизмов стимулирования научно-технического прогресса и его государственной поддержки. Результатом реализации этой программы в законодательном плане явилась разработка целого ряда нормативных правовых актов, в числе которых законы Республики Беларусь «О научной деятельности», «О служебном изобретении», «О пресечении недобросовестной конкуренции», «О научно-технической информации», а также принятие нескольких документов методического плана, касающихся оценки научно-технического уровня инновационных проектов, методических указаний по работе с нематериальными активами, а также выпуск официального стандартизированного терминологического сборника «Инновационная деятельность. Термины и определения».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.