Реферат: Налоговый контроль. Формы и методы налогового контроля
4. Принцип гласности.
Принцип гласности означает
открытую и доступную для всех организаций и граждан деятельность государственных
органов, а также возможность получения информации.
В сфере налогового
контроля принцип гласности реализуется, в частности, при официальном опубликовании
сведений о действующих на территории России налогах и сборах (ст. 16 НК РФ) и при
исполнении налоговыми органами своих обязанностей по информированию
налогоплательщиков о действиях налоговых органов, по даче разъяснений о порядке
исчисления и уплаты налогов и сборов (ст. 32 НК РФ).
Противоположным принципу
гласности можно соотнести Принцип соблюдения налоговой тайны.
5. Принцип соблюдения
налоговой тайны
Данный принцип соответствует
требованиям соблюдения специального режима доступа к сведениям о
налогоплательщике, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных
органов. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения
о налогоплательщике, за исключением сведений, определенных в ст. 102 НК РФ.
Налоговая тайна не подлежит разглашению должностными лицами уполномоченных
органов, привлекаемыми специалистами, экспертами, переводчиками за исключением
случаев, предусмотренных федеральным законом
Устанавливается запрет
разглашения следующих «видов, (разновидностей) тайн: государственную,
служебную, коммерческую, банковскую, нотариальную, аудиторскую, адвокатскую,
налоговую тайну и тайну страхования»[24].
5. Принцип ответственности.
Заключается в том, что «к
лицу, совершившему правонарушение, применяются меры налоговой, административной
и иной ответственности, наступающей за нарушение правил поведения в сфере
налоговых отношений»[25]. Естественно, что данный
принцип является основополагающим для института ответственности за совершение
налоговых правонарушений.
Все виды налоговых
правонарушений и меры ответственности за их совершение установлены в гл. 16
Налогового Кодекса РФ, также в КоАП РФ.
Наряду с данным принципом
необходимо отметить и принцип презумпции невиновности налогоплательщика
6.
Принцип
презумпции невиновности налогоплательщика
«Принцип
презумпции невиновности налогоплательщика – новелла российского налогового
законодательства.
Во-первых,
каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового
правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном
федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением
суда.
Во-вторых,
обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения
и виновности налогоплательщика, возлагается на налоговые органы.
В-третьих,
все неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика толкуются в его пользу»[26].
7. Принцип независимости.
В настоящее время
налоговые органы РФ представляют собой организованную государством единую
централизованную систему контрольных органов, объединенную в самостоятельное
федеральное министерство, призванную реализовывать интересы государства в сфере
налогообложения и независимую от каких-либо организаций или физических лиц.
Органы,
осуществляющие налоговый контроль, приведены в ст. 38
Налогового
Кодекса Российской Федерации, это:
·
налоговые органы:
Государственная налоговая служба Российской Федерации, государственные
налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации и муниципальным
образованиям;
·
таможенные
органы: Государственный таможенный комитет Российской Федерации и иные
таможенные органы Российской Федерации;
·
органы
государственных внебюджетных фондов;
·
финансовые
органы;
·
федеральных
органы налоговой полиции: Федеральная служба налоговой полиции Российской
Федерации, органы федеральной службы налоговой полиции по субъектам Российской
Федерации и местные органы налоговой полиции;
·
иные
контролирующие и правоохранительные органы.
Все
вышеуказанные органы, осуществляющие налоговый контроль, исполняют возложенные
на них задачи во взаимодействии между собой и с другими государственными
органами.
8. Принцип планомерности.
Под принципом
планомерности подразумевает, что любая контрольная деятельность, для которой
характерно ее постадийное осуществление, всегда должна быть тщательно
подготовлена, а конкретные действия по проведению контроля должны быть
соотнесены с временными рамками их осуществления.
Данный принцип призван обеспечивать более эффективное выполнение
разработки на основе постепенного наращивания функциональных возможностей
контроля, что позволит своевременно корректировать разработку и на каждом
последующем этапе оценивать целесообразность использования решений, принятых на
изначальном этапе.
9. Принцип
объективности и достоверности.
Данный
принцип обеспечивает обоснованность и достоверность
аналитических оценок для целенаправленного контроля, а также снижения степени
субъективности при принятии решений налоговым инспектором.
Теперь подведем итог к
первому разделу «Понятие и содержание Налогового контроля» курсовой работы:
Я
дала определение понятию налоговый контроль – как специализированный финансовый
контроль со стороны государственных органов за соблюдением налогового
законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты
налогов и других обязательных платежей юридическими и физическими лицами,
проводимый посредством налоговых проверок; получения объяснений
налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных
учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения
дохода (прибыли) и в иных формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Определила объект,
субъект, цели, задачи и содержание налогового контроля,
Во втором подразделе я попыталась раскрыть основные принципы,
положения, на основе которых осуществляется налоговый контроль, к ним
относится: принцип законности, юридического равенства, соблюдения прав человека
и гражданина, независимости, презумпции невиновности налогоплательщика,
ответственности, соблюдения налоговой тайны, гласности, защиты прав
налогоплательщика, планомерности, объективности и достоверности и другие.
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
2.1 Формы
налогового контроля
«Форма
контроля – это способ конкретного выражения и организации контрольных действий»[27],
относительно к налоговому контролю, форму можно определить как
«регламентированный нормами налогового законодательства способ организации,
осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового
контроля, представляющих собой единую совокупность действий уполномоченных
органов по выполнению конкретной задачи налогового контроля»[28].
·
В ст. 82
Налогового Кодекса указываются следующие формы налогового контроля:
·
налоговые
проверки;
·
получение
объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
·
проверки данных
учета и отчетности;
·
осмотр и
обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода
(прибыли);
·
другие формы
(такие, например, как создание налоговых постов и т.д.).
Также
многие ученые к методам налогового контроля как в форме государственного
финансового контроля, к примеру, В.В. Бурцев, И.И. Кучеров, относят «ревизию,
проверку, надзор, экспертизу нормативно-правовых актов и иных документов
(включая касающиеся государственных программ, международных договоров и т.п.),
в том числе их проектов», что, в настоящее время подвергается большим спорам,
так, О.А. Ногина полагает, что «ревизия и надзор не могут быть формами
контроля. Объектом налогового контроля являются денежные отношения публичного
характера, для которых не характерна какая-либо «деятельность», охватываемая
ревизией».
Однако
все авторы сходятся в одном – «налоговые проверки являются основной, наиболее
эффективной формой контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах»[29]
Налоговая
проверка – это процессуальное действие налогового органа по контролю «за
своевременностью, полнотой и правильностью выполнения налогоплательщиком своих
обязанностей»[30]. Налоговая проверка
«осуществляются посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с
фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности»[31]
В
соответствии с Налоговым Кодексом налоговые проверки проводятся налоговыми
органами и таможенными органами, но только в отношении налогов, подлежащих
уплате при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Выделяются
различные виды налоговых проверок. В данной работе будет рассмотрена классификация
на основании объема проверяемой документации и места проведения налоговой
проверки, по которой выделяются 2 вида налоговой проверки:
·
камеральная
налоговая проверка;
·
выездная
налоговая проверка.
Камеральная
налоговая проверка –
«это проверка представленных
налогоплательщиком
налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и
уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа
документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения
налогового органа»[32].
Сущность
камеральной налоговой проверки заключается в следующем:
·
контроль за
соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства;
·
выявление и
предотвращение налоговых правонарушений;
·
взыскание сумм
неуплаченных или не полностью уплаченных налогов по выявленным нарушениям;
·
привлечение
виновных лиц к налоговой и административной ответственности за совершение
преступлений;
·
подготовка
информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для
проведения выездных налоговых проверок.
Камеральная
налоговая проверка делится на 3 вида:
·
Формальная
проверка –
«проведение внешнего осмотра документов, в ходе которого проверяется наличие в
нем всех необходимых реквизитов, каких-либо посторонних записей, пометок»[33],
проверку наличия всех установленных законодательством форм отчетности и
документов.
Пример
ошибок, которые могут быть найдены при проведении формальной проверки: «отсутствие
каких-либо реквизитов (данных одной из сторон правоотношений, печати, подписи,
единицы измерения и т.д.) или наоборот, наличие сомнительных реквизитов
(наличие подчисток, травлений, подклеек, приписок и других изменений в
документе), противоречия между реквизитами документа (формальное несоответствие
между штампом и печатью по названию предприятия, например) и др.»[34]
·
Арифметическая
проверка – это
осуществление контроля по правильности подсчета итоговых сумм, отражения
количественных и стоимостных показателей. При данной проверке проверяются суммы
как по строкам, так и в графах, то есть по горизонтали и по вертикали.
Пример
ошибок – завышение или занижение итоговых сумм в графах и по строчкам, дописки
штрихов и цифр, как в итоговых суммах, так и в отдельных строчках и колонках
·
Нормативная
проверка – «это
изучение документа на его соответствие действующим законам, нормативным актам,
инструкциям, правилам, ОСТам, ГОСТам, ТУ, нормам расхода сырья, правильности
применения расценок, ставок налогов и т.д. »[35]
Пример
ошибки, который может быть найден при проведении нормативной проверки: - учет
молока положено вести в литрах, а материально-ответственные лица, нарушая
инструкцию, могут вести его учет в килограммах и получится, что при
производстве молочных продуктов (сыра, масла, творога и т.д.) закупается молоко
у населения в литрах (в 1 л содержится 1030 г), а списывается в килограммах (в 1 кг содержится 1000 г), что создает излишки продукции в размере 30 г с 1 литра.
Таким
образом, посредством «исследования каждого отдельного документа при выявлении
нарушения налогового законодательства можно выявить ошибки при определении
объекта налогообложения и расчете сумм налога»[36].
Срок
проведения камеральной налоговой проверки – три месяца со дня представления
налогоплательщиком налоговой декларации, которая может подаваться как в письменном,
так и в электронном виде[37]. «Налоговый орган не
вправе проводить камеральную проверку без декларации на основе иных документов»[38].
Одной
из особенностей камеральной проверки является её проведение по месту нахождения
налогового органа.
В
соответствии со п. 3 ст.88 Налогового Кодекса в случае выявления ошибок,
противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах и
полученным в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с
требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести
соответствующие исправления в установленный срок, «но не вправе истребовать
дополнительные документы. Представление таких документов – право, а не
обязанность налогоплательщика»[39].
В
Налоговом кодексе исчерпывающе указаны случаи, когда проверяющие имеют право
запрашивать у налогоплательщика документы.
·
при использовании
налоговых льгот (проверяющие имеют право истребовать только документы,
подтверждающие право на льготы);
·
при указании
налогоплательщиком в декларации по НДС суммы налога, подлежащего возмещению из
бюджета (проверяющие вправе запросить только документы, подтверждающие право
применения налоговых вычетов);
·
при проведении
камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных
ресурсов;
·
если НК РФ
предусмотрена обязанность налогоплательщика представить вместе с подаваемой
декларацией документы.
Поэтому
«когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил
ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для
истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных
документов нет»[40].
В
соответствии со ст. 87 и 88 НК РФ не разрешается налоговым органам повторно
проводить камеральные проверки одной и той же декларации, за исключением подачи
налогоплательщиком уточненной декларации[41].
В
результате камеральной налоговой проверки могут быть вынесены следующие решения:
1.
Решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение
налогового правонарушения;
2. решение
об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение
налогового правонарушения;
3.
решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, то есть
проведения выездных проверок. «Выездная проверка как наиболее трудоемкая форма
налогового контроля должна назначаться только в тех случаях, когда возможности
камеральных проверок исчерпаны, т.е. в отношении налогоплательщика должны быть
проведены контрольные мероприятия, требующие присутствия инспектора
непосредственно на проверяемом объекте»[42].
Выездная
налоговая проверка –
«это проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и
перечисления) одного или нескольких налогов на основе анализа документальных
источников информации и фактического состояния объектов налогообложения,
назначаемая по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового
органа и проводимая на территории (в помещении) налогоплательщика»[43].
Характерной
чертой выездной налоговой проверки является место ее проведения – на территории
(в помещении) налогоплательщика, однако, если налогоплательщик не может
предоставить помещение для проведения проверки, то она проводится в стенах
инспекции (п. 1 ст. 89 НК РФ).
Согласно п. п. 1, 2 ст.
89 НК РФ проведение ВНП допустимо лишь в случае принятия и оформления
соответствующего решения руководителем налогового органа или его заместителем,
в котором обязательно должны содержаться данные налогоплательщика, конкретные
проверяемые налоги, проверяемый период, персональные данные проверяющих
инспекторов
В соответствии со ст. 87
Налогового Кодекса объектом выездной налоговой проверки являются отчетная
документация налогоплательщика по одному или нескольким видам налога за период
не более трех календарных лет и текущий календарный год[44].
«Срок проведения – не
более двух месяцев; в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может
увеличить продолжительность налоговой проверки до четырех месяцев, а в
исключительных случаях – до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). Увеличение срока
возможно в случаях проведения выездной налоговой проверки крупнейшего
налогоплательщика; получение информации, свидетельствующей о наличии у
налогоплательщика нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей
дополнительной проверки; форс-мажорные обстоятельства (затопление, наводнение,
пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка и проведение проверок
организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений[45].
Сроки проверки также
могут быть продлены до четырех месяцев в случае проверка организации, которая
имеет четыре обособленных подразделения и более; и до шести месяцев в случае,
когда организация открыла десять и более обособленных подразделений.
Помимо механизма
продления выездной налоговой проверки законодатель предусмотрел механизм
приостановления проверки. «Согласно п. 9 ст. 89 НК РФ общий срок
приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шести
месяцев и определяется и оформляется решением руководителем налогового органа
исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период приостановления
проверки»[46].
Перечень оснований для
приостановления проверки является закрытым, это (п. 9 ст. 89 НК РФ):
·
истребование
документов у контрагента или у иных лиц, располагающих документами
(информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика
(плательщика сбора, налогового агента);
·
получение
информации от иностранных государственных органов в рамках международных
договоров Российской Федерации;
·
проведение
экспертиз;
·
перевод на
русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном
языке.
Во время приостановления
инспекторы не имеют права появляться на территории организации, требовать
документы и т.п. Таким образом, приостановление проверки означает прекращение
всех контрольных мероприятий, кроме того, которое послужило причиной
приостановления — например, экспертизы или встречной проверки.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|