рефераты бесплатно

МЕНЮ


Реформирование электроэнергетики России в контексте мировой энергетики

влиянием региональных органов власти. Местные органы власти имеют право,

действуя в интересах потребителей, рекомендовать региональным комиссиям

запретить резкое повышение тарифов. Вследствие этого, проводимая РЭК

политика сдерживания тарифов на энергию при одновременном росте цен в

других отраслях промышленности привела к тому, что темпы роста тарифов для

промышленных потребителей в целом по России отстают от темпов роста индекса

цен в промышленности. С августа 1998 г. по декабрь 2000 г. рост цен в

промышленности составил 276,2%, а повышение тарифов на электроэнергию для

крупных промышленных потребителей - 181,2%. За тот же период рост

потребительских цен составил 279,9%, а тарифов на электроэнергию для

населения - 233,4%. Но можно отметить, что в 2001 году ситуация с тарифами

несколько улучшилась. В течение года тарифы повышались несколько раз.

Средний тариф на электроэнергию вырос на 38% по сравнению с предыдущим

годом, а тариф на тепло повысился на 26%.

На сегодняшний момент очень остро стоит вопрос состояния основных

производственных мощностей в электроэнергетике. По данным РАО ЕЭС России в

2001 году износ производственных мощностей достиг 40%, в том числе линий

электропередачи - 35,6%. подстанций - 63,1%, зданий и сооружений -23,1%,

устройств релейной защиты и автоматики - 44%. Практически выработали свой

ресурс 25% энергоблоков и более 40% не блочного оборудования. В целом же по

России износ основных фондов составляет 52%. Почти треть электроэнергии в

стране вырабатывается на оборудовании, технические нормы которого

закладывались в 30-40 годы. Срок службы целого ряда генерирующих объектов

находится в пределах 50 - 60 лет. Сохранение в работе устаревшего

оборудования увеличивает количество аварийных ситуаций, отражается на

надежности работы электрических станций, приводит к увеличению расходов

топлива и затрат на ремонты оборудования, увеличиваются потери

электроэнергии в сетях.

Главной проблемой электроэнергетики является замена морально и физически

изношенного технологического оборудования. Финансовое положение предприятий

электроэнергетической отрасли, несмотря на положительные сдвиги в 1999

-2001 годах, остается достаточно тяжелым. Существует несколько основных

причин, существенно влияющих на финансовое состояние энергокомпаний.

1. в течение 2001 года происходило увеличение тарифов на тепло - и

электроэнергию для потребителей и увеличение цен на газ, уголь, мазут.

Поэтому фактически финансовый результат энергокомпаний от увеличения

тарифов нивелировался растущими ценами на топливо. Кроме того, препятствием

к улучшению состояний АО - является государственное регулирование тарифов

на тепло и электроэнергию.

2. Высокая кредиторская и дебиторская задолженности энергетических

предприятий поставщикам и подрядчикам, в том числе за топливо, по расчетам

с бюджетом и внебюджетными фондами, по заработной плате значительно влияет

на финансовое состояние отрасли. В течение 5 лет с 1994 по 1999 год

кредиторская задолженность РАО ЕЭС возросла в 20,8 раза, дебиторская - в

22,1 раза. В связи с этим многие предприятия электроэнергетики оказались в

трудном финансовом положении. Основными группами неплательщиков остаются

потребители, получающие средства из местных бюджетов, оптовые потребители и

объекты жилищно-коммунального хозяйства. Задолженность федеральных

потребителей в течение 2001 г. снизилась почти в 2 раза, однако

значительной осталось задолженность Министерства обороны - 1,5 млрд. руб.

(без учета пени). В январе 2002 г. оплата текущего энергопотребления

военных частей практически не производилась. Причина - отсутствие

утвержденных лимитов потребления топливно-энергстических ресурсов, из-за

чего невозможно заключение договоров на энергоснабжение и их регистрация в

Казначействах. Кроме того, Минобороны изначально планировало направить на

расчеты с энергетиками в январе с.г. 433 млн. руб., в то время как

прогнозируемый объем энергопотребления этой группы потребителей в январе

-1,6 млрд. руб.

Для обеспечения нормальных расчетов предприятий ЖКХ с АО-энерго в РАО

"ЕЭС России" в течение последних 2-х лет действует практика заключения

специальных Соглашений о взаимодействии РАО "ЕЭС России" и администраций

регионов по стабилизации поставок энергии и обеспечению условий прохождения

ОЗМ, а также нормализации расчетов за энергию. Эти документы содержат

обязательства по обеспечению полной оплаты текущего потребления и погашению

накопленной задолженности. К началу 2002 г. такие Соглашения действуют в 42

регионах РФ. Однако полностью указанные Соглашения выполняются

администрациями только 3-х регионов: Ивановской обл., Республики Дагестан и

Республики Бурятия. Низкий уровень собираемости платежей с потребителей,

низкий процент расчетов денежными средствами, приводит к нехватке оборотных

средств энергопредприятий, к образованию задолженностей перед поставщиками

топлива, перед работниками предприятий отрасли.

Но, несмотря на данные негативные факторы в 2000-2001 годах наметились

положительные сдвиги в финансовом состоянии энергопредприятии. Самым

значительным моментом можно считать доведение текущих расчетов с

потребителями за полученную энергию до 100% и реструктуризацию дебиторской

задолженности, благодаря чему, уровень собираемости платежей составил 96%,

а расчеты денежными средствами - 83%.

В январе-июне 2002 г. среднее значение частоты электрического тока в ЕЭС

России составило 50,0 Гц. Единая энергосистема России в 1 полугодии 2002 г.

4344 часа 00 минут или 100% календарного времени работала с нормативной

частотой электрического тока, определенной ГОСТ 13109-97.

График 1

[pic]

Продолжительность работы ЕЭС России с нормативной частотой

электрического тока (49,8-50,2) за 6 месяцев 1999-2002 годов

Таблица 8

|Показатели |Физический объем |Сумма к оплате |Оплачено |

|Промышленность |102 |-1 |-24 |-28 |

|Сельское |107 |-2 |-13 |-12 |

|хозяйство | | | | |

|Лесное хозяйство |102 |-7 |-40 |-18 |

|Транспорт и связь|102 |-3 |-60 |-59 |

|Строительство |101 |-1 |-22 |-14 |

|ЖКХ |101 |-3 |-4 |-11 |

|Население |97 |0 |11 |9 |

|Прочие отрасли |103 |-4 |-20 |-18 |

Уровень платежей за использованную энергию и изменение дебиторской

задолженности по основным отраслям и группам потребителей за 12 месяцев

2002 года

В 2002 году уровень реализации энергии ОПП составил всего 100,3%, доля

задолженности ОПП в общей задолженности потребителей в течение 2002 года

увеличилась с 26% до 30%.

Всего в течение 2002 года доля задолженности за энергию потребителей,

финансируемых из местного бюджета, предприятий ЖКХ и ОПП в общей

задолженности потребителей увеличилась с 55 % до 60%.

Таблица 10

|Средний тариф на электроэнергию |коп/кВтч |69,11 |

|для потребителей | | |

|Тариф на электроэнергию для |коп/кВтч |56,96 |

|населения % к среднему тарифу |% |82,4 |

|январь 2003/ декабрь 2002. январь|% |104,4 |

|2003/ 1990 |раз |22078 |

|Тариф на электроэнергию для |коп/кВтч |71,33 |

|промышленных и приравненных к ним |% |103,2 |

|потребителей с присоединенной |% |106,3 |

|мощностью > 750 кВа % к среднему |раз |43152 |

|тарифу январь 2003/ декабрь 2002. | | |

|январь 2003/ 1990 | | |

Тарифы на электроэнергию

Все энергокомпании, входящие в Холдинг РАО "ЕЭС России", разделены на семь

объединенных энергосистем по территориальному признаку, оперативное

управление которых осуществляется Представительствами РАО "ЕЭС России".

Итоги продаж энергии за 12 месяцев 2002 года по Представительствам РАО

"ЕЭС России" представлены в таблице 10.

Таблица 10

|Регион |Причитается к |Оплачено, |% оплаты |Суммарная |

| |оплате за 12 |млн. рублей | |задолженность |

| |месяцев 2001 г.,| | |на конец |

| | | | |периода, |

| |млн. рублей | | |млн. рублей |

|РАО "ЕЭС России" |534 626 |544 944 |101,9 |79 542 |

|ЦЕНТРЭНЕРГО |151 231 |154 491 |102,2 |19 583 |

|СЕВЗАПЭНЕРГО |57 731 |58 149 |100,7 |6 141 |

|ВОЛГАЭНЕРГО |54 599 |56 080 |102,7 |12 758 |

|ЮЖЭНЕРГО |27 704 |28 179 |101,7 |4 153 |

|УРАЛЭНЕРГО |135 154 |137 955 |102,1 |17 825 |

|СИБИРЬЭНЕРГО |70 106 |70 845 |101,1 |7 599 |

|ВОСТОКЭНЕРГО |38 100 |39 245 |103,0 |11 482 |

Итоги продаж энергии за 12 месяцев 2002 года

2.2 Структура РАО «ЕЭС России»

2.3 Причины необходимости реформирования

Первый этап рыночных реформ в электроэнергетике России был проведен в

начале-середине 90-х годов, и его результатами стало введение в отрасли

новой системы хозяйственных отношений, адекватных рыночной экономике.

Коммерциализация и корпоратизация предприятий отрасли привели к созданию

рынка электроэнергии, внедрению экономических принципов ценообразования,

формированию рыночных субъектов - энергетических компаний, а их частичная

приватизация открыла возможности для прихода частного капитала в

электроэнергетику.

Вместе с тем, на начальном этапе реформирования было сохранено

доминирующее влияние государства на функционирование и развитие отрасли,

которое осуществлялось как через имущественные механизмы (контрольные

пакеты акций энергокомпаний), так и через систему тотального регулирования

цен на оптовом и розничных рынках электроэнергии. Существенный дисбаланс

между интересами государства и бизнеса в этой ситуации был вынужденной

мерой в первые годы формирования новой экономической среды, однако его

сохранение в дальнейшем привело к появлению целого ряда негативных

тенденций в электроэнергетике;

-необоснованный рост производственных и инвестиционных затрат при

отсутствии реальных антизатратных стимулов на рынке;

-ухудшение финансового состояния компаний из-за политики

госрегулирования (сдерживания цен электроэнергии, перекрестного

субсидирования), а также неплатежей;

-сохранение низкой инвестиционной привлекательности отрасли и отсутствие

значительных внешних инвестиций.

Началом второго этана в реформировании стало принятие в 1997 г. Указа

Президента РФ № 427. Однако необходимость интенсификации процесса

преобразований потребовала разработки детальной программы реформирования

электроэнергетики, основные положения которой были одобрены Правительством

РФ летом 2001 г.

Необходимость второго этапа реформирования связана с совершенствованием

существующей системы хозяйственных отношений, которая должна обеспечить

повышение эффективности работы электроэнергетики, а также инвестиционной

привлекательности бизнеса, создать благоприятные условия для развертывания

масштабного инвестиционного процесса в отрасли, жизненно необходимого в

условиях начавшегося экономического роста.

Идея реформирования российской электроэнергетики возникла из ответов на

самые простые и очевидные вопросы - кто, сколько, кому и за что платит.

Сегодня РАО "ЕЭС России" является монополистом в сфере энергоснабжения и

представляет собой финансово-производственный холдинг, в состав которого

входят региональные энергокомпании, крупные федеральные электростанции, а

также межсистемные электрические сети. Контрольный пакет акций (52%) РАО

"ЕЭС России" принадлежит государству. Государство регулирует деятельность

энергохолдинга и устанавливает цены на его услуги и продукцию.

Искусственно заниженные тарифы на электроэнергию были до недавнего

времени одним из основных стимулов экономического роста России.

Правительство устанавливает тарифы и имеет серьезные основания для

сохранения такого положения вещей. Российские власти хотят быть уверенными

в том, что российские семьи не останутся без света, а фирмы и предприятия

смогут продолжать работу. Население России такое положение устраивает, чего

не скажешь о РАО СЭС, российском энергетическом гиганте. РАО ЕЭС находится

в плену у правительства, владеющего контрольным пакетом акций. В результате

энергохолдинг лишается финансовых средств, техническое состояние

оборудования ухудшается. Если имеющаяся тенденция будет усиливаться, Россия

в скором времени столкнется с энергетическим кризисом.

Энергетическая отрасль напрямую связана с политикой во всем мире, в

особенности это касается России, пребывающей в настоящий момент в середине

пост коммунистического периода. Дебаты по вопросам реформы сталкивают

интересы федерального правительства с интересами губернаторов. Москва

определяет оптовые тарифы на электроэнергию, а губернаторы устанавливают

розничные цены. Они заинтересованы в сохранении настоящего положения вещей,

поскольку намерены защитить те отрасли промышленности, которые находятся

под их контролем. Кроме того, они заинтересованы в поддержании низких цен

на электричество для населения, которое платит в среднем 2 $ в месяц, чтобы

в домах горел свет. А $2 - это средняя цена бутылки водки не самого

высокого качества.

Существующая сегодня в энергетике хозяйственная система не устраивает ни

одного из ее участников. Рядовые потребители не довольны тем, что с каждым

годом они платят за электричество больше, и за эти деньги им никто не может

гарантировать надежного и бесперебойного энергоснабжения. Отключения

электроэнергии стали нормой российской жизни. Поиск виновных неизбежно

приводит к региональной энергокомпании, которая "кивает" на региональные

власти и подконтрольные им энергетические комиссии, якобы в популистских

целях устанавливающие заведомо дефицитный тариф. Власти в свою очередь

переводят ответственность на региональную энергосистему, которая, по их

мнению, требует слишком много денег и тратит их не экономно. Как ни

парадоксально, правы обе стороны. Тариф, устанавливаемый региональной

энергетической комиссией, действительно не покрывает всех затрат

региональных энергокомпаний, многим из них не хватает средств даже на то,

чтобы поддерживать систему в рабочем состоянии. А региональные

энергосистемы действительно не заинтересованы сокращать свои издержки.

Не довольно положением в энергетике и государство. Приоритетными

задачами для России являются развитие рыночной экономики и стабильный

экономический рост. Энергетика же сегодня является одной из последних

отраслей, где сохранились рудименты советской экономической модели. И эта

модель не имеет внутренних резервов, механизмов и предпосылок для того,

чтобы развиваться. Сегодня мы, потребители электричества и тепла, проедаем

промышленный ресурс, накопленный Советским Союзом. Все ныне работающие

электростанции, все линии электропередачи достались нам в наследство от

советских времен. Используемый нами потенциал электроэнергетики не вечен,

уже сегодня даже в самых благополучных энергосистемах европейской части

России общий уровень износа оборудования перевалил за отметку в 50

процентов.

В прошедшем году из-за ограниченных вводов нового оборудования

продолжалась эксплуатация оборудования, отработавшего нормативные и

парковые сроки. При существующих темпах замены и реновации свойств металла

к 2005 году парковый ресурс выработает 38%, или 74,4 млн. кВт,

генерирующего оборудования. Оставшиеся мощности смогут обеспечить только

внутренние потребности страны в электроэнергии при сохранении ее на уровне

1998 года.

В дальнейшем деградация оборудования будет стремительно увеличиваться. К

2020 году средняя наработка теплосилового оборудования высокого давления

составит 85% от паркового срока службы. Оборудование среднего давления к

этому сроку отработает 90% срока службы.

Число отказов котельного оборудования в последние годы сохраняется на

уровне 1,8-1,9 тысячи в год. Наиболее часто (85-90%) повреждались

поверхности нагрева котлов. Около 65% повреждений связано с исчерпанием

ресурса работы и с недостатками в эксплуатации. Примерно 20-25% повреждений

поверхностей нагрева связано с недостатками в ремонте.

На сегодняшний день значительный износ имеют роторы высокого давления,

изготовленные из стали 34ХМА, турбин, работающих при параметрах пара Р=9

МПа, Т=500 С. При значении паркового ресурса этих роторов 270 тыс. ч многие

из них превысили этот срок службы (до 500 тыс. ч). Кроме того, турбины на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.