рефераты бесплатно

МЕНЮ


Правовое регулирование деятельности налоговых органов РФ

операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и

другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях

непредставления (или отказа представить) госналогинспекциям и их

должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и

других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и

иных обязательных платежей в бюджет.

К компетенции районных (городских) государственных налоговых

инспекций относятся применение финансовых санкций, предусмотренных

законодательством Российской Федерации и ее субъектов за нарушение

обязательств перед бюджетом; административных штрафов за эти нарушения,

допущенные должностными лицами организаций и гражданами; возврат излишне

взысканных и уплаченных налогов, и других обязательных платежей в

бюджет через банки и иные кредитно-финансовые учреждения; учет,

оценка и реализация конфискованного, бесхозяйного имущества и имущества,

принадлежащего по праву наследования государству, а также кладов.

Они вправе предъявлять в суд и арбитражный суд иски о ликвидации

организаций любой организационно-правовой формы по основаниям,

установленным законодательством Российской Федерации, о признании

регистрации предприятия недействительной в случаях нарушения

установленного порядка создания организации или несоответствия

учредительных документов требованиям законодательства и взыскании

доходов, полученных в этих случаях; о признании сделок

недействительными и взыскании в доход государства всего полученного

по таким сделкам; о взыскании неосновательно приобретенного не по

сделке, а в результате других незаконных действий.

Сотрудники районной (городской) налоговой инспекции составляют,

анализируют и представляют вышестоящим государственным налоговым

органам установленную отчетность, а районным и городским финансовым

органам — ежемесячные сведения о фактически поступивших суммах

налогов и других платежах в бюджет. Часть этих функций реализуется в

повседневной деятельности инспекторским составом, часть — руководителем

или его заместителем.

Структура и штатная численность районной (городской) налоговой

инспекции утверждается ее начальником на основании социально-

демографических, экономических и географических характеристик района,

объема выполняемой работы и других факторов, учитываемых при

определении количества сотрудников и создании внутриструктурных

подразделений, в пределах установленного им фонда оплаты труда. В крупных

городских и районных (в городах) налоговых инспекциях могут быть

созданы отделы и группы по видам взимания налогов. Их работа

строится по отраслевому принципу. Принцип зональной организации работы

может быть составным элементом отраслевого принципа. Например, в отделе

по налогам с физических лиц один инспектор осуществляет контроль за

соблюдением налогового законодательства жителями одного микрорайона

города, другой инспектор -контролирует налогоплательщиков другого

микрорайона и т.д. Согласно штатной численности и структуре районной

(городской) налоговой инспекции в ее состав входят начальник,

заместители начальника, начальники отделов, где они есть, главные

государственные налоговые инспекторы, старшие государственные налоговые

инспекторы, государственные налоговые инспекторы, специалисты, работники

бухгалтерии и вспомогательного аппарата.

Руководитель инспекции, его заместители и начальники отделов

назначаются и освобождаются от должности начальником вышестоящей

налоговой инспекции. Прием и увольнение на работу других

сотрудников районной (городской) налоговой инспекции производится по

согласованию с руководителем инспекции. Он несет персональную

ответственность за подбор и расстановку кадров, повышение их

квалификации. Вновь принятые работники представляются к классному

чину инспектора налоговой службы III ранга при наличии высшего или

среднего специального образования и стажа работы в налоговых органах не

менее одного года.

В отдельных случаях за примерное исполнение служебных обязанностей и

высокие показатели в. работе руководитель вышестоящей налоговой

инспекции вправе присвоить классный чин и до истечения этого срока.

Районная (городская) налоговая инспекция является юридическим лицом,

имеет свой текущий счет и печать.

В Положении о Государственной налоговой службе нормативно не

определяется организационное устройство налоговых инспекций субъектов

Российской Федерации. Также как и для районной (городской)

инспекции, структура и штатное расписание этих звеньев системы

утверждаются руководством соответствующей налоговой инспекции в пределах

установленного им фонда оплаты труда. Необходимо подчеркнуть, что

структурная схема краевой, областной и равной им налоговой инспекции

строится с учетом региональных особенностей: размеров территории и его

экономического потенциала, количества налогоплательщиков и их социально-

демографических характеристик, других обстоятельств. Все различия в

организационном построении связаны, в конечном счете, с созданием

такой рабочей модели, которая в конкретных условиях будет наиболее

эффективно решать стоящие перед госналогслужбой задачи.

Однако если районная (городская) налоговая инспекция непосредственно

контролирует полноту и своевременность внесения налоговых платежей,

правильность исчисления налогов, то краевые, областные и равные им

структуры решают эти задачи в большей степени путем реализации

организационно-методических функций.

На них возлагаются: организация работы, нижестоящих налоговых

инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о

налогах и других платежах в бюджет; обобщение и анализ отчетов

госналогинспекций о проделанной работе, подготовка на их основе

методических рекомендаций по совершенствованию практики налогового

контроля; организация взаимодействия налоговых инспекций с другими

правоохранительными органами по усилению контроля за соблюдением

законодательства о налогах и других платежах; комплексные и тематические

проверки нижестоящих налоговых инспекций; обобщение и внедрение

в налоговую практику передового опыта; проведение мероприятий по

профессиональной подготовке и переподготовке кадров; осуществление мер по

созданию информационных систем, автоматизированных рабочих мест и

других средств автоматизации и компьютеризации работ в

госналогинспекциях;. координация работы по взаимодействию с

районными (городскими) органами власти и управления по вопросам

обеспечения госналогинспекций служебными помещениями, транспортом,

вычислительной техникой, другими материально-техническими средствами, а

их работников — жильем, дошкольными и школьными учреждениями в

порядке, установленном Правительством Российской Федерации и

правительствами республик в составе Российской Федерации.

Когда краевые, областные и равные им налоговые инспекции

непосредственно осуществляют контроль за плательщиками налогов и других

платежей в бюджет, они пользуются теми же правомочиями, что и

налоговые инспекции по районам в городах и в городах без районного

деления. Основным структурным элементом госналогинспекции

республик в составе России, края, области, автономных образований,

являются отделы.

Отделы создаются в зависимости от направления деятельности и видов

налогов, по которым они осуществляют контроль, имеются отделы по

налогообложению доходов (прибыли) юридических лиц; отдел

налогообложения агропромышленного комплекса, природных ресурсов и

земельного налога; отдел налогообложения физических лиц; отдел

косвенных налогов; отдел местных и прочих налогов и сборов.

Кроме этого, как и в любой другой управляющей структуре, в составе

краевой, областной и равной им госналогинспекций функционируют отделы

кадров, контроля, финансового обеспечения, юридический, хозяйственный и

другие.

Общность задач, стоящих перед структурными подразделениями по

контролю за уплатой конкретных видов налогов и сборов, находит свое

отражение в положениях о соответствующих отделах утверждаемых

руководителями налоговых инспекций. В этих нормативных документах

содержатся общие требования, определяющие место отдела в структуре

госналогинспекций, его полномочия, принципы организации работы, другие

вопросы, входящие в компетенцию этого структурного подразделения. В

положении, как правило, закрепляются и пути решения поставленных задач,

указывается, что сотрудники отдела проводят и организуют контроль

государственных налоговых инспекций по районам и городам без районного

деления за уплатой конкретного налога или группы налогов, готовят

обзорные письма и указания по применению законов и подзаконных

актов; проводят документальные и камеральные проверки бухгалтерских

отчетов и балансов юридических и физических лиц по выплате того или

иного налога; рассматривают письма, заявления и жалобы на

действия сотрудников госналогинспекций района (города) о нарушениях

законодательства при изыскании конкретного налога. В отдельных случаях в

положении указывается перечень видов налогов, которые контролируются тем

или иным отделом. Так, в положении об отделе налогообложения физических

лиц, как правило, называются: подоходный налог с доходов физических

лиц (включая налогообложение доходов от предпринимательской деятельности);

налог на имущество физических лиц; земельный налог; государственная

пошлина; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и

дарения; налоги и платежи, устанавливаемые местными органами власти в

части, касающейся физических лиц.

На основании положений об отделах разрабатываются и утверждаются

начальником госналогинспекции функциональные обязанности и должностные

обязанности сотрудников.

В соответствии с Положением о Государственной налоговой службе

Российской Федерации в государственных налоговых инспекциях по

республикам в составе России, краям, областям, автономным образованиям,

городам Москве и Санкт-Петербургу создаются коллегии в составе

руководителя госналогинспекции и его заместителей, а также других

руководящих работников инспекции. Персональный состав и штатная

численность коллегии утверждаются руководителем Министерства Российской

Федерации по налогам с сборам по представлению начальника

государственной налоговой инспекции. На заседаниях коллегии

рассматриваются и принимаются решения по наиболее важным вопросам

деятельности госналогинспекции, заслушиваются отчеты начальников районных

и городских госналогинспекций, обсуждаются вопросы подбора и подготовки

кадров, назначения на должности, проекты предложений по ставкам местных.

налогов и сборов, другим вопросам налогообложения и деятельности налоговых

органов.

Высшую ступеньку в иерархии налоговых органов занимает центральный

аппарат Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, которая

является правоприемником Государственной налоговой службы Российской

Федерации. Его структурная схема включает пятнадцать департаментов по

основным направлениям деятельности.

В рамках решения поставленных задач отраслевые департаменты

изучают и анализируют практику применения действующего налогового

законодательства на местах, с учетом отечественного и зарубежного опыта

ведут разработку актуальных аспектов налоговой политики, участвуют в

подготовке законодательных актов по конкретным видам налогообложения,

разрабатывают инструкции, методические рекомендации, указания о порядке

исчисления и взимания того или иного вида налога. Они вправе

осуществлять либо принимать участие в комплексных и тематических

проверках территориальных госналогинспекций. В их компетенцию входит

рассмотрение писем, жалоб и заявлений налогоплательщиков на действия

должностных лиц, налоговых инспекций, контроль за изданием нормативных

актов министерствами, ведомствами, если они имеют отношение к

платежам налогов и сборам в бюджет и др.

Непосредственные задачи других подразделений центрального аппарата

реализуются в основном в рамках обеспечительных и вспомогательных

функций. К примеру, юридическое управление, которое состоит из отдела

правового обеспечения налогообложения и отдела нормативных актов и

контроля за организацией правовой работы в налоговых органах, должно

обеспечивать соответствие действующему законодательству всех

нормативных актов, издаваемых Госналогслужбой РФ, защищать права и

законные интересы Госналогслужбы в судах, а также органах государственной

власти и управления, участвовать в разработке и совершенствовании законов

о налогах и налоговых органах, осуществлять методическое руководство

правовой работой в госналогинспекциях, систематизировать правовые акты,

обеспечивать правовой информацией руководящие и структурные

подразделения госналогслужбы, анализировать практику правовой работы на

местах и т. д.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999

года № 254 «Вопросы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам»

установил предельную численность работников центрального аппарата

министерства в количестве 945 единиц, разрешил Министру иметь 12

заместителей, в том числе двух первых, и коллегию в количестве 25 человек.1

Сложившаяся системно-структурная схема налоговых органов, к сожалению,

все меньше и меньше отвечает современным требованиям. Специалисты

центрального аппарата Государственной налоговой службы с участием

представителей Международного валютного фонда и Всемирного банка

завершили подготовку проекта модернизации налоговой службы России.

Его реализация позволит осуществить коренную перестройку

организационной схемы, налоговых органов и тем самым создать

инфраструктуру, необходимую уже сегодня для работы с возрастающим

числом налогоплательщиков.

В рамках осуществления проекта предполагается внедрить концепцию

самоначисления налогов, при которой налогоплательщик будет определять

причитающиеся с него налоговые суммы без вмешательства сотрудников

налоговых органов, а налоговая инспекция принимать произведенный

налогоплательщиком расчет на условиях его последующей проверки.

Будет изменена организационная структура районной (городской)

налоговой инспекции. На смену отраслевым отделам, ведающим контролем

за соблюдением законодательства о конкретных видах налогов придет иная

специализация. В налоговых инспекциях по району (городу) будут созданы

подразделения по обслуживанию налогоплательщиков, электронной обработке

данных, контрольных проверок и сбора недоимок.

Подразделение обслуживания налогоплательщиков будет готовить и

периодически проводить семинары налогоплательщиков, своевременно

информируя об изменениях в их обязанностях в области налогообложения,

на его сотрудников будет возлагаться подготовка информационных

материалов и руководств по налоговым вопросам, дача консультаций и

разъяснений. В этом же подразделении будет осуществляться постановка на

налоговый учет и присвоение налогоплательщику единого идентификационного

номера.

Подразделение обработки данных будет отвечать за ввод информации из

налоговых деклараций и иных документов и ее обработку.

Ответственность за проведение документальных проверок предполагается

возложить на подразделение контрольных проверок. Отбор

налогоплательщиков для проверки будет производиться компьютерной

программой по совокупности критериев, позволяющих определить

вероятных нарушителей налогового законодательства, а также при получении

информации об уклонении от уплаты налога из других источников.

Подразделение сбора недоимок будет проводить непосредственную

работу с нарушителями налоговой дисциплины и осуществлять взыскания

сокрытых от налогообложения сумм.

Успешная реализация проекта предусматривает задачи переподготовки

персонала налоговых органов, разработки и внедрения новых технологий для

создаваемых подразделений, полной компьютеризации процесса сбора и

обработки налоговых деклараций и платежей. Внедрение проекта в жизнь

сделает систему налогообложения более корректной и справедливой по

отношению к налогоплательщикам, повысит уровень их обслуживания и

снизит затраты на обеспечение налоговой дисциплины. Одновременно с

модернизацией налоговой службы необходимо постоянное совершенствование

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.