Курсовая работа: Развитие инновационной деятельности предприятия
В
последующие годы принимается комплекс нормативных правовых актов, связанных с
решением теоретико-методологических проблем определения новых и высоких
технологий, формированием и функционированием базовых элементов инновационной
инфраструктуры, порядка их финансирования и т. д., в том числе:
- Постановление Кабинета Министров
Республики Беларусь от 26 февраля 1996 г. № 143 «О программе развития научно-инновационной деятельности в Республике Беларусь»;
- Указ Президента Республики Беларусь
от 8 июля 1996 г. № 244 «О стимулировании создания и развития в Республике
Беларусь производств, основанных на новых и высоких технологиях»;
- Постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 27 февраля 1997 г. № 139 «О приоритетных направлениях создания и развитияновых и высоких технологий и критериях их оценки»;
- Положение
Министерства экономики Республики Беларусь от 24 апреля 1997 г., Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 24 апреля 1997 г. «О порядке организации и проведения государственной научно-технической экспертизы
разрабатываемых, привлекаемых и используемых технологий по отнесению их к новым
и высоким, производств и организаций, основанных на этих технологиях, к
высокотехнологичным»;
- Постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 4 июня 1997 г. № 640 «Об инкубаторах малого
предпринимательства в Республике Беларусь»;
- Постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 31 июля 1997 г. № 998 «Об утверждении Положения
о научно-технологическом парке»;
- Приказ Государственного комитета по науке
и технологиям Республики Беларусь от 27 октября 1997 г. №95 «Об утверждении Порядка отнесения субъектов хозяйствования к научно-технологическим
паркам»;
- Постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 26 января 1998 г. № 105 «О механизме реализации мер
государственной поддержки создания и развития производств, основанных на новых
и высоких технологиях»;
- Постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 6 мая 1998 г. № 712 «О некоторых вопросах
регулирования научно-технической деятельности»;
-
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 июля 1998 г. № 1084 «Об утверждении Положения о порядке финансирования научной, научно-технической и инновационной
деятельности за счет средств республиканского бюджета»;
-
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 августа 1998 г. № 1301 «Об утверждении порядка софинансирования программ и проектов международного
технического сотрудничества в Республике Беларусь»;
- Постановление
Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 1998 г. № 1652 «Об утверждении положения о порядке разработки и выполнения государственных
научно-технических программ»;
- Постановление
Совета Министров Республики Беларусь от 12 ноября 1998 г. № 1739 «О создании Белорусского инновационного фонда»;
- Постановление
Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 1999г. «Об утверждении Положения
о порядке конкурсного отбора и реализации инновационных проектов, финансируемых
из республиканского бюджета»;
- Постановление
Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 26 декабря
2000 г. № 16 «Об утверждении Правил оказания финансовой помощи Центрам
поддержки предпринимательства и Инкубаторам малого предпринимательства за счет
средств республиканского бюджета».
Перечисленные
нормативные правовые акты послужили законодательной базой для формирования
инновационной инфраструктуры, после чего страна вступила в период ее
совершенствования. С целью создания условий для перехода к инновационной
экономике, развития механизмов государственного регулирования
научно-технической и инновационной деятельности, формирования правового поля
для обеспечения инновационного процесса в стране принят ряд новых нормативных
правовых актов, в том числе:
- Декрет Президента Республики Беларусь
от 5 марта 2002г. № 7 «О совершенствовании государственного управления в сфере
науки»;
- Постановление Совета Министров
Республики Беларусь 25 июля 2002г. № 1002 «О Комитете по науке и технологиям
при Совете Министров Республики Беларусь»;
- Постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. № 1346 «Об утверждении положения о порядке формирования и использования средств инновационных фондов»;
- Постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 5 марта 2003г. № 303 «О некоторых вопросах деятельности
Белорусского инновационного фонда»;
- Постановление
Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2003г. № 1016 «О Концепции
инновационной политики Республики Беларусь на 2003-2007 годы»;
- Указ
Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007г. № 136 «О Государственной
программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007 - 2010 годы»;
- Постановление
Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2004г. № 282 «О
государственном комитете по науке и технологиям Республики Беларусь»
- Постановление
Совета Министров Республики Беларусь от 7 июня 2004г. № 677 «Об утверждении
критериев оценки новых и высоких технологий, в том числе приобретаемых за
рубежом, и их факторных показателей»;
- Постановление
Совета Министров Республики Беларусь от 14 мая 2005г. №493 «Об утверждении
Положения о порядке зачисления, направлениях и целях использования средств
инновационных фондов»;
- Указ
Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 315 «Об утверждении перечня приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований
Республики Беларусь на 2006-2010 гг.»;
-
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2005 г. № 961 «Об утверждении Положения о порядке разработки и выполнения научно-технических программ»;
- Декрет
Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. «О Парке высоких технологий»;
- Постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 348 «Об утверждении расходов за счет
средств республиканского бюджета, предусмотренных в 2006 году на научную, научно-техническую
и инновационную деятельность, по направлениям и государственным заказчикам»;
- Постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 27 марта 2006 г. № 407 «Об утверждении нормативов направления
средств инновационных средств на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских
и опытно-технологических работ и работ по подготовке и освоению производства
новых видов наукоемкой продукции в 2006 году».
Однако
специалисты в области юриспруденции отмечают, что, несмотря на многочисленность
и разновекторность введенных в действие нормативных правовых актов,
законодательство о научно-инновационной деятельности до сих «не стало
полноценной отраслью (или подотраслью) в системе отраслей законодательства или
права Республики Беларусь, хотя в Едином правовом классификаторе Республики
Беларусь оно закреплено в качестве следующей комплексной отрасли
«Законодательство в области образования, науки, информации, информатизации,
культуры, искусства и спорта» и соответственно самостоятельной подотрасли под
наименованием «законодательство о научной, научно-технической и инновационной
деятельности» (индексы 10.01-10.02.19.00)».
В
условиях, когда Основные положения Программы социально-экономического развития
Республики Беларусь на 2006-2010 годы предусматривают активное развитие новых
институциональных и организационных форм инновационной деятельности
(научно-внедренческих и научно-технических центров, технопарков и
технополисов), национальной инновационной системы страны, увеличение
финансирования научно-инновационной деятельности к концу пятилетки не менее чем
в 2,5-3 раза важно срочно создавать правовое обеспечение инновационной
деятельности и, в частности, ускорить принятие Инновационного кодекса.
Формирование
такого важнейшего элемента инновационной системы страны как законодательная
база, регулирующая научно-техническую и инновационную деятельность субъектов
хозяйствования, продолжается. Приняты или находятся на рассмотрении в
Правительстве и другие нормативные акты, направленные на дальнейшее
совершенствование системы организации, проведения и финансирования исследований
и разработок на основе программно-целевых подходов, повышение эффективности
направления и использования средств инновационных фондов, на активизацию
инновационной деятельности, развитие ее инфраструктуры, охрану прав на объекты
интеллектуальной собственности, стимулирование высокоэффективного труда ученых,
повышение их ответственности за результаты внедрения научно-исследовательских и
опытно-конструкторских (технологических) работ (НИОК(Т)Р) в производство.
2.2 Характеристика
ОАО «Гомельстройматериалы»
Открытое акционерное
общество «Гомельстройматериалы» одно из крупных предприятий строительных
материалов Республики Беларусь. Гомельский комбинат строительных материалов был
основан в 1950 году. В 1971 году на его базе было основано объединение
«Гомельстройматериалы».
Открытое акционерное
общество «Гомельстройматериалы» (ОАО «Гомельстройматериалы») зарегистрировано
решением Гомельского областного исполнительного комитета от 27.04.2000 года
№229 за №400051892. Учредительная конференция по созданию ОАО
«Гомельстройматериалы» была проведена 12.12.96 года. Юридический адрес: 246010, г. Гомель, ул. Могилёвская, 14. УНН – 400051892, ОКПО – 00294616.
Форма собственности –
частная, доля государства – 97,5%.
Основной целью
деятельности Общества является хозяйственная деятельность, направленная на
получение прибыли для удовлетворения социальных, культурных и экономических
нужд коллектива работников и акционеров общества.
Основным видом
деятельности является производство строительных материалов. Лицензируемые виды
деятельности осуществляются только на основании специального разрешения (лицензии).
В
соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь Общество
осуществляет следующие виды деятельности:
- производство строительных
металлоконструкций (28111);
- производство строительных
металлических изделий (28120);
- производство изделий из проволоки (28730);
- производство прочих, металлический
изделий, не включенных в другие группировки (28759);
- переработка отходов и лома черных
металлов (37101);
- переработка отходов и лома цветных
металлов (37102);
- оптовая торговля автомобилями
(50101);
- оптовая торговля автомобильными
деталями, узлами и принадлежностями (50301);
- оптовая торговля и торговля через
агентов, кроме торговли автомобилями и мотоциклами (51);
- оптовая торговля ломом и отходами
черных и цветных металлов (51571);
- прочая розничная торговля в
неспециализированных магазинах (52120);
- розничная торговля строительными
материалами (52460);
- розничная торговля по образцам
(52610);
- деятельность автомобильного грузового
транспорта (60240);
- транспортная обработка грузов
(63110);
- хранение и складирование (63120);
- организация перевозок грузов (63400);
- сдача внаем собственного недвижимого
имущества (70200);
- аренда прочих машин и оборудования
(71340):
К группе основного
производства относятся
– цех по производству теплоизоляционных материалов;
– цех по производству камней силикатных;
– цех по производству блоков из ячеистого бетона;
– карьер по обеспечению производства стеновых материалов песком.
К
вспомогательным цехам, обеспечивающих работу основных, относятся:
ремонтно-механический цех, ремонтно-строительный цех, энергоцех, автотранспортный
цех, железнодорожный участок, цех контрольно-измерительных приборов и автоматики.
Общество
несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом. Акционеры
Общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с
деятельностью Общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Общество
не может выступать гарантом или поручителем перед банками-кредиторами
юридических лиц негосударственной формы собственности и физических лиц по
исполнению этими лицами своих обязательств возврата полученных кредитов, кроме
кредитов, выдаваемых на строительство жилых помещений.
Общество
может в установленном порядке создавать унитарные предприятия, филиалы и
представительства, быть учредителем (участником) других хозяйственных обществ и
товариществ. Срок деятельности Общества не ограничен.
Основные
рынки сбыта продукции ОАО «Гомельстройматериалы» –Республика Беларусь,
Российская Федерация и Украина. На всех рынках сбыта имеется явное превышение
спроса над предложением, продиктованное стабильным ростом объемов строительства
во всех регионах сбыта, что обеспечивает сохранение и наращивание объемов
реализации ОАО «Гомельстройматериалы».
Основными
потребителями продукции являются строительные организации, часть продукции
выделяется коммерческим и торговым организациям.
Основными конкурентами
предприятия являются:
1. На рынке Республики
Беларусь: УПП «Забудова»; АП «Минский КСИ»; Гродно КСМ; ЗАО «Могилевский КСИ».
2. На
рынке Российской Федерации: Брянский завод силикатных изделий; Силикатный завод
(г. Клинцы); Курский завод силикатного кирпича «Монолит»; АО «Орелстрой».
3. На
рынке Украины: Днепропетровский силикатный завод; Житомирский комбинат
силикатных изделий; «Силикат» (г. Чернигов).
Основные экономические
показатели деятельности предприятия представлены в таблице 2. 1.
Производственные
мощности используются на 100%. В общем объеме
производства плиты из минеральной ваты составляют около 50%, блоки из ячеистого бетона – 35%, камни силикатные – 15%. Годовая программа производства и реализации: 95 млн. шт. усл.
кирпича, 360-380 тыс. м. куб. блоков, 215-220
тыс. м. куб. плит минераловатных.
Таблица 2.1 – Основные
экономические показатели деятельности ОАО «Гомельстройматериалы»
Показатели |
Ед.
изм.
|
Годы |
Темп роста |
2005 |
2006 |
2007 |
2006г. к 2005г.
в %
|
2007г. к 2006г.
в %
|
Объем производства в
стоимостном выражении продукции в действующих ценах |
млн.
руб.
|
37370 |
58007 |
82875 |
155,2 |
142,8 |
Объем производства в
стоимостном выражении продукции в сопоставимых ценах |
млн.
руб.
|
34973 |
54169 |
75307 |
142,9 |
139 |
Объем реализованной
продукции в отпускных ценах |
млн. руб. |
42100 |
71623 |
108200 |
170,1 |
151 |
Выручка от реализации |
млн.
руб.
|
43054 |
72694 |
110058 |
168,8 |
151,4 |
Прибыль от реализации |
млн.
руб.
|
5653 |
9681 |
22150 |
171,3 |
279,7 |
Производит.труда в
сопост.ценах |
млн.
руб.
|
39,9 |
54,2 |
71,7 |
135,8 |
120,6 |
Производит, труда в
действ.ценах |
млн.
руб.
|
39,4 |
58,1 |
79 |
147,5 |
136,1 |
Среднесписочная
численность, всего |
чел |
984 |
1036 |
1065 |
105,3 |
102,7 |
в т.ч. ППП |
чел |
949 |
999 |
1026 |
105,3 |
102,7 |
Полные издержки на
произведенную продукцию |
млн. руб. |
32318 |
51199 |
72722 |
158,4 |
142 |
Затраты на 1 руб.
товарной продукции |
руб. |
0,86 |
0,88 |
0,89 |
102,3 |
101,1 |
Чистая прибыль |
млн.
руб.
|
3288 |
6572 |
15949 |
199,9 |
242,6 |
Рентабельность
реализованной продукции |
% |
17,9 |
18 |
29 |
100,6 |
161 |
Дебиторская
задолженность |
млн.
руб.
|
2479 |
3343 |
7312 |
134,9 |
219 |
Кредиторская
задолженность |
млн.
руб.
|
3047 |
6325 |
7275 |
207,6 |
115 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|