рефераты бесплатно

МЕНЮ


Правоведение

сложной по своему составу и сочетала унитарно-административный принцип

объединения административных единиц с автономным принципом объединения

национальных субъектов, который, в свою очередь, реализовывался в виде

различных по правовому статусу образований. В основе государственной власти

лежал принцип "полновластия Советов". Высшим органом власти являлся

Всероссийский съезд народных депутатов. Первоначально он формировался путем

многоступенчатых выборов из числа представителей местных (городских и

губернских) съездов Советов, в последние годы — путем всенародных выборов.

Конституция, прямо не именуя съезд законодательным органом государственной

власти, все же указывала на его законодательный характер. Для осуществления

значительного объема законодательных полномочий в системе федеральных

органов государственной власти, помимо съезда, существовал еще один орган

на постоянной основе — ВЦИК (Всероссийский Исполнительный комитет), позднее

Верховный Совет. Верховный Совет обладал значительным объемом полномочий:

чисто законодательные; часть исполнительных, например, утверждение проектов

перспективных государственных планов, установление части доходов

поступающих в государственный бюджет; контрольные функции. Верховными

органами власти в республиках были республиканские съезды Советов.

В годы советской власти административно-территориальное деление

Российской империи (губерния — уезд — волость) постепенно была заменена

новыми административно-территориальными единицами область (край) — район.

По форме государственного режима советское государство соответствует

понятию тоталитарный режим, т к в наличие следующие признаки: полный

контроль государства над общественной жизнью, огосударствование

общественных организаций, отсутствие реальных прав и свобод, примат

государства над правом, диктатура одной партии, преследование за

религиозные и иные убеждения и т.д.

Современная Россия является по форме правления республикой, по форме

территориального устройства — федерацией. Россию — это как записано в

Конституции "демократическим федеративным правовым государством с

республиканской формой правления".

В ней существует две системы власти — федеральная и субъектов

федерации; имеются Конституция РФ и конституции республик, уставы субъектов

Федерации. Территория РФ состоит из территорий ее субъектов. Схема политико-

административного устройства России достаточно сложна. РФ — государство с

уникальной структурой, в состав которого входят 89 субъектов (21

республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1

автономная область и 10 автономных округов). Согласно Конституции

существуют шесть видов субъектов Федерации, равных по своим конституционным

правам (в основном устранена правовая асимметрия между субъектами).

Смешанная национально-государственная и административно-территориальная

система государственного устройства в значительной степени приближена к

единой форме территориального устройства. Закрепление равных прав для

субъектов Федерации означает, что все они — государственные образования и

имеют равные права во взаимоотношениях с федеральными органами

государственной власти. Сохранение шести видов субъектов является лишь

исторической преемственностью. Кроме того девять национальных округов имеют

статус субъектов Федерации, но входят в состав других субъектов.

В силу многих исторических причин и в дооктябрьский период и после

право в России не имело необходимого условия ценности и самоценности.

Гражданам российской империи свойственно было искать высшую справедливость,

не в праве, а в монархе, верховном правителе и т.д. , стоящие у власти

всегда объявляли правом свою волю, на огромной территории государства

господствовали имперские способы властвования. После революции к

перечисленным причинам добавились новые:

. обесценивание права и закона в ходе революции и гражданской войны,

. отсутствие правовой культуры в революционной среде,

. возвышение исполнительного органа над законодательным, отсутствие

разделения властей на независимые ветви,

. признание "политической целесообразности",

. отсутствие примата права над государством.

"Социалистическое право" советского государства провозглашало широкий

круг прав и свобод граждан, принципа законности в деятельности

государственных органов власти. Вместе с тем не хватало подлинной

законности в реальных отношениях. Ряд прав и свобод полностью

отсутствовали, на признавался примат права и интересов личности над

общественными и государственными интересами. Не было признания того, что

государство не может чего-то сделать ни при каких обстоятельствах

(признания пределов государственной деятельности). Не признавалась теория

разделения властей, не работал институт непосредственного народного

волеизъявления (референдумов не существовало).

В современной России произошло разгосударствление социальной жизни,

свертывание командно-административных методов управления обществом.

Создается новая система право, признающая примат права над государством,

теорию разделения властей, естественные права человека и его свободы.

Особая роль в этом процессе принадлежит судебной власти. Принята путем

референдума Конституция РФ 1993 г. провозгласившая Россию "демократическим

федеративным правовым государством с республиканской формой правления".

Единственным источником власти является народ, высшим непосредственным

выражением власти народа являются референдумы и выборы. Все ветви власти

признают верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Конституция

провозглашает РФ и социальным государством, политика которого направлена на

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие

человека. Но, очевидно пройдут десятилетия пока идеи правового и

социального государства воплотятся в жизнь. Реальная действительность и

экономическое положение страны не позволяют этого реализовать в ближайшем

будущем.

13.ТЕОРИЯ ПРАВА. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ

Теория государства — это наука, изучающая правовые явления

общественной жизни (или совокупность знаний о процессах и закономерностях

правовых отношений). Предмет этой науки — основные общие закономерности

возникновения, функционирования и развития права. Теория права изучает

происхождение права, формы, основные закономерности развития системы права,

функциональное воздействие на общество. Она является: общественной наукой,

т.к. изучает общественные явления, юридической —т.к. изучает правовую

сторону общественной жизни, общетеоретической наукой — т.к. выявляет и

изучает общие закономерности возникновения и развития права.

Методы науки это способы изучения предмета, общие принципы. Важнейшими

принципами общетеоретического исследования права являются:

1. историзм. Рассматриваются правовые явления в контексте исторического

развития;

2. объективность. В теории отражается объективная реальность, реальные

явления общественной жизни. Объективность и истинность теоретических

выводов доказывается практикой (смоделированным или обнаруженным в

истории явлением);

3. плюрализм. Он заключается в том, что учитываются различные взгляды и

теории, благодаря плюралистическому подходу удается создать наиболее

оптимальную и достоверную систему знаний.

Различаются: общие методы — анализ и синтез, сравнение,

абстрагирование; специальные методы — статистический, конкретно-

социологические, психологические, математические; частные методы правовой

науки — методы толкования права, сравнительно правовой метод и др.

В познание закономерностей и тенденций развития права важную роль

играет метод сравнительного правоведения, с помощью которого исследуются

аналогичные правовые институты нескольких систем права. Сравнение или

логический прием позволяет выявить сходные признаки и различия в объекте,

на этой основе делаются выводы о наиболее оптимальном варианте развития

права. Совокупность всех методов и приемов научного исследования и

составляет методологию теории права как науки.

14.ПОНЯТИЕ ПРАВА. ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ, ЦЕННОСТЬ

Право, как и государство, является продуктом общественного развития.

Оно возникает с возникновением государства, как основной нормативный

регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы

первобытнообщинного строя отходят на второй план, уступая место правовому

регулированию общественных отношений. Взгляды на право менялись по мере

развития общества. Кант определял право как совокупность условий, при

которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по

общему для них правилу свободы.

Представления о праве можно классифицировать по научным направлениям:

Теория естественного права. Это научное направление считает, что кроме

позитивного права, которое создается государством, существует общее для

всех людей естественное право, стоящее над позитивном правом.

Историческая школа право рассматривает право как выражение духа народа,

которое складывается постепенно в ходе исторического развития.

Реалистическая школа права считает, что право возникает и развивается под

влиянием внешних факторов, этими факторами являются интересы, двигающие

человеком и заставляющие его ставить цели, которые осуществляются с помощью

права.

Социологическая школа рассматривает право как систему правоотношений, как

уравновешивающую силу в жизни общества.

Материалистическая теория рассматривала право как выражение и закрепление

воли экономического господствующего класса. Марксистско-ленинская теория

рассматривала право, как явление производное от государства и провозглашала

примат государства над правом.

В современном понимании — право господствует над государством. Право

есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и

охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения

страны и выступают государственным регулятором общественных отношений.

Право характеризуется следующими признаками:

Правовые нормы устанавливаются государством в официальных актах.

Нормы права охраняются в необходимых случаях принудительной силой

государственного аппарата, тем самым государство обеспечивает

обязательность норм права.

Право представляет собой единственную систему норм, которая обязательна для

всего населения, проживающего не территории государства. Неправовые нормы,

например нормы морали, могут быть не обязательными для каких-то индивидов

или групп.

Право выражает общую и индивидуальную волю граждан государства в их

гармоничном взаимоотношении.

В силу указанных признаков право выступает государственным регулятором

общественных отношений.

Функции права — это основные направления его воздействия на

общественные отношения, на поведение людей. С одной стороны можно выделить

экономическую, социальную, экологическую и др. функции, с другой стороны —

законодательную, исполнительную и судебную функции. Функции можно

подразделить в зависимости от задач, которые они решают:

Регулятивная функция — упорядочение общественных отношений путем

закрепления этих отношений в нормативно-правовых актах.

Охранительная функция — это такое направление правового воздействия,

которое нацелено на охрану положительных и вытеснение вредных для общества

отношений. Охранительное воздействие выражается в следующем:

в определении запретов на совершение противоправных деяний,

в установлении юридических санкций за совершение таких деяний,

в непосредственном применении юридических санкций к лицам, совершившим

правонарушение.

В этих направлениях воздействия права на общественные отношения выражена

ценность права и его социальное назначение.

15.ДЕЙСТВИЕ ПРАВА. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Право — это система норм, которые исходят от государства. Т.е. право

состоит из правовых норм. Правовая норма — это первичная клеточка права.

Норма права является образцом общественного отношения, которое

устанавливается государством. Она устанавливает границы возможного или

должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных

взаимоотношениях. Право существует для того, чтобы активно воздействовать

на поведение людей, регулировать их общественные отношения. Влияние права

на поведение людей осуществляется через их волю и сознание. Право действует

путем реализации норм права. Благодаря правовому регулированию люди могут

поступать так, как предписывается нормами права. Их поведение

упорядочивается, приводится в соответствие с потребностями общественного

развития. Воплощение норм права в поведении людей называется реализацией

норм права. Нормы права выступают регулятором типовых общественных

отношений. В этом выражается социальная роль правовых норм. Различаются

следующие формы реализации норм права: осуществление (использование) прав,

исполнение обязанностей, соблюдение обязанностей и применение норм права

(особая форма их реализации):

Осуществление (использование прав) —предусматривает использование и

реализацию тех прав, которые представляются нормами права (например, право

участвовать в выборах).

Исполнение обязанностей выражается в обязательном совершении активных

действий (например, возвратить долг). Особенность в том, что субъекты

должны совершать активные действия независимо от своего желания.

Соблюдение обязанностей выражается в воздержании от совершения действий,

запрещенных юридическими нормами. Эти обязанности носят пассивный характер

и ограждают общество от правонарушений.

Применение норм права — активно-властная деятельность компетентных органов

по решению в рамках юридических норм конкретных дел. Применение права

подразделяется на оперативно-исполнительную деятельность (прием на работу,

регистрация брака, решение о строительстве объекта и т.д. производят мэрия,

администрация, суд и т.д.) и правоохранительную (охрана норм права,

применение мер государственного принуждения к правонарушителям,

предупреждение нарушений). Необходимость применения норм права возникает

тогда, когда: права не могут быть реализованы без властного решения в

отношении конкретного случая (принятие на работу); имеются препятствия для

использования прав (решение суда о выплате задержанной зарплаты);

юридические обязанности не исполняются добровольно (отказ от выполнения

обязательств); совершено правонарушение. Деятельность компетентных органов

завершается изданием акта применения норм права. Он фиксирует принятое

решение, придает ему официальное значение и властный характер.

Для правильной реализации норм права необходимо учитывать пределы

действия. Нормативно-правовые акты действуют во времени, пространстве и по

определенному кругу лиц:

Акт вступает в силу с момента, установленного правилами (момента его

принятия, или спустя какой-то срок, или со времени указанного в самом

акте). Новый акт распространяет свое действие только на те отношения,

которые возникли после его принятия. Обратной силы он не имеет, кроме

случаев: если иное не установлено самим актом; или уголовные законы или

акты административного законодательства смягчают наказание. Акт прекращает

действие по истечению срока действия, в связи с изданием нового акта, на

основании отмены.

Пределы действия акта в пространстве ограничивается территорией, на которую

распространяется его действие. Как правило, это территория подведомственная

органу, их издавшему. Федеральные законы действуют на всей территории РФ.

Законы субъектов федерации — только на его территории.

Действие по кругу лиц. Законы РФ действуют для всех граждан и неграждан на

территории РФ. Но иногда действие актов по кругу лиц не совпадают с

территорией. Дипломаты иностранных государств не могут привлекаться к

уголовной ответственности. Акты могут распространяться только на

определенную категорию, например, военных.

16.ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА

Под источниками (формами) права понимаются способы закрепления и

выражения правовых норм. «Источник права» — обозначение внешних форм

выражения юридических норм. Источниками права являются официальные

государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы.

Например, закон, указ президента, постановление правительства, решение

органа местного самоуправления. Будучи закрепленными в правовых нормах эти

правила приобретают общеобязательное значение. Различаются следующие

основные формы (источники) права: правовой обычай, юридический прецедент

(судебная практика), нормативно-правовой акт.

Правовой обычай — это санкционированные государством правило поведения,

которое сложились в результате длительного повторения людьми определенных

действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма. Государство

санкционирует только такие обычаи, которые отвечают его интересом.

Юридический прецедент (судебная практика) — более распространенный источник

права в современном мире. Под юридическим прецедентом понимают судебное или

административное решение по конкретному юридическому делу. Различают

судебный и административный прецедент.

Нормативно-правовой акт — это акт правотворчества, в котором содержится

норма права. Этот вид занимает ведущее место. К таким актам относятся

конституции, законы, нормативные решения органов исполнительной власти.

В древности и до настоящего времени сохранились такие источники права, как

религиозные воззрения. В основе мусульманского права лежат 4 источника в

виде священных книг. /Хропанюк с.143

В российском праве обычай как источник права занимает незначительное

место. В РФ источниками права признаются договора нормативного содержания

(Международные договора, коллективные трудовые договора и т.д.).

Наиболее характерный источник права для РФ —нормативный акты, которые

подразделяются на законы и подзаконные акты. Ведущее место занимают законы,

подзаконные акты издаются на основе законов (поэтому так называются).

Среди нормативных актов различают:

Высшей юридической силой обладает Конституция РФ, т.к. определяет

организацию государственной власти и закрепляет начала общественного и

государственного устройства, основные права и обязанности граждан.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.