Функции и штаты Олонецкого губернского правления в 1825 – 1918 гг.
канцелярского (см. Табл. 4).
По Положению о губернском правлении 1865 года в состав общего присутствия
входили: губернатор (председатель), вице-губернатор, советники (обычно
два), губернский врачебный инспектор, губернский инженер, губернский
архитектор и асессор. Вице – губернатор, советники и асессор участвовали в
заседаниях правления по всем делам, а прочие члены присутствия только по
делам, касающимся строительной или врачебной части.
В особых случаях, когда дело касалось дворянских, городских и сельских
обществ, или же требовалось принятие общих единообразных мер по какому-либо
вопросу, в общее присутствие губернского правления по условию губернатора
могли быть приглашены, кроме постоянных членов: губернский и уездный
предводитель дворянства, управляющие палатой государственных имуществ и
Удельной конторой, председатель Казенной палаты, председатель губернской
земской управы, полицмейстер, городовой глава, оп назначению консистории –
духовные лица, оператор, акушер и др.[59].
Роль общего присутствия сводилась к ознакомлению с новыми
законодательными актами и распоряжениями, к ряду хозяйственных операций, к
обсуждению некоторых вопросов организации делопроизводства[60].
Основные же дела губернского правления были сосредоточены в канцелярии,
состоявшей теперь из пяти отделений: 1,2 и 3 – распорядительные, 4 и 5 –
соответственно строительное и врачебное отделения и канцелярии присутствия.
Руководство в отделениях осуществляли советники. Состав отделений
назначался губернатором и состоял из секретаря и делопроизводителей с
помощниками. Канцелярия подчинялась вице-губернатору.
В 1865 году была издана особая инструкция делопроизводства; все дела
распределялись между столами (их в Олонецком губернском правлении было
8)[61]. Столы состояли под управлением делопроизводителей. Число их, равно
как и размер сумм на писцов и канцелярские расходы каждого губернского
правления, определялось особым расписанием министра внутренних дел.
Упразднялся один стол распорядительного отделения и один ревизионный (его
дела передавались в особый стол). В губернском правлении оставались столы:
газетные и особые. Первый управлялся редактором Губернских ведомостей,
второй – первым помощником секретаря. В газетном столе производились дела:
переписка по изданию Губернских ведомостей, рассылка официальных изданий в
подчиненные губернатору правлению места и должностным лицам, сношения с
сенатской типографией. В особом столе были сосредоточены общие дела,
касающиеся всего правления: по хозяйственной, денежной, экзекуторской,
архивной, типографской и регистратурной частям; сюда же поступала
отчетность по делопроизводству как самого губернского правления, так и
подчиненных ему мест[62].
Что касается распорядительных отделений, то здесь производились основные
дела: обнародование законов и указов в губернии, определение и увольнение
канцелярских чиновников, составление формулярных (послужных) списков,
выдача свидетельств лицам, удостоенных звания почетных граждан, надзор за
исполнением законов, наблюдение за правильным движением дел, дела о розыске
различных лиц, приведение иностранцев на подданство, рассмотрение жалоб на
Думы и Ратуши; охрана порядка и тишины в губернии, отсылка крепостных
крестьян по просьбе помещиков на поселение в Сибирь (до отмены крепостного
права 1861г.), принятие мер к поимке беглых крестьян; сведения о состоянии
почты, дорог, мостов, переправ; данные о народонаселении, торговле,
промышленности, дела по учреждению ярмарок, надзор за исправностью мер и
весов, а также меры по проверки ревизий. Кроме того, 1, 2 и 3 отделения
осуществляли связь с финансово – хозяйственными организациями (сведения о
недоимках в губернии; наложение на помещичьи имения опеки), а также
выполняли ряд судебных функций (рассмотрение частных жалоб на судебные
органы, наблюдение за деятельностью дворянских опек и сиротских судов,
сведения об арестантах, находящихся в губернии, распоряжения о ссылке
преступников по приговорам судебных мест, рассмотрение неурядиц,
возникающих по вопросам о земле.
Примечательно, что губернское правление лишь передавало в судебные
органы, а не судило само[63].
Кроме распорядительных в состав канцелярии губернского правления входили:
строительное и врачебное отделения. Первому передавались дела упраздненной
еще в 1864 году Строительной и Дорожной комиссии. Строительным отделением
управлял губернский инженер (одновременно член общего присутствия). В
помощь ему назначается губернский архитектор с правом совещательного голоса
в общем присутствии при рассмотрении дел, касающихся строительной части. В
случае отсутствия, болезни или другим причинам губернского инженера
замещает губернский архитектор. В ведении строительного отделения находятся
также младшие инженер и архитектор, а также секретарь. Кроме того, сюда же
может назначаться некоторое число дополнительных техников, как с правами
государственной службы, так и по найму. В обязанности строительного
отделения входит: составление и рассмотрение проектов, смет, производство
строительных работ, проверка отчетов. В его ведение переходят здания и
сооружения, построенные содержащиеся на средства общественных сословий,
земских сборов, капиталов приказа общественного призрения. Занятия между
чиновниками отделения определяются по назначению губернского инженера. На
содержание строительного отделения Олонецкого губернского правления в месяц
уходило 2104 рубля 58 копеек. Чиновникам, занимающим должности губернских и
младших инженеров, жалованье начислялось из особых сумм[64].
В 1865 году в состав губернского правления вошло также особое врачебное
отделение (объединенные Врачебная управа, Комитет общественного здравия и
оспенный комитет). В отделение входили: губернский, врачебный инспектор,
доктор медицины и акушер, оператор, помощник врачебного инспектора, старший
советник, лекарь и делопроизводитель с помощником[65].
В состав канцелярии губернского правления входили канцелярия присутствия
(управление осуществлял старший секретарь). Сюда же назначались: помощник
секретаря (переводчик), регистратор, чиновник по счетной и экзекуторской
части, 2 помощника. Кроме того, в Олонецкое губернское правление входили:
губернская чертежная, типография, архив и регистратура. В губернской
чертежной состояли: губернский землемер (начальник чертежного отделения),
два помощника (младший и старший), делопроизводитель и уездные землемеры.
На губернского землемера возлагались все распорядительные и исполнительные
действия, наблюдение за делопроизводством по делам межевания, за порядком
хранения межевых документов. Кроме того, он являлся членом общего
присутствия губернского правления и участвовал в заседаниях его по межевым
делам.
В 1869 году управляющим межевым корпусом было предложено распределить
обязанности между губернским правлением и губернской чертежной. В
обязанности правления по межевым делам входили: распоряжения о выдаче
жалования и задельной платы, отпуск денег на прогоны, выдача суточного
содержания чиновникам губернской чертежной, рассмотрение жалоб на действия
землемеров, объявление землевладельцам решений судебных инстанций.
Различного рода отчеты (о состоянии дел чертежной, о полевых и чертежных
работах), ведомости о недоимках, хранение межевых документов и дел, а также
общие распоряжения о назначении землемеров на полевые работы, распределение
между ними дел были сосредоточены в губернской чертежной.
Средства, отпускаемые из общей суммы Олонецкого губернского правления на
содержание губернской чертежной, были ничтожны. Например, в 1869 году на
содержание сторожа, канцелярские материалы, отопление помещения в год
уходило всего лишь 3000 рублей (исходя из всей суммы 30.670 рублей)[66].
Это небольшое пособие не позволяло в полной мере реализовать на практике
деятельность губернской чертежной, и это приводило к тому, что дела
забрасывались, их решение затягивалось, и нередко дела оставались
нерешенными.
Таким образом, с 1865 года состав губернских правлений дополнился рядом
должностных лиц, ведающим специальным управлением (губернский врачебный
инспектор, губернский инженер). Губернатор (председатель), вице-губернатор,
два советника, асессор, губернский архитектор (с совещательным голосом),
губернский землемер, губернский врачебный инспектор, губернский инженер –
таков постоянный состав присутствующих в губернском правлении чиновников
(см. Таб. 5.)[67]. Эти штаты сохранились вплоть до 1876 года.
1 июля 1876 года министром внутренних дел был решен вопрос об улучшении
личного состава губернских правлений и канцелярий губернаторов. Этим указом
упразднялись должности – асессора, помощника чиновника по счетной
экзекуторской части, 1-го помощника регистратора, трех делопроизводителей с
помощниками, помощника секретаря, а также одного советника[68].
Такой состав губернского правления с небольшими исправлениями сохранился
до 1917 года (см. Табл. 6).
Новое расписание 1876 года подвергло изменению и Олонецкое губернское
правления. упразднялся один стол распорядительного отделения и особый стол.
Пятый и шестой соединялись в один, а дела особого стола были распределены
между первым, третьим и газетным столами.
Таким образом, теперь в канцелярии было два распорядительных отделения,
каждое из которых имело три стола (см. Табл. 7)[69].
Что касается порядка решения дел губернском правлении, то здесь мало что
изменилось.
Дела, решаемые губернском правлении, делились на судебные,
распорядительные и исполнительные.
К судебным делам относятся: отдача под суд чиновников не полицейского
ведомства, дела по наказаниям за корчемство (корчемство – промысел привозом
и продажей запрещенных напитков, когда торговля ими не идет от казны или от
откупа)[70], порубку леса; вопросы о подсудности, дела по наложению
денежных взысканий с чиновников, частные жалобы на медлительность в судах I-
й степени, отрешение канцелярских чиновников от должности; дела по сомнению
в законах. Эта группа дел решалась постановлениями присутствия губернского
правления большинством голосов[71].
Распорядительные дела решались постановлениями присутствия с утверждения
губернатора. Это дела, касающиеся определения, увольнения, перемещения и
награждения чиновников, наложения денежных взысканий; сюда же относятся
распоряжения о благоустройстве городов, дела по учреждению опек,
образование общественных банков и ссудных касс, приведение иностранцев к
присяге на подданство и т.д.[72]
Исполнительные дела могли вершиться постановлениями присутствия, самими
советниками или же вице-губернатором. Без утверждения губернатора решались
дела об исключении их доходного звания лиц, а также дела об определении и
увольнении канцелярских служителей.
Все же во второй половине XIX века большая власть губернии находилась в
руках губернатора. Только с его утверждения вершились дела, касающиеся
службы чиновников и лиц, служащих по выборам: определение, увольнение,
представление к чинам, наградам, знакам отличия, пенсиям, пособиям; именно
он делал распоряжения к охране народного здравия, ведал открытием
Рекрутских присутствий в губернии; он устанавливал надзор за тюремными
замками. В его компетенцию попали также такие дела губернского правления,
как открытие частных типографий, взыскание недоимок, проведение народной
переписи в губернии и некоторые другие.
Вице-губернатор (вторая после губернатора) по значимости личность в
губернии. Он также мог решать дела губернского правления: вел переписку,
касающуюся служащих данного губернского учреждения (о выдаче жалования,
свидетельств на вступление в брак), он вел дела о службе канцелярских
служителей, давал распоряжения об исполнении судебных решений; новые указы
и законы по его утверждению могли быть образованы в Губернских ведомствах.
Вошедшие в законную силу постановления губернского правления могли быть
изменены или отменены только Правительствующим сенатом и императором[73].
Дела в отделениях губернского правления производились в ведении советников.
В целом, для этого периода времени (1855 – 1881гг.) характерно
значительное увеличение числа чиновников как Российской империи, так и
Олонецкой губернии. К середине XIX века общая численность служащих
составляла 61,5 тысяч человек[74]. С середины века положение в Олонецкой
губернии стало медленно улучшаться. Сказались усилия как местной
администрации, так и правительства. В это время в губернии, да и по всей
стране, расширилась сеть образовательных учреждений, широко практиковалась
приглашение и направление на службу чиновников из других губерний
страны[75].
Приглашенным чиновникам правительство гарантировало некоторые льготы
(пособия, двойные прогоны), однако на практике нередко складывалась
противоречивая ситуация. Служащие могли долгое время оставаться без работы,
несмотря на открывающиеся вакансии. Будучи зачисленными в штат Олонецкого
губернского правления, они месяцами не получали жалование и влачили жалкое
существование[76].
Для того чтобы в полной мере охарактеризовать деятельность Олонецкого
губернского правления в 1855 – 1881 годах, необходимо рассмотреть
формулярные списки чиновников за эти годы.
Именно они позволяют нам судить о работе, численности и составе
Олонецкого губернского правления.
Формулярные списки представляли собой таблицу, содержащую 15 граф (с
1864года – 14 граф)[77].
Сюда, по-прежнему, вносились чин, имя, отчество, фамилия, должность,
возраст, а также вероисповедание, жалование, делались пометки о знаках
отличия; сословное происхождение. Далее давались данные о недвижимом
имуществе (учитывалось родовое и благоприобретенное имущество самого
чиновника, его родителей и жены). В седьмой графе давался послужной список
(с указанием дат), имелись данные об образовании, указывались отличия за
службу, награды, сведения о нахождении под судом. Далее отмечались военные
заслуги, данные о штрафах.
Следующая графа определяла способен или нет данный человек к продолжению
статской службы и повышению чина; давались сведения об отпусках (с
указанием дат); данные об отставке и о получении ми при отставке чинов.
Последняя графа давала информацию о семейном положении служащего, о
вероисповедании жены и детей. Примечательно, что если раньше дети
перечислялись с указанием возрастов (сначала мальчики, затем девочки), то
теперь проставлялись год, месяц и число рождения детей в той же
последовательности.
В последней четверти XIX века формулярные списки выполняли функцию
типичного статистического источника, о чем говорит и факт составления,
начиная с конца XVIII века, так называемых групповых списков, в которых
приводились сведения о чиновниках всех местных учреждений по губерниям[78].
Формулярный список был обязательным документом, дающим важные сведения о
чиновнике и о его служебной карьере.
Такой информацией является графа о происхождении. Она позволяет
установить, что большая часть чиновников Олонецкого губернского правления –
дворяне, причем в их число входили и дворяне, не утвержденные Герольдией
Правительствующего сената, и дворяне, доказывающие дворянство.
Дети военных также входили в штат Олонецкого губернского правления. это
дети обер-офицеров (их, по-прежнему, большинство), поручиков, солдат;
встречаются даже внуки корнетов (по данным 1860 года – один представитель).
Также в губернском правлении служили дети клира (дети священников, дьяков,
протоиереев, на 1860 год – один сын пономаря). Значительная часть служащих
– воспитанники приказов общественного призрения из других губерний
(Архангельской, Рязанской, Ярославской), на службу в Олонецкую губернию
также приглашались воспитанники отделений писцов. Дети канцелярских
служащих составляли незначительную часть в штате Олонецкого губернского
правления (по данным 60-х годов XIX века – 6,1%, 70-х годов – 9,7%)[79].
Сюда же зачислялись дети непривилегированных сословий – мастеровые, мещане,
приказнослужительские дети, дети горных рабочих, почтальонские дети.
Вообще, если сравнивать социальный состав чиновников в 1850-е, 1860-е и
1870-е годы, можно говорить о сокращении численности дворян в Олонецком
губернском правлении (1850-е годы - их численность составляла 43,8% от
общего количества служащих, в 1860-е годы – уже 37,9%, а в 1870-е годы
только 35,5%)[80]. Возросло к 60-м годам количество чиновников из военного
звания (если в 1850-е года – дети военных составляли 16,3%, то уже в 1860-е
– 27%). В 1870-е года однако численность детей военных сократилась до
22,6%. Усиливали свои позиции в губернском правлении и дети
священнослужителей (1850-е годы – 14,1%. В 1860-е – 24%, в 1870-е – уже
25,8%) (см. Табл.8)[81]. Уход детей священнослужителей в чиновники в этот
период времени свидетельствует о падении авторитета духовенства.
Вообще, при утверждении чиновника на какую-нибудь должность большое
внимание уделялось образованию, поэтому в 50-х и особенно в 60-х годах
прием в число служителей Олонецкого губернского правления заметно
сократился.
Если говорить о количестве приезжих чиновников, находящихся в составе
Олонецкого губернского правления в 1850 - 70-е годы, то эта цифра довольно
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|