Правовое регулирование деятельности налоговых органов РФ
операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и
другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях
непредставления (или отказа представить) госналогинспекциям и их
должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и
других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и
иных обязательных платежей в бюджет.
К компетенции районных (городских) государственных налоговых
инспекций относятся применение финансовых санкций, предусмотренных
законодательством Российской Федерации и ее субъектов за нарушение
обязательств перед бюджетом; административных штрафов за эти нарушения,
допущенные должностными лицами организаций и гражданами; возврат излишне
взысканных и уплаченных налогов, и других обязательных платежей в
бюджет через банки и иные кредитно-финансовые учреждения; учет,
оценка и реализация конфискованного, бесхозяйного имущества и имущества,
принадлежащего по праву наследования государству, а также кладов.
Они вправе предъявлять в суд и арбитражный суд иски о ликвидации
организаций любой организационно-правовой формы по основаниям,
установленным законодательством Российской Федерации, о признании
регистрации предприятия недействительной в случаях нарушения
установленного порядка создания организации или несоответствия
учредительных документов требованиям законодательства и взыскании
доходов, полученных в этих случаях; о признании сделок
недействительными и взыскании в доход государства всего полученного
по таким сделкам; о взыскании неосновательно приобретенного не по
сделке, а в результате других незаконных действий.
Сотрудники районной (городской) налоговой инспекции составляют,
анализируют и представляют вышестоящим государственным налоговым
органам установленную отчетность, а районным и городским финансовым
органам — ежемесячные сведения о фактически поступивших суммах
налогов и других платежах в бюджет. Часть этих функций реализуется в
повседневной деятельности инспекторским составом, часть — руководителем
или его заместителем.
Структура и штатная численность районной (городской) налоговой
инспекции утверждается ее начальником на основании социально-
демографических, экономических и географических характеристик района,
объема выполняемой работы и других факторов, учитываемых при
определении количества сотрудников и создании внутриструктурных
подразделений, в пределах установленного им фонда оплаты труда. В крупных
городских и районных (в городах) налоговых инспекциях могут быть
созданы отделы и группы по видам взимания налогов. Их работа
строится по отраслевому принципу. Принцип зональной организации работы
может быть составным элементом отраслевого принципа. Например, в отделе
по налогам с физических лиц один инспектор осуществляет контроль за
соблюдением налогового законодательства жителями одного микрорайона
города, другой инспектор -контролирует налогоплательщиков другого
микрорайона и т.д. Согласно штатной численности и структуре районной
(городской) налоговой инспекции в ее состав входят начальник,
заместители начальника, начальники отделов, где они есть, главные
государственные налоговые инспекторы, старшие государственные налоговые
инспекторы, государственные налоговые инспекторы, специалисты, работники
бухгалтерии и вспомогательного аппарата.
Руководитель инспекции, его заместители и начальники отделов
назначаются и освобождаются от должности начальником вышестоящей
налоговой инспекции. Прием и увольнение на работу других
сотрудников районной (городской) налоговой инспекции производится по
согласованию с руководителем инспекции. Он несет персональную
ответственность за подбор и расстановку кадров, повышение их
квалификации. Вновь принятые работники представляются к классному
чину инспектора налоговой службы III ранга при наличии высшего или
среднего специального образования и стажа работы в налоговых органах не
менее одного года.
В отдельных случаях за примерное исполнение служебных обязанностей и
высокие показатели в. работе руководитель вышестоящей налоговой
инспекции вправе присвоить классный чин и до истечения этого срока.
Районная (городская) налоговая инспекция является юридическим лицом,
имеет свой текущий счет и печать.
В Положении о Государственной налоговой службе нормативно не
определяется организационное устройство налоговых инспекций субъектов
Российской Федерации. Также как и для районной (городской)
инспекции, структура и штатное расписание этих звеньев системы
утверждаются руководством соответствующей налоговой инспекции в пределах
установленного им фонда оплаты труда. Необходимо подчеркнуть, что
структурная схема краевой, областной и равной им налоговой инспекции
строится с учетом региональных особенностей: размеров территории и его
экономического потенциала, количества налогоплательщиков и их социально-
демографических характеристик, других обстоятельств. Все различия в
организационном построении связаны, в конечном счете, с созданием
такой рабочей модели, которая в конкретных условиях будет наиболее
эффективно решать стоящие перед госналогслужбой задачи.
Однако если районная (городская) налоговая инспекция непосредственно
контролирует полноту и своевременность внесения налоговых платежей,
правильность исчисления налогов, то краевые, областные и равные им
структуры решают эти задачи в большей степени путем реализации
организационно-методических функций.
На них возлагаются: организация работы, нижестоящих налоговых
инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о
налогах и других платежах в бюджет; обобщение и анализ отчетов
госналогинспекций о проделанной работе, подготовка на их основе
методических рекомендаций по совершенствованию практики налогового
контроля; организация взаимодействия налоговых инспекций с другими
правоохранительными органами по усилению контроля за соблюдением
законодательства о налогах и других платежах; комплексные и тематические
проверки нижестоящих налоговых инспекций; обобщение и внедрение
в налоговую практику передового опыта; проведение мероприятий по
профессиональной подготовке и переподготовке кадров; осуществление мер по
созданию информационных систем, автоматизированных рабочих мест и
других средств автоматизации и компьютеризации работ в
госналогинспекциях;. координация работы по взаимодействию с
районными (городскими) органами власти и управления по вопросам
обеспечения госналогинспекций служебными помещениями, транспортом,
вычислительной техникой, другими материально-техническими средствами, а
их работников — жильем, дошкольными и школьными учреждениями в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации и
правительствами республик в составе Российской Федерации.
Когда краевые, областные и равные им налоговые инспекции
непосредственно осуществляют контроль за плательщиками налогов и других
платежей в бюджет, они пользуются теми же правомочиями, что и
налоговые инспекции по районам в городах и в городах без районного
деления. Основным структурным элементом госналогинспекции
республик в составе России, края, области, автономных образований,
являются отделы.
Отделы создаются в зависимости от направления деятельности и видов
налогов, по которым они осуществляют контроль, имеются отделы по
налогообложению доходов (прибыли) юридических лиц; отдел
налогообложения агропромышленного комплекса, природных ресурсов и
земельного налога; отдел налогообложения физических лиц; отдел
косвенных налогов; отдел местных и прочих налогов и сборов.
Кроме этого, как и в любой другой управляющей структуре, в составе
краевой, областной и равной им госналогинспекций функционируют отделы
кадров, контроля, финансового обеспечения, юридический, хозяйственный и
другие.
Общность задач, стоящих перед структурными подразделениями по
контролю за уплатой конкретных видов налогов и сборов, находит свое
отражение в положениях о соответствующих отделах утверждаемых
руководителями налоговых инспекций. В этих нормативных документах
содержатся общие требования, определяющие место отдела в структуре
госналогинспекций, его полномочия, принципы организации работы, другие
вопросы, входящие в компетенцию этого структурного подразделения. В
положении, как правило, закрепляются и пути решения поставленных задач,
указывается, что сотрудники отдела проводят и организуют контроль
государственных налоговых инспекций по районам и городам без районного
деления за уплатой конкретного налога или группы налогов, готовят
обзорные письма и указания по применению законов и подзаконных
актов; проводят документальные и камеральные проверки бухгалтерских
отчетов и балансов юридических и физических лиц по выплате того или
иного налога; рассматривают письма, заявления и жалобы на
действия сотрудников госналогинспекций района (города) о нарушениях
законодательства при изыскании конкретного налога. В отдельных случаях в
положении указывается перечень видов налогов, которые контролируются тем
или иным отделом. Так, в положении об отделе налогообложения физических
лиц, как правило, называются: подоходный налог с доходов физических
лиц (включая налогообложение доходов от предпринимательской деятельности);
налог на имущество физических лиц; земельный налог; государственная
пошлина; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и
дарения; налоги и платежи, устанавливаемые местными органами власти в
части, касающейся физических лиц.
На основании положений об отделах разрабатываются и утверждаются
начальником госналогинспекции функциональные обязанности и должностные
обязанности сотрудников.
В соответствии с Положением о Государственной налоговой службе
Российской Федерации в государственных налоговых инспекциях по
республикам в составе России, краям, областям, автономным образованиям,
городам Москве и Санкт-Петербургу создаются коллегии в составе
руководителя госналогинспекции и его заместителей, а также других
руководящих работников инспекции. Персональный состав и штатная
численность коллегии утверждаются руководителем Министерства Российской
Федерации по налогам с сборам по представлению начальника
государственной налоговой инспекции. На заседаниях коллегии
рассматриваются и принимаются решения по наиболее важным вопросам
деятельности госналогинспекции, заслушиваются отчеты начальников районных
и городских госналогинспекций, обсуждаются вопросы подбора и подготовки
кадров, назначения на должности, проекты предложений по ставкам местных.
налогов и сборов, другим вопросам налогообложения и деятельности налоговых
органов.
Высшую ступеньку в иерархии налоговых органов занимает центральный
аппарат Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, которая
является правоприемником Государственной налоговой службы Российской
Федерации. Его структурная схема включает пятнадцать департаментов по
основным направлениям деятельности.
В рамках решения поставленных задач отраслевые департаменты
изучают и анализируют практику применения действующего налогового
законодательства на местах, с учетом отечественного и зарубежного опыта
ведут разработку актуальных аспектов налоговой политики, участвуют в
подготовке законодательных актов по конкретным видам налогообложения,
разрабатывают инструкции, методические рекомендации, указания о порядке
исчисления и взимания того или иного вида налога. Они вправе
осуществлять либо принимать участие в комплексных и тематических
проверках территориальных госналогинспекций. В их компетенцию входит
рассмотрение писем, жалоб и заявлений налогоплательщиков на действия
должностных лиц, налоговых инспекций, контроль за изданием нормативных
актов министерствами, ведомствами, если они имеют отношение к
платежам налогов и сборам в бюджет и др.
Непосредственные задачи других подразделений центрального аппарата
реализуются в основном в рамках обеспечительных и вспомогательных
функций. К примеру, юридическое управление, которое состоит из отдела
правового обеспечения налогообложения и отдела нормативных актов и
контроля за организацией правовой работы в налоговых органах, должно
обеспечивать соответствие действующему законодательству всех
нормативных актов, издаваемых Госналогслужбой РФ, защищать права и
законные интересы Госналогслужбы в судах, а также органах государственной
власти и управления, участвовать в разработке и совершенствовании законов
о налогах и налоговых органах, осуществлять методическое руководство
правовой работой в госналогинспекциях, систематизировать правовые акты,
обеспечивать правовой информацией руководящие и структурные
подразделения госналогслужбы, анализировать практику правовой работы на
местах и т. д.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999
года № 254 «Вопросы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам»
установил предельную численность работников центрального аппарата
министерства в количестве 945 единиц, разрешил Министру иметь 12
заместителей, в том числе двух первых, и коллегию в количестве 25 человек.1
Сложившаяся системно-структурная схема налоговых органов, к сожалению,
все меньше и меньше отвечает современным требованиям. Специалисты
центрального аппарата Государственной налоговой службы с участием
представителей Международного валютного фонда и Всемирного банка
завершили подготовку проекта модернизации налоговой службы России.
Его реализация позволит осуществить коренную перестройку
организационной схемы, налоговых органов и тем самым создать
инфраструктуру, необходимую уже сегодня для работы с возрастающим
числом налогоплательщиков.
В рамках осуществления проекта предполагается внедрить концепцию
самоначисления налогов, при которой налогоплательщик будет определять
причитающиеся с него налоговые суммы без вмешательства сотрудников
налоговых органов, а налоговая инспекция принимать произведенный
налогоплательщиком расчет на условиях его последующей проверки.
Будет изменена организационная структура районной (городской)
налоговой инспекции. На смену отраслевым отделам, ведающим контролем
за соблюдением законодательства о конкретных видах налогов придет иная
специализация. В налоговых инспекциях по району (городу) будут созданы
подразделения по обслуживанию налогоплательщиков, электронной обработке
данных, контрольных проверок и сбора недоимок.
Подразделение обслуживания налогоплательщиков будет готовить и
периодически проводить семинары налогоплательщиков, своевременно
информируя об изменениях в их обязанностях в области налогообложения,
на его сотрудников будет возлагаться подготовка информационных
материалов и руководств по налоговым вопросам, дача консультаций и
разъяснений. В этом же подразделении будет осуществляться постановка на
налоговый учет и присвоение налогоплательщику единого идентификационного
номера.
Подразделение обработки данных будет отвечать за ввод информации из
налоговых деклараций и иных документов и ее обработку.
Ответственность за проведение документальных проверок предполагается
возложить на подразделение контрольных проверок. Отбор
налогоплательщиков для проверки будет производиться компьютерной
программой по совокупности критериев, позволяющих определить
вероятных нарушителей налогового законодательства, а также при получении
информации об уклонении от уплаты налога из других источников.
Подразделение сбора недоимок будет проводить непосредственную
работу с нарушителями налоговой дисциплины и осуществлять взыскания
сокрытых от налогообложения сумм.
Успешная реализация проекта предусматривает задачи переподготовки
персонала налоговых органов, разработки и внедрения новых технологий для
создаваемых подразделений, полной компьютеризации процесса сбора и
обработки налоговых деклараций и платежей. Внедрение проекта в жизнь
сделает систему налогообложения более корректной и справедливой по
отношению к налогоплательщикам, повысит уровень их обслуживания и
снизит затраты на обеспечение налоговой дисциплины. Одновременно с
модернизацией налоговой службы необходимо постоянное совершенствование
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|