рефераты бесплатно

МЕНЮ


Правоведение

Конституция служит юридической базой для всего действующего

законодательства (которое не может ей противоречить).

Вторыми по значимости нормативными актами являются законы. Законы делятся

на конституционные (вносящие дополнения и изменения в Конституцию или

указанные в Конституции) и обыкновенные. Обыкновенные в свою очередь

делятся на кодификационные и текущие. К кодификационным относятся Основы

законодательства РФ и кодексы (закон кодификационного характера, в котором

объединены законы одной отрасли). Различаются законы федеральные (принятые

верховным законодательным органом РФ) и законы субъектов РФ —в случае их

расхождения, действует федеральный закон.

Среди подзаконных актов различаются указы Президента РФ, постановления

высших органов власти, акты центральных органов государственного управления

(все они не могут противоречить Конституции и законам). Такие же

подзаконные акты могут приниматься на уровне субъекта федерации и органами

местного самоуправления.

17.ПОНЯТИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ, ИХ СТРУКТУРА И ВИДЫ

Право — это система норм, которые исходят от государства. Т.е. право

состоит из правовых норм. Правовая норма — это первичная клеточка права.

Норма права является образцом общественного отношения, которое

устанавливается государством. Она устанавливает границы возможного или

должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных

взаимоотношениях (внутренняя свобода — выбор варианта поведения, внешняя —

осуществление цели). Характерные признаки правовой нормы:

Норма права санкционируется государством.

Норма права имеет представительно-обязывающий характер. С одной стороны,

она предоставляет свободу действий, с другой — обязывает совершать или не

совершать определенные действия, ограничивая свободу.

Реализация правовой нормы в необходимых случаях обеспечивается мерами

государственного принуждения.

Таким образом, нормы права выступают регулятором типовых общественных

отношений. В этом выражается социальная роль правовых норм.

Норма права имеет свою внутреннюю структуру (строение). Структура

показывает из каких элементов (частей) состоит норма и как эти части

взаимосвязаны. Таких элементов три: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза (предположение) — это элемент правовой нормы, в которой

указывается, при каких условиях следует руководствоваться данном правом. В

гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у

лиц возникают юридические права и обязанности. Например, норма гражданского

права по содержанию сданного внаем жилья. Гипотезой является сдача внаем

жилья.

Диспозиция (распоряжение) — это элемент правовой нормы, в котором

указывается, каким может или должен быть поведение при наличии условий,

предусмотренных гипотезой. Диспозиция в примере предписывает, что

наймодатель обязан производить капитальный ремонт, а наниматель в случае

невыполнения наймодателем обязанностей имеет право взыскать стоимость

ремонта.

Санкция (взыскание) — это элемент правовой нормы, в котором определяется,

какие меры государственного взыскания могут применяться к нарушителю

правила, предусмотрено диспозицией. Санкция определяет меры юридической

ответственности за нарушение определенной нормы права. В рассматриваемом

случае наймодатель, в случае нарушения своих обязанностей, должен в

соответствии с законом возместить убытки нанимателю. Если наймодатель

добровольно не выполнит законные требования, то компетентные

государственные органы (суд, арбитраж) применяют к нему соответствующие

меры государственного воздействия, которые и обеспечивают исполнение

договорных обязательств.

Все логические элементы анализируемой правовой нормы можно кратко

сформулировать так: если наймодатель сдал внаем имущество (гипотеза), то он

обязан содержать данное имущество в пределах законных прав нанимателя

(диспозиция), иначе к нему могут быть применены меры государственного

воздействия, направленные на защиту прав нанимателя (санкция). Норма права

может выполнять регулятивную функцию лишь при наличии всех ее структурных

элементов.

Нормы права подразделяются на виды по различным основаниям.

По отраслям права выделяются нормы административного, трудового,

гражданского, уголовного и др. отраслей права.

По функциям, которые выполняют нормы права — регулятивные и охранительные.

По характеру содержащихся в нормах права правил поведения — обязывающие

(устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия);

запрещающие (которые запрещают совершать определенные действия);

управомочивающие (которые предоставляют участникам общественных отношений

право совершать положительные действия с целью удовлетворения своих

интересов).

По степени определенности изложения элементов правовой нормы: абсолютно

определенные (нормы, которые с абсолютной точностью определяют условия их

действия, права и обязанности участников и меры юридической

ответственности); относительно определенные (нормы, которые не содержат

достаточно сведений); альтернативные (нормы, предусматривающие несколько

вариантов).

По кругу лиц нормы права подразделяются на общие (распространяются на всех

лиц проживающих на данной территории) и специальные (для определенных

категорий).

Специализированные нормы права — носят дополнительный характер:

закрепительные (выражают элемент регулируемых отношений), дефинитивные (в

которых есть научное определение понятий и категорий), нормы-принципы (в

которых сформулированы общие или отраслевые правовые принципы).

18.НОРМОТВОРЧЕСТВО, ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Нормотворчество есть форма государственной деятельности направленная

на создание правовых норм, их совершенствование, изменение или отмену. Это

процесс создания и развития действующего права как системы общеобязательных

норм, регулирующих общественные отношения. Главное для нормотворчества —

выработка и утверждение новых правовых норм. По сути, нормотворчество — это

возведение государственной воли в закон. Нормотворчество охватывает

деятельность компетентных органов и организаций по выработке и принятию

нормативных актов. Нормотворчество современных цивилизованных государств

осуществляется на базе 7 основных принципов:

Демократизм. Это принцип проявляется в установлении подлинно

демократического порядка подготовки и утверждения нормативных актов и в

первую очередь законов. Это обеспечивает участие депутатов, широких слоев

общественности, учет общественного мнения.

Законность означает строгое соблюдение соответствия конституции страны,

соблюдение распределения компетенции между федерацией и субъектами

(федеральные законы может принимать только Федеральное Собрание),

соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования,

новых нормативно-правовых актов.

Гуманизм предполагает направленность нормотворчества на обеспечение и

защиту прав и свобод личности.

Научный характер означает использование достижений современной науки и

техники, к подготовке проектов привлекаются научно-исследовательские

коллективы и эксперты.

Профессионализм — участие в разработке законопроектов квалифицированных

специалистов, имеющих профессиональную подготовку и высокую квалификацию в

соответствующей отрасли.

Тщательность, скрупулезность подготовки проектов.

Техническое совершенство принимаемых актов предполагает применение

апробированных юридической практикой способов и приемов подготовки и

оформления нормативных текстов, обязательное соблюдение законодательных

требований.

В РФ существует три основных формы нормотворчества: принятие

нормативных актов органами государства, непосредственно народом путем

референдума, заключения различного рода соглашений (содержащих нормы

права).

Первая форма наиболее распространена в РФ. Правом издания нормативных

актов обладают: высшие представительные органы страны, представительные

органы субъектов РФ, органы местного самоуправления. К числу

нормотворческих органов относятся: Президент РФ, Правительство РФ,

министерства, государственные комитеты и ведомства, аналогичные органы

субъектов РФ и административно-территориальных образований.

Нормотворческими полномочиями в пределах своей компетенции обладают

администрации предприятий и учреждений. Полномочия в нормотворческой

области определяются Конституцией РФ и иными законами. Федеральное Собрание

принимает федеральные законы; представительные органы субъектов — законы,

действующие на территории данного субъекта; Президент РФ и председатель

Правительства РФ — указы и постановления, действующие на всей территории

страны и отнесенные Конституцией к ведению федеральных органов власти или

совместного ведения с субъектами РФ. Министерства, государственные комитеты

и ведомства издают приказы и инструкции в пределах своих полномочий

определенных законами. На уровне субъектов РФ органами власти принимаются

нормативные акты в пределах их полномочий. Местные представительные органы

принимают акты в пределах своих полномочий. Наконец администрации

предприятий и учреждений издают локальные нормативные акты, регулирующие

отношения внутри их подразделений.

Референдум — это принятие законов путем всенародного голосования.

Конституция РФ 1993г принималась на референдуме. Согласно ст5 Конституции

наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на референдум.

Нормативные соглашения, содержащие правовые предписания все шире

используются в общественной практике. Пример — Федеративный Договор,

содержащий нормы разграничения полномочий между федерацией и субъектами.

Существует еще форма коллективного договора. В зависимости от сферы

регулирования это может быть коллективный договор о тарифах, трудовой

коллективный договор и т.д.

Процесс нормотворчества состоит из этапов: подготовки, рассмотрения,

утверждения и обнародования (оглашения). Под юридической техникой понимают

систему правил и приемов подготовки, наиболее совершенных по форме и

структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих доступность и простоту

материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов. От юридической

техники во многом зависит совершенство законодательства. К форме

готовящихся проектов предъявляются следующие требования: логическая

последовательность изложения, отсутствие противоречий внутри акта и в

системе законодательства, максимальная компактность изложения при

всестороннем охвате, ясность и доступность языка, точность и определенность

формулировок, сокращение до минимума количества актов по одному и тому же

вопросу, укрупнение правовых актов.

Для нормативных актов характерны единые формальные, унифицированные

реквизиты, стереотипы, заранее установленные структурные (место издания,

дата, наименование нормативного акта, подписи, порядковые номера и т.д.).

Значительные по объему акты делятся на главы, разделы, части, может быть,

преамбула и приложения. В качестве обязательного компонента в нормативном

акте должны быть предусмотрены специальные правовые средства,

обеспечивающиеся его соблюдение, мера ответственности за нарушение. В

случае необходимости наряду с проектом готовиться постановление о порядке

введения закона в действие.

19.ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

Источниками права являются правовой обычай, судебный и

административный прецедент, нормативно-правовой акт. Первые играют

вспомогательную роль. Основным источником права является нормативно-

правовой акт. В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые

учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в

зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и

международных отношений в данный исторический период. Нормативно-правовой

акт — официальный акт нормотворчества, в котором содержится норма права. В

отличие от других источников права нормативно-правовой акт обладает

признаками:

Создается в результате нормотворческой деятельности компетентных органов

государства или референдумом.

В нормативно-правовых актах содержаться только нормы права, т.е. правила

общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому они

отличаются от индивидуальных правовых актов, которые источником права не

являются (он рассчитан на одноразовое применение и конкретных субъектов —

принятие на работу).

Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного

документа, которые имеют обязательные атрибуты (название — указ, или закон

или др.; название органа принявшего его.

В нормативно-правовых актах нормы права группируются по разделам, главам,

статьям.

Действие различных нормативно-правовых актов зависит от его

юридической силы, содержания, объему и характеру действия, субъектам их

издающим.

По юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на законы и

подзаконные акты. Акты вышестоящих нормотворческих органов обладают более

высокой юридической силой, чем нижестоящих.

По содержанию различают акты по отраслям права — семейное, уголовное,

трудовое законодательство.

По объему и характеру действия различаются: акты общего действия охватывают

всю совокупность отношений определенного вида на данной территории; акты

ограниченного действия — распространяются только на часть территории или на

строго определенный контингент лиц на данной территории; акты

исключительного действия — они вступают в действие при определенных

обстоятельствах.

По основным субъектам государственного нормотворчества акты делятся на:

акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти

(подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего

характера).

Наиболее характерный источник права для РФ — нормативный акты, которые

подразделяются на законы и подзаконные акты. Ведущее место занимают законы,

подзаконные акты издаются на основе законов (поэтому так называются).

Среди нормативных актов различают:

Высшей юридической силой обладает Конституция РФ, т.к. определяет

организацию государственной власти и закрепляет начала общественного и

государственного устройства, основные права и обязанности граждан.

Конституция служит юридической базой для всего действующего

законодательства (которое не может ей противоречить).

Вторыми по значимости нормативными актами являются законы. Законы делятся

на конституционные (вносящие дополнения и изменения в Конституцию или

указанные в Конституции) и обыкновенные. Обыкновенные в свою очередь

делятся на кодификационные и текущие. К кодификационным относятся Основы

законодательства РФ и кодексы (закон кодификационного характера, в котором

объединены законы одной отрасли). Различаются законы федеральные (принятые

верховным законодательным органом РФ) и законы субъектов РФ —в случае их

расхождения, действует федеральный закон.

Среди подзаконных актов различаются указы Президента РФ, постановления

высших органов власти, акты центральных органов государственного управления

(все они не могут противоречить Конституции и законам). Такие же

подзаконные акты могут приниматься на уровне субъекта федерации и органами

местного самоуправления.

Закон среди всех нормативно-правовых актов обладают верховной властью,

ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного

регулирования, он должен соответствовать законам, и не может им

противоречить. Конституция обладает высшей юридической силой на всей

территории страны. Обыкновенные законы действуют в строгом соответствии с

конституционными актами и регламентируют определенные ограниченные сферы

общественной жизни. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой,

чем законы, они базируются на юридической силе законов. Действие

подзаконных актов зависит от того, какими органами они приняты,

различаются: общие подзаконные акты - акты президента и правительства РФ;

местные подзаконные акты - акты исполнительной власти местного

самоуправления; ведомственные нормативно-правовые акты — акты министерств,

ведомств; внутриорганизационные подзаконные акты — это акты, которые

издаются различными организациями для регламентации внутренних отношений и

распространяются только на членов этой организации.

Систематизация законодательства преследует цель — упорядочение и

совершенствование правовых норм. В результате систематизации устраняются

противоречия в правовых нормах, они группируются, сводятся в кодексы,

собрание законодательства. В настоящее время используются три основных

формы систематизации нормативно-правовых актов: кодификация, инкорпорация,

консолидация:

Кодификация — это деятельность по созданию нового, сводного,

систематизированного нормативно-правового акта. Кодификационные акты по

своему содержанию подразделяются на три вида: основы законодательства,

кодексы, уставы и положения.

Инкорпорация — это объединение в сборники действующих нормативно-правовых

актов в определенном порядке. Она означает внешнюю обработку нормативно-

правовых актов, которые располагаются в алфавитном порядке, или

хронологически, или предметно.

Консолидация — это такая форма систематизации, при которой происходит

объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той

же области общественных отношений. Она содержит черты кодификации и

инкорпорации.

20.СИСТЕМА ПРАВА. ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО

По своему содержанию общественные отношения могут быть разнообразны —

имущественные, финансовые, земельные, трудовые и т.д. каждый вид отношений

регулируется определенными группами правовых норм. Таким образом,

системность общественных отношений обуславливает системность права. Право

как система — это органическое целое правовое явление, а не случайный набор

правовых норм:

Система права характеризуется объективностью, она отражает объективно

существующую систему общественных отношений. Если право в своих нормах не

будет адекватно отражать эти отношения оно будет тормозить развитие

общества. (С другой стороны право регулирует эти отношения).

Система права — это единство и взаимосвязь всех ее элементов, которые

неодинаковы по своему объему и содержанию: нормы права, институты права,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.