Правовое регулирование деятельности налоговых органов РФ
После упразднения губернского податного присутствия его функции были
переданы- самой казенной палате и специальным присутствиям по
основным налогам: присутствию по налогу с недвижимых имуществ,
присутствию по квартальному налогу и присутствию по государственному
промысловому налогу, возглавляемому губернатором лично. Членами этого
присутствия являлись также управляющий казенной палатой, вице-
губернатор, прокурор председательствующий окружного (губернского) суда,
управляющий акцизным управлением. Раскладочные присутствия в уезде,
возглавляемые податным инспектором участка, сохранились вплоть до 1917
г.
Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. не внесла
сколь-нибудь серьезных изменений в систему и структуру налоговых
органов. Радикальные перемены начались только в конце 1918 г. 31 октября
1918 г. Совет Народных Комиссаров принял Декрет об организации
финансовых отделов губернских и уездных комитетов Советов рабочих,
крестьянских и красноармейских депутатов.1
Этим декретом было утверждено Положение об организации
финансовых отделов губернских и уездных исполкомов и одновременно
упразднены казенные палаты, акцизные управления и финансовые органы
местных самоуправлений. Губернский финансовый отдел состоял из
подотделов: сметно-кассового, прямых налогов и пошлин, косвенных
налогов и секретариата. Финотдел уездного исполкома делился на два
подотдела: сметно-кассовый и налоговый.
Из инструмента финансовой политики и регулятора рыночных отношений
налоги были превращены в орудие классовой борьбы, средство
экономического подавления не только «капиталистов и помещиков», но и
большого количества людей, относящихся, как сейчас принято говорить, к
среднему классу. К примеру, принятый в 1918 г. Чрезвычайный
десятимиллиардный налог носил откровенно конфискационный характер.
Фактически все губернии России облагались многомиллионной данью для
усиления Красной Армии, которая готовилась к оказанию помощи
пролетариату Европы в завершении мировой революции.1
Гражданская война и хозяйственная разруха привели к политике
военного коммунизма, когда частная торговля полностью запрещалась,
вводились плановое снабжение населения товарами первой необходимости
(карточная система), трудовая повинность, продразверстка и т.п. В этих
условиях ни о каких цивилизованных способах пополнения государственной
казны не могло быть и речи. Переход к восстановлению народного
хозяйства начался с марта 1921 г.: разверстка была заменена продналогом,
разрешена свободная торговля, а экономика в целом ориентировалась на
государственно - капиталистический путь развития. Декрет ВЦИК «О
замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом»2
предусматривал единый налог на все сельскохозяйственное
производство. Однако правила взимания такого налога в 1921 г.
разработаны не были, а ситуация с продовольствием вновь складывалась
так, что налоги вводились применительно к отдельным отраслям сельского
хозяйства и видам продукции. До марта 1922 г. натуральный налог
выплачивался сеном и соломой, картошкой и капустой, медом и другими
продуктами питания, всего около 20 наименований. Это не могло не
сказаться на равномерности и полноте обложения сельского населения.
Дело осложнилось и тем, что налоги в начале 20-х годов взимались
различными органами. Так, продовольственный налог собирался наркоматом
продовольствия; подворно-денежный налог — местными органами власти;
трудналог в денежной части — наркоматом финансов, а в натуральный —
наркоматом труда. С 1924 г. предпринимаются попытки перейти к денежному
исчислению и взиманию налогов.
В период НЭПа основной задачей налоговой политики Советского
государства, наряду с другими задачами, стало вытеснение частника из
всех сфер производства, усиление обложения капиталистических элементов.
В новых экономических условиях начинают меняться характер налогов, их
значимость в обеспечении доходной части бюджета. В хозяйственном
механизме, где цены устанавливаются в плановом порядке, вне какой-либо
зависимости от спроса и предложения, налоги перестают быть регуляторами
экономических отношений в их классическом понимании. Следует отметить
особую роль сельхозналога в экономическом разгроме деревни, разрушении
многовекового уклада хозяйствования на земле. Решающим в этом деле стал
принятый тогда курс на коллективизацию сельского хозяйства. В 1928 г.
была проведена реформа сельхозналогов и уже к 1930 г. дифференциация
налоговых платежей оказалась такова, что 2,8% крепких хозяйств
обязывались выплатить 29,6% всего сельскохозяйственного налога. Остальные
70% налога возлагались на середняцкие хозяйства, которые в
структуре сельского населения занимали 60,4%. Свыше трети всех
крестьянских хозяйств освобождались от выплаты сельхозналога из-за
бедности.1
Одновременно с реформой налоговой системы началось строительство
нового налогового аппарата. В соответствии с Положением о Народном
комиссариате финансов, утвержденным ВЦИК 26 июля 1921 г., в составе
Наркомфина было создано организационно-налоговое управление, которое
позднее переименовали в управление налогами и государственными доходами.
В губернских и уездных финотделах налоговые подразделения остались без
особых изменений. Были упразднены податные инспекторы при уездных
финотделах и сформирован штат фининспекторов, который осуществлял
контроль за взиманием прямых налогов и подчинялся непосредственно
губфипотделам.
В 1925 г. Наркомфин СССР принял Положение о наружном налоговом
надзоре, где определялись права, обязанности, задачи и функции финансовых
инспекторов, их помощников и финансовых агентов. На наружный
налоговый надзор возлагалось обследование плательщиков налогов, изучение
источников их доходов, объектов налогообложения. Ведение окладного
счетоводства (карточки недоимок, книги, отчетные ведомости и др.)
передавалось кассовым органам, а взимание платежей — налоговым агентам.
К 1930 г. налоговый аппарат Наркомфина СССР превысил 17 тыс.
человек. Из них половина работала в финансовых органах, а остальные
входили в аппарат наружного налогового надзора. Учитывая, что к этому
времени с капиталистическим элементом как в городе, так и на деревне
в - основном было покончено, налоговая реформа 1930 г. внесла
изменения и в организацию налогового аппарата. Основным звеном
системы стала налоговая инспекция — структурное подразделение
районных и городских финансовых отделов. К руководящим и
контролирующим звеньям относились налоговые отделы краевых,
областных и городских (с районным делением) финансовых органов,
управления налогов и сборов наркоматов финансов союзных республик и
Наркомата финансов СССР.
В соответствии с Положением о налоговой инспекции районных и
городских финансовых отделов и налоговых ревизоров 1949 г. в районах
и городах, не имеющих районного деления, действовали налоговые
инспекции, состоящие из старшего налогового инспектора, участковых
налоговых инспекторов, их помощников, налоговых агентов в сельской
местности, работников бухгалтерии. Структура и штатная численность
каждой инспекции определялась количеством налогоплательщиков,
территориально-экономической характеристикой города (района). В крупных
городах в состав налоговых инспекций входили инспекторы по налогам
с заработной платы рабочих и служащих, местным налогам с
предприятий, учреждений и организаций и государственной пошлины.
Исключительное значение придавалось контролю за взиманием налогов
со стороны вышестоящих финансовых органов. Специальный аппарат,
контролирующий соблюдение законов при взимании налогов, состоял из
ревизоров и старших ревизоров в краевых и областных финотделах, а также
из ревизоров, старших и главных ревизоров в министерствах финансов
союзных республик и Минфине СССР.
В 1959 г. были произведены очередные перемены в структуре налоговых
органов. Управление налогов и сборов, налоговые отделы и инспекции были
переименованы соответственно в управления, отделы и инспекции
государственных доходов. Их функции практически не измелились.
Управление государственных доходов Министерства финансов СССР продолжало
заниматься планированием поступлений налогов и других доходов в целом по
Союзу и по союзным республикам, следило за выполнением плана
поступлений платежей в государственный бюджет; разрабатывало проекты
ставок налога с оборота на промышленные и продовольственные товары,
проводило ревизии, проверки и обследования работы по государственным
доходам в министерствах финансов союзных республик, а также в
местных финансовых органах, выполняло другие работы. В союзных
республиках аналогичные функции выполнялись. управлением
государственных доходов министерства финансов союзной республики. В
краях, областях, автономных республиках, автономных областях,
национальных округах были созданы отделы государственных доходов.
Структурными элементами управлений, отделов были подразделения по
налогу с оборота, отчислений от прибыли и прочих доходов, налогов и
сборов с населения, планирования и учета и т. д. Основная работа по
систематическому контролю за выполнением планов госдоходов, правильным
исчислением и своевременным поступлением всех платежей в бюджет
возлагалась на городские и районные инспекции по государственным
доходам, которые входили в структуру районного (городского) финансового
отдела исполкома соответствующего Совета народных депутатов. Численный
состав инспекции зависел от объема выполняемых работ. Возглавлял
инспекцию начальник, если в штате было свыше десяти сотрудников, или
старший инспектор, если менее десяти. Руководство работой инспекции
государственных доходов осуществлялось заведующим городским (районным)
финансовым отделом. Он решал вопросы приема на работу, перемещения с
одной должности на другую, определял порядок работы инспекторского
состава. На сотрудников районных (городских) инспекций
государственных доходов возлагался постоянный контроль за поступлением от
предприятий и организаций платежей в бюджет; проведение документальных
проверок по полученным отчетам, первичным бухгалтерским документам.
Инспекторы и экономисты разрабатывали предложения по обеспечению
своевременного выполнения планов поступления платежей в бюджет;
изыскивали дополнительные источники доходов, вели учет предприятий и
организаций, обязанных вносить платежи в бюджет, выполняли другие
контрольные функции. Отход от административно-командной модели
развития экономики и переход к рыночным отношениям потребовали
радикальных перемен не только в налоговом законодательстве. Возникла
настоятельная необходимость в реорганизации налоговых органов.
Государственные налоговые инспекции появились в 1990 году, в
соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 24.01.90 г. № 76 "О
Государственной налоговой службе"1. Правовое положение данной структуры
закреплялось Законом СССР от 21.05.90 г. "О правах, обязанностях и
ответсвенности государственных налоговых инспекций."2
31 декабря 1991 года Указом Президента РФ "О государтственной налоговой
службе" органы налоговой службы были выделены из Министерства РФ и
преобразованы в систему центральных органов государтсвенного управления с
подчинением Президенту и Правительству РФ. В марте 1992 года при налоговой
службе были образованы специальные подразделения по предупреждению,
выявлению и пресечению нарушений налогового законодательство, а также
обеспечению безопасности деятельности этой службы и ее сотрудников под
названием Главное управление налоговых расследований. В последствии в июне
1993 года это подразделение было преобразовано в федеральные органы
налоговой полиции как самостоятельный орган.
Передача все новых полномочий Государственной налоговой службе, на
которых мы остановимся в других разделах данной работы, привело к
необходимости придать ему статус Министерства и Указом Президента РФ от 23
декабря 1998 года № 1635 "О Министерстве Российской Федерации по налогам и
сборам"1 Государственная налоговая служба Российской Федерации
преобразовано в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
Глава 2. Организация деятельности Государственной налоговой службы.
2.1 Правовая база деятельности Государственной налоговой службы.
В соответствии с Положением о Государственной налоговой службе
Российской Федерации1 ее центральный аппарат и органы на местах в своей
деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации,
конституциями республик в составе Российской Федерации, Законом РФ
от 21 марта 1991 г. «О Государственной налоговой службе РФ»,
Налоговым кодексом РФ, другим законодательством Российской Федерации и
республик в ее составе, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями высших органов представительной власти
Российской Федерации и республик в составе России, постановлениями
и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями органов
государственной власти краев, областей, автономных образований, городов
Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов и районов в городах по
налоговым вопросам.
В перечне нормативно-правовых актов не случайно на первом месте
стоит Конституция Российской Федерации. Содержащиеся в ней нормы,
регулирующие налоговые отношения, имеют высшую юридическую , силу,
прямое действие и применяются на всей территории Российской
Федерации. В ст.ст. 57, 71, 72, 75, 106 Конституции РФ определяются
субъекты налогообложения и их гарантии, исключительная компотенция
Российской Федерации и компетенция субъектов федерации в сфере
налогового регулирования, называются органы налогового
правотворчества и процедура принятия законов о налогообложении.
Конституционные нормы находят детализацию в законах и
подзаконных актах, регулирующих общественные отношения как в
организации работы налоговых органов, так и в конкретных сферах
налогообложения.
При характеристике правовой основы деятельности госналогслужбы такое
деление имеет теоретическую и практическую значимость. Принятый в
1991—1992 г. пакет нормативных актов можно представить двумя блоками.
Первый включает в себя законы и подзаконные акты, определяющие
порядок формирования и задачи налоговых органов, их систему и структуру,
компетенцию, права и обязанности налогоплательщиков, принципы
налогообложения и т. д. Второй состоит из законов по конкретным видам
налогов, с указанием субъектов и объектов налогообложения, ставок налогов
и налоговых льгот, правил исчисления и порядка уплаты налогов,
штрафов и иных санкций за нарушения законодательства. В данной работе
нами рассмотрен первый блок этих нормативных актов и другие нормативные
акты принятые в последующие года, изданные в следствии развития налоговых
правоотношений и необходимости их правового регулирования
Закон РСФСР от 21 марта 1991 г. «О Государственной налоговой службе
РСФСР» соотносится к первому блоку нормативно-правовых актов. Фактически
это и первый российский закон, определивший задачи и структуру
государственной налоговой службы в условиях начинавшихся тогда рыночных
реформ, права и обязанности налоговых органов при осуществлении контроля
за соблюдением налогового законодательства юридическими и физическими
лицами. Здесь же предусматривается ответственность государственных
налоговых инспекций и их должностных лиц за совершенные по
службе правонарушения, социальные гарантии сотрудников налоговых инспекций
и их семей в случае гибели или получения увечий сотрудниками при
исполнении служебных обязанностей.
Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской
Федерации» от 27 декабря 1991 г.1 впервые на законодательном
уровне определил понятие налога и налоговой системы. Целый ряд
положений, носящих принципиальный характер, нашли закрепление в
отдельных нормах закона. Так были определены права и объязанности
налогоплательщиков и налоговых органов, виды налогов, которые будут
взыматься на территории федерации, в субъектах федерации и на местах на
уровне районов и городов без районного деления. В соответствии со ст. 24
этого Закона контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|