рефераты бесплатно

МЕНЮ


Форма государства. Исторический опыт и современные проблемы

в. и абсолютная — в период с XIV по XIX в.

Раннефеодальная монархия соответствовала периоду становления и

первоначального развития феодального строя. Ее отличительными чертами и

особенностями являлись: слабость центральной королевской власти; наличие в

каждой стране самостоятельных или полусамостоятельных государств, княжеств

или герцогств; слабая связь и практическая независимость крупных феодалов

от центральных государственных органов. В политической и общественной жизни

феодальных государств строго проводился принцип иерархического подчинения.

Согласно ему низший слой феодальной знати (зачастую называемый рыцарством)

находился в непосредственном подчинении у среднего (баронов во Франции,

например). А средний, в свою очередь, — в непосредственной зависимости у

высшего слоя (графов, князей, герцогов). Высший слой класса феодалов

выступал в качестве вассала самого короля. Каждый феодал находился в

вассальной зависимости лишь от своего непосредственного сеньора и был

полностью свободен по отношению ко всем другим. Относительно

самостоятельными, внутренне замкнутыми, имеющими свои собственные обычаи,

судебные органы и дружины выступали также владения отдельных феодалов или

домены. Взаимоотношения между феодалами строились по формуле "вассал моего

вассала — не мой вассал". За нарушение королевского покровительства или

отношений вассалитета между средними и низшими слоями феодалов виновные

подвергались штрафам и другим наказаниям.

Во многих феодальных государствах, находившихся на ранней стадии

развития, например, в ряде англосаксонских государств и во Франции

королевская власть в течение длительного времени была выборной. За убийство

короля предусматривалась такая же мера наказания, как и за убийство

архиепископа. Наиболее важные государственные дела король рассматривал с

участием "совета мудрых" (витанагемота), который состоял из представителей

светской и духовной знати. Власть французских королей, формально являвшихся

верховными сеньорами, в течение ряда веков (X—XII вв.) фактически

осуществлялась лишь на ограниченной территории их собственной сеньории или

домене. Королевская власть в значительной степени ограничивалась властью

крупных феодалов, не желавших даже юридически признавать ее и постоянно

выступавших против усиления ее влияния.

Сословно-представительная монархия соответствовала в основном периоду

расцвета феодального экономического и социально-политического строя. В

Англии, например, сословно-представительная монархия существовала в период

с XIII в. по XIV в., во Франции — с XIV по XV в., в Польше — с XIV по XV

век. Характерной особенностью данной формы правления феодального

государства было значительное усиление (во Франции, Польше, России и других

странах) центральной государственной власти, сосредоточение в руках монарха

основных рычагов управления государственными делами, опора его не только на

крупное дворянство, но и на широкие слои городского населения, а также на

мелкое и среднее дворянство.

В условиях феодальной раздробленности сам факт существования и

последующего усиления центральной государственной власти имел исторически

прогрессивное значение. Монархическая власть была представительницей

"порядка в беспорядке", представительницей образующейся нации в противовес

раздробленности на мятежные вассальные государства.

В условиях сословно-представительной монархии наряду с относительно

сильной властью монарха, опиравшегося на мощную армию и широко

разветвленный полицейский аппарат, существовали различные представительные

органы. Они формировались из представителей духовенства, зажиточных слоев

городского населения, дворянства и обладали широкими полномочиями. В России

такими органами были земские соборы, в Англии — парламент, в Польше —

общегосударственный вольный сейм, во Франции — Генеральные штаты и т. д.

Сословно-представительные органы в известной степени ограничивали власть

монарха, который вынужден был считаться с мнением и решениями входящих в

них представителей духовенства и дворян.

В качестве одного из примеров подобного ограничения может служить

издание в 1357 г. дофином (наследником французского престола) Карлом под

давлением Генеральных штатов Франции "Великого мартовского ордонанса".

Издание его обусловливалось особыми, неблагоприятными для всего класса

феодалов Франции и особенно для французского короля обстоятельствами,

вызванных парижским восстанием (1356—1358 гг.), а также разгромом

французской армии в Столетней войне, и рассматривалось как значительная

уступка со стороны французского короля сословно-представительному органу —

Генеральным штатам.

В ордонансе, в частности, говорилось о том, что данный акт, "изданный

после собрания трех сословий королевства Франции", содержит в себе "многие

постановления по разным вопросам". Среди них "постановления" об

"исправлении и уничтожении" "таких больших недочетов, от которых страдает

государство"; об устранении от государственных дел тех лиц, которые "так

дурно управляли государством" и привлечении к решению этих дел "хороших

честных людей, сведущих, рачительных и верных"; о необходимости

установления такого порядка, при котором бы дофином Карлом "и другими

судьями и должностными лицами государства впредь отправлялся, поддерживался

и охранялся правый и справедливый суд, а всякие притеснения, вымогательства

и незаконные поборы, которые взыскивались в прежнее время с народа

всевозможными способами и путями, займами, правом захвата, соляным налогом

и другими обложениями, а также порчей монеты и иначе, впредь были

совершенно прекращены".

Абсолютная монархия образовалась и функционировала в период упадка и

разложения феодализма и возникновения в недрах феодального общества

зачатков капитализма. Она была последней формой существования феодальных

государств.

Существование абсолютной монархии соответствует периоду завершения

процесса формирования высокоцентрализованных феодальных государств. В

Англии, например, — этот период длился с начала XVI до первой половины XVII

в., во Франции — с начала XVI до конца XVIII в., в Германии — с начала XVII

до конца XVIII в., в России — это был период существования Российской

Империи при Петре I и Екатерине II.

Абсолютная монархия характеризуется чрезмерным усилением единоличной

власти монарха и значительным ослаблением или полной утратой прежней роли

сословно-представительных органов. Монарх сосредоточивает в своих руках всю

полноту законодательной, исполнительной и судебной власти. Он устанавливает

полный контроль над всей территорией страны, обладает правом наложения и

взыскания всякого рода пошлин, налогов, штрафов, содержания постоянной

армии и принудительного призыва на военную службу, правом произвольного

назначения на государственные должности и смещения, вынесения окончательных

судебных приговоров или помилования.

Сохраняющиеся некоторое время в условиях абсолютизма сословно-

представительные органы превращаются в сугубо формальные, оказывающие очень

слабое влияние на государственную жизнь учреждения. Таковым был, например,

сохранившийся в государственной структуре Франции после роспуска

Генеральных штатов Парижский парламент. Несмотря на свое претенциозное

название, данный орган не имел ни законодательных, ни управленческих, ни

даже совещательных полномочий. Он обладал лишь регистрационными функциями в

отношении указов короля, а также (согласно королевскому эдикту 1641 г.)

полномочиями наряду с учрежденными трибуналами "давать правосудие нашим

подданным". В специальном "Эдикте, запрещающем парламентам вмешиваться в

государственные дела и администрацию" (1641 г.), король строжайше запрещал

"нашему парижскому парламенту и прочим нашим трибуналам" брать в свое

ведение дела, "которые могут касаться государства, администрации и

правительства". "Эти дела, — указывал король в своем эдикте, -— мы

оставляем исключительно за нашими преемниками, если только мы не дадим им

нашими грамотами власти и специального поручения, сохраняя за собой право

спрашивать мнение нашего парламента относительно государственных дел в тех

случаях, когда мы сочтем это полезным для блага нашей службы".

Своеобразной формой феодального государства была аристократическая

республика. Она существовали лишь в отдельных странах и при этом

распространялась на небольшую, относительно замкнутую территорию. В

качестве примеров таких республик могут служить торгово-промышленные

республики, существовавшие в некоторых городах России (Великий Новгород и

Псков), Италии (Венеция, Флоренция и др.), Нидерландах, Германии и др.

Высшими органами власти и управления республик были городские советы,

в состав которых входили в основном представители городской знати.

Важнейшие рычаги власти и управления при республиканской форме правления

феодального государства находились в руках богатой верхушки городского

населения — духовенства, купцов, богатых ремесленников, помещиков-феодалов.

Советы ведали всеми делами городов-республик — военными, торговыми,

ремесленными и др.

Каждый город-республика имел все свое: войско, во главе которого

нередко стоял приглашенный князь; городские трибуналы, ведавшие судебными

делами; управленческий аппарат, обычаи и законы, территорию, суверенную

власть и денежную систему. В Новгороде и некоторых других городах-

республиках существовали также свои вече — собрания всех свободных горожан,

на которых обсуждались и решались многие вопросы организации внутренней

жизни и деятельности всего города-республики. Однако решающее слово в

управлении государственными делами неизменно принадлежало Советам

феодальной аристократии в лице духовенства, купечества, зажиточных

ремесленников и бояр.

4. Формы капиталистического государства

В зависимости от конкретно-исторических условий своего возникновения и

развития капиталистические государства облекаются в различные формы

правления и государственного устройства, а также имеют различный

политический, а точнее — государственный режим. Изменение форм

капиталистического государства и методов осуществления государственной

власти свидетельствуют о приспособлении господствующих кругов к

изменяющимся условиям жизни капиталистического общества, новому соотношению

социально-классовых сил, к изменяющейся экономической и социально-

политической среде.

Формы правления буржуазного государства выступают как система или

способ организации государственной власти, отличающиеся друг от друга

источником государственно-властных полномочий государственных органов,

порядком формирования и функционирования органов государственной власти,

характером их субординации, принципами их взаимоотношений между собой и с

населением.

Капиталистическому государству свойственны две основные формы

правления: конституционная монархия и буржуазная республика. Различие между

этими формами определяется в конечном счете тем, каково положение главы

государства — монарха и президента. В буржуазных монархиях глава

государства, как правило, наследственный и его власть в формально-

юридическом смысле считается независимой от любой иной власти, любого

государственного органа или населения. Напротив, в буржуазных республиках

глава государства избирается на определенный срок и его власть считается

юридически зависимой, производной от власти парламента или избирателей.

Конституционная монархия возникает в тех странах, где буржуазия, в

силу различных конкретно-исторических причин, не сразу приобретает

экономическое и социально-политическое господство, идет на компромисс с

дворянством, делит с ним государственную власть. Конституционная монархия

является результатом эволюции абсолютной монархии, при которой верховная

власть принадлежит всецело и неограниченно царю, результатом приспособления

данного феодального института к изменившимся условиям, к интересам нового

господствующего класса — буржуазии.

Проводя экономические и социально-политические преобразования

феодального общества на свой лад, возглавляя антифеодальную революцию,

буржуазия, однако, как новый, восходящий по сравнению с феодалами класс,

зачастую ограничивается осуществлением лишь половинчатых мер,

довольствуется лить частичными экономическими и социально-политическими

изменениями в обществе.

При этом она испытывает панический страх не только и даже не столько

перед частично сохраняющим свои позиции в экономической и социально-

политической структуре общества классом феодалов-крепостников, сколько

перед трудящимися слоями общества, перед пролетариатом. В этом заключается

одна из причин того, что буржуазия в ряде случаев, с учетом сложившегося в

обществе соотношения сил, предпочитает либеральную по своему характеру

конституционную монархию.

Конституционная монархия делится на два вида: парламентарную и

дуалистическую. В парламентарных монархиях, являющихся наиболее

распространенными формами монархии в настоящее время, правительство

формируется партией, получившей во время выборов большинство голосов в

парламенте, или партиями, располагающими вместе большинством голосов. Лидер

партии, обладающей большинством депутатских мест, становится главой

правительства. Власть монарха является весьма ограниченной во всех сферах

государственной жизни и деятельности и, прежде всего, в законодательной и

исполнительной. Причем ограничение это имеет не формально-юридический, а

фактический характер. Господствующие слои рассматривают конституционную

монархию как своего рода резервное средство воздействия на трудящиеся

массы, дополнительное средство защиты своих интересов в случае предельного

обострения социально-классовых конфликтов.

При конституционной монархии законы принимаются парламентом и

утверждаются монархом. Однако данная прерогатива монарха как и большинство

других его полномочий имеет формальный характер. В силу сложившейся

практики и конституционных обычаев монарх не отказывает в подписании

принятых парламентом законопроектов.

Правительство, согласно конституционным положениям, несет

ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Существование

парламентарной монархии является свидетельством полной победы буржуазии над

феодалами в данной стране. В настоящее время парламентарная монархия

существует в Великобритании, Бельгии, Голландии, Дании, Швеции и ряде

других высокоразвитых в промышленном отношении капиталистических стран.

В дуалистических монархиях правительство формируется независимо от

партийного состава в парламенте и не несет парламентской ответственности.

При данной форме правления власть носит двойственный (дуалистический)

характер. Она юридически и фактически разделена между правительством,

формируемым и ответственным перед монархом, и парламентом. Наследственный

монарх выражает интересы класса феодалов, тогда как парламент представляет

интересы класса буржуазии. Существование дуалистической монархии

свидетельствует о слабости буржуазии в данной стране, о ее вынужденном

делении государственной власти феодалами. Дуалистическая монархия

существовала в кайзеровской Германии (1871—1918 гг.), в Эфиопии, Иране и

других странах.

Высшей формой правления буржуазного государства считается республика.

Она выступает как законченная в формально-юридическом смысле, наиболее

прогрессивная и демократическая форма правления. Буржуазная республика

подразделяется на два основных вида: парламентарную и президентскую

республику.

Отличительными чертами парламентарной республики являются:

верховенство парламента; ответственность правительства за свою деятельность

перед парламентом, а не перед президентом; формирование правительства на

парламентской основе из числа лидеров политических партий, располагающих

большинством голосов в парламенте; избрание главы государства либо

непосредственно парламентом, либо специальной коллегией, образуемой

парламентом. В парламентарной республике глава государства не играет

сколько-нибудь существенной роли среди других государственных органов.

Правительство формируется и возглавляется премьер-министром. Парламентарные

республики в настоящее время существуют в Австрии, ФРГ, Италии, Швейцарии и

других странах.

Президентская республика характеризуется такими признаками, как

соединение в руках президента полномочий главы государства и правительства,

отсутствие института парламентской ответственности правительства,

внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства,

ответственность правительства перед президентом, сосредоточение в руках

президента огромной политической, военной и социально-экономической власти;

отсутствие у парламента права на объявления вотума недоверия правительству.

Наиболее типичными примерами президентской республики могут служить США и

Франция. Президентскую республику иногда именуют дуалистической

республикой, подчеркивая тем самым факт сосредоточения сильной

исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках

парламента.

В отличие от форм правления формы государственного устройства

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.