рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Управление финансами негосударственных пенсионных фондов

- обеспечения сохранности указанных средств;

- обеспечения доходности, диверсификации и ликвидности инвестиционных портфелей;

- определения инвестиционной стратегии на основе объективных критериев, поддающихся количественной оценке;

- учета надежности ценных бумаг;

- информационной открытости процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для Фонда, его вкладчиков, участников и застрахованных лиц;

- прозрачности процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для органов государственного, общественного надзора и контроля, специализированного депозитария и подконтрольности им;

- профессионального управления инвестиционным процессом.

Деятельность Фонда по размещению пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений не относится к предпринимательской.

Хранение сертификатов ценных бумаг и (или) учет и переход прав на ценные бумаги, в которые размещены пенсионные резервы и средства пенсионных накоплений, ежедневный контроль над соблюдением Фондом и управляющими компаниями ограничений, установленных законодательными и другими нормативными правовыми актами, осуществляются специализированным депозитарием на основании договора об оказании услуг специализированного депозитария.

Доход от размещения пенсионных резервов и от инвестирования средств пенсионных накоплений, направляется на пополнение пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений (соответственно). На покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности Фонда и на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности Фонда, часть дохода Фонда от размещения пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений в размерах, установленных пунктом Устава.

Распределение дохода, полученного от размещения пенсионных резервов и от инвестирования средств пенсионных накоплений, производится единоличным исполнительным органом фонда в порядке, предусмотренном пенсионными и страховыми правилами Фонда.

2.4 Основные направления совершенствования деятельности негосударственного пенсионного фонда

В бюджетном послании Президента В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации в апреле 2007 г. в числе первоочередных задач названы определение целевых ориентиров относительно уровня коэффициента замещения и формирование механизмов укрепления накопительной составляющей пенсионной системы, включая стимулирование добровольных пенсионных накоплений граждан. С целью повышения заинтересованности граждан в формировании своих пенсионных накоплений необходимо дальнейшее укрепление и развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения, а также государственное стимулирование более активного участия граждан и работодателей в добровольном пенсионном обеспечении. В настоящее время на обсуждение вынесены три основные концепции организации системы добровольного пенсионного обеспечения (ДПО), подготовленные Национальной ассоциацией негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), Министерством экономического развития и торговли и Министерством Здравоохранения и социального развития.

Согласно проекту НАПФ предлагается следующая организация системы ДПО: работник имеет право добровольно платить взносы в НПФ в размере до 3% своей заработной платы, а на работодателя возлагается обязанность уплачивать такую же сумму в пользу этого работника в этот же НПФ. Платеж работодателя принимается в зачет 3% единого социального налога (взноса), направляемого на финансирование базовой части трудовой пенсии. При этом, по мнению авторов концепции, из структуры единого социального налога должны быть исключены перечисления в федеральный бюджет на финансирование базовой части трудовой пенсии (в настоящее время – 6% от заработной платы без учета регрессивной шкалы). Часть единого социального налога, ранее направлявшегося в бюджет в размере 3%, в этом случае может быть направлена на увеличение тарифа страховых взносов, используемых для финансирования страховой части трудовых пенсий, а остальная часть (также в размере 3%) – на стимулирование добровольных пенсионных накоплений граждан. Основой реализации данной концепции организации дополнительного пенсионного обеспечения является перераспределение финансовых ресурсов внутри действующей пенсионной системы (от распределительной ее части к страховой и добровольно-накопительной). Данные меры приведут к дефициту средств на финансирование базовой части трудовой пенсии и отказу от основного принципа первого (распределительного) уровня пенсионной системы - «солидарности поколений». При этом проект НАПФ не подразумевает повышения социальной ответственности работодателя перед сотрудниками в рамках организации добровольного накопительного пенсионного обеспечения. Таким образом, реализация данного проекта развития добровольного накопительного пенсионного обеспечения в условиях острого дефицита средств для финансирования пенсий приведет к ущемлению прав и гарантий на достойную старость нынешних пенсионеров в пользу будущих пенсионеров, т.е. фактически к перекосу действующей пенсионной системы. Переход к принципу личной ответственности каждого застрахованного от принципа солидарности поколений и переходу от смешенной распределительно-накопительной системы к накопительной системе возможно лишь на этапе «зрелости» накопительной составляющей пенсионной системы, т.е. не ранее, чем в 2020-х. гг.

Предложения по совершенствованию пенсионной системы, подготовленной Минздравсоцразвития, сводятся к упрощению учета и движения средств в накопительной пенсионной системе, формируемой с участием государства. Средства застрахованных лиц, находящихся в управлении государственной управляющей компании, предлагается учитывать на лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации с начислением процентов на уровне доходности государственной управляющей компании от ранее сформированных накоплений, но не ниже инфляции. Суммы поступающих накопительных взносов застрахованных лиц предлагается направить на две цели: обеспечение перевода накоплений в негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании по выбору застрахованных лиц, а также на выплату текущих пенсий. Наш взгляд, данные меры не «предложения по совершенствованию пенсионной системы», а являются предложениями по возврату к распределительной системе. Перераспределение финансовых ресурсов внутри пенсионной системы направлено не на развитие накопительных принципов, а на погашение текущих обязательств, связанных с распределительной составляющей пенсионной системы. При этом не уточняются источники финансирования накопительной части трудовой пенсии при наступлении у застрахованных лиц пенсионных оснований.

Проект изменения законодательства по инвестированию средств пенсионных накоплений, подготовленный МЭРТ, предполагает перераспределение средств пенсионных накоплений, находящихся в управлении Внешэкономбанка, в другие частные финансовые институты с целью повышения эффективности управления ими.

На основе проанализированных предложений можно сделать вывод о том, что организация дополнительного пенсионного обеспечения должна строиться на принципах паритетного финансирования дополнительных негосударственных пенсий со стороны работников и работодателей, повышения социальной ответственности работодателей перед работниками, при этом участие государства должно проявляться не в прямом софинансировании пенсий, а в создании механизма налогового стимулирования работодателей. Данный механизм должен обеспечивать включение в полном объеме (а не в рамках 12%) взносов работодателя на дополнительное пенсионное обеспечения в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения, при этом следует предусмотреть исключение данного вида взносов из налоговой базы по единому социальному налогу (ЕСН). Основным фактором развития негосударственных пенсионных фондов является экономическая заинтересованность работодателей и граждан в создании корпоративных и личных пенсионных планов. При осуществлении деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению очень важным является вопрос налогообложения его субъектов – негосударственного пенсионного фонда, вкладчика (лица, заключившего договор о негосударственном пенсионном обеспечении и вносящим пенсионные взносы), участника (лица, в пользу которого заключен договор о негосударственном пенсионном обеспечении).

Механизм организации дополнительного пенсионного обеспечения на основе паритетного финансирования пенсии работником и работодателем должен строиться при регулирующей роли государства. Модельные расчеты показывают: чтобы пенсия вышла на уровень 70% от зарплаты, работодателю необходимо установить размер пенсионных отчислений не менее 10% от фонда оплаты труда, а работнику - 10% от личных доходов на дополнительные пенсионные выплаты. Тогда при условии 25-летнего периода уплаты ЕСН в Пенсионный фонд РФ и взносов в НПФ и консервативном прогнозе долгосрочного инвестиционного дохода суммарная пенсия (обязательная и дополнительная) будет достигать 70% от последнего заработка работника. Прямое софинансирование дополнительных пенсий государством в условиях недостаточного уровня государственного пенсионного обеспечения и дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ является не вполне обоснованным. Также как и нежелательно повышение пенсионного возраста в условиях сложившейся демографической ситуации и снижение порога такого важного показателя как коэффициент замещения. В соответствии с рекомендацией Международной организации труда пенсия должна составлять не менее 40% от последнего заработка работника после 30 лет страхового стажа, а в соответствии с Европейской хартией - не менее 50%.

При этом основная задача государства в области дополнительного пенсионного обеспечения заключается в регулировании системы негосударственных пенсионных фондов, обеспечения гарантии пенсионных средств, стимулирования работодателей для создания и более широкого распространения пенсионных систем на предприятиях.

Система защиты прав и законных интересов субъектов системы негосударственного пенсионного обеспечения достаточно многогранна. Исключительно важную роль в развитии негосударственных пенсионных фондов приобретает формирование многоуровневой системы гарантий сохранности пенсионных средств, включающей в себя:

-          сохранение статуса НПФ как некоммерческой организации социального назначения;

-          развитие системы страхования вложений с целью обеспечения государственной гарантии будущей пенсии;

-          система внешнего страхования как по средствам покупки полиса в страховой компании, так и обязательное требование об участии НПФ в объединенных гарантийных фондах;

-          усиление контроля за деятельностью НПФ со стороны уполномоченного федерального органа (в т.ч. предоставление права аннулировать лицензию НПФ);

-          введение требования об обязательном наличии в штате негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего самостоятельное размещение пенсионных средств, специалиста, имеющего аттестат ФСФР серии 5.0.

Как было отмечено выше, негосударственные пенсионные фонды являются некоммерческими организациями, и источники финансовых ресурсов НПФ и направления их использования строго регламентированы. Важной гарантией надежности негосударственного пенсионного фонда является также повышение размера совокупного вклада учредителей. Данные средства, как и страховой резерв НПФ, в случае дефицита пенсионных резервов направляются на покрытие пенсионных обязательств фонда.

На наш взгляд, учитывая несомненную важность процедуры банкротства негосударственных пенсионных фондов было бы целесообразно принять специальный Федеральный закон «О банкротстве негосударственных пенсионных фондов».

Вопрос о коммерциализации статуса НПФ является преждевременным, по крайней мере, до тех пор, пока не будут созданы дополнительные меры по защите прав и законных интересов вкладчиков.

Реформирование системы налогообложения, изменение налоговой нагрузки НПФ в сторону переноса налогообложения на пенсионные выплаты, освобождение от налогообложения пенсионных взносов и инвестирования пенсионных средств создаст предпосылки к увеличению масштабов негосударственного пенсионного обеспечения. Взимание налога на прибыль в размере 24% при осуществлении инвестиционной деятельности НПФ снижает уровень доходности пенсионных резервов и ведет к удорожанию пенсионных услуг для населения.

Для решения накопившихся социальных проблем в области пенсионного обеспечения необходимо создание качественно новой системы негосударственных пенсионных фондов как общей инфраструктуры рынка негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионного страхования, посредством совершенствования методов и форм государственного регулирования и контроля. С целью повышения заинтересованности граждан в формировании своих пенсионных накоплений необходимо дальнейшее укрепление и развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения, а также государственное стимулирование более активного участия граждан и работодателей в добровольном пенсионном обеспечении.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимость дальнейшего реформирования пенсионной системы и формирования системы негосударственного пенсионного обеспечения граждан и создания должных условий для развития негосударственных пенсионных фондов неоднократно отмечались в законодательных и нормативных актах, прежде всего в Посланиях Президента Федеральному собранию, а также в Концепции и Программе реформирования пенсионной системы в Российской Федерации.

Проанализированы особенности организации и функционирование деятельности негосударственных пенсионных фондов, уточнено содержание понятия «пенсионное обеспечение». Обосновано применение понятия «дополнительное пенсионное страхование», разработана классификация видов пенсионного обеспечения граждан по источникам финансирования выплат.

Термин «пенсионное обеспечение» является достаточно емким и включает в себя различные формы социальной защиты и страхования населения от социальных рисков, связанных с наступлением старости, инвалидности, с потерей кормильца. В современной экономической литературе нет единства в определении границ понятий «пенсионное обеспечение» и «пенсионное страхование». Достаточно часто поднимается вопрос о параллельном и равнозначном существовании таких экономических категорий, как «пенсионное обеспечение» и «пенсионное страхование», в зависимости от методов финансирования и формирования денежных фондов. При финансировании в виде прямых ассигнований из бюджета используют термин «пенсионное обеспечение», а при применении страховых методов при формировании специальных фондов, используют термин «пенсионное страхование». Данный подход не вполне обоснован, хотя и получил законодательное подтверждение в нормативных документах. «Пенсионное обеспечение» - это понятие, охватывающее назначение и выплату всех существующих видов пенсий, а понятие «пенсионное страхование» является формой пенсионного обеспечения граждан, и данные понятия относятся как общее к частному. В связи с разночтением различных понятий и использованием разной терминологии в экономической литературе и пенсионном законодательстве необходимо принять соответствующие поправки в нормативные документы.

Вопрос о классификации видов и форм пенсионного обеспечения также является дискуссионным.


ЛИТЕРАТУРА

1.   Федеральный закон от 10 января 2003 № 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах».

2.   Федеральный закон от 07.05. 19998 г. №75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

3.   Вагапова А. Негосударственный пенсионный фонд: правовое регулирование и бухгалтерский учет. // Финансовая газета, № 42, октябрь 2003 г.

4.   Клевцова Т., Негосударственные пенсионные фонды: правовой и налоговый аспекты. // Финансовая газета, № 12, март 2004 г.

5. Килячков А.А., Чалдаева Л.А., Рынок ценных бумаг и биржевое дело. – М.: Юристъ, 2001.

6. Первый национальный пенсионный фонд http://www.1npf.com

7. Сайкин В., Дмитриев М., Севастьянова В. и др. Новая модель пенсионного обеспечения // Человек и труд, 2001. – №5. – С. 25.

8. Чудновская Г.В. Роль негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного страхования граждан. // Экономика природопользования. Обзорная информация ВИНИТИ, 2007. - №1.

9. Чудновская Г.В. Управление активами негосударственных пенсионных фондов. // Экономика природопользования. Обзорная информация ВИНИТИ, 2007. - №3.


[1] В отношении негосударственных пенсионных фондов под институтом понимается организационно-правовая форма, а применительно к доверительному управлению институт - это группа норм гражданского права.

[2] Wilkie M., Malcolm R., Luxton P. Equty & Trusts. - Oxford University Press Inc., N.Y. - 2002. Р.160.

[3] Гражданское право . Том 2 / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. - М.: Проспект. - 1999, С.585.

[4] Статья 4 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 г. № 948-1 (в ред. от 09.10.2002 г.)

[5] п.10 Постановления Правительства РФ от 23.12.1999 г. № 1432

[6] п.7 Требований к составу и структуре пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, утвержденных приказом Инспекции НПФ от 10.01.2002 г. № 1.

[7] Там же.

[8] Постановление Правительства РФ от 04.07.2002 г. № 495.

[9] Постановление Правительства РФ от 05.10.1999 г. № 1117.

[10]Приказ Минфина РФ от 21.02.2001 г. № 15н "О формах бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов".

[11] Taking a Fancy to Mutual Funds, Institutional Investor (May 1992), p. 119.

[12] Постановления Правительства РФ от 23.12.1999 г. № 1432

[13] Постановление ФКЦБ РФ от 23.01.2004 г. № 5480.

[14] Смирнов А.Н. Налоговые условия негосударственного пенсионного обеспечения // Пенсионные фонды и инвестиции, № 6 (12), 2003 г.


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.