рефераты бесплатно

МЕНЮ


Реформирование электроэнергетики России в контексте мировой энергетики

рынке электроэнергии и в организационной структуре отрасли. В этой связи

для каждого этапа реформ необходимо обосновать состав текущих изменений в

системе управления развитием, распределение функций государства и бизнеса

при формировании инвестиционных приоритетов, организации финансирования и

реализации проектов, а также механизмов их взаимодействия.

2.5 Анализ реформирования энергетической отрасли Российской Федерации

Прежде всего любая реформа требует тщательной и серьезной предварительной

проработки. Ни одна реформа не проводится вне разработанного заранее

правового поля. Реформа как таковая не является панацеей и не гарантирует

немедленного притока инвестиций ни извне, ни со стороны местного капитала,

без соблюдения других требований (прежде всего четкого налогового

законодательства и законов, гарантирующих сохранность инвестиций).

Реструктурирование и повышение эффективности в отрасли отнюдь не означает

проведение повальной приватизации.

Поспешность в принятии решений может привести к кризису, который по своим

последствиям будет гораздо более глубоким, нежели дефолт августа 1998 года,

ярким свидетельством чему может служить ситуация в энергетике Калифорнии,

где недавно также было принято решение о либерализации рынка. В противном

случае мы рискуем не только вновь оставить российских потребителей без

тепла и электричества и нанести отрасли почти непоправимый финансовый урон,

но вообще может встать вопрос об утере энергобезопасности страны.

Роль государства, как регулятора рынка важна не только в период,

предшествующий реформам, но и в процессе их проведения, и в пореформенный

период. Особенно серьезную роль Регулятор – представитель государства и

«проводник» генеральной государственной линии в отрасли – будет играть в

переходный период. Именно поэтому столь важно обеспечить независимость, как

финансовую, так и политическую, органов госрегулирования. И наконец,

никакой универсальной модели реструктурирования не существует. Однако, по-

видимому, следует научиться, наконец, пользоваться плодами чужого опыта и

перестать гордиться своими собственными «шишками».

Экономические теории прекрасно известны, но их воплощение в жизнь

зачастую невозможно или сдерживается причинами структурного или

психологического характера. Именно неумелое «воплощение» весьма

поверхностных знаний теории (хочется в это искренне верить, поскольку иначе

речь может идти только о преднамеренном нанесении ущерба) привело экономику

страны к тому состоянию, в котором она находится до сих пор.

Можно сказать, что сектор электроэнергетики России, как и многие другие

экономические отрасли, все еще остается в прямой и серьезной зависимости от

государственных политических институтов, а также отдельных политических

фигур, приближенных к правительственным кругам, и крупных частных

конгломератов. А ФЭК России, как и Региональные энергетические комиссии,

призванные регулировать деятельность монополий в энергосекторе страны,

делает вялые попытки добиться независимости от влияния министерств и РАО

«ЕЭС России», а также ОАО «Газпром». Хотя, если учесть, что законодательно

финансирование деятельности регулирующих органов производится за счет

федерального или местных бюджетов, но при этом за счет отчислений

энергопредприятий, говорить о какой-либо независимости «регуляторов» не

приходится. Только финансовая и политическая независимость органов

регулирования от естественных монополий может обеспечить сохранность

интересов государства и потребителей в процессе реструктурирования любой

отрасли энергетики. К сожалению, в настоящее время в России, как уже

говорилось выше, регулирующий орган лишь декларативно независим от

монополиста в секторе электроэнергетики – РАО «ЕЭС России».

Предварительная оценка объема инвестиций, необходимых для модернизации

электроэнергетической отрасли и увеличения ее мощностей, проведенная

Минэкономразвития РФ, показывает, что на эти цели потребуется около $ 19

млрд. У государства, по словам М. Касьянова, имеются средства только для

поддержания энергетической инфраструктуры. В связи с этим необходимо

создать привлекательные условия для инвестиций в электроэнергетику. По

словам премьер - министра, цель Правительства - создать ясные и открытые

системы распределительных сетей, государственного регулирования тарифов, а

также прозрачные финансовые потоки. В этом случае инвесторы смогут

рассчитывать на возврат своих средств и получение прибыли от вложения в РАО

"ЕЭС России".

Потенциальные инвесторы не готовы вкладывать средства в создание новых

генерирующих мощностей, ожидая дополнительных гарантий, в первую очередь,

от государства и потребителей. Отсутствует для этого и должная юридическая

база. Нет законов, гарантирующих свободный доступ к сетям региональных

энергопредприятий, а также национальной транспортной энергосети. Кроме

этого, следует отметить, что АО-энерго и отдельные генерирующие

предприятия, в том числе и РАО «ЕЭС России», зачастую бывают вынуждены

поставлять электроэнергию на условиях бартера, что приводит к нехватке

наличных денежных средств в системе в целом. Все это также отпугивает

потенциальных инвесторов. Наиболее серьезным препятствием для привлечения

инвестиционных средств остается тарифная политика. Отсутствие четких

ориентиров и прозрачности, обеспечивающей ясность для всех участников

российского энергорынка, тарифы, не учитывающие реальный уровень затрат,

наличие перекрестных субсидий, как социального характера, так и внутренних,

продиктованных интересами энергопредприятий, — все эти факторы сдерживают

развитие честной конкуренции и снижают интерес инвесторов к отрасли.

Достаточно серьезна проблема ТЭЦ, которые в советское время были

построены в больших количествах, исходя из предпосылки экономии затрат за

счет увеличения объема производства тепловой энергии с когенерацией

электроэнергии. Отсутствие объективного разделения затрат на производство

тепловой и электрической энергии приводит к серьезным искажениям в

отчетности и делает закупку тепла ТЭЦ довольно часто невыгодным для

основных промышленных потребителей. Последние сейчас предпочитают строить

свои собственные котельные, ставя под вопрос необходимость содержания и

целесообразность эксплуатации крупных ТЭЦ. При этом кризис усугубляется

плачевным состоянием распределительных теплосетей, что еще раз доказал

продолжающийся по сей день кризис в Приморье и других регионах России.

Очевидно, что необходима структурная перестройка всей работы

энергетической отрасли России, а не "прикладывание пластыря" к каждой

отдельной проблеме. После продолжительной дискуссии о сути этих структурных

изменений, пришли к выводу, что системное решение проблем энергетики

возможно только при разделение монопольных (диспетчеризация и транспорт

электроэнергии) и конкурентных (сбыт и генерация) видов деятельности и

внедрение рыночных отношений в конкурентном секторе. Все это зафиксировано

Постановлением Правительства № 526, подписанным премьер-министром Михаилом

Касьяновым 11 июля 2002 года. Кстати, о том, что перспективы развития

энергетики как ведущей отрасли экономики за внедрением рыночных отношений,

свидетельствует и мировой опыт. За последние десятилетия в этом направлении

развивается энергетика всех экономически развитых стран Европы и Америки.

Основу программы составляет комплексная система мер по реформированию

рынка электроэнергии и реструктуризации отрасли, включающая:

- дифференциацию условий коммерческой деятельности компаний на рынке

электроэнергии: усиление тарифного регулирования в естественно-

монопольных секторах и поэтапная либерализация и введение конкурентных

механизмов в секторах генерации и сбыта электроэнергии;

- ослабление и постепенную ликвидацию вертикальной интеграции бизнеса, и

переход к организации монофункциональных компаний, работающих в

отдельных секторах (генерации, транспорте, распределении, сбыте

электроэнергии), а также предоставляющих другие необходимые

технологические или коммерческие услуги (например, диспетчеризация,

организация торговли на рынке или бирже и др.);

- изменение структуры собственности с дифференциацией по выделенным

секторам -обеспечение доминирующей роли государства в сетевом бизнесе

и последовательное снижение государственного участия в компаниях,

осуществляющих производство и сбыт электроэнергии, с соответствующим

увеличением доли частного капитала в этих потенциально-конкурентных

сферах.

Таким образом, программа преобразований ориентирована на ликвидацию

существующего дисбаланса интересов государства и бизнеса, повышение роли

последнего в управлении функционированием и развитием отрасли. Важнейшим

результатом планируемых реформ станет возможность урегулирования

существующих конфликтов между государством и бизнесом за счет

организационной и имущественной «привязки» их интересов к отдельным

секторам в электроэнергетике. В соответствии с этой основной целью

реформирования сфера доминирующего влияния бизнеса постепенно охватит все

виды оперативно-хозяйственной деятельности, которые могут осуществляться в

условиях конкуренции, в то время как сфера влияния государства будет

ограничена управлением естественно-монопольным сегментом отрасли (сети и

диспетчеризация), обеспечивающим надежность функционирования энергосистемы.

На первом этапе реформирования до 2004 года каждое региональное АО-

энерго будет разделено на генерирующую компанию, сетевую компанию, куда

войдут распределительные сети и сбытовую компанию. На втором этапе

реформирования региональных энергосистем на смену процессам разделения

придёт межрегиональная интеграция: региональные генерирующие и сетевые

предприятия будут объединяться. Территориальные генерирующие компании

станут участниками рынка электроэнергии вместе с 10 оптовыми генерирующими

компаниями, состав которых сегодня обсуждается в Правительстве РФ.

Межсистемные и высоковольтные линии электропередач будут объединены в

Федеральную сетевую компанию, которая впоследствии полностью перейдёт в

собственность государства. Государство, как наиболее беспристрастный

участник процесса - возьмёт на себя обязательство гарантировать равный

доступ к сетям каждому производителю и потребителю энергии. Диспетчеризацию

потоков электроэнергии будет осуществлять также подконтрольная государству

ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС". Наконец, площадкой, на которой будут происходить торги,

формироваться цены и заключаться контракты на покупку и продажу

электроэнергии, станет некоммерческое партнерство Администратор торговой

системы.

В законопроекте подробно описана система мер государственного воздействия

на отношения в отрасли, однако он предусматривает ограничение избыточного

государстве иного вмешательства в деятельность субъектов электроэнергетики.

Цены на электроэнергию для покупателей оптового рынка, согласно документу,

«складываются под воздействием спроса и предложения и определяются по

результатам сопоставления ценовых заявок поставщиков и покупателей

электроэнергии». В законопроекте предусмотрено введение лицензирования

деятельности энергосбытовых организаций и установлена их ответственность

перед потребителями.

Согласно законопроекту «Об электроэнергетике», с 1 июля 2005 года

вводятся в действие положения, регламентирующие функционирование оптового и

розничного рынков энергии. Этот же закон определяет порядок купли-продажи

части электроэнергии по нерегулируемым тарифам. Другие документы из пакета

законопроектов о реформе электроэнергетики также предусматривают

существенные изменения действующего законодательства. В частности, среди

новаций есть норма, которая позволяет организациям, не имеющим собственных

сетей для транспортировки тепловой и электрической энергии осуществлять ее

куплю и продажу. Кроме того, законопроекты регулируют вопросы прекращения

поставки, электроэнергии потребителям-нарушителям, а также проблему не

дискриминации поставщиков и потребителей.

На время реформирования отрасли (до 2005 года), правительство будет пока

задавать предельные уровни тарифов. Установлен запрет на веерные отключения

должников вместе с добросовестными потребителями; введено понятие

«гарантирующего поставщика», обеспечивающего дополнительную надежность

энергоснабжения для населения: субъекты федерации сохранили ряд полномочий

по регулированию региональных рынков электроэнергии, в том числе и тарифов.

Государство будет устанавливать цены на услуги диспетчеризации и

транспортировку электроэнергии по межсистемным и распределительным сетям, а

цена на электроэнергию, выработанную на отдельных электростанциях, будет

формироваться на основе соотношения спроса и предложения на рынке. Именно

этот рыночный сектор энергетики в ближайшие годы ждут разительные перемены.

Генерирующие предприятия, превратившиеся в самостоятельные компании, станут

финансово прозрачными и привлекательными для инвесторов. Способствовать

инвестиционной привлекательности будет и понятный способ формирования цен

на электроэнергию. В условия жесткого конкурентного рынка производители

электроэнергии в борьбе за потребителя будут вынуждены сокращать издержки,

вводить новые технологии, снижать себестоимость электричества за счет

внутренних резервов. Таким образом, конкуренция станет естественным

стимулом для стабилизации и снижения цен.

Конкуренция появиться и в сфере сбыта электроэнергии: в каждом регионе

будет действовать несколько сбытовых компаний, специализирующихся на работе

с разными группами потребителей. Они будут бороться за этих потребителей,

снижая цену на свои услуги и предлагая более выгодные и удобные условия

энергообеспечения. Оптовым перепродавцам в этой схеме просто не будет

места, они войдут в состав региональных сетевых компаний.

Реформирование энергетики означает серьезное изменение российского

менталитета. Успех реформы будет во многом зависеть от того, сможем ли мы

понять, что электроэнергия - это не социальное благо, а товар, за который

нужно платить, а энергетика - это, прежде всего отрасль народного

хозяйства, которая требует экономического прагматического подхода, а не

политических интриг.

Заключение

На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

Электроэнергетика - важнейшая инфраструктурная часть экономики,

обеспечивающая производство электроэнергии; крупнейший потребитель

топливных ресурсов с набольшими возможностями их взаимозамещения, играющий

ведущую роль в формировании топливно-энергетичсского баланса страны и

регионов; сложнейшая техническая система с жесткими законами

функционирования и высокой централизацией оперативно-диспетчерского

управления процессами производства и передачи электроэнергии; а также – это

большая экономическая система, объединяющая множество хозяйственных

субъектов различных форм собственности. Любые просчеты в этой области имеют

тяжелые, непоправимые последствия.

Сложившиеся ситуация в Российской энергетике говорит о необходимости

реформирования всей энергетической отрасли. Государственное регулирование

цен, привило к необоснованному росту производственных затрат. Энергетики не

заинтересованы в снижении издержек. Тариф, устанавливаемый региональной

энергетической комиссией, не покрывает всех затрат региональных

энергокомпаний, многим из них не хватает средств даже на то, чтобы

поддерживать систему в рабочем состоянии. А это в свою очередь приводит к

низкой инвестиционной привлекательности. Неплатежи, а также то, что АО-

энерго и РАО «ЕЭС России», зачастую бывают вынуждены поставлять

электроэнергию на условиях бартера, что приводит к нехватке наличных

денежных средств в системе в целом. В результате - ухудшение финансового

состояния компаний, ухудшение технического состояния оборудования. Уже

сейчас возникают проблемы из-за износа оборудования. В дальнейшем же

деградация оборудования будет стремительно увеличиваться. Вследствие чего,

может возникнуть вопрос о энергобезопасности страны. Это также приводит к

«отпугиванию» потенциальных инвесторов.

Текущее положение дел не устраивает ни одну из сторон, ни потребителей,

ни энергетиков, ни государство. Потребители не довольны тем, что с каждым

годом цена за электричество возрастает, а им никто не может гарантировать

надежного и бесперебойного энергоснабжения. РАО ЕЭС находится в плену у

правительства, владеющего контрольным пакетом акций, государство регулирует

деятельность энергохолдинга и устанавливает цены на его услуги и продукцию.

Государство же в свою очередь недовольно необоснованному росту издержек,

которые им приходится покрывать.

Всё это указывает на то, что уже сейчас необходима структурная

перестройка всей системы. Существует множество моделей реформирования,

применяемые в разных странах. Наиболее удачной, на мой взгляд, является

скандинавская. Но не одна из моделей не может гарантировать успех.

Прежде всего, необходимо тщательно разработать законодательную и

нормативную базу. Для эффективной работы электроэнергетики необходимо

обеспечить оптимальный баланс межотраслевых, системных и корпоративных

требований, в полной мере отражающих интересы двух основных сторон,

вовлеченных в процесс управления: государства и бизнеса. При этом

необходимо учитывать значительные различия между требованиями государства и

бизнеса к управлению функционированием и развитием отрасли, которые

предполагают разные подходы к организации оперативно-хозяйственной и

перспективной деятельности в электроэнергетике.

Правительство уже предприняла шаги, начав реформу энергетики. В

результате реформирования появится свободный рынок и конкуренция в сфере

генерации, транспортировки и сбыта электроэнергии. Цены будут

устанавливаться на основе спроса и предложения на рынке, а конкуренция

будет способствовать к сокращению издержек, вводу новых технологий (что

приведет к снижению себестоимости электричества), и к стремлению предлагать

более выгодные и удобные условия энергообеспечения.

Во многом успех реформы будет зависеть и от рядовых потребителей.

Необходимо понять, что электричество – это товар, за которое нужно платить,

и которое надо ценить, бережно относится к природным ресурсам. К сожалению,

мы привыкли к тому, что электричество – социальное благо, которое не

обязательно беречь, и к тому, что отключение электричества – обыденное

дело. К сожалению, и энергетики не чувствуют ответственности перед

потребителями. Начавшееся реформа должна изменить эти представления.

Результаты же мы увидим уже через 2-3 года.

Список литературы

1. «Оценка собственности», материалы оценочной компании «Консалт Трейд»

(http://phpwebsite.appstate.edu)

2. «Шоковая терапия для России», “The Economist”, Великобритания,

3 сентября 2002г.

3. «Интерфакс», 9 октября 2002г.

4. «Эксперт», 14 октября 2002г.

5. «Комерсантъ», 10 октября 2002г.

6. Материалы сайта РАО «ЕЭС России» (http://www.rao-ees.ru)

7. Ф.В.Веселов, «Реформирование электроэнергетики и проблемы развития

генерирующих мощностей», Институт Энергетических исследований РАН

8. Материалы сайта MarketSurveys (http://www.marketsurveys.ru)

9. «Промышленные ведомости» (http://www.derrick.ru)

10. «Мировой опыт реформирования электроэнергетики», «Независимая газета»,

23 марта 2001г.

11. «Современное состояние и перспективы развития энергетики мира»,

«Теплоэнергетика», №5 1999г., №.9 1998г.

12. Материалы поисковых систем Rambler (http://www.rambler.ru),

Aport (http://www.aport.ru)

-----------------------

ПРОЧИИ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППЫ РАО «ЕЭС РОССИИ»

Научно-исследовательские и Строительные и обслуживающие Непрофильные

организации

Проектно-изыскательские организации

организации

|АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРОФИКАЦИИ, ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ, |

|ВХОДЯЩИЕ В СОСТАВ РАО «ЕЭС России» |

|Центрэнер|Севзапэн|Волгаэне|Уралэнер|Южэнерго|Сибирьэнер|Востокэнерг|

|го |ер |рг |го | |го |о |

|Астраньэн|Архэнерг|Мариэнер|Башкирэн|Грозэнер|Алтайэнерг|Амурэнерго |

|ерго |о |го |ерго |го |о |Дальэнерго |

|Белгородэ|Брянскэн|Мордовэн|Кировэне|Дагэнерг|Бурятэнерг|Камчатэнерг|

|нерго |ерго |ерго |рго |о |о |о |

|Владимирэ|Карелэне|Пензаэне|Курганэн|Ингушэне|Краснодарэ|Магаданэнер|

|нерго |рго |рго |ерго |рго |нерго |го |

|Волгоград|Колэнерг|Самарэне|Оренбург|Каббашэн|(включая |(включая |

|энерго |о |рго |энерго |ерго |Тувятэнерг|Чукотск- |

|воронжэне|Комиэнер|Саратовэ|Пермэнер|Калмэнер|о) |энерго) |

|рго |го |нерго |го |го |Кузбазэнер|Сахалинэнер|

|Ижэнерго |Ленэнерг|Ульяновс|Свердлдо|Корачево|го |го |

|Калугаэне|о |кэнего |вэнего |- |Новосибирс|Хабаросвкэн|

|рго |Новгород|Чугашэне|Тюменьэн|Черкасэн|кэнерго |ерго |

|Кострамаэ|энерго |рго |ерго |ерго |Омскеэнерг|Якутскэнерг|

|нерго |Псковэне|Волжская|Удмуртэн|Ростовэн|о |о |

|Курскэнер|рго |ГЭС |ерго |ерго |Томскэнерг|Бурейская |

|го |Смоленск| |Челябэне|Севкавка|о |ГЭС |

|Липецкэне|энерго | |рго |зэнего |Хакасэнерг|Вилюйская |

|рго |Янтарьэн| |Воткинск|Ставрапо|о |ГЭС - №3 |

|Мосэнерго|ерго | |ая ГЭС |льэнерго|Читаэнерго|Зейская ГЭС|

| |Печорска| |Камская | | | |

|Нижновэне|я ГРЭС | |ГЭС |Сулакэне|Таймырэнер|Колымэнерго|

|рго |Псковска| |Пермская|рго |го | |

|Орёлэнерг|я ГРЭС | |ГРЭС |Иртакайс|(Курейская|(Колымская |

|о |Северо-з| |Троицкая|кая ГЭС |и |ГЭС |

|Рязаньэне|ападная | |ГРЭС |Небинком|Усть-Ханга|Лу ТЭК |

|рго |ТЭЦ | | |ыкская |йская ГЭС0|(Приморская|

|Тамбовэне|Калининг| | |ГРЭС | |ГРЭС) |

|рго |радская | | |Новочерк|Березовска|Ноглицкая |

|Тверьэнер|ТЭЦ-2 | | |асская |я ГРЭС-1 |ГЭС |

|го | | | |ГРЭС |Бийская |Геотерм |

|Тулэнерго| | | |Ставропо|ТЭЦ-1 | |

| | | | |льская |Красноярск| |

|Ярэнерго | | | |ГРЭС |ая ГРЭС-2 | |

|Волжская | | | |Зеленкус|Саяно-Шуше| |

|ГЭС | | | |ские ГЭС|нская | |

|Конакотск| | | | |ГРЭС | |

|ая ГРЭС | | | |Кубань | | |

|Костромск| | | |ГРЭС | | |

|ая ГРЭС | | | |«Промете| | |

|Каскад | | | |й» | | |

|Верхневол| | | | | | |

|жских ГЭС| | | | | | |

| | | | | | | |

|Рязанская| | | | | | |

|ГРЭС | | | | | | |

|Черепетск| | | | | | |

|ая ГРЭС | | | | | | |

|Щекинские| | | | | | |

|ПГУ | | | | | | |

Территориальные обособленные подразделения – межсистемные электрические

сети РАО «ЕЭС России», Электросетьсервис

Электростанции – филиалы:

Нижегородская ГЭС,

Саратовская ГЭС,

Харанорская ГРЭС

Объединённые диспетчерские управления энергосистемами - ОДУ

Представительства РАО «ЕЭС России» по управлению акционерными обществами

Региональные предприятия энергетического надзора

Энергостроительный комплекс ЕЭС, Украинский филиал

РАО «ЕЭС РОССИИ» - МАТЕРИНСКАЯ КОМПАНИЯ

ФИЛИАЛЫ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА РАО «ЕЭС РОССИИ»

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ДИСПЕТЧЕРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЕЭС РОССИИ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.