Курсовая работа: Управление развитием региона
рынок труда (в России он существует, но характеризуется
значительными региональными и структурными диспропорциями спроса и предложения
);
рынок инвестиционных товаров, включая землю и другие объекты
недвижимости (он законодательно не отрегулирован, слабо ориентирован на
потребности малого бизнеса и в значительной степени монополизирован).
На тенденции развития малого бизнеса оказывают
непосредственное влияние негативная динамика основных макроэкономических
показателей, продолжение спада производства. К числу основных
макроэкономических факторов следует отнести:
ограниченность внутреннего спроса и наличие кризиса на
внутреннем рынке в связи с недостатком свободных финансовых средств предприятий
и падением реальных доходов населения;
вялую инвестиционную активность, отсутствие притока
средств из финансового в реальный сектор экономики, ужесточение требований к
обеспечению кредитов со стороны финансовых организаций (даже при значительно
более низких по отношению к 1996-2000 гг. процентных ставках, крайне низкую
эффективность инвестиций );
неконкурентоспособность многих видов продукции
отечественного производства в условиях растущего давления со стороны импортных
товаров.
Адаптация к жестким внешним условиям происходит, прежде
всего, на микроуровне путем изменения стратегии поведения малых предприятий, их
переориентации на выпуск товаров и услуг, пользующихся сегодняшним спросом и
заполняющих новые сегменты рынка. Малые предприятия при этом могут эффективно
использовать свои объективные преимущества в гибкости, мобильности и быстроте
приспособления к запросам потребителей.
1.3.2 Состояние малого предпринимательства в Ивановской
области
Малое предпринимательство Ивановской области является
мощным рычагом для решения комплекса политических, экономических и социальных
проблем региона: создание прогрессивной структуры экономики и
предпринимательской среды; организация конкурентоспособных предприятий и
производств; насыщение рынка продукцией и услугами, в том числе первой
необходимости; расширение налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней;
снижение остроты безработицы и обеспечение занятости населения путем создания
новых рабочих мест.
Экономический кризис в стране, обострившийся во второй
половине 1998 года, значительно осложнил положение субъектов малого
предпринимательства в Ивановской области. Около 30% малых предприятий
приостановили свою деятельность, осталось только 44 действующих СП , 15 стран
покинули областной рынок.
Несовершенство законодательства, регулирующего
функционирование малого бизнеса, непосильное налоговое бремя, чрезмерно
усложненный учет и отчетность, недоступность инвестиционных ресурсов усугубляют
проблемы субъектов малого предпринимательства, способствуют свертыванию их
деятельности или переходу их в теневую экономику. По данным комитета
государственной статистики,[1]
на начало 2006 года в Ивановской области функционировало порядка 5 940 малых
предприятий и 36,3 тысячи индивидуальных предпринимателей.
На малых предприятиях занято порядка 59 тысяч человек, на
условиях вторичной занятости работает около 21 тысячи человек: с 2000 года
вновь наблюдается устойчивый рост числа малых предприятий, количество которых к
началу 2006 года увеличилось в 6 раз. Общая численность занятых в МП в это же
время увеличилась в 4,1 раза, а объем производимой продукции (услуг) в 11 раз.
Основные проблемы, сдерживающие развитие малого
предпринимательства: недостаточный уровень подготовки предпринимателей,
отсутствие стартового капитала, сложности с поиском помещения, лицензированием
деятельности, организацией сбыта продукции и услуг.
В целом все эти проблемы можно разбить на три основные
группы:
Проблема преодоления административных барьеров:
регистрация, юридическое оформление, открытие счета в банке.
Обеспечивающие проблемы: аренда помещений, оборудования,
персонал, криминогенность, безопасность.
Материально-финансовые проблемы, в числе которых и малая
финансовая дисциплина предприятий.
Сохраняется в целом неблагоприятная тенденция «точечной»
концентрации малого бизнеса, когда более 755 его приходится на города Иваново,
Кохма, Кинешма и Шуя. Доля бюджетных поступлений здесь составляет 15-20% при
уровне доходящем до 2-3% во многих сельских районах области.
Отрицательное влияние на развитие малого бизнеса
оказывают низкая платежеспособность населения и сложности в получении кредитов,
нежелание коммерческих банков кредитовать малый бизнес.
2. Факторы стратегического
планирования регионального развития на примере Ивановской области
2.1 Проблемы управления развитием в Ивановской области
2.1.1 Региональная экономическая и административная
специфика
Известно, что Ивановская область уже не первый год
пытается найти понимание своим проблемам в московских коридорах власти. Все
последние годы, в ответ на слезные просьбы о помощи и спасении в Москве просят
предоставить обоснованную программу развития области или хотя бы нескольких
ключевых отраслей соответствующую критериям инвестиционных проектов. То есть
такую, которая помимо направления расходования федеральных средств, независимо
в какой форме бы они не выступали, будь то прямые трансферты (централизованные
инвестиции) или, столь любимые отечественными производителями, льготные цены и
налоговые списания, ясно показывала их окупаемость по времени и уровню
рентабельности. То есть такую программу, которая, с точки зрения инвестора,
могла бы демонстрировать область (как регион), или хотя бы ее отраслевой
фрагмент как эффективный бизнес.
Что только не делалось прошлыми администрациями ( именно
такое создается впечатление ) чтобы такой проект не предоставлять. Началось еще
с громких попыток объявить в Государственной Думе первого созыва, из
лоббистских соображений, Ивановскую область зоной экономического бедствия.
Тогда же, в период 1994-1995-х годов, администрация
области, под руководством А. Лаптева, пыталась переломить кризисные тенденции и
сформировать бюджет развития области. Однако в тот период он, к сожаленью, не
был выделен отдельной строкой в областном бюджете. Это произошло в силу
представлений самой администрации о том, что средства такого бюджета наиболее
эффективно могли быть использованы в качестве льготных кредитов на пополнение
оборотных средств предприятий ( прежде всего текстильных ). Такие кредиты
выдавались дважды в 1994 и один раз в 1995гг. консорциумом московских банков (
во главе с банком «Менатеп» ) под гарантии Правительства РФ и согарантии
администрации Ивановской области ( в счет средств, уже тогда дефицитного,
областного бюджета, то есть практически в счет сумм федерального трансферта ) в
общей сумме около 540 млрд. неденоминированных рублей и проходили через
«профильный» банк «Текстиль». Далее они шли на кредитование избранных
текстильных предприятий под залог их ОФ и пакетов акций. Однако использование
этих кредитов текстильными предприятиями было неэффективным прежде всего ввиду
устаревшей (и часто криминализированной ) системы продаж ( отпуск продукции на
реализации, без надлежащих гарантий и т.п.).
Далее последовала очередь многострадальной программы
«Текстиль». Оная, зародившись в тихих кабинетах ивановского ГПИ-6, троекратно
переделываясь, четырежды возилась в Москву в период 1995-1998гг., пока не была
окончательно похоронена в околоправительственных приемных. Параллельно
муссировался и вопрос о создании некой ( или неких ) ФПГ в окончании названия
коих упорно фигурировал все тот же «текстиль». Реальным «активом» этой
мифологической стадии оздоровления экономики области стал пожалуй только
приснопамятный «английский» проект 1997-1998гг. в ходе которого ЗАО «ИВТЕКС»,
выступая в качестве «давальщика» снял сливки с более 20 областных текстильных
предприятий и, менее чем через год после его окончания, большую часть из них (
самый яркий пример АО «Навтекс» г. Наволоки и «Основа» г. Фурманов ) поставил в
состояние практического банкротства.
Нынешняя администрация, на первый взгляд, мыслит
несколько более «стратегическими» категориями и в этой связи можно отметить в
качестве ее несомненной заслуги то, что ее усилиями в настоящее время создан
Центр стратегического развития области под эгидой областного СПП. ( Правда тут
надо оговориться, что и предыдущая власть, на излете своего правления уже, тоже
решила приникнуть к живительному источнику стратегической мысли и с этой целью
способствовала созданию независимого Центра стратегического планирования под
эгидой известного в области ЗАО «Союз». По его поручению, упомянутым выше
Институтом народно-хозяйственного прогнозирования РАН, и был разработан в
2001-2006гг. 180 страничный отчет («Отчет» ) о состоянии дел и перспективах
развития области.)
Место и роль Ивановской области в российской экономике
характеризуется показателями, приведенными в таблице 1. [2]
Таблица 1.
Вклад региона в основные общероссийские
социально-экономические показатели в % от суммарной величины по РФ.
|
2002г. |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
Население области на конец года |
0,87 |
0,86 |
0,84 |
0,84 |
Валовой региональный продукт |
1,04* |
0,42 |
0,30 |
0,28* |
Стоимость основных фондов (на конец года; по полной
балансовой стоимости) |
0,68 |
0,57 |
0,55 |
0,54 |
Объем промышленного производства в фактически
действовавших ценах |
2,03 |
0,48 |
0,41 |
0,31 |
Продукция сельского хозяйства (в хозяйствах всех
категорий, в фактически действующих ценах) |
0,77 |
0,72 |
0,59 |
0,63 |
Инвестиции в основной капитал (в фактически
действовавших ценах) |
0,62 |
0,28 |
0,38 |
0,18 |
Экспорт |
0,49 |
0,14 |
0,10 |
0,1 |
Импорт |
0,64 |
0,32 |
0,21 |
0,6 |
Розничный товарооборот |
0,83 |
0,52 |
0,40 |
0,4 |
Доходы бюджета |
0,60 |
0,61 |
0,42 |
0,52 |
Расходы бюджета |
0,60 |
0,61 |
0,43 |
0,55 |
Среднегодовая численность занятых в экономике |
0,87 |
0,78 |
0,75 |
0,8 |
* - расчетные значения [2]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|