рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Управление финансами негосударственных пенсионных фондов

Курсовая работа: Управление финансами негосударственных пенсионных фондов

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

1.1 Перспективы правового регулирования отношений по доверительному управлению пенсионными резервами

1.2 Текущее регулирование отношений по доверительному управлению пенсионными резервами

1.3 Отношения по доверительному управлению пенсионными резервами, требующие нормативного регулирования

Глава 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПЕРВОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО ФОНДА

2.1 Анализ и прогнозирование доходной и расходной частей бюджета пенсионного фонда

2.2 Выявление факторов, влияющих на формирование доходной и расходной частей бюджета первого национального пенсионного фонда

2.3 Роль участников инвестирования пенсионных накоплений в управлении бюджетом пенсионного фонда

2.4 Основные направления совершенствования деятельности негосударственного пенсионного фонда

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

В силу своей социальной значимости пенсионное обеспечение играет огромную роль в экономической, общественно-политической жизни страны и в финансово-бюджетной сфере государства. Пенсионная система органично связана с системой оплаты труда, налоговой системой, состоянием рынка труда, положением на финансовом рынке, а также с демографической ситуацией.

Укрепление рыночных отношений, неотъемлемой частью которых является развитие различных финансовых коммерческих и некоммерческих организаций, в значительной степени обусловили изменение социально-экономического положения в России. Это отразилось в повышении социальной ответственности и дополнительных гарантиях государства, общества и работодателей перед гражданами. Обеспечение пенсией населения служит одной из самых значительных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы более 30 % населения страны, а косвенно и все население.

В существующих экономических условиях наиболее действенным механизмом увеличения уровня жизни пенсионеров представляется развитие негосударственного пенсионного обеспечения (НПО). Построение эффективной социальной защиты пенсионеров во многом зависит не только от государства, но и от совместных усилий государства и бизнеса.

Более чем пятнадцатилетний опыт существования в сложных экономических и политических условиях негосударственных пенсионных фондов (НПФ) доказал их социальную значимость, и право участвовать в системе обязательного пенсионного страхования граждан. Социальная значимость негосударственных пенсионных фондов состоит в активном вовлечении населения в сферу добровольного пенсионного страхования и в содействии решению стратегической задачи национальной пенсионной системы — повышению уровня жизни пенсионеров. Недостаточная степень развитости негосударственного пенсионного обеспечения, незначительная доля негосударственных пенсий в общей системе пенсионного обеспечения граждан, недостаточный уровень разработанности теоретической и законодательной базы тормозят развитие российской пенсионной системы. Основные факторы, обеспечивающие успешное функционирование системы НПФ, - это повышение конкурентоспособности отечественных фондов на рынке предоставления финансовых услуг, участие в обязательном пенсионном страховании, государственная поддержка и совершенствование государственного регулирования в этой сфере.

Таким образом, можно сделать вывод об актуальности и практической необходимости развития системы негосударственных пенсионных фондов как значимого социального института для повышения качества жизни пенсионеров.

Вопросы реформирования пенсионной системы и развития негосударственного пенсионного обеспечения неоднократно рассматривались в различных исследованиях, монографиях, периодических изданиях. Значительный вклад в развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения внесли такие ученые и специалисты как: В.А. Андреев, М.М. Аранжереев, В.Н. Баскаков, А.А. Берг, Ю.В. Воронин, Е.Ш. Гонтмахер, Г.П. Дегтярев, М.Э. Дмитриев, М.Ю. Зурабов, Р.А. Кокорев, О.М. Колобаев, Е.В. Коломин, Ю.В. Пешехонов, Г.Б. Поляк, В.Д. Роик, А.К. Соловьев, Е.М. Четыркин, Л.П. Якушев, Е.Л. Якушев. Однако существующие проблемы в области негосударственного пенсионного обеспечения требуют продолжения исследований по данной тематике для выработки эффективного механизма, направленного на поступательное развитие и совершенствование негосударственных пенсионных фондов.

Цель курсовой работы заключается в изучении комплекса теоретических положений и практических рекомендаций по управлению финансами негосударственных пенсионных фондов.

В соответствии с намеченной целью в работе поставлены следующие задачи:

-    уточнить содержание понятия «пенсионное обеспечение» и виды пенсионного обеспечения граждан, обосновать применение понятия «дополнительное пенсионное страхование»;

-    определить место и роль негосударственных пенсионных фондов в системе социального страхования граждан и пенсионной системе страны, определить перспективы участия негосударственных фондов в системе обязательного пенсионного страхования;

-    дать практические рекомендации по совершенствованию инвестиционной политики в области управления активами негосударственных пенсионных фондов, в том числе и средствами накопительной части трудовой пенсии;

Предметом исследования выступает система негосударственных пенсионных фондов в России. Объектом исследования является механизм функционирования негосударственных пенсионных фондов.

Нормативно-правовая база данной работы основана на Конституции РФ, Налоговом кодексе РФ, Гражданском кодексе РФ, Федеральных законах, Указах Президента РФ и Постановлениях Правительства РФ по вопросам, связанным с организацией деятельности негосударственных пенсионных фондов. В качестве информационных источников использованы: материалы, представленные на официальных сайтах Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ (МЭРТ), Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвитие), Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), научные исследования, монографии, статьи, научные доклады и материалы научных конференций. При подготовке диссертации были использованы материалы исследований по пенсионной реформе, проводимые Всемирным банком и другими зарубежными организациями.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

1.1 Перспективы правового регулирования отношений по доверительному управлению пенсионными резервами

Доверительное управление пенсионными резервами, как предмет правового регулирования, имеет ряд отличительных особенностей, без учета которых не может быть сформулирована эффективная система соответствующих правовых норм. Специфика данных отношений обусловлена институциональными целями пенсионных фондов и доверительного управления.[1]

Основным назначением негосударственных пенсионных фондов является создание независимой системы пенсионного обеспечения. При этом в российском законодательстве акцент сделан на независимости пенсионных фондов от государства, тогда как в мировой практике законодатель традиционно уделяет больше внимания независимости данных организаций от учредителей фондов (в большинстве случаев это крупные работодатели). Таким образом, главная цель института негосударственных пенсионных фондов - это обособление имущества, предназначенного для выплаты будущих пенсий от имущества их учредителей (исключение возможности использования имущества пенсионных фондов в интересах учредителей).[2]

Главной задачей института доверительного управления является освобождение собственника имущества от расходов, связанных с его содержанием и использованием. Все заботы, связанные с содержанием и использованием имущества перелагаются на другое лицо - доверительного управляющего, который получает за это вознаграждение.[3]

Следовательно, целью законодателя является обеспечение следующих условий: 1) независимости пенсионных фондов; 2) перенесения бремени содержания имущества фондов на доверительных управляющих. Только реализация этих целей позволит пенсионным фондам сконцентрироваться на интересах настоящих и будущих пенсионеров.

Вместе с тем, существует ряд дополнительных проблем, без решения которых формирование полноценной системы пенсионного обеспечения невозможно. Одной из наиболее серьезных задач является повышение привлекательности пенсионных фондов для работодателей и работников, в первую очередь за счет налоговых преимуществ для вкладчиков фондов. Другим важным аспектом, требующим пристального внимания законодателя являются взаимоотношения пенсионного фонда и его доверительного управляющего. Если в качестве образца для сравнения рассматривать правила доверительного управления инвестиционными фондами (которые также не идеальны), то процент отношений между пенсионным фондом и управляющим, которые урегулированы нормами права, составит не более 50%.

1.2 Текущее регулирование отношений по доверительному управлению пенсионными резервами

К сожалению, следует признать, что в действующем законодательстве отсутствуют нормы, направленные на обеспечение независимости негосударственных пенсионных фондов от их учредителей. Более того, антимонопольное законодательство[4] не позволяет применительно к пенсионным фондам использовать понятие аффилированного лица. Согласно существующему определению аффилированность могут иметь только физические и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (пенсионные фонды, как некоммерческие организации такой деятельности не осуществляют).

Кроме того, в числе объектов, в которые запрещено инвестировать пенсионные резервы отсутствуют ценные бумаги учредителей негосударственного пенсионного фонда и их аффилированных лиц.[5] Единственное ограничение в этой области предусматривает, что в ценные бумаги учредителей и вкладчиков фонда может быть вложено до 30 процентов стоимости размещенных пенсионных резервов.[6] В совокупности с возможностью инвестирования в векселя (в т.ч. векселя учредителей и их аффилированных лиц) до 50 процентов стоимости размещенных резервов[7] это делает пенсионные фонды весьма уязвимыми для злоупотреблений со стороны учредителей.

Взаимодействие пенсионного фонда и его доверительного управляющего регулируется нормативными актами и договором об управлении пенсионными резервами. Поскольку действующее законодательство регламентирует лишь наиболее общую часть отношений между пенсионным фондом и его управляющей компанией, содержание договора об управлении пенсионными резервами в настоящее время имеет определяющее значение.

Доверительное управление имуществом – сравнительно новый институт гражданского права России. Его общие положения содержатся в главе 53 ГК РФ. Согласно ст.1012 ГК РФ доверительный управляющий вправе совершать в отношении переданного ему в управление имущества любые юридические и фактические действия в интересах учредителя доверительного управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Управляющий ограничен в своих действиях по отношению к переданному ему учредителем имуществу только законом либо условиями договора доверительного управления. Исключение составляет лишь недвижимое имущество, распоряжение которым управляющий вправе осуществлять только, если такое право предоставлено ему законом или договором с учредителем.

В качестве существенных условий договора доверительного управления ГК РФ определяет (п.1 ст.1016): 1) состав имущества, передаваемого в управление; 2) наименование (имя) учредителя и/или выгодоприобретателя; 3) размер и форму вознаграждения управляющего; 4) срок действия договора.

В ГК РФ сформулированы основные принципы договора доверительного управления имуществом, важнейшими из которых являются:

1)         обособление имущества доверительного управления от имущества управляющего и иного имущества (ст.1018);

2)         презумпция ответственности доверительного управляющего за прямые убытки и упущенную выгоду (ст.1022);

3)         обусловленность права управляющего на вознаграждение и возмещение расходов наличием доходов от использования имущества доверительного управления (ст.1023);

4)         выделение денежных средств и ценных бумаг в качестве особых объектов доверительного управления (ст.ст.1013, 1025).

Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" содержит ряд специальных норм, регулирующих отношения по управлению пенсионнымирезервами. Так, названный закон устанавливает, что договор доверительного управления пенсионными резервами должен соответствовать условиям, утвержденным Правительством РФ (ст.25), а ценные бумаги, в которые размещены пенсионные резервы, управляющий должен хранить на отдельном счете, открытом на его имя в специализированном депозитарии пенсионного фонда (ст.26). Приказом Государственной инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития РФ от 27.12.1999 г. № 134 утверждены Условия договора о размещении пенсионных резервов, заключаемого негосударственным пенсионным фондом и управляющей компанией (далее - Условия). Условия определяют, что управляющий обязан осуществлять размещение пенсионных резервов на принципах надежности, сохранности, ликвидности, доходности и диверсификации. Содержание перечисленных принципов Условия не раскрывают. Основная часть сформулированных в Условиях требований к договору управления пенсионными резервами с той или иной степенью точности воспроизводит положения гл.53 ГК РФ.

Отношения по доверительному управлению пенсионными резервами также регулируются иными нормативными актами. Так, согласно ст.17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ (в ред. от 23.12.2003 г.) доверительное управление пенсионными резервами является лицензируемым видом деятельности. Соответствующую лицензию до настоящего времени выдавала ФКЦБ РФ[8]. Но поскольку требования к порядку размещения пенсионных резервов устанавливаются и контролируются иным регулирующим органом - Инспекцией негосударственных пенсионных фондов[9], федеральный орган по рынку ценных бумаг лишен каких-либо полномочий в части контроля за деятельностью управляющей компании по доверительному управлению средствами пенсионных резервов.

Доверительный управляющий обязан учитывать операции с имуществом, составляющим пенсионные резервы, на отдельном балансе в соответствии с учетной политикой фонда и формами учета, установленными для негосударственных пенсионных фондов приказом Минфина РФ от 21.02.2001 г. № 15н[10]. При составлении бухгалтерской отчетности негосударственного пенсионного фонда в нее включаются показатели бухгалтерской отчетности, представленной доверительным управляющим, путем построчного суммирования аналогичных показателей. К сожалению, нормативные акты министерства финансов не разъясняют, чьей учетной политикой должен руководствоваться управляющий при составлении бухгалтерской отчетности по договору доверительного управления, своей собственной или же принятой учредителем доверительного управления.

Еще одним достаточно серьезным упущением законодателя является ограничение для инвестиций пенсионных резервов в российские паевые фонды. Этот инвестиционный инструмент идеально подходит для пенсионных фондов, реализующих пенсионные планы с установленными взносами (defined contribution plans). План с установленными взносами предполагает, что вкладчик (участник) или его работодатель делает фиксированные взносы, а величина выплат, которые будет получать вышедший на пенсию участник, пропорциональна росту стоимости пенсионных резервов. При этом вкладчик принимает участие в определении инвестиционной декларации и несет инвестиционные риски. Именно такие пенсионные схемы позволяют негосударственным пенсионным фондам размещать пенсионные резервы в паевые фонды. В США почти половина всех активов фондов, реализующих подобные пенсионные планы, инвестируются во взаимные фонды.[11]

Тем не менее, действующее законодательство[12] позволяет размещать средства пенсионных резервов в векселя, причем не предъявляет каких-либо требований к плательщикам по таким ценным бумагам.

Нормативно неопределенными остаются такие важные элементы договора доверительного управления пенсионными резервами, как:

- содержание понятия «должная заботливость управляющего»;

- показатель эффективности управления и алгоритм его расчета;

- исходные данные для расчета показателя эффективности управления, вознаграждения управляющего;

- содержание понятия «упущенная выгода»;

- порядок расчета вознаграждения доверительного управляющего;

- возможность предоставления доверительным управляющим гарантий относительно результатов управления;

- соотношение учетной политики негосударственного пенсионного фонда и управляющего пенсионными резервами.

Примечателен также тот факт, что ни один из нормативных актов, регулирующих деятельность негосударственных пенсионных фондов, не содержит термина "инвестиционная декларация" применительно к инвестированию средств пенсионных резервов (однако, этот термин широко используется законодателем, когда речь идет о пенсионных накоплениях). Указанные акты оперируют более широким понятием - “план размещения пенсионных резервов”. Но план размещения пенсионных резервов составляется для внутренних целей негосударственного пенсионного фонда с учетом его обязательств по пенсионным планам и актуарных расчетов. В договор же доверительного управления пенсионными резервами должна быть включена инвестиционная декларация, составленная в соответствии с планом размещения пенсионных резервов. Управляющий, особенно в случаях, когда у негосударственного пенсионного фонда несколько доверительных управляющих либо управляющему переданы в управление не все пенсионные резервы, объективно не в состоянии следить за соответствием своих действий плану размещения пенсионных резервов. Таким образом, управляющий обязан действовать согласно инвестиционной декларации, которая должна включать все необходимые ограничения. Соответствие действий управляющего требованиям инвестиционной декларации является главным элементом понятия «должная заботливость».

На практике, как управляющие, так и негосударственные пенсионные фонды, мало внимания уделяют составлению инвестиционной декларации, несмотря на то, что в случае разногласий относительно тех или иных действий управляющего, именно этот документ имеет решающее значение. Достаточно подробная инвестиционная декларация, с одной стороны, обеспечивает соответствие инвестиций управляющего плану размещения пенсионных резервов, а, с другой стороны, защищает последнего от необоснованных претензий со стороны негосударственного пенсионного фонда в части возмещения убытков, в т.ч. упущенной выгоды.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.