рефераты бесплатно

МЕНЮ


Федеральная государственная служба в РФ

государственной службе субъектов Федерации состоят государственные

служащие, осуществляющие полномочия по предметам ведения органов

государственной власти этих субъектов, а также государственные служащие,

осуществляющие полномочия от их имени.

4. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной

власти, закрепленный в статье 10 Конституции, выражает прежде всего

самостоятельность каждой из этих ветвей власти.

Если до принятия Конституции 12 декабря 1993 г. взаимоотношения

органов исполнительной власти с органами законодательной власти

характеризовались полной зависимостью первых от вторых, то при реальном

разделении властей это недопустимо. Каждая ветвь государственной власти

должна осуществлять свои функции в установленных законом пределах. В то же

время обе эти ветви власти должны обеспечивать исполнение решений судов,

что особенно важно в сфере федеративных отношений. Учет этих обсто ятельств

крайне необходим как при разработке нормативных актов, определяющих объем

должностных полномочий, так и в практической деятельности государственных

служащих всех ветвей власти.

Сущностью данного принципа обусловлено также то, что государственный

служащий не вправе быть депутатом законодательного (представительного)

органа. И наоборот: депутаты не могут находиться на государственной службе.

5. Принцип равного доступа граждан к государственной службе

закреплен в статье 32 Конституции.

Это соответствует статье 25 (пункт «с») Международного пакта о

гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. Сущность принципа

заключается в том, что при приеме на государственную службу не допускается

каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы,

пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и

должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия

гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений,

принадлежности к общественным объединениям. Возможность доступа к

государственной службе обусловлена лишь российским гражданством, возрастом

и другими требованиями, установленными для государственных служащих.

6. Принцип обязательности для государственных служащих решений,

принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах

их полномочий и в соответствии с законодательством, является одним из

краеугольных устоев российской государственности. Он вытекает из единства

системы государственной власти и верховенства закона, из подчиненности

нижестоящих органов вышестоящим. Благодаря этому создаются реальные условия

для исполнительской дисциплины во всех зве ньях государственного механизма.

Государственным служащим следует строго руководствоваться объемом

полномочий каждого государственного органа, очерченного законодательством,

учитываяы, когда это необходимо, порядок так называемого двойного

подчинения.

7. Принцип единства основных требований, предъявляемых к

государственной службе, базируется на конституционных нормах, определяющих

основные принципы государственной службы, и нормах Федерального закона «Об

основах государственной службы Российской Федерации», устанавливающих

начала и ключевые процедуры функционирования государственной службы.

Законодательство Российской Федерации регулирует федеральную

государственную службу. Государственная служба субъектов Федерации

регулируется законами и иными актами субъектов Федерации.

Единство государственной службы в Российской Федерации обеспечивается

прежде всего единой системой органов по вопросам государственной службы и

характером их задач. Эти органы существуют при органах государственной

власти всех уровней и направлений деятельности и подчиняются им

непосредственно.

Вышестоящий же орган по вопросам государственной службы осуществляет

контроль за работой соответствующего нижестоящего органа по соблюдению им

общих правил государственной службы, а также организационно-методическое

руководство им.

Конечно, субъекты Федерации, действуя в рамках своей компетенции,

вправе сами определять структуру своих органов власти и самостоятельно

осуществлять кадровую политику. Для полноценного решения всех задщач по

управлению своей государственной службой каждый субъект Федерации имеет

свой орган по вопросам государственной службы. Однако при этом должны

использоваться общероссийская система государственных должностей и

квалификационных разрядов (званий, рангов), единый порядок прохождения

государственной службы.

В отношении всех государственных служащих и федеральной

государственной службы, и государственной службы субъектов Федерации должны

действовать:

общие стандарты государственной службы;

общие перечни прав и обязанностей, ограничений и гарантий;

общие (с точки зрения организации и методики) системы подготовки кадров и

контроля их компетентности.

Без этого ни одна из государственных служб субъектов Федерации не

станет профессиональной и эффективной, способной полноценно решать

сложнейшие задачи регионального развития в условиях федеративного

государства.

Залог успеха - следование Федеральному закону «Об основах

государственной службы Российской Федерации», опираясь на который каждый

субъект Федерации может и должен иметь свои нормативные акты. И еще раз

отметим: в случаях, когда возникают коллизии в законодательстве о

государственной службе, следует руководствоваться принципом верховенства

Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными

нормативными правовыми актами.

8. Принцип профессионализма и компетентности.

Профессиона лизм означает исполнение государственным служащим своих

должностных обязанностей постоянно (в течение определенного времени) и за

регулярно получаемое вознаграждение. Компетент ность отражает объем знаний

и опыт работника. Профессиона лизм стимулирует расширение и повышение

знаний, накаплива ние опыта, развитие организаторских способностей,

постоянно высокий уровень служебной и исполнительской дисциплины.

Компетентность и профессионализм - главное при оценке государственного

служащего. Именно по этому критерию прежде всего отдается предпочтение при

отборе кандидата на вакантную государственную должность государственной

службы. Предпочте ние отдается наиболее достойному, имеющему лучшую

подготов ку, больший стаж работы по специальности, показавшему на деле свои

организаторские способности.

Значение профессионализма и компетентности государствен ных служащих

особо возрастает в настоящее время - в период глубоких экономических и

политико-правовых реформ.

9. Принцип гласности предполагает открытость законодательст ва о

государственной службе, доступность государственных орга нов и решение ими

вопросов о судьбе, правовом положении государственного служащего с его

ведома и согласия.

Статьей 15 Конституции установлено, что законы подлежат официальному

опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные

акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не

могут приме няться, если они не опубликованы официально для всеобщего

сведения.

Гласность - это не только право человека на достоверную, своевременную и

полную информацию, но и его право на участие в решении вопросов, касающихся

его законных интересов. Зако нодательством о государственной службе

предусмотрены различ ные правила, обеспечивающие реализацию этого права,

например ознакомление со всеми материалами своего личного дела; забла

говременное оповещение о начале конкурса на замещение вакант ной

государственной должности государственной службы; озна комление под

расписку с содержанием аттестационного листа.

Подлинной подконтрольности государственных служащих не может быть без

расширения гласности, учета общественного мне ния, открытости и доступности

для контроля. Ни один работник государственных органов не может оставаться

вне контроля, вне критики.

10. Принцип ответственности государственных служащих за

подготавливаемые и принимаемые решения, исполнение своих должностных

обязанностей закреплен в законодательстве, что по зволяет крепить

государственную дисциплину, формировать чув ство личной ответственности

государственных служащих за порученное пору

67

ченное дело. Этот принцип требует, чтобы каждый служащий не уклонялся

от ответственности, не прятался за чью-либо спину, а в полной мере

использовал предоставленные ему по должности права, проявлял

самостоятельность и лично отвечал за принятые им решения и подготовленные

им служебные документы, как и за те последствия, которые они могут

вызывать.

В особенности важной организационно-правовой формой, обеспечивающей

персональную ответственность, является едино началие. Оно чаще всего

применяется в федеральных министерст вах, прежде всего в управлении

отдельными отраслями народного хозяйства, военным и правоохранительным

делом. Но единонача лие имеет тот недостаток, что решение, принятое

единоличным руководителем, иногда бывает односторонним, не учитывающим

мнение специалистов, может не отражать опыт и знания коллек тива

сотрудников органа государственного управления.

Безответственность бьпа и остается болезнью многих государ ственных

органов. Она характеризуется отсутствием самостоятель ности,

бесконтрольностью и безнаказанностью служащих, в том числе и руководителей,

отсутствием гласности и другими негатив ными проявлениями. К сожалению,

законодательство страдает неопределенностью по вопросу персональной

ответственности го сударственных служащих за состояние дел на порученном

участке работы. Их обязанность отвечать за свои действия предполагает

наличие органа или руководителя, наделенного правом истребо вать от

служащих отчеты и официально оценивать их деятель ность, а в

соответствующих случаях и применить к ним меры воздействия. При этом могут

применяться различные виды произ водств: дисциплинаркое, административное и

др. Обеспечение персональной ответственности государственных служащих - слу

жебная обязанность соответствующих руководителей. Их полно мочия в этом

отношении определяются соответствующими норма тивными актами.

11. Принцип внепартийности и внеконфессиональности государ ственной

службы означает, что в государственных органах не образуются структуры

политических партий и движений, государ ственные служащие не могут при

исполнении должностных пол номочий руководствоваться решениями политических

партий и движений, иных общественных, а также религиозных

объединенийобьедине ний. Этот принцип вытекает из Конституции, статья 13

которой, признавая идеологическое и политическое многообразие, гласит, что

в Российской Федерации никакая идеология не может уста навливаться в

качестве государственной и обязательной. Задачи и функции, выполняемые

государственными служащими, требуют от них политической и религиозной

беспристрастности.

12. Соблюдение принципа стабильности кадров в государствен ных

органах означает относительное постоянство кадров в зани маемых должностях,

минимизацию текучести кадров при стабиль ности штатного состава. Это одно

из важнейших условий качест венного функционирования государственных

органов.

Стабильность кадров может обеспечиваться различными путя ми. В первую

очередь она зависит от того, как часто и насколько продуманно проводятся

оргмероприятия. Неоправданные, в част ности субъективистские,

оргмероприятия и изменения в перечнях государственных органов по видам и

наименованиям вызывают болезненные и нередко дорогостоящие перемещения

персонала, что дезорганизует государственное управление. Стабильность за

висит и от умелой организации работы по повышению квалифи кации и

переквалификации государственных служащих, которая позволяет создать

надежный резерв кадров для замещения вакант ных должностей за счет

государственных служащих тех же госу дарственных органов. Ротация (смена)

кадров государственного аппарата происходит постоянно, но важно исключить

случаи «во левых» перемещений государственных служащих. Особенно остра

проблема смены руководителей. Многие из новых «тянут

свое будущее и служат одной из решающих причин их заинтересованности в

сохранении места службы, отсчствия стремления перейти на работу в

коммерческие структуры.

ф 3. Государственные служащие и порядок их подготовки, повышения

квалификации и переподготовки

В статье 3 Федерального закона «Об основах государственной службы

Российской Федерации» говорится: «Государственным служащим является

гражданин Российской Федерации, испол няющий в порщке, установленном

Федеральным законом, обя занности по государственной должности

государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет

средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта

Российской Федерации».

Из этого определения видно, что одним из признаков государственного

служащего является исполнение им обязанностей по государственной должности

государственной службы, то есть должности категорий «Б» и «В».

Что же касается лиц, замещающих государственные должности категории

«А», то и они признаются государственными служащими Российской Федерации.

Однако на них Федеральный закон об основах государственной службы

Российской Федерации», по существу, не распространяется, за исключением

общих положений, а также упоминания о том, что размер и виды денежного

содержания для них определяются федеральными законами и законами субъектов

Федерации. Поэтому и присвоение им квалификационных разрядов этим

Федеральным законом не предусмотрено. Правовое положение президентов,

председателей правительств и иных лиц, занимающих должности категории «А»,

определяется Конституцией, соответствующими федеральными законами,

конституциями и уставами субъектов Федерации.

Например, правовое положение депутатов определяется Конституцией и

Федеральным законом от 8 мая 1994 г. «0 статусе депутата Совета Федерации и

статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской

Федерации»’, судей Конституционного Суда - Конституцией и Федеральным

конституционным законом от 21 июля 1994 г. «0 Конституционном Суде

Российской Федерации»’.

Государственные служащие, замещающие должности категорий «Б» и «В»,

различаются между собой по замещаемым должностям, указанным в Реестре

государственных должностей государственной службы Российской Федерации.

Успех проводимых в России реформ во многом зависит от правильного

установления наилучшего соотношения государственных служащих разных ветвей

государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) - как

между ними, так и внутри каждой из них. В то же время он напрямую зависит

от профессионализма, компетентности и морально-этических качеств самих

служащих. Вопросы их подготовки, повышения квалификации и переподготовки

имеют первостепенное значение.

В любой стране складывается своя система кадрового обеспе

1

СЗ. 1994. М 2. Ст. 74; 1996. М 12. Ст. 1039; # 15. Ст. 1578.

2

СЗ. 1994. М 13. Ст. 1447.

70

чения государственной службы. В доперестроечный период в быв шем СССР

функционировала стройная система государственной службы и подготовки

кадров. Существовал своего рода перспективный план, в котором

предусматривалось, какие кадры, какого уровня и где должны

подготавливаться. То есть была стабильность самой системы и ее кадрового

обеспечения. Конечно, эта система обслуживала определенный общественно-

политический строй.

Сейчас она должна действовать применительно к новым условиям и

главным образом в целях демократических преобразований.

Государственный аппарат непрерывно обновляется. Начиная с 1992 г. в

исполнительных органах власти на федеральном уровне обновилось около двух

третей служащих, а на региональном треть. Но дело в том, что в большинстве

своем обновление проводилось бессистемно, без учета образования и опыта

управленческой деятельности, необходимых для занятия соответствующих

должностей. Даже в федеральных органах исполнительной власти только пяты

часть первых руководителей и их заместителей имеют базовое образование,

соответствующее занимаемой должности, и только четверть - образование в

области государственного управления. Лишь 28 процентов федеральных

государственных служащих на начало 1994 г. имели стаж государственной

управленческой деятельности до 5 лет, а более 70 процентов глав

администраций и половина сотрудников этих властных структур субъектов

Федерации имели опыт участия в государственном управлении всего до трех

лет’.

Для устранения нынешней разбалансированности системы подготовки

кадров ученые Российской академии государственной службы совместно с

представителями президентских структур и Правительства в 1995 г. закончили

разработку рекомендаций по подготовке кадров на основе государственного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.