Правовое регулирование деятельности налоговых органов РФ
налогов осуществляется налоговым органом в соответствии с Законом
Российской Федерации «О Государственоной налоговой службе Российской
Федерации» и иными законодательными актами.
Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» установил право налоговых
органов налогать и взыскивать с налогоплательщиков финансовые санкции за
нарушение налогового законодательства.
В своей деятельности Государственная налоговая служба руководствуется и
придерживается положений законов РФ по различным видам налогов. Например,
для осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства
при операциях с ценными бумагами органы госналогслужбы руководствуются
Законом РФ. «О налоге на операции с ценными бумагами».
Значительные сложности в реализации этого закона связаны с нормативным
урегулированием рынка ценных бумаг. Практика последних лет
свидетельствует о проблемах, связанных не только с уплатой налогов
акционерными обществами и компаниями, работающими с ценными
бумагами, но и откровенным мошенничеством правлений ряда крупных
фирм по отношению к десяткам и сотням тысяч своих
акционеров. Вот почему законные и обоснованные действия налоговой
службы при проверке этой категории плательщиков способствуют с одной
стороны максимальным поступлениям налогов в государственный бюджет,
с другой — выполняют важную, профилактическую функцию по предупреждению
банкротств и разорения владельцев ценных бумаг. Или же Закон РФ «О
подоходном налоге с физических лиц»1 , который определяет
взаимоотношения налоговых органов и работодателей, которые сами по себе не
являются плательщиками подоходного налога , а являются налоговыми агентами,
по отношению к своим работникам, с которых они удерживают налог и
перечисляют в бюджет. А налоговый орган в данном случае контролирует
организации по вопросу правильности начисления, удержания и своевременности
перечисления подоходного налога в бюджет.
Как инструмент реализации основных задач в области налоговой
политики особую значимость приобретает Налоговый кодекс Российской
Федерации - систематизированный законодательный акт, призванный
обеспечить комплексный подход к решению насущных проблем налогового
права, В Налоговом кодексе Российской Федерации действующие нормы и
положения, регулирующие процесс налогообложения, перерабатываются в
соответствии с выбранными приоритетами и направлениями развития налоговой
системы, приводятся в упорядоченную, единую, логически цельную и
согласованную систему.
Изменения налоговой системы, предусмотренные Налоговым кодексом,
направлены на решение следующих важнейших задач: построение стабильной,
понятной и единой в границах Российской Федерации налоговой системы,
установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов
в рамках единого налогового правового пространства; развитие налогового
федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и
местных бюджетов закрепленными за ними и гарантированными налоговыми
источниками; создание рациональной налоговой системы,
обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов,
содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной
деятельности и наращиванию национального богатства России и благосостояния
ее граждан; уменьшение числа налогов и снижение общего налогового бремени;
формирование единой налоговой правовой базы; совершенствование системы
ответственности за налоговые правонарушения; совершенствование
налогового администрирования.
По своей тематике и кругу регулируемых вопросов часть 1 Налогового
кодекса близка к утративщему силу с 1 января 1999 года Закону РФ «Об
основах налоговой системы в Российской Федерации», и после введения ее в
действие она заменила указанный Закон. Однако за счет вовлечения в
законодательное регулирование большого числа новых вопросов и отношений, а
также за счет более глубокой проработки действующих правил и норм объем
первой части Налогового кодекса значительно превосходит объем Закона.
В обшей части Налогового кодекса в целях создания
справедливой и эффективной налоговой системы много внимания отведено
вопросам создания единого налогового правового порядка, обеспечения
законности для всех участников налоговых отношений. Налоговый кодекс
призван обеспечить создание самостоятельной отрасли законодательства -
налогового права, имеющей свой собственный предмет, принципы, методы и
способы регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов,
устранить правовой хаос и пробелы в действующем налоговом
законодательстве.
Следующим элементом правовой основы деятельности госналогслужбы
являются Указы Президента Российской Федерации. Указом Президента РФ от 31
декабря 1991 года № 340 «О Государстенной налоговой службе Россиской
Федерации» были утверждены Положение о Государственной налоговой службе
Российской Федерации, Гарантии правовой и социальной защиты работников
Государтсвенной налоговой службы Российской Федерации и Положение о
классных чинах работников Государственной налоговой службе Российской
Федерации. В названных нормативных актах говорится о задачах и структуре
налоговых органов, их основных и факультативных функциях, правах и
объязанностях и социальных гарантиях сотрудников.
Так же как и Указы Президента РФ, постановления и распоряжения
Правительства РФ по налогам и другим объязательным платежам являются
самостоятельным источником налогового права. Их содержание в большинстве
случаев связано с определением налоговых и акцизных ставок. Иногда прямо в
законе о том или другом налоге содержится отсылочная норма,
предусматривающая регулирование отдельных налоговых отношений нормативными
актами Правительства РФ. Примером может служить Закон РФ «О плате за землю»
от 11.10.91 г. № 1738-1, где говорится, что порядок определения нормативной
цены земли устанавливается Правительством РФ.
К правовой основе деятельности государственной налоговой службы
относятся подзаконные акты издаваемые Государственной налоговой службой и
содержащие предписания по процедурам взимания различных видов налогов в
масштабах всей Российской Федерации. Это инструкции, разъяснения, письма и
т.д. По каждому закону о федеральном налоге существует соответствующая
инструкция о порядке их применения.
Одно из важнейших изменений в налоговом законодательстве, который внес
Налоговый кодекс РФ - изменение статуса инструкций, писем и других
документов госналогслужбы. Данные документы, согласно ст. 31 Налогового
кодекса РФ не входят в налоговое законодательство РФ. Для
налогоплательщиков, налоговых агентов объязательными к применению являются
только формы налоговой отчетности и порядок их заполнения, утверждаемые
Госналогслужбой в случаях, предусмотренных законодательством. Все остальные
акты Госналогслужбы объязательны только для налоговых органов. Иначе
говоря, налогоплательщик сможет ссылаться на нормативные акты
Госналогслужбы в суде, если действия налоговой инспекции им противоречат, а
налоговые органы вправе обосновывать свою позицию исключительно положениями
Налогового кодекса РФ, закона, акта законодательного органа субъектов
Федерации или представительного органа местного самоуправления, т.е. акта
налогового законодательства.
Особо следует сказать о правовой базе деятельности государственной
налоговой службы в республиках в составе России.
Кроме названных нормативных актов к источникам налогового
законодательства относятся Конституции республик в составе России,
постановления и распоряжения их высших представительных и исполнительных
органов государстсвенной власти. Учитывая, что система налогов, взымаемых в
федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской
Федерации устанавливаются федеральным законом, нормативные акты республик в
составе России не могут входить в противоречие с общероссийским налоговым
законодательством.
Местные подзаконные акты по вопросам налогообложения издаются
представительными органами и администрацией краев, областей, автономной
области и автономных округов, а также городов и районов.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления по введению региональных и
местных налогов определены Конституцией Российской Федерации, ст.4 НК
РФ, ст.20-21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы
в Российской Федерации», Законом РФ от 28.08.95 г. № 154-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации».1 На определенных этапах развития государства они
регулируются Указами Президента Российской Федерации и постановлениями
Правительства Российской Федерации, принимаемыми ими в соответствии с
их полномочиями по совершенствованию налогового законодательства,
укреплению платежной дисциплины.
В настоящее время в регионах России сложилась определенная система
региональных и местных налогов и сборов, которые оказывают существенное
влияние на формирование доходной части региональных и местных бюджетов.
Практически повсеместно введен региональный сбор на нужды
образовательных учреждений, в большинстве административно-территориальных
образований (городах и районах) введены и действуют по 6-7 местных
налогов и сборов, предусмотренных статьей 21 Закона Российской Федерации
«Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
Поступления от региональных и местных налогов и сборов,
вводимых органами власти субъектов Российской Федерации и местного
самоуправления составили в I полугодии 1998 года 14,5 млрд. рублей, что
составляет 5,4 процента от всех налоговых поступлений и 10,3 процента
от поступлений в бюджеты территорий или возросли против
соответствующего периода 1997 года на 27 процентов.
В республиках Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Карелия,
Алтайском, Приморском, Хабаровском краях, Камчатской, Ленинградской,
Липецкой, Нижегородской, Псковской, Саратовской, Сахалинской
областях, г.Москве поступления от этих налогов и сборов составили от 12 до
30 процентов от поступлений в бюджеты территорий.
Анализ структуры поступлений от указанных платежей
свидетельствует, что основную долю в них составляют поступления от налога
на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы 9823,7
млн. руб. или 70 процентов; значительны поступления от сбора на нужды
образовательных учреждений 1451,3 млн. рублей или 10 процентов; все более
существенную роль занимают в структуре местных налогов и сборов
поступления от сборов, связанных с осуществлением торговой деятельности,
что свидетельствует об ужесточении контроля за доходами в этой сфере, в
частности за торговлей винно-водочными изделиями.
В последнее время работа с региональными и местными налогами и сборами
проводится налоговыми органами в тесном взаимодействии с органами
законодательной и исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, местного самоуправления, финансовыми и
правоохранительными органами. Это прежде всего отражается в
подготовке проектов нормативных актов по введению, порядку
исчисления и уплаты этих налогов, выявлению налогоплательщиков,
укрывающихся от их уплаты, полноте отражения получаемых доходов от
предпринимательской деятельности.
В целях координации этой работы при органах законодательной и
исполнительной власти созданы постоянные рабочие группы по налоговой
политике, в состав которых включены налоговые работники.
Во многих регионах приняты специальные законы, определяющие
основные принципы регионального и местного налогообложения.
Получает развитие взаимодействие налоговых органов с
правоохранительными органами, налоговой полицией, торговыми
инспекциями, санэпидемнадзора по контролю за выполнением решений
местных органов власти по местным налогам, проведению повсеместных
рейдов, проверок.
Проводимая работа дает положительные результаты - нормативные акты в
большинстве случаев приведены в соответствие с действующим
законодательством, отменены некоторые малоэффективные налоги и сборы.
Проведена значительная работа по отмене дополнительных налогов и
сборов, не предусмотренных налоговым законодательством.
Вместе с тем, работа по контролю за региональными и местными
налогами и сборами, вводимыми органами государственной власти
субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, требует
дальнейшего усиления и совершенствования. Это определяется
следующими обстоятельствами.
Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2268 «О
формировании республиканского бюджета Российской Федерации и
взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации»1 органам
государственной власти субъектов Российской Федерации и органам
местного самоуправления было предоставлено право вводить
дополнительные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством
Российской Федерации.
Используя предоставленное право указанные органы власти 70
регионов вводили в 1995-1996 годах дополнительные налоги и сборы.
Перечень дополнительных налогов составил более 100. Однако как
показала практика целесообразность введения многих налогов себя не
оправдала, они значительно усложняют налоговую систему, снижают
эффективность контроля за их полнотой и своевременностью уплаты. Более
того, многие дополнительные налоги вводились с нарушением действующего
законодательства России, приводят к двойному налогообложению,
ущемляют интересы налогоплательщиков.
Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года N 1214
«О признании утратившим силу пункта 7 Указа Президента Российской
Федерации от 22 декабря 1993 года N 2268 «О формировании республиканского
бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов
Российской Федерации в 1994 году»1 в целях улучшения финансового
состояния предприятий, облегчения налогового бремени и упорядочения
установления и взимания региональных и местных налогов и сборов пункт
7 признан с 1 января 1997 года утратившим силу.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации Указом
обязывались отменить свои решения о введении дополнительных налогов, не
основанные на Законе Российской Федерации «Об основах налоговой системы
в Российской Федерации», и предложено органам местного самоуправления
принять аналогичные решения в отношении местных налогов.
По запросу Конституционного Суда Республики Коми, администрации
Иркутской области, Алтайского краевого Законодательного Собрания,
Законодательного Собрания Владимирской и Волгоградской областной Думы,
Конституционный Суд Российской Федерации своим постановление от
21.03.97 г. № 5-п2 подтвердил конституционность положения абзаца второго
пункта 2 статьи 18 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об
основах налоговой системы в Российской Федерации», в соответствии с
которым органы государственной власти всех уровней не вправе вводить
дополнительные налоги и обязательные отчисления, не
предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и
повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.
Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации и
учитывая Постановление Конституционного Суда, Госналогслужба России
поручила налоговым органам совместно с органами власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления принять меры по
отмене дополнительных налогов и сборов и приведении принятых решений
и нормативных актов по таким налогам в соответствие с действующим
налоговым законодательством.
Налоговыми инспекциями были направлены соответствующим органам власти
предложения об отмене введенных налогов и сборов, а в необходимых
случаях предложения в органы Прокуратуры. В большинстве регионов России
эти вопросы рассмотрены на заседаниях представительных органов
власти и приняты решения об отмене введенных дополнительных
налогов и сборов. По сообщениям государственных налоговых
инспекций органы законодательной и исполнительной власти на местах с
пониманием отнеслись к исполнению требований Указа Президента Российской
Федерации и приняли решения об отмене непредусмотренных законодательством
налогов и сборов.
Однако следует отметить, что в отдельных регионах органы власти
ссылаясь на права, предоставленные им Конституцией Российской
Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации», а также
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|