рефераты бесплатно

МЕНЮ


Функции и штаты Олонецкого губернского правления в 1825 – 1918 гг.

Функции и штаты Олонецкого губернского правления в 1825 – 1918 гг.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра истории дореволюционной России.

Киселева Виктория Михайловна

Студентка V курса

очного отделения

Функции и штаты Олонецкого губернского правления в 1825 – 1918 гг.

дипломная работа

Научный руководитель:

Пашков Александр Михайлович

к.и.н., доцент

Петрозаводск

2002

Содержание.

Введение. 3.

Глава I. Функции и штаты Олонецкого губернского

правления в 1825 – 1855 годах 8.

Глава II. Функции и штаты Олонецкого губернского

правления в 1855 – 1881-е годы 18.

Глава III. Функции и штаты Олонецкого губернского

правления в 1881 - 1900-е годы 30.

Глава IV. Функции и штаты Олонецкого губернского

правления в 1901 - 1918-е годы 36.

Заключение 43.

Список используемых источников и литературы 44.

Приложение 52.

Введение.

В системе местных органов власти России 1825 – 1918 гг. огромную роль

губернские правления – высшие административные и полицейские учреждения в

губерниях.

Они были созданы в ходе губернской реформы 1775 года. Первоначально

представляли собой совещательный орган при губернаторе. Действуя по

принципам коллегиальности, губернские правления выполняли широкий ряд

функций и задач. Они обнародовали законы в губерниях, осуществляли надзор

за исполнением законов и государственных распоряжений, рассматривали

«пререкания» о подсудности между различными административными органами,

принимали меры к «охране спокойствия, безопасности и народного здравия». В

губерниях, где не было введено земское самоуправление, губернские правления

имели также функции хозяйственной полиции.

Во второй половине XIX века губернское правление окончательно

превращается в исполнительный орган при губернаторе, таким оно остается до

начала XIX века.

Система государственного регулирования традиционно играла большую роль в

жизни России. И до сих пор еще не решен вопрос об уровне влияния

государственных учреждений на процессы в экономической, социальной сфере,

культуре и т.д.

Особенно большое значение имеет этот вопрос для северных районов,

отличающихся суровыми природно-климатическими условиями и редким

населением.

Поэтому большой интерес представляет исторический опыт деятельности

государственных учреждений на севере, в частности, Олонецкого губернского

правления.

В настоящее время еще не создано научных работ, в которых Олонецкое

губернское правление было бы предметом специального изучения, поэтому цель

данной работы – показать роль и значение этого учреждения в структуре

других губернских учреждений. Задачами дипломной работы являются: показать

Олонецкое губернское правление, как местный орган власти, на протяжении

1825 – 1918 годов, рассмотреть каковы были его штаты и функции, направление

деятельности.

Хронологические рамки работы (1825 – 1918 гг.) связаны с тем, что в

Национальном архиве Республики Карелия (далее НА РК) практически не

сохранилось документов, возникших до 1825года. Кроме того, в декабре 1825

года на престол вступил Николай I, в годы правления которого усилились

бюрократические методы управления страной и выросла роль губернских

правлений на местах. Вторая дата связана с тем, что после установления в

январе 1918 года советской власти в Петрозаводске, начался слом

дореволюционного государственного аппарата и губернское правление было

закрыто.

По данной дипломной работе имеется довольно значительный круг источников

и литературы (общего плана).

Для изучения деятельности Олонецкого губернского правления большое

значение имеет работа Ерошкина Н.П. «История государственных учреждений

дореволюционной России». Это учебник по истории государственных учреждений,

выдержавший четыре издания. В нем содержатся краткие и сжатые

характеристики основных государственных учреждений России вплоть до 1917

года[1].

Новейшую точку зрения на деятельность губернских правлений содержат

статьи из Энциклопедии «Отечественная история. Дооктябрьский период» -

«Губернское правление» и «Губернская реформа, 1775 г.». в них содержатся

новые сведения, факты, характеристики ученых 1990-х гг., что позволяет

увидеть губернское правление в современной трактовке[2].

История самой Олонецкой губернии вызывала большой интерес, и поэтому к

100-летию её образования в Петрозаводске вышла обобщающая статья

Благовещенского И., в которой содержался обзор её истории за 100 лет

существования[3]. Здесь были даны характеристики всем учреждениям губернии

и четко очерчены состав и функции такового.

Важную информацию содержит учебное пособие «Источниковедение: теория,

история, метод». В нем даны этапы развития послужных списков чиновников

России[4].

Всесторонний анализ состояния губернии в XIX – начале XX вв. дан в

недавно вышедшем академическом коллективном исследовании «История Карелии с

древних времен»[5].

Большое значение для современников имеет статья Савицкого И.В. «Из

истории дворянства Олонецкой губернии». Это небольшая по объему работа дает

важные сведения о состоянии Олонецкого дворянства в XIX веке, позволяет

установить численность, уровень образования, материальное положение

чиновников Олонецкой губернии[6].

Таким образом на данный момент имеются работы по истории государственных

учреждений в целом, по истории чиновничества, но до настоящего времени

Олонецкое губернское правление, как орган управления Олонецкой губернией

специально не изучался.

Большое значение для изучения данной темы имеют и опубликованные

источники.

В качестве самого важного источника мною были использованы принятые в

1775 году «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи»[7].

Это основной законодательный акт, определяющий структуру и деятельность

губернских учреждений.

Не менее важное значение имеет сборник «Российское законодательство XI –

XX вв.» и опубликованный в нем закон «О должности наместнического или

губернского правления», определявший функции, штаты, а также

делопроизводство Губернских правлений в России[8].

Важным источником является и принятое в 1845 году «Учреждение губернских

правлений»[9], в котором давался новый порядок производства и решения дел в

губернских правлениях, были определены новые штаты и оклады содержания

чиновников.

Не меньшую важность имеют указы от 1865 и 1876 годов, определявшие новое

устройство губернских правительственных учреждений и, в частности,

губернских правлений[10].

Важными и ценными источниками являются «Общее губернское учреждение»

(1857 года) и переизданное в 1892 году «Учреждение губернских

правлений»[11].

Основой для анализа деятельности Правления послужили и документы 2-го

фонда, хранящиеся в Национальном архиве Республики Карелия (далее НА РК).

В НА РК по данной теме сохранилось 19605 единиц хранения за 1802 – 1918

годы, из них по описям (всего 74 описи), дела, начиная с 1794 – 1796 и

после небольшого перерыва с 1802 – 1918 годы.

По первой главе имеется довольно много дел, в частности, одно дело по

функциям и штатам губернского правления[12].

Что касается формулярных списков за 1825 – 1855 годы, то здесь имеются

отдельные дела. Это в большинстве своем дела 40-х – 50-х гг. (за 1844 –

1855-е гг. – всего 14 дел)[13].

По второй главе имеется 5 дел по функциям и штатам Олонецкого губернского

правления[14].

За 1855 – 1881-е гг. сохранилось очень много формулярных списков (24

дела)[15].

По третьей главе сохранилось 17 формулярных списков за 1881 – 1900-е

годы[16].

По четвертой главе сохранилось 3 дела по функциям и штатам губернского

правления[17].

Что касается формулярных списков за 1901 – 1918-е годы, то здесь имеется

большое число дел. Описи 43 и 68 содержат формулярные списки, и здесь

имеется 22 дела за 1901 – 1918 годы[18].

Таким образом, комплекс данных, взятых в совокупности источников, вполне

позволяет рассмотреть тему «Функции и штаты Олонецкого губернского

правления в 1825 - 1918 годах».

Данная дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения,

списка литературы и приложения.

Глава I. Функции и штаты Олонецкого губернского

правления в 1825 – 1855 годах.

В XVIII - начале XIX века вся Россия была поделена на губернии. Большую

роль в правлении губерний играло губернское правление – высшее

административно – полицейское учреждение губернии.

Это в полной мере относится к деятельности Олонецкого губернского

правления, как органа управления Олонецкой губернии[19].

Олонецкая губерния возникла в 1784 году по указу Екатерины II.

Петрозаводск сделан губернским городом.

В 1796 году Олонецкая область была упразднена. И лишь 12 марта 1801 года

указом Александра I от 9 сентября Олонецкая губерния была восстановлена.

3 января 1802 года совершилось открытие главного в губернии учреждения –

губернского правления. Накануне его открытия (2 января 1802 года) в

Петрозаводске были произведены выборы должностных лиц от дворян, купечества

и поселян. Чиновники, определённые от правительства по выбору, 3 января

1802 года были введены в губернское правление лично первым гражданским

губернатором А.М. Окуловым.

В этот же день были открыты палаты: казенная, уголовная, гражданская,

приказ общественного призрения, советские суды, городовые магистраты и

ратуши.

31 июля 1802 года были изданы штаты городов Олонецкой губернии, и

Петрозаводск оставлен в ней губернским городом.

Отныне Олонецкая губерния имела в своем составе семь уездов:

Петрозаводский, Олонецкий, Лодейнопольский, Вытегорский, Каргопольский,

Пудожский и Повенецкий[20].

Олонецкая губерния просуществовала вплоть до 1922 года, а четырьмя годами

раньше прекратило своё существование Олонецкое губернское правление[21].

Рассматривая деятельность Олонецкого губернского правления в I половине

XIX века, нужно обязательно отметить, что возникновение его было

обусловлено рядом внутреннеполитических причин.

В конце XVIII века в России складывалась ситуация, связанная с

необходимостью упорядочения системы управления страной, сложившейся ещё при

Петре I. Страна нуждалась в реформах, особенно в области местного

управления. Кроме того, правительство стояло перед проблемой необходимости

усиления власти на местах, так как в ходе восстания Пугачева 1773-1774 г.г.

местные учреждения часто проявляли слабость и действовали не эффективно.

И поэтому правительством Екатерины II 7 ноября 1775 года были изданы

«Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». Благодаря им

достигалась значительная децентрализация местного управления[22].

Были расширены все распорядительные и исполнительные права местных

чиновников и учреждений. Губернская реформа Екатерины II внесла

единообразие в устройство губерний, разграничив места административные,

судебные и финансовые. Административно – полицейские учреждения и

должностные лица были представлены губернатором, губернским правлением,

Приказом общественного призрения, в уездах – земским исправником

(капитаном), нижним земским судом, городничим, финансово – хозяйственные –

Казенной палатой, в уездах – Казначействами, судебные – палатами уголовного

и гражданского суда, совестным судом, а также сословными судами – верхним

земским судом, губернским магистратом, верхней расправой.

В уездах судебные функции находились также в ведении уездного суда,

городского магистрата и нижней палаты.

Губернская реформа создала и систему прокурорского надзора (при

губернском сословном суде назначались прокурор и два стряпчих; в уезде –

подчиненный губернскому прокурору уездный стряпчий)[23].

Губернатор являлся главой местной администрации и управлял губернией с

помощью административных учреждений: канцелярии губернатора, губернского

правления, ряда комиссий, комитетов и присутствий.

Но все же основным административным учреждением было губернское

правление, возглавляемое губернатором[24].

Оно находилось в ведении Министерства внутренних дел и подчинялось по

закону Сенату, однако на практике широкие полномочия губернатора подчинили

губернское правление их власти, и уже к середине XIX века оно превратилось

в своеобразную исполнительную канцелярию при губернаторе[25].

В первой половине XIX века роль губернского правления в общей системе

органов управления губернией была значительной. Оно управляло в силу

законов всей губернией. Это исполнительное, полицейское и распорядительное

учреждение: оно обнародует и объявляет в подчиненных областях законы,

указы, учреждения, повеления и приказания императора, Сената и прочих

государственных учреждений[26].

В соответствии с существовавшим законодательством у губернского правления

были широкие полномочия: «оно наблюдает за правильным течение дел в других

учреждения (полицейских, торговых, благочиния и других), побуждает их к

исполнению своих дел, наблюдает за исправностью правительственных мест,

порядком и тишиной в губернии[27]. Кроме того, оно имеет право отправлять

все исполнительные дела, дела, требующие скорейшего решения, может налагать

арест на имение или часть его по приговору судебного места, рассматривает

затянувшиеся по какой – либо причине дела присутственных мест»[28].

С 1 января 1845 года на все 45 губернских правлений Российской империи

было распространено новое «Учреждение». Новый порядок вводился начальниками

губернии постепенно в течение первого полугодия сроком на три года.

Губернские правления в России были разделены на 3 разряда по роду и

количеству поступающих в них дел. Олонецкое губернское правление было

отнесено к 3-му разряду. Согласно указу 1845 года губернское правление

делилось на общее присутствие канцелярии (см. Табл.1).

Роль общего присутствия сводилась к ознакомлению с новыми

законодательными актами и распоряжениями, к ряду хозяйственных операций, к

обсуждению некоторых мелких вопросов организации и делопроизводства[29].

Основные же дела губернского правления были сосредоточены в канцелярии,

аппарат которой составляли три отделения и канцелярия присутствия[30].

Первое отделение заведовало оборудованием законов, наблюдением за

исполнением распоряжений губернатора и губернского правления, газетой

«Губернские ведомости».

Оно занималось определением на службу, увольнением, наградами и пенсиями

чиновников и канцелярских служителей, как самого правления и подчиненных

ему мест, так и других губернских и уездных государственных учреждений.

Отделение также собирало и доставляло в Герольдию Правительствующего сената

послужные списки служащих губернии. Кроме того, оно ведало охраной

общественного спокойствия, приводило присяги на подданство России,

оказывало содействие врачебной управе и оспенному комитету[31].

Через второе отделение губернатор осуществлял руководство полицией, через

третье – связь администрации с местными судами, через четвертое – с

финансово-хозяйственными органами[32].

Дела, решаемые в губернском правлении, делились на судные (дисциплинарные

взыскания чиновников, отдача их под суд, сомнения в правильности применения

законов и жалобы на делопроизводство; они решались коллегиально),

распорядительные (утверждались губернатором) и исполнительные (решались по

отделениям губернского правления).

Что касается состава Олонецкого губернского правления, то он складывался

постепенно, по мере усложнения задач, ставящихся перед ним. Первоначально

(еще в XVIII веке) в губернском правлении заседал губернатор с двумя

советниками; также сюда назначались губернский прокурор, губернский

стряпчий казенных дел и губернский стряпчий уголовных дел. С принятием

«Учреждения» 1845-го года в состав правления на правах старшего члена был

включен вице-губернатор[33].Однако уже к XIX веку штаты губернского

правления необычайно возросли. Состав его расширялся за счет введения в

него должностных лиц, ведающих специальным управлением (губернский

врачебный инспектор, губернский инженер)[34].

Таким образом, к 1845-му годы штаты губернского правления значительно

возросли.

В общее присутствие входили: губернатор (председатель), вице-губернатор,

три советника (в том числе, один – старший) и асессор. Старший секретарь

управлял канцелярией присутствия. Здесь же состояли два помощника секретаря

(один – начальник ревизионного стола, другой – переводчик), регистратор с

двумя помощниками и экзекутор с помощником. Каждое отделение находилось под

управлением одного из трех советников по назначению гражданского

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.