Реферат: Налоговый контроль. Формы и методы налогового контроля
Реферат: Налоговый контроль. Формы и методы налогового контроля
ЮРИДИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра конституционного
и административного права
Курсовая
работа по учебной дисциплине «Финансовое право»
на тему: «Налоговый
контроль. Формы и методы налогового контроля»
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и сущность налогового контроля
1.1 Понятие и виды налогового контроля
1.2 Принципы налогового контроля
2. Теоретические основы осуществления налогового контроля
2.1 Форма налогового контроля
2.2 Методы налогового контроля
Заключение
Список литературы и использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Взимание налогов –
древнейшая функция и одно из основных условий существования государства,
развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию.
Процесс взимания налогов,
осуществляется путем реализации своих налоговых обязательств как физических,
так и юридических лиц, которые зачастую не заинтересованы принимать участие в
формировании денежных фондов государства за счет собственных средств, поэтому
нередки случаи уклонения налогоплательщиками, налоговыми агентами, кредитными
организациями от уплаты налогов, сокрытия имущества, предоставления неточной
информации о доходах и др. И для пресечения подобных мер нарушения налогового
законодательства реализуется один из важнейший институт налогового
законодательства – налоговый контроль.
Налоговый
контроль – ежедневная деятельность налоговых и иных государственных органов по
обеспечению правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и
сборов в бюджет (государственный внебюджетный фонд), выполнению налогообязанными
лицами норм налогового законодательства.
В
данной курсовой работе будет непосредственно рассмотрено как осуществляется
налоговый контроль – посредством, каких форм и методов, и что следует понимать
под формами и методами налогового контроля.
Объект исследования – общественные
отношения, возникающие , в
процессе
осуществления налогового контроля
Предмет исследования – совокупность правовых норм, определяющих и регулирующих
налоговый контроль, его формы и методы..
Так, целью данной
курсовой работы является раскрытие самого понятия и содержания налогового
контроля и способов его реализации на практике: формы и методы налогового
контроля.
Для достижения указанной
цели решаются следующие задачи:
·
Определение
понятие налогового контроля и его классификация по различным основаниям;
·
Проведение
подробного анализа основных начал – принципов осуществления налогового
контроля;
·
Определение и
перечисление форм налогового контроля, подробная характеристика основной формы
– налоговой проверки: выездной и камеральной;
·
Определение
методов налогового контроля, разбор каждого из методов в отдельности.
Работая над данной
курсовой работой, я обращалась к многочисленным источникам, в которых
затрагивалась тема налогового контроля, его форм и методов:
В
первую очередь, это нормативно-правовые акты, такие как Конституция Российской
Федерации[1], Налоговый Кодекс
Российской Федерации[2], Приказ Федеральной
налоговой службы от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции
системы планирования выездных налоговых проверок» Финансовая газета. 2007. 21
июня. N 25[3] и другие;
Второй вид источников,
используемых в курсовой работе – это различные учебные пособия и учебники для
студентов ВУЗов, так как здесь дается относительно вся информация, касающаяся налогового
контроля, основных форм и методов его осуществления, однако, в сжатом виде, с
целью её дальнейшего раскрытия с помощью нормативно-правовых актов, судебной
практики, статей, сборников, словарей, монографий и др.
К третьему виду
источников, ссылки к которым достаточно часто встречаются в данной работе
относится судебная практика за 2007-2010 г., что обусловлено наличием в настоящее время пробелов в налоговом законодательстве Российской Федерации и их
возмещением посредством решения дел по налоговом вопросам в судебном порядке.
И,
наконец, четвертый вид источников, наиболее используемый в курсовой работе –
это статьи из юридический газет и журналов, труды ученых и аспирантов
юридических факультетов, таких как: Титов А.С., Турчина О.В., Кобзарь-Фролова
М.Н, Смирнов Д.А., Лапшин О.И, Федоров А.С., Чхутиашвили Л.В., Полтева А.М.,
.Копина А.А, Мельникова Ю.А. и другие.
Такое количество работ, источников, посвященных теме налогового
контроля, его формам и методам говорит об актуальности данной темы, что в
принципе имеет достаточно объективную причину, так как осуществление налогового
контроля является одним из самых действенных способов пресечения нарушения налогового
законодательства и обеспечения исправного поступления налоговых сборов в
государственные бюджетные фонды Российской Федерации.
Об
актуальности деятельности по налоговому контролю, его форм и методов в
настоящее время говорят меры, предпринимаемые государством, по обеспечению его
эффективности и развития. Одним из примеров может послужить Федеральный Закон
от 27.07.2010 N 229-ФЗ, внесший значительные поправки в положения гл. 14 «Налоговый
контроль» Налогового кодекса по вопросам порядка проведения налогового контроля
и налоговой ответственности, правила учета организаций и физических лиц и др.
1.
ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1 Понятие и виды налогового контроля
В
соответствии со ст. 82 Налогового кодекса РФ «налоговый контроль определяется
как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением
налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства
о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ».
Данное
определение в законодательство было введено в 2006 году Федеральным Законом «О
внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской
Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с
осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования»[4];
ввиду отсутствия дефиниции налогового контроля до 2006 года и в настоящее время
продолжают существовать множество его доктринальных определений.
Так,
с точки зрения роли и значения налогового контроля в процессе налогообложения
такой контроль рассматривается как этап налогообложения[5],
по составу он отождествлялся с совокупностью мер государственного регулирования[6],
по роли и значению в системе государственного контроля его характеризовали как
направление[7]. В системе управления
налоговый контроль определялся как государственный институт[8].
По своему предмету он относится к такому виду государственного контроля, как
контроль за законностью и целесообразностью[9].
Исходя
из содержания упомянутых выше определений, можно сделать вывод, что налоговый
контроль рассматривается как государственный, однако некоторые авторы указывают
на возможность проведения контроля за соблюдением налогового законодательства в
рамках внутреннего контроля деятельности лица (внутрихозяйственного контроля),
а также в процессе осуществления аудиторской проверки, что относится к разновидностями
негосударственного финансового контроля.
Основываясь
на нормах Налогового кодекса РФ и на доктринальных определениях попробуем в
данном разделе курсовой работы дать понятие налогового контроля.
Итак, «Налоговый контроль является
составной частью финансового контроля и одним из видов государственного
контроля»[10].
Выделяются два виды финансового
контроля: финансово-бюджетный контроль, который охватывает государственные
финансы как единое целое, в основном включает различного рода контрольные
мероприятия в рамках непосредственно бюджетного процесса, и
финансово-хозяйственный контроль, охватывающий деятельность отдельных субъектов
хозяйствования (или экономических единиц), выражается в проверках и ревизиях
финансово-хозяйственных операций экономических субъектов. «С учетом этого
налоговый контроль, предметом которого является своевременность и полнота
уплаты налогов и сборов организациями и физическими лицами, следует отнести к
финансово-хозяйственному контролю»[11].
Налоговый контроль относится к
общегосударственному финансовому контролю, то есть осуществляются органами
государственной власти и управления, к которым относятся Государственная
налоговая служба Российской Федерации, Государственный таможенный комитет
Российской Федерации, Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации
и иные органы, им подведомственные; и направлен на объекты, подлежащие контролю
независимо от их ведомственной подчинённости.
Сущность
налогового контроля выражается в «контроле налоговых органов за соблюдением
законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, своевременностью
и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов)»[12].
Таким образом, «объект налогового контроля – отношения, связанные с исчислением
и уплатой налогов и сборов»[13].
Однако,
«Налоговый контроль – это цель, а мероприятия налогового контроля – средства
достижения данной цели»[14].
К
данным мероприятиям следует относить налоговые проверки; получения объяснений
налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных
учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения
дохода (прибыли) и в иных формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
По-другому
мероприятия налогового контроля можно назвать формами налогового контроля, им
отдельно будет посвящен раздел во второй главе курсовой работы.
Необходимо
указать и основные задачи налогового контроля:
·
обеспечение
правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в
бюджет и государственные внебюджетные фонды;
·
предупреждение
нарушений законодательства о налогах и сборах;
·
наказание
нарушителей законодательства о налогах и сборах.
Исходя
из вышесказанного можно дать следующее определение налогового контроля.
Налоговый контроль – специализированный финансовый контроль со стороны
государственных органов за соблюдением налогового законодательства,
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других
обязательных платежей юридическими и физическими лицами, проводимый посредством
налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов
и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и
территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и в иных формах,
предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Что
касается видов налогового контроля, то в «рамках Налогового кодекса Российской
Федерации о них не сказано ни слова»[15], поэтому классификация
многообразна и учеными проводится на различных основаниях.
1)
В зависимости от
времени проведения налогового контроля
выделяется
предварительный, текущий (оперативный) и последующий налоговый контроль.
Предварительный
контроль «предшествует
совершению проверяемых операций, поэтому позволяет предупредить нарушение
финансового законодательства и выявить еще на стадии прогнозов и планов
дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального
использования средств»[16];
Текущий
(оперативный) контроль является «частью ежедневной работы налоговых органов и представляет
собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения
различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности,
представляемых плательщиками»[17];
Последующий контроль «сводится к проверке
финансово-хозяйственных операций за истекший период на основе анализа отчетов и
балансов, а также путем проверок и ревизий непосредственно на месте: на
предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль осуществляется
прежде всего методом документальной проверки, который характеризуется
углубленным изучением финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и
позволяет вскрыть имеющиеся недостатки» [18].
2) По характеру
контрольных мероприятий налоговый контроль можно разделить на плановый и
внезапный.
В первом случае контроль
подчинен определенному планированию, а во втором – осуществляется в случае
внезапно возникшей необходимости. Налоговое законодательство не ограничивает
налоговые органы в части осуществления внезапного налогового контроля. Однако
преобладающим следует признать плановый контроль.
3) Исходя из метода
проверки документов налоговый контроль подразделяется на сплошной и
выборочны.
Сплошная проверка основывается на проверке всех
документов и записей в регистрах бухгалтерского учета, тогда, когда выборочная
проверка предусматривает проверку части первичных документов в
каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев. В случае, если
выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения налогового
законодательства или злоупотребления, то проверяющим предписывается на данном
участке деятельности предприятия провести сплошную проверку
4) По
месту проведения налоговая проверка делится на камеральную и выездную.
Отличие
этих форм заключается в месте проведения проверок, так, согласно ст. 88 и по
смыслу ст. 89 НК Российской Федерации камеральными именуются проверки,
проводимые по месту нахождения налогового органа, а выездными – проверки с
выездом к месту нахождения налогоплательщика.
Однако,
камеральная и выездная проверка относятся к формам налогового контроля, чему в
данной работе будет посвящена отдельная глава, где они и будут разобраны более
подробно.
5)
Налоговый контроль можно классификация в зависимости от субъектов налогового
контроля на:
·
контроль
налоговых органов: Государственная налоговая служба Российской Федерации,
государственные налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации и муниципальным
образованиям;
·
контроль
таможенных органов: Государственный таможенный комитет Российской Федерации и
иные таможенные органы Российской Федерации;
·
контроль органов
государственных внебюджетных фондов;
·
контроль
финансовых органов;
·
контроль федеральных
органов налоговой полиции: Федеральная служба налоговой полиции Российской
Федерации, органы федеральной службы налоговой полиции по субъектам Российской
Федерации и местные органы налоговой полиции;
·
контроль иных
контролирующих и правоохранительных органов.
6) По
периодичности проведения налогового контроля различаются первоначальный
и повторный.
Первоначальными
контрольные мероприятия признаются проводимые в отношении какого-либо
налогоплательщика впервые за год. Повторность же возникает в том случае, когда
в течение календарного года осуществляется две и более выездные налоговые
проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным
налогоплательщиком за один и тот же период.
Принципы налогового
контроля
Принципы налогового контроля
– «закрепленные в налоговом законодательстве руководящие начала и идеи,
выражающие сущность налогового контроля и определяющие организацию и
эффективное осуществление налогового контроля, которыми должны
руководствоваться субъекты налогового контроля при осуществлении ими
контрольных мероприятий в сфере налогообложения»[19].
1. Принцип
законности
Принцип законности «означает, во-первых, необходимость строгого соблюдения
требований предписаний законодательных актов и основанных на них
предписаний иных правовых актов всеми участниками
отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности»[20],
а, во-вторых, «устанавливается запрет произвола, «самовольное» принятие
решений, без учета критериев и общепринятых представлений о справедливости»[21].
В рамках налогового
контроля принцип законности проявляется, в том, что, согласно ст. 1 Налогового Кодекса
РФ, полномочия налоговых и таможенных органов, а также формы и методы
налогового контроля, его регулирование устанавливаются исключительно Налоговым
кодексом РФ.
Кроме того, согласно ст.
32 на налоговые органы возлагается обязанность осуществлять контроль за
соблюдением налогового законодательства и принятых в соответствии с ним
нормативных актов.
2. Принцип
юридического равенства.
Данный принцип
закрепляется в Конституции РФ в ст. 19 и заключается в том, что все равны перед
законом и судом и недопустимо какое-либо ограничение в правах по признакам
социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
«Данный принцип
закрепляется и в Налоговом Кодексе РФ в ст. 3, которая также не допускает какую-либо
дискриминацию в налоговой сфере по социальным, расовым, национальными иным критериям
и и говорит о формально – юридическом равенстве налогоплательщиков перед
законом и судом, о равенстве их правовых статусов»[22],
что означает запрет на установление дифференцированных ставок налогов и сборов,
налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц
или места происхождения капитала (за исключением таможенных пошлин), а также в
зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем товаров,
работ или услуг (ст. 353 НК РФ).
В рамках налогового контроля необходимо сказать, что
по принципу юридического равенства также ни одна организация не может быть
освобождена налоговыми органами от проведения в отношении нее мероприятий
налогового контроля и предполагает единство форм, методов проведения налогового
контроля, применяемых на всей территории России.
3. Принцип соблюдения прав человека и
гражданина.
Конституция РФ
провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и
должны соблюдаться всеми государственными органами и организациями (ст. 2).
Данный принцип хорошо
проявляется через «призму» права на судебную защиту, так как «право на
правосудие – есть основная гарантия, предоставляемая гражданину для реализации
свобод и всего того, что связано с этой реализацией (а именно: защиты личности,
имущественных прав, законных интересов и др.)»[23],в случае нарушения его
прав и свобод государственными органами, органами местного самоуправления,
учреждениями, предприятиями, общественными объединениями или должностными
лицами, государственными служащими.
Данный принцип
универсален, является основным для всех отраслей Российской Права, поэтому,
применительно к Налоговому контролю также необходимо говорить о приоритете прав
и свобод человека в деятельности налоговых органов, организаций. Также в рамках
принципа соблюдения прав человека и гражданин можно говорить о таком принципе
налогового контроля, как принцип защиты прав налогоплательщика,
который гарантируется на любом этапе проведении мероприятий налогового
контроля. Контролируемые субъекты могут обжаловать действия и акты налоговых
органов на любой стадии осуществления контрольной деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|