рефераты бесплатно

МЕНЮ


Функции и штаты Олонецкого губернского правления в 1825 – 1918 гг.

территориальное деление.

Глава местной администрации – губернатор сохранял за собой основную

власть в губернии. Именно он был председателем различных совещательных

учреждений: присутствий, комиссий, комитетов, которые дополняли

деятельность губернского правления (высшего административно-полицейского

учреждения губернии)[110].

В начале XX века губернское правление продолжало играть большую роль в

управлении губернией. Это исполнительное, полицейское и распорядительное

учреждение управляло в силу законов всей губернией. Губернское правление

обнародовало законы и указы императора, Сената и прочих государственных

учреждений, вело надзор за исполнением законов, наблюдало за правильным и

безостановочным движением дел в других учреждениях, управляло делами

общественного благоустройства, охраняло общественную безопасность, права

личности и собственности, ведало делами народного здравия и продовольствия.

Оно занималось определением и увольнением канцелярских служителей и

чиновников в губернии, собирало сведения о них и отсылало к установленному

сроку в Инспекторский департамент гражданского ведомства послужные списки о

всех находящихся в ведомстве правления чиновниках[111].

Начало XX века – являлось временем глубочайших перемен, связанных с двумя

русскими революциями и I Мировой войной. Это в какой-то степени повлияло и

на деятельность местных учреждений Российской империи.

В период с 1905 по 1914 гг. сохранились все основные звенья местной

администрации, полиции, жандармерии и охранки. Однако I русская революция

вызвала усиление деятельности карательных звеньев государственного

аппарата, а введение различных стадий так называемого «исключительного»

положения значительно расширило компетенцию местных органов Министерства

внутренних дел[112]. Это относится и к деятельности Олонецкого губернского

правления.

Вплоть до своего упразднения 20 февраля 1918 года постановлением

Олонецкого губисполкома в Олонецком губернском правлении продолжают

действовать, правда, с небольшими изменениями старые расписания должностей

и окладов содержания чиновников от 9 марта 1876 года.

Губернское правление, по-прежнему, состояло из общего присутствия и

канцелярии (см. Табл. 10).

Губернатор (председатель), вице-губернатор, советники (двое), губернский

врачебный инспектор, губернский инженер, губернский архитектор, губернский

землемер и асессор входили в состав общего присутствия. Вице – губернатор,

советники участвовали в заседаниях правления по всем делам, а прочие члены

присутствия только по делам, касающимся строительной или врачебной части.

Роль общего присутствия сводилась к ознакомлению с новыми

законодательными актами и распоряжениями, к обсуждению некоторых вопросов

организации и делопроизводства[113].

Канцелярия состояла теперь из пяти отделений: 1, 2 – распорядительные, 3,

4 и 5 – соответственно строительное, врачебное отделения и ветеринарная

часть, а также канцелярии присутствия. Руководство в отделениях

осуществляли советники. Сохранилось старое деление на столы, которых было

шесть. В распорядительных отделениях производились основные дела:

обнародование в губернии законов и указов императора и Сената в губернии,

надзор за исполнением законов, определение и увольнение канцелярских

служителей и чиновников в губернии, увольнение в отпуск, временное

замещение вакантных мест, наложение взысканий на должностные лица за

медлительность и нерадение к службе, дела о розыске различных лиц, о

народонаселении, торговле, промышленности, дела о наложении опек, сведения

о состоянии всех недоимок в губернии, попечение о прекращении нищенства и

бродяжничества, принятие мер к поимке и рассылке беглых и т.д.[114]

Кроме распорядительных, в состав канцелярии губернского правления:

входили строительное, врачебное отделение и ветеринарная часть.

Строительным отделением, по-прежнему, управлял губернский инженер. Сюда

же назначались: губернский архитектор, младший инженер и архитектор и

делопроизводитель. Там же могло назначаться и некоторое число

дополнительных техников. Обязанности строительного отделения оставались

прежними: заведование строительной и дорожной частью в губернии.

Во врачебное отделение входили: губернский врачебный инспектор, помощник

врачебного инспектора, делопроизводитель с помощником и фармацевт.

Ветеринарная часть находилась под управлением ветеринарного инспектора и

занималось принятием мер против скотского падежа.

Секретарь, регистратор с помощником, чиновник по счетной и экзекуторской

части, редактор, его помощник, архивариус с помощником входили в канцелярию

присутствия.

В Олонецком губернском правлении, по-прежнему, состояли типография,

чертежная, регистратура и архив.

В губернской чертежной состояли губернский землемер, два помощника

(старший и младший), делопроизводитель, уездные землемеры. Губернской

типографией заведовал начальник газетного стола; при нем состоял один

помощник[115].

Таким образом, в 1901 - 1918 гг. постоянный состав присутствующих в

губернском правлении чиновников был прежним: губернатор (председатель),

вице-губернатор, два советника, губернский архитектор, губернский землемер,

губернский врачебный инспектор, губернский инженер и губернский

ветеринарный инспектор (см. Табл. 11).

12 января 1910 года был принят закон об усилении средств канцелярий

губернаторов и губернских правлений в 50-ти губерниях, управляемых по

Общему учреждению. Были отпущены денежные средства в расчет дополнительных

окладов чиновникам губернских правлений, а также на усиление канцелярских и

хозяйственных средств этих учреждений в размере 383 тысячи 50 рублей. Новое

расписание окладов содержания служащих вступало в действие с 1 июня 1910

года (см. Табл. 12)[116].

Уже 23 марта 1912 года было установлено новое временное расписание

окладов содержания чинов губернских правлений и канцелярии губернаторов.

Были отпущены значительные суммы на содержание редакторов, губернских

врачебных инспекторов, на канцелярские и хозяйственные расходы[117].

Законом 16 декабря 1914 года это расписание было продлено до 1 января

1916 года (см. Табл. 13).

В 1914 году на содержание Олонецкого губернского правления уходило 8

тысяч рублей (7.500 рублей + 500 - рублей на канцелярские расходы

Ветеринарного отделения), но этой суммы явно не хватало, так как в этом

году задолженность губернского правления составляла 326 рублей 44 копейки.

Во избежание дальнейшего роста задолженностей Олонецким губернатором было

предложено выделять 10 тысяч рублей на содержание губернского правления

ежегодно. Это предложение было направлено в департамент общих дел МВД[118].

Законом от 11 мая 1916 года лицам, получающим содержание по службе в

Олонецком губернском правлении, в размере не долее 2.400 рублей,

назначались процентные добавки.

Такие увеличения заработков были необходимы в ситуации, когда Россия

принимала участие в I Мировой войне, и жизнь в империи в связи с этим резко

подорожала. Под содержанием подразумевались: жалование, столовые и

квартирные деньги. В оклад содержания не включались: прибавки по

привилегиям службы и всякого рода добавки личного характера; производимые

на службе пенсии; пособия на воспитание детей; суммы, предоставленные в

распоряжение служащих на расходы по должности в виде канцелярских и

разъездных денег.

По размеру процентных добавок Российская империя была разделена на два

района. Олонецкая губерния была отнесена к первому району. Таким образом,

если чиновник получал до 600 рублей содержания, то добавка составляла –

30%, если от 600 рублей до 1200 рублей, то 25%, если от 1200 рублей до 1800

рублей, то добавка начислялась в размере 20%, 15% - лицам, получающим свыше

1800 рублей до 2400 рублей. Производство добавочных довольствий должно было

производиться вплоть до окончания войны (см. Табл. 14)[119].

Что касается порядка решения дел в губернском правлении, то здесь ничего

не изменилось по сравнению с XIX веком. Дела, решаемые в губернское

правление, делились, по-прежнему, на судебные, распорядительные и

исполнительные. Принципы решения дел в губернском правлении оставались

прежними.

Более полно охарактеризовать деятельность, численность и состав

Олонецкого губернского правления в 1901 – 1918 гг. можно, рассмотрев

послужные списки чиновников данного губернского учреждения за эти годы.

Формулярные списки имели табличную форму и содержали 14 граф. Была изъята

12 графа, в которой фиксировалась аттестация чиновника начальством.

Остальные графы оставались без изменений. Единственным новшеством было то,

что в последней графе (семейное положение) теперь обязательным были

указания дат рождения жены и детей. Дети вносились в список по хронологии,

независимо от пола. Кроме того, здесь же указывалась дата вступления

чиновника в брак[120].

Формулярный список, таким образом, давал важные сведения о чиновнике и

его служебной карьере.

Такой важной информацией являлась графа о происхождении. Она позволяет

выяснить, что в 1901 – 1918 гг. большая часть чиновников Олонецкого

губернского правления – дети чиновников. Это дети титулярных советников,

губернских секретарей, коллежских асессоров, статских и надворных

советников, канцелярских служителей. Значительная часть служащих – дворяне,

причем в их число входили дворяне, не утвержденные Герольдией

Правительствующего сената, и дворяне, доказывающие дворянство. Однако к

началу XX века роль потомственного и личного дворянства по сравнению с XIX

веком значительно снизилась.

Также в штат Олонецкого губернского правления входили и дети военных. Это

дети обер-офицеров (их большинство), штаб-офицеров, ротмистров, унтер-

офицеров; встречаются даже дети полковников (по данным 1904 года – один

представитель) и на 1910 год – один сын унтер-шихтмейстера. Также в

губернском правлении служили дети клира (дети священников, дьяков, на 1903

год – один сын пономаря и на 1900 год – один причетнический сын).

В начале XX века резко возросло число выходцев из непривилегированных

сословий по сравнению с 60 – 70-ми годами XIX века. Это мещане (их в начале

века насчитывалось 8,6%), крестьяне – 5,6%, дети работников – 0,4%.

Невелико было число детей кузнецов – 3,9%, учителей – 0,4%, фельдшеров –

0,4%, лекарей – 0,4%.

Вообще, если сравнивать социальный состав чиновников в 1860 – 70-е гг. и

1900 – 16-е гг., можно говорить о значительном уменьшении числа дворян в

Олонецком губернском правлении. Их численность в 1860 – 70-е гг. составляла

38,1% от общего количества, тогда как к началу XX века – 17,2%. К началу

века несколько сократилось число детей военных. Если в 1860 – 70-е гг. их

было 26,2%, то в 1900 – 16-е гг. – 12,4%. Такая же ситуация складывалась и

в отношении детей клира (в 1860 – 70-е гг. – 26,3%, в 1900 – 16-е гг. 12%).

Зато резко возросло число детей чиновников – с 7,9% (в 60 – 70-е гг. XIX

века) до 34% (в начале XX века) (см. Табл. 15)[121].

Если говорить о количестве приезжих чиновников, находящихся на службе в

Олонецком губернском правлении в 1901 – 1918 годы, то она составляла 27,5%

(в сравнении с 1860 – 70 годами – 24,3%) от общей численности служащих. Это

чиновники из Санкт-Петербургской, Рязанской, Московской, Тверской,

Смоленской, Орловской, Вологодской, Курляндской, Выборгской, Полтавской,

Псковской, Калужской, Минской, Казанской губерний, а также из области

войска Донского. Предоставляя, по-прежнему, различные льготы и преимущества

по службе чиновникам северных регионов империи, и в частности, служащих

Олонецкой губернии, правительство смогло привлечь сюда квалифицированных

специалистов из других губерний страны. Но все же большую часть чиновников

Олонецкого губернского правления составляли местные служащие – 72,5%[122].

По данным послужным спискам можно проследить также средний возраст,

вероисповедание чиновников.

Если сравнивать средний возраст служащих в 1901 – 1906-е гг. и в 1907 –

1915-е годы, то можно говорить, что возрастные рамки изменились, но

незначительно (в 1901 – 1906-е гг. – 36 лет, в 1907 – 1915-е – 37 лет), то

есть чиновники в среднем старели. Примечательно, что имелись чиновники, как

пожилые (по данным 1910 года – один в возрасте 74 лет) так и очень молодые

(по спискам 1903 года - один канцелярский служитель в возрасте 17

лет)[123].

По данным формулярных списков можно установить и вероисповедание

служащих. В большинстве своем это православные (92,9%). Чиновников –

католиков насчитывалось в 1901 – 1918 гг. всего 2,8% от общего числа

служащих. Кроме того, в губернском правлении служили и представители других

конфессий (мусульман и лютеран по 1,98%), встречается даже один

старообрядец на 1911 год[124] (примечательно, что старообрядцы до 1905 года

подвергались гонениям со стороны правительства, и государственная служба

для них была недоступна).

Большинство чиновников, по-прежнему, имело среднее образование. Лишь 7%

служащих окончило высшее учебное заведение. Велико было число окончивших

уездные училища (63,3%), а также гимназии (14,8%). Чиновники, имеющие

семинарское образование составляли в губернском правлении лишь 9,3%, а

получившие домашнее образование – 5,6%. Редкими были случаи нахождения на

службе чиновников, не имеющих образования и аттестата о науках (на 1903 год

– один представитель)[125].

Что касается материального положения чиновников. то здесь очень редкими

являлись случаи владения землей. Чаще недвижимость состояла из одного

деревянного дома (при этом, нераздельно с братьями и сестрами).

Частыми были жалования орденов (Св. Станислава, Св. Анны), медалями (в

память императора Александра III и Николая II; за труды по первой всеобщей

переписи населения 1897 года; за труды по производству мобилизации во время

Русско–Японской войны, в память войны с Турцией 1877 – 78 гг.), знаками

отличия беспорочной службы[126].

Довольно редкими были случаи нахождения чиновников под судом, штрафы.

По формулярным спискам можно выяснить также семейное положение служащих

Олонецкого губернского правления.

Как правило, это холостые молодые люди (42%), доля женатых, но не имеющих

детей составляла 19,3%, 34% служащих были женаты и имели, в среднем, троих

детей; обычно дети были одной веры с отцом. Отмечалось, где они находятся,

указывались даты их рождения. Невелико было число вдовых – с детьми – 3,8%

и без детей – 0,9% (причем, одному вдовцу всего лишь 19 лет). Также по

данным 1911 года – один холостой с двумя усыновленными детьми[127].

В целом, можно сделать вывод, что серьезных изменений в деятельности

Олонецкого губернского правления в 1901 – 1918 гг. не произошло. Первая

русская революция внесла некоторые коррективы в работу местных органов

Министерства внутренних дел, и в частности Олонецкого губернского

правления. Были расширены его функции в делах, связанных с охраной

безопасности в губернии. Что касается состава Олонецкого губернского

правления, то он остался прежним. Нужно отметить, что губернские

учреждения, и в частности губернские правления, нуждались в

преобразованиях. Правительство понимало это, но оно не смогло в условиях

нарастания революционных тенденций серьезно подойти к проблеме

реорганизации местных учреждений Министерства внутренних дел. Оно лишь

повысило оклады содержания чиновников губернских правлений и увеличило

расходы их на канцелярские и хозяйственные нужды.

Заключение.

В 1825 – 1918 гг. Олонецкое губернское правление занимало одну из ведущих

позиций в общей системе органов управления Олонецкой губернии.

Это было высшее административное и полицейское учреждение в губернии и

управляло ею в силу законов. Олонецкое губернское правление осуществляло

контроль за деятельностью присутственных мест, ведало обнародованием в

губернии законов, указов, повелений, приказаний императора и Сената и

прочих государственных учреждений, решало исполнительные дела, следило за

порядком и «тишиной» в губернии. Таким образом, именно губернское правление

выполняло роль посредника между императором, Правительствующим сенатом,

министерствами и собственно исполнителями их указов на местах.

Однако нельзя в полной мере утверждать, что деятельность Олонецкого

губернского правления была эффективной. Усилившаяся со II четверти XIX века

централизация власти, держала местные органы управления и, в частности,

губернские правления под постоянным и строжайшим контролем. Местные

учреждения, находясь под наблюдением высших и центральных органов власти,

по сути дела не могли эффективно функционировать. Частыми были их доклады в

Сенат или самому императору о состоянии дел на местах, и поэтому ведение

обычных дел нередко затягивалось или просто откладывалось.

Это в полной мере относится и к деятельности Олонецкого губернского

правления.

Таким образом, в данной дипломной работе были показаны роль и значение

Олонецкого губернского правления.

Функции и задачи Олонецкого губернского правления, его полномочия

довольно широки.

Это во многом помогает охарактеризовать Олонецкое губернское правление,

как орган местной власти.

Список использованных источников и литературы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.