рефераты бесплатно

МЕНЮ


Федеральная государственная служба в РФ

заказа.

Госзаказ предполагает существование своего рода графика на правления

на учебу представителей субъектов Федерации, федеральных министерств и иных

федеральных органов. Сформировать же соответствующий государственный заказ

можно, только определив текущие и перспективные потребности в кадрах и

возможные источники ее удовлетворения. Страна постоянно нуждается в

подготовке и переподготовке кадров и их специализации.

Например, потребность России в этом отношении на конец 1995 г.

составляла более 1 млн. человек’.

1 Российская газета. 1996. 12 июня.

2 Российские вести. 1996. 3 апр.

71

Текущая и перспективная потребность в государственных служащих

обусловливается соответствующей структурой государственных органов,

степенью и качеством их укомплектованности, а также возможными изменениями

в составе государственных служащих по различным причинам (смерть, замена не

соответствующих занимаемым должностям, прекращение государственной службы).

Необходимо точно определить, каких специалистов в России не хватает, каких

- избыток, каких - достаточно. Поэтому нужно иметь четкое представление об

уровне профессионального образования, опыте работы по специальности лиц,

уже находящихся на государственной службе, а с другой стороны

квалификационных требованиях, предъявляемых к служащему по той или иной

должности. Следует подчеркнуть особо: сейчас речь не о том, добровольной

или обязательной должна быть учеба или переподготовка государственных

служащих, - согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы

Российской Федерации» назначаться на должности или допускаться к конкурсу

на занятие той или иной государственной должности государственной службы

должны только лица, имеющие определенное по профилю и уровню образование. И

задача подготовки и переподготовки сейчас состоит в том, чтобы уровень

профессионализма, знаний и опыта государственного служащего соответствовал

его должности, уровню, который он занимает в Реестре государственных

должностей государственной службы.

Исходя из текущей и перспективной потребности в государственных

служащих планируется и организуется их подготовка путем обучения в высших и

средних специальных учебных заведениях, а также путем приобретения стажа и

опыта работы по специальности, необходимых для выдвижения на вышестоящие

должности.

Система учреждений, которые готовят кадры для государственной службы,

сейчас весьма разветвленная. Это и Российская академия государственной

службы, и Академия народного хозяйства, и сеть региональных академий

государственной службы, плюс еще десятки различных институтов и

университетов, на факультетах которых тоже идет соответствующая работа.

Словом, получить и первое, и второе высшее образование есть где. Задача в

том, чтобы максимально эффективно использовать имеющиеся возможности.

Так, Российская академия государственной службы должна обеспечивать

подготовку трех категорий Реестра государственных служащих - высшей,

главной и ведущей.

Сама идея государственного заказа предполагает и соответст

72

цующее финансово-экономическое обеспечение. Применяются две формы

финансирования. Преобладающая часть слушателей должна поступать на основе

обязательного централизованного заказа. И соответствующие средства должны

выделяться из федерального бюджета, что сверх того - на договорной основе с

«посьпающей стороной».

Постановлением Правительства от 26 августа 1995 г.’ утвержден новый

Устав Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.

Как и прежде, это учебный, методический и научный центр для переподготовки

и повышения квалификации

государственных служащих. Но теперь эта Академия (АНХ) получила еще и

статус высшего учебного заведения и при наличии лицензии Госкомвуза России

имеет право набирать студентов и готовить специалистов с высшим

образованием. Контролировать и координировать ее работу призвано Управление

государственной службы и кадров Аппарата Правительства. В Академии будут

обучаться государственные служащие, а также специалисты высшей квалификации

экономики, бизнеса, права, социологии и государственного управления.

Осуществляются также исследования по проблемам экономической реформы,

кадровой политики и государственной службы.

В целях реализации единой кадровой политики по удовлетворению

потребности органов государственной власти в переподготовке и повышении

квалификации кадров 7 февраля 1995 г. был принят Указ Президента «0

государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации

государственных служащих»’.

Его действие распространяется на лиц, замещающих должности,

определенные Реестром государственных должностей федеральных

государственных служащих, утвержденным Указом Президента от 11 января 1995

г.’

Порядок формирования, размещения и использования государственного

заказа разрабатывают и утверждают: Правительство - для аппаратов

федеральных органов исполнительной власти;

Руководитель Администрации Президента - для этой Администрации;

Руководитель Аппарата Совета Федерации - для этого Аппарата; Руководитель

Аппарата Государственной Думы - для этого Аппарата; Руководитель Аппарата

Правительства - для этого Аппарата; Председатель Конституционного Суда -

для ап

СЗ. 1995. М 36. Ст. 3541.

2

СЗ. 1995. М 7. Ст. 513.

3

СЗ. 1995. # 3. Ст. 174.

73

парата этого Суда; Председатель Верховного Суда - для аппарата этого

Суда; Председатель Высшего Арбитражного Суда - для аппарата этого Суда;

Генеральный прокурор - для кадров Генеральной прокуратуры; Председатель

Центральной избирательной комиссии - для аппарата этой комиссии;

Председатель Счетной палаты - для аппарата этой палаты.

На Совет по вопросам государственной службы при Президенте возложена

координация работы по формированию, размещению и исполнению

государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации

государственных служащих федеральных органов государственной власти.

Органам государственной власти субъектов Федерации рекомендовано ежегодно

формировать на основе выявляемой потребности заказ на переподготовку и

повышение квалификации их государственных служащих, а также служащих

органов местного самоуправления с последующим размещением заказа на договор

ной основе в региональных академиях государственной службы и других учебных

учреждениях, реализующих профессионально-образовательные программы обучения

государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с постановлением Правительства от 11 августа 1995 г.

создана Межведомственная комиссия по переподготовке и повышению

квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной

власти’. Комиссия создана для координации деятельности федеральных органов

исполнительной

власти по данному вопросу на основе государственного заказа.

Основными задачами Комиссии являются:

определение основных направлений переподготовки и по вышения квалификации

государственных служащих федеральных

органов исполнительной власти;

рассмотрение проекта государственного заказа на переподго товку и

повышение квалификации государственных служащих

федеральных органов исполнительной власти;

анализ эффективности использования средств федерального

бюджета, выделяемых в соответствии с государственным заказом;

координация деятельности федеральных органов исполнитель ной власти при

формировании, размещении и исполнении госу дарственного заказа;

анализ состояния и эффективности функционирования систе мы образовательных

учреждений, осуществляющих обучение кад ров в рамках государственного

заказа;

1

СЗ. 1995. М 34. Ст. 3457.

74

рассмотрение федеральных программ переподготовки и по вышения квалификации

кадров федеральных органов исполни тельной власти;

подготовка предложений по формированию системы норма тивно-правового

обеспечения обучения кщров на основе государ ственного заказа;

рассмотрение предложений по пересмотру экономических нор мативов для

формирования государственного заказа;

определение приоритетных направлений научно-методических

разработок по проблемам обучения государственных служащих;

анализ хода реализации международных программ и проектов

в области переподготовки и повышения квалификации государст венных

служащих федеральных органов исполнительной власти.

Персональный состав Комиссии утверждается Правительст вом. В нее входят

председатель, его заместители, а также члены

Комиссии из числа заинтересованных федеральных органов ис полнительной

власти, руководители образовательных учрежцений,

представители Администрации Президента и Аппарата Прави тельства. К работе

в Комиссии могут привлекаться представители

научных и образовательных учреждений, общественных объедине ний и других

организа’ций.

Порядок повышения квалификации и переподготовки. Повыше ние квалификации

федерального государственного служащего

проводится в соответствии с имекщимися потребностями, но не

реже одного раза в пять лет и осуществляется в образовательных

учреждениях высшего профессионального или дополнительного

образования. В зависимости от групп федеральных государствен ных

должностей и форм обучения установлены сроки повышения

квалификации: от двух до шести недель с отрывом от службы и от

шести недель до шести месяцев без отрыва от службы.

Переподготовка федерыьного государственного служащего ор ганизуется

руководителем соответствующего органа государствен ной власти при

необходимости назначения служащего на феде ральную государственную

должность иного профиля и осущест вляется в образовательных чреждениях

высшего профессиональ ного или дополнительного образования. В зависимости

от групп

федеральных государственных должностей и форм обучени уста навливаются

сроки переподготовки: от трех до шести месяцев с

отрывом от службы и от шести месяцев до одного года без отрыва

от нее.

Конкретные сроки и формы повышения квалификации и пере

подготовки федеральных государственных служащих определяют ся

руководителем соответствующего органа государственной влас

75

ти. За федеральным государственным служащим, направляемым

на повышение квалификации и переподготовку с отрывом от

службы, сохраняется на весь период обучения денежное содержа ние по

занимаемой должности. Федеральному государственному

служащему, находящемуся в отставке в связи с ликвидацией фе деральной

государственной должности и направлечому на по вышение квалификации или

переподготовку, на весь период обу чения сохраняется денежное содержание по

последн=й должности.

В случае переезда на этот период в другую местность ему возме щаются

расходы за весь период обучения в порядке,. установлен ном длм служебных

командировок.

Федеральным органам государственной власти предоставляется

право использовать в порядке, установленном Прэвительством,

часть вьщеляемых им финансовых средств на осушествление по вышения

квалификации и переподготовки федеральчых государ ственных служащих в

негосударственных образовательных учреж дениях Российской Федерации и

иностранных государств.

Еще 23 августа 1994 г. Указом Президента было утверждено

Положение о повышении квалификации и переподготовке феде ральных

государственных служащих, увольняемых из аппаратов

органов государственной власти Российской Федерации в связи с

ликвидацией или реорганизацией этих органов, сокращением

штата’. В Положении указано, что орган государственной власти,

из аппарата которого увольняются государственныс служащие в

связи с сокращением штата, обеспечивая реализацию права уволь няемого

государственного служащего на повышение квалифика ции и переподготовку:

в двухнедельный срок рассматривает заявления, поступившие

от государственных служащих, подлежащих увольнению, о жела нии повысить

квалификацию или пройти переподготовку;

оказывает помощь увольняемым государственным служащим в

выборе профессии (специальности), которую можно получить за

период переобучения, в соответствии с перечнем профессий,

имеющих спрос на рынке труда в конкретном регионе. Перечень

профессий определяется кщровыми службами аппарата федераль ных

государственных органов в результате консультаций с терри ториальными

органами службы занятости;

заключает с образовательными учреждениями, расположенны ми в регионах

проживания увольняемых государственных служа щих, договоры о повышении их

квалификации или переподготов ки и возмещает этим учреждениям расходы,

связанные с обучени

1

СЗ. 1994. М 18. Ст. 2066.

76

ем указанных лиц, в размерах, необходимых для повышения ква лификации или

переподготовки государственных служащих в го сударственных образовательных

учреждениях.

Если государственный служащий желает повысить квалифика цию или пройти

переподготовку в негосударственном образова тельном учреждении, федеральный

государственный орган возме щает расходы, связанные с его обучением, в

размере, необходимом

для повышения квалификации или переподготовки в государст венном учебном

учреждении по той же специальности (профес сии). Остальные расходы

государственный служащий возмещает

из личных средств.

Трудоустройство государственных служащих, уволенных из ап паратов органов

государственной власти Российской Федерации в

связи с ликвидацией или реорганизацией этих органов, сокраще нием штата и

прошедших повышение квалификации или перепод готовку, производится в

соответствии с законодательством, если

отсутствует возможность трудоустройства в аппаратах органов го

сударственной власти. Направление на повышение квалификации

или переподготовку не является обязательством по трудоустройст ву на

государственную службу.

13 сентября 1994 г. Правительством было принято Постановле ние «Об

организации переподготовки и повышении квалифика ции государственных

служащих федеральных органов исполни тельной власти»’, а Постановлением от

30 декабря 1994 г. утверж дено Положение о государственном заказе на

переподготовку и

повышение квалификации государственных служащих федераль ных органов

исполнительной власти’. Установлено, что объемы и

структура государственного заказа на переподготовку и повыше ние

квалификации государственных служащих федеральных орга нов исполнительной

власти тверждает Правительство на основа нии предложений Министерства

труда.

На руководителей федеральных органов исполнительной влас ти возложены

обязанности:

ежегодно на основании расчета потребности в обучении кадров

разрабатывать мероприятия по переподготовке и повышению ква лификации

государственных служащих, обеспечивающие возмож ность поддерживать уровень

их квалификации, достаточный для

исполнения должностных полномочий;

в установленные сроки представлять в Министерство труда

предложения по объемам и структуре государственного заказа на

СЗ. 1994. # 21. Ст. 2393.

г

СЗ 1995, Хо 2. Ст. 158.

77

переподготовку и повышение квалификации государственных слу жащих своего

ведомства, имея в виду, что для лиц, впервые

принятых на федеральную государственную службу, повышение

квалификации в течение первого года работы является обязатель ным;

должностные перемещения государственных служащих, уста новление им

соответствующего денежного содержания увязывать

с результатами обучения и практического использования получен ных знаний.

Постановлением Правительства от 13 сентября 1994 г. утверж ден Перечень

образовательных учреждений, осуществляющих

переподготовку и повышение квалификации государственных слу жащих

федеральных органов исполнительной власти. К ним отно сятся: АНХ;

Финансовая академия при Правительстве; Академия

современной экономики при Министерстве экономики; Всерос сийская академия

внешней торговли Министерства внешних эко номических связей; Российская

правовая академия Министерства

юстиции; Московская государственная юридическая академия;

Российская академия государственной службы при Президенте

Российской Федерации; межотраслевые институты повышения

квалификации и переподготовки кадров при высших учебных

заведениях; отраслевые академии и институты повышения квали фикации

руководящих работников и специалистов.

Например, пятый год функционирует Институт управления и

экономики в Санкт-Петербурге. При его создании главной зада чей являлось

повышение квалификации государственных служа щих. Ежегодно на факультете

повышения квалификации институ та подготавливается более 300 программ

обучения для депутатско го корпуса, работников администраций, служб и

предприятий

областного, городского, районного хозяйства регионов России.

Более 10 тыс. человек принял за годы своего существования

институт. Слушатели приезжают со всей России и из стран СНГ.

В 1995 г. в институте повысили свою квалификацию более 3 тыс.

руководящих работников из 79 субъектов Федерации.

Факультет подготовки государственных служащих осуществля ет долгосрочное

обучение работников администраций областей,

городов, районов в сфере делового администрирования по специ альностям

«Государственное и муниципальное управление» и «Го сударственное и

муниципальное управление финансами». После

сдачи выпускных экзаменов и защиты дипломной работы слуша тель получает

диплом, в котором указывается, что выпускник

является специалистом высшей квалификации’.

Российская газета. 1996. 1 февр.

78

В соответствии с Постановлением Правительства от 9 августа

1995 г.’ переподготовка и повышение квалификации государствен ных служащих

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.