Реформирование электроэнергетики России в контексте мировой энергетики
рынке электроэнергии и в организационной структуре отрасли. В этой связи
для каждого этапа реформ необходимо обосновать состав текущих изменений в
системе управления развитием, распределение функций государства и бизнеса
при формировании инвестиционных приоритетов, организации финансирования и
реализации проектов, а также механизмов их взаимодействия.
2.5 Анализ реформирования энергетической отрасли Российской Федерации
Прежде всего любая реформа требует тщательной и серьезной предварительной
проработки. Ни одна реформа не проводится вне разработанного заранее
правового поля. Реформа как таковая не является панацеей и не гарантирует
немедленного притока инвестиций ни извне, ни со стороны местного капитала,
без соблюдения других требований (прежде всего четкого налогового
законодательства и законов, гарантирующих сохранность инвестиций).
Реструктурирование и повышение эффективности в отрасли отнюдь не означает
проведение повальной приватизации.
Поспешность в принятии решений может привести к кризису, который по своим
последствиям будет гораздо более глубоким, нежели дефолт августа 1998 года,
ярким свидетельством чему может служить ситуация в энергетике Калифорнии,
где недавно также было принято решение о либерализации рынка. В противном
случае мы рискуем не только вновь оставить российских потребителей без
тепла и электричества и нанести отрасли почти непоправимый финансовый урон,
но вообще может встать вопрос об утере энергобезопасности страны.
Роль государства, как регулятора рынка важна не только в период,
предшествующий реформам, но и в процессе их проведения, и в пореформенный
период. Особенно серьезную роль Регулятор – представитель государства и
«проводник» генеральной государственной линии в отрасли – будет играть в
переходный период. Именно поэтому столь важно обеспечить независимость, как
финансовую, так и политическую, органов госрегулирования. И наконец,
никакой универсальной модели реструктурирования не существует. Однако, по-
видимому, следует научиться, наконец, пользоваться плодами чужого опыта и
перестать гордиться своими собственными «шишками».
Экономические теории прекрасно известны, но их воплощение в жизнь
зачастую невозможно или сдерживается причинами структурного или
психологического характера. Именно неумелое «воплощение» весьма
поверхностных знаний теории (хочется в это искренне верить, поскольку иначе
речь может идти только о преднамеренном нанесении ущерба) привело экономику
страны к тому состоянию, в котором она находится до сих пор.
Можно сказать, что сектор электроэнергетики России, как и многие другие
экономические отрасли, все еще остается в прямой и серьезной зависимости от
государственных политических институтов, а также отдельных политических
фигур, приближенных к правительственным кругам, и крупных частных
конгломератов. А ФЭК России, как и Региональные энергетические комиссии,
призванные регулировать деятельность монополий в энергосекторе страны,
делает вялые попытки добиться независимости от влияния министерств и РАО
«ЕЭС России», а также ОАО «Газпром». Хотя, если учесть, что законодательно
финансирование деятельности регулирующих органов производится за счет
федерального или местных бюджетов, но при этом за счет отчислений
энергопредприятий, говорить о какой-либо независимости «регуляторов» не
приходится. Только финансовая и политическая независимость органов
регулирования от естественных монополий может обеспечить сохранность
интересов государства и потребителей в процессе реструктурирования любой
отрасли энергетики. К сожалению, в настоящее время в России, как уже
говорилось выше, регулирующий орган лишь декларативно независим от
монополиста в секторе электроэнергетики – РАО «ЕЭС России».
Предварительная оценка объема инвестиций, необходимых для модернизации
электроэнергетической отрасли и увеличения ее мощностей, проведенная
Минэкономразвития РФ, показывает, что на эти цели потребуется около $ 19
млрд. У государства, по словам М. Касьянова, имеются средства только для
поддержания энергетической инфраструктуры. В связи с этим необходимо
создать привлекательные условия для инвестиций в электроэнергетику. По
словам премьер - министра, цель Правительства - создать ясные и открытые
системы распределительных сетей, государственного регулирования тарифов, а
также прозрачные финансовые потоки. В этом случае инвесторы смогут
рассчитывать на возврат своих средств и получение прибыли от вложения в РАО
"ЕЭС России".
Потенциальные инвесторы не готовы вкладывать средства в создание новых
генерирующих мощностей, ожидая дополнительных гарантий, в первую очередь,
от государства и потребителей. Отсутствует для этого и должная юридическая
база. Нет законов, гарантирующих свободный доступ к сетям региональных
энергопредприятий, а также национальной транспортной энергосети. Кроме
этого, следует отметить, что АО-энерго и отдельные генерирующие
предприятия, в том числе и РАО «ЕЭС России», зачастую бывают вынуждены
поставлять электроэнергию на условиях бартера, что приводит к нехватке
наличных денежных средств в системе в целом. Все это также отпугивает
потенциальных инвесторов. Наиболее серьезным препятствием для привлечения
инвестиционных средств остается тарифная политика. Отсутствие четких
ориентиров и прозрачности, обеспечивающей ясность для всех участников
российского энергорынка, тарифы, не учитывающие реальный уровень затрат,
наличие перекрестных субсидий, как социального характера, так и внутренних,
продиктованных интересами энергопредприятий, — все эти факторы сдерживают
развитие честной конкуренции и снижают интерес инвесторов к отрасли.
Достаточно серьезна проблема ТЭЦ, которые в советское время были
построены в больших количествах, исходя из предпосылки экономии затрат за
счет увеличения объема производства тепловой энергии с когенерацией
электроэнергии. Отсутствие объективного разделения затрат на производство
тепловой и электрической энергии приводит к серьезным искажениям в
отчетности и делает закупку тепла ТЭЦ довольно часто невыгодным для
основных промышленных потребителей. Последние сейчас предпочитают строить
свои собственные котельные, ставя под вопрос необходимость содержания и
целесообразность эксплуатации крупных ТЭЦ. При этом кризис усугубляется
плачевным состоянием распределительных теплосетей, что еще раз доказал
продолжающийся по сей день кризис в Приморье и других регионах России.
Очевидно, что необходима структурная перестройка всей работы
энергетической отрасли России, а не "прикладывание пластыря" к каждой
отдельной проблеме. После продолжительной дискуссии о сути этих структурных
изменений, пришли к выводу, что системное решение проблем энергетики
возможно только при разделение монопольных (диспетчеризация и транспорт
электроэнергии) и конкурентных (сбыт и генерация) видов деятельности и
внедрение рыночных отношений в конкурентном секторе. Все это зафиксировано
Постановлением Правительства № 526, подписанным премьер-министром Михаилом
Касьяновым 11 июля 2002 года. Кстати, о том, что перспективы развития
энергетики как ведущей отрасли экономики за внедрением рыночных отношений,
свидетельствует и мировой опыт. За последние десятилетия в этом направлении
развивается энергетика всех экономически развитых стран Европы и Америки.
Основу программы составляет комплексная система мер по реформированию
рынка электроэнергии и реструктуризации отрасли, включающая:
- дифференциацию условий коммерческой деятельности компаний на рынке
электроэнергии: усиление тарифного регулирования в естественно-
монопольных секторах и поэтапная либерализация и введение конкурентных
механизмов в секторах генерации и сбыта электроэнергии;
- ослабление и постепенную ликвидацию вертикальной интеграции бизнеса, и
переход к организации монофункциональных компаний, работающих в
отдельных секторах (генерации, транспорте, распределении, сбыте
электроэнергии), а также предоставляющих другие необходимые
технологические или коммерческие услуги (например, диспетчеризация,
организация торговли на рынке или бирже и др.);
- изменение структуры собственности с дифференциацией по выделенным
секторам -обеспечение доминирующей роли государства в сетевом бизнесе
и последовательное снижение государственного участия в компаниях,
осуществляющих производство и сбыт электроэнергии, с соответствующим
увеличением доли частного капитала в этих потенциально-конкурентных
сферах.
Таким образом, программа преобразований ориентирована на ликвидацию
существующего дисбаланса интересов государства и бизнеса, повышение роли
последнего в управлении функционированием и развитием отрасли. Важнейшим
результатом планируемых реформ станет возможность урегулирования
существующих конфликтов между государством и бизнесом за счет
организационной и имущественной «привязки» их интересов к отдельным
секторам в электроэнергетике. В соответствии с этой основной целью
реформирования сфера доминирующего влияния бизнеса постепенно охватит все
виды оперативно-хозяйственной деятельности, которые могут осуществляться в
условиях конкуренции, в то время как сфера влияния государства будет
ограничена управлением естественно-монопольным сегментом отрасли (сети и
диспетчеризация), обеспечивающим надежность функционирования энергосистемы.
На первом этапе реформирования до 2004 года каждое региональное АО-
энерго будет разделено на генерирующую компанию, сетевую компанию, куда
войдут распределительные сети и сбытовую компанию. На втором этапе
реформирования региональных энергосистем на смену процессам разделения
придёт межрегиональная интеграция: региональные генерирующие и сетевые
предприятия будут объединяться. Территориальные генерирующие компании
станут участниками рынка электроэнергии вместе с 10 оптовыми генерирующими
компаниями, состав которых сегодня обсуждается в Правительстве РФ.
Межсистемные и высоковольтные линии электропередач будут объединены в
Федеральную сетевую компанию, которая впоследствии полностью перейдёт в
собственность государства. Государство, как наиболее беспристрастный
участник процесса - возьмёт на себя обязательство гарантировать равный
доступ к сетям каждому производителю и потребителю энергии. Диспетчеризацию
потоков электроэнергии будет осуществлять также подконтрольная государству
ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС". Наконец, площадкой, на которой будут происходить торги,
формироваться цены и заключаться контракты на покупку и продажу
электроэнергии, станет некоммерческое партнерство Администратор торговой
системы.
В законопроекте подробно описана система мер государственного воздействия
на отношения в отрасли, однако он предусматривает ограничение избыточного
государстве иного вмешательства в деятельность субъектов электроэнергетики.
Цены на электроэнергию для покупателей оптового рынка, согласно документу,
«складываются под воздействием спроса и предложения и определяются по
результатам сопоставления ценовых заявок поставщиков и покупателей
электроэнергии». В законопроекте предусмотрено введение лицензирования
деятельности энергосбытовых организаций и установлена их ответственность
перед потребителями.
Согласно законопроекту «Об электроэнергетике», с 1 июля 2005 года
вводятся в действие положения, регламентирующие функционирование оптового и
розничного рынков энергии. Этот же закон определяет порядок купли-продажи
части электроэнергии по нерегулируемым тарифам. Другие документы из пакета
законопроектов о реформе электроэнергетики также предусматривают
существенные изменения действующего законодательства. В частности, среди
новаций есть норма, которая позволяет организациям, не имеющим собственных
сетей для транспортировки тепловой и электрической энергии осуществлять ее
куплю и продажу. Кроме того, законопроекты регулируют вопросы прекращения
поставки, электроэнергии потребителям-нарушителям, а также проблему не
дискриминации поставщиков и потребителей.
На время реформирования отрасли (до 2005 года), правительство будет пока
задавать предельные уровни тарифов. Установлен запрет на веерные отключения
должников вместе с добросовестными потребителями; введено понятие
«гарантирующего поставщика», обеспечивающего дополнительную надежность
энергоснабжения для населения: субъекты федерации сохранили ряд полномочий
по регулированию региональных рынков электроэнергии, в том числе и тарифов.
Государство будет устанавливать цены на услуги диспетчеризации и
транспортировку электроэнергии по межсистемным и распределительным сетям, а
цена на электроэнергию, выработанную на отдельных электростанциях, будет
формироваться на основе соотношения спроса и предложения на рынке. Именно
этот рыночный сектор энергетики в ближайшие годы ждут разительные перемены.
Генерирующие предприятия, превратившиеся в самостоятельные компании, станут
финансово прозрачными и привлекательными для инвесторов. Способствовать
инвестиционной привлекательности будет и понятный способ формирования цен
на электроэнергию. В условия жесткого конкурентного рынка производители
электроэнергии в борьбе за потребителя будут вынуждены сокращать издержки,
вводить новые технологии, снижать себестоимость электричества за счет
внутренних резервов. Таким образом, конкуренция станет естественным
стимулом для стабилизации и снижения цен.
Конкуренция появиться и в сфере сбыта электроэнергии: в каждом регионе
будет действовать несколько сбытовых компаний, специализирующихся на работе
с разными группами потребителей. Они будут бороться за этих потребителей,
снижая цену на свои услуги и предлагая более выгодные и удобные условия
энергообеспечения. Оптовым перепродавцам в этой схеме просто не будет
места, они войдут в состав региональных сетевых компаний.
Реформирование энергетики означает серьезное изменение российского
менталитета. Успех реформы будет во многом зависеть от того, сможем ли мы
понять, что электроэнергия - это не социальное благо, а товар, за который
нужно платить, а энергетика - это, прежде всего отрасль народного
хозяйства, которая требует экономического прагматического подхода, а не
политических интриг.
Заключение
На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
Электроэнергетика - важнейшая инфраструктурная часть экономики,
обеспечивающая производство электроэнергии; крупнейший потребитель
топливных ресурсов с набольшими возможностями их взаимозамещения, играющий
ведущую роль в формировании топливно-энергетичсского баланса страны и
регионов; сложнейшая техническая система с жесткими законами
функционирования и высокой централизацией оперативно-диспетчерского
управления процессами производства и передачи электроэнергии; а также – это
большая экономическая система, объединяющая множество хозяйственных
субъектов различных форм собственности. Любые просчеты в этой области имеют
тяжелые, непоправимые последствия.
Сложившиеся ситуация в Российской энергетике говорит о необходимости
реформирования всей энергетической отрасли. Государственное регулирование
цен, привило к необоснованному росту производственных затрат. Энергетики не
заинтересованы в снижении издержек. Тариф, устанавливаемый региональной
энергетической комиссией, не покрывает всех затрат региональных
энергокомпаний, многим из них не хватает средств даже на то, чтобы
поддерживать систему в рабочем состоянии. А это в свою очередь приводит к
низкой инвестиционной привлекательности. Неплатежи, а также то, что АО-
энерго и РАО «ЕЭС России», зачастую бывают вынуждены поставлять
электроэнергию на условиях бартера, что приводит к нехватке наличных
денежных средств в системе в целом. В результате - ухудшение финансового
состояния компаний, ухудшение технического состояния оборудования. Уже
сейчас возникают проблемы из-за износа оборудования. В дальнейшем же
деградация оборудования будет стремительно увеличиваться. Вследствие чего,
может возникнуть вопрос о энергобезопасности страны. Это также приводит к
«отпугиванию» потенциальных инвесторов.
Текущее положение дел не устраивает ни одну из сторон, ни потребителей,
ни энергетиков, ни государство. Потребители не довольны тем, что с каждым
годом цена за электричество возрастает, а им никто не может гарантировать
надежного и бесперебойного энергоснабжения. РАО ЕЭС находится в плену у
правительства, владеющего контрольным пакетом акций, государство регулирует
деятельность энергохолдинга и устанавливает цены на его услуги и продукцию.
Государство же в свою очередь недовольно необоснованному росту издержек,
которые им приходится покрывать.
Всё это указывает на то, что уже сейчас необходима структурная
перестройка всей системы. Существует множество моделей реформирования,
применяемые в разных странах. Наиболее удачной, на мой взгляд, является
скандинавская. Но не одна из моделей не может гарантировать успех.
Прежде всего, необходимо тщательно разработать законодательную и
нормативную базу. Для эффективной работы электроэнергетики необходимо
обеспечить оптимальный баланс межотраслевых, системных и корпоративных
требований, в полной мере отражающих интересы двух основных сторон,
вовлеченных в процесс управления: государства и бизнеса. При этом
необходимо учитывать значительные различия между требованиями государства и
бизнеса к управлению функционированием и развитием отрасли, которые
предполагают разные подходы к организации оперативно-хозяйственной и
перспективной деятельности в электроэнергетике.
Правительство уже предприняла шаги, начав реформу энергетики. В
результате реформирования появится свободный рынок и конкуренция в сфере
генерации, транспортировки и сбыта электроэнергии. Цены будут
устанавливаться на основе спроса и предложения на рынке, а конкуренция
будет способствовать к сокращению издержек, вводу новых технологий (что
приведет к снижению себестоимости электричества), и к стремлению предлагать
более выгодные и удобные условия энергообеспечения.
Во многом успех реформы будет зависеть и от рядовых потребителей.
Необходимо понять, что электричество – это товар, за которое нужно платить,
и которое надо ценить, бережно относится к природным ресурсам. К сожалению,
мы привыкли к тому, что электричество – социальное благо, которое не
обязательно беречь, и к тому, что отключение электричества – обыденное
дело. К сожалению, и энергетики не чувствуют ответственности перед
потребителями. Начавшееся реформа должна изменить эти представления.
Результаты же мы увидим уже через 2-3 года.
Список литературы
1. «Оценка собственности», материалы оценочной компании «Консалт Трейд»
(http://phpwebsite.appstate.edu)
2. «Шоковая терапия для России», “The Economist”, Великобритания,
3 сентября 2002г.
3. «Интерфакс», 9 октября 2002г.
4. «Эксперт», 14 октября 2002г.
5. «Комерсантъ», 10 октября 2002г.
6. Материалы сайта РАО «ЕЭС России» (http://www.rao-ees.ru)
7. Ф.В.Веселов, «Реформирование электроэнергетики и проблемы развития
генерирующих мощностей», Институт Энергетических исследований РАН
8. Материалы сайта MarketSurveys (http://www.marketsurveys.ru)
9. «Промышленные ведомости» (http://www.derrick.ru)
10. «Мировой опыт реформирования электроэнергетики», «Независимая газета»,
23 марта 2001г.
11. «Современное состояние и перспективы развития энергетики мира»,
«Теплоэнергетика», №5 1999г., №.9 1998г.
12. Материалы поисковых систем Rambler (http://www.rambler.ru),
Aport (http://www.aport.ru)
-----------------------
ПРОЧИИ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППЫ РАО «ЕЭС РОССИИ»
Научно-исследовательские и Строительные и обслуживающие Непрофильные
организации
Проектно-изыскательские организации
организации
|АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРОФИКАЦИИ, ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ, |
|ВХОДЯЩИЕ В СОСТАВ РАО «ЕЭС России» |
|Центрэнер|Севзапэн|Волгаэне|Уралэнер|Южэнерго|Сибирьэнер|Востокэнерг|
|го |ер |рг |го | |го |о |
|Астраньэн|Архэнерг|Мариэнер|Башкирэн|Грозэнер|Алтайэнерг|Амурэнерго |
|ерго |о |го |ерго |го |о |Дальэнерго |
|Белгородэ|Брянскэн|Мордовэн|Кировэне|Дагэнерг|Бурятэнерг|Камчатэнерг|
|нерго |ерго |ерго |рго |о |о |о |
|Владимирэ|Карелэне|Пензаэне|Курганэн|Ингушэне|Краснодарэ|Магаданэнер|
|нерго |рго |рго |ерго |рго |нерго |го |
|Волгоград|Колэнерг|Самарэне|Оренбург|Каббашэн|(включая |(включая |
|энерго |о |рго |энерго |ерго |Тувятэнерг|Чукотск- |
|воронжэне|Комиэнер|Саратовэ|Пермэнер|Калмэнер|о) |энерго) |
|рго |го |нерго |го |го |Кузбазэнер|Сахалинэнер|
|Ижэнерго |Ленэнерг|Ульяновс|Свердлдо|Корачево|го |го |
|Калугаэне|о |кэнего |вэнего |- |Новосибирс|Хабаросвкэн|
|рго |Новгород|Чугашэне|Тюменьэн|Черкасэн|кэнерго |ерго |
|Кострамаэ|энерго |рго |ерго |ерго |Омскеэнерг|Якутскэнерг|
|нерго |Псковэне|Волжская|Удмуртэн|Ростовэн|о |о |
|Курскэнер|рго |ГЭС |ерго |ерго |Томскэнерг|Бурейская |
|го |Смоленск| |Челябэне|Севкавка|о |ГЭС |
|Липецкэне|энерго | |рго |зэнего |Хакасэнерг|Вилюйская |
|рго |Янтарьэн| |Воткинск|Ставрапо|о |ГЭС - №3 |
|Мосэнерго|ерго | |ая ГЭС |льэнерго|Читаэнерго|Зейская ГЭС|
| |Печорска| |Камская | | | |
|Нижновэне|я ГРЭС | |ГЭС |Сулакэне|Таймырэнер|Колымэнерго|
|рго |Псковска| |Пермская|рго |го | |
|Орёлэнерг|я ГРЭС | |ГРЭС |Иртакайс|(Курейская|(Колымская |
|о |Северо-з| |Троицкая|кая ГЭС |и |ГЭС |
|Рязаньэне|ападная | |ГРЭС |Небинком|Усть-Ханга|Лу ТЭК |
|рго |ТЭЦ | | |ыкская |йская ГЭС0|(Приморская|
|Тамбовэне|Калининг| | |ГРЭС | |ГРЭС) |
|рго |радская | | |Новочерк|Березовска|Ноглицкая |
|Тверьэнер|ТЭЦ-2 | | |асская |я ГРЭС-1 |ГЭС |
|го | | | |ГРЭС |Бийская |Геотерм |
|Тулэнерго| | | |Ставропо|ТЭЦ-1 | |
| | | | |льская |Красноярск| |
|Ярэнерго | | | |ГРЭС |ая ГРЭС-2 | |
|Волжская | | | |Зеленкус|Саяно-Шуше| |
|ГЭС | | | |ские ГЭС|нская | |
|Конакотск| | | | |ГРЭС | |
|ая ГРЭС | | | |Кубань | | |
|Костромск| | | |ГРЭС | | |
|ая ГРЭС | | | |«Промете| | |
|Каскад | | | |й» | | |
|Верхневол| | | | | | |
|жских ГЭС| | | | | | |
| | | | | | | |
|Рязанская| | | | | | |
|ГРЭС | | | | | | |
|Черепетск| | | | | | |
|ая ГРЭС | | | | | | |
|Щекинские| | | | | | |
|ПГУ | | | | | | |
Территориальные обособленные подразделения – межсистемные электрические
сети РАО «ЕЭС России», Электросетьсервис
Электростанции – филиалы:
Нижегородская ГЭС,
Саратовская ГЭС,
Харанорская ГРЭС
Объединённые диспетчерские управления энергосистемами - ОДУ
Представительства РАО «ЕЭС России» по управлению акционерными обществами
Региональные предприятия энергетического надзора
Энергостроительный комплекс ЕЭС, Украинский филиал
РАО «ЕЭС РОССИИ» - МАТЕРИНСКАЯ КОМПАНИЯ
ФИЛИАЛЫ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА РАО «ЕЭС РОССИИ»
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ДИСПЕТЧЕРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЕЭС РОССИИ
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|