рефераты бесплатно

МЕНЮ


Принципы гсударственной службы

владение практическими навыками определенной области общественно полезной

деятельности. В специальной литературе отмечается, что объектами

общественно полезной деятельности людей могут быть как явления природы и

техники (естественнонаучные явления), так и различные сферы деятельности

самих людей. Что касается государственных лежащих, то их профессионализм

предполагает прежде всего знание (наличие образования) особенностей

соответствующей управляемой сферы: врач — системы управления

здравоохранением, педагог — системы управления народным образованием, Юрист

— правовой службы в любой отрасли управления и т.д.[8] Государственные и

муниципальные служащие обязаны иметь также определенную подготовку в

области теории управления, конституционного, административного и других

отраслей права, которые напрямую относятся к сфере их профессиональной

деятельности. Рассматриваемый принцип заключается, во-первых, в том, что

государственный служащий исполняет должностные обязанности на

профессиональной основе, т.е. выполняет основную работу, за которую он

получает денежное содержание (должностной оклад, заработную плату).

Поскольку государственные должности государственной службы подразделяются

по специализациям, то у государственного служащего для исполнения

обязанностей по государственной должности государственной службы

предусматривается наличие одной специализации соответствующего

профессионального образования. Профессионализм государственного служащего

призван обеспечивать стабильность государственной службы, качественное

выполнение функций, постоянную его готовность к сложным заданиям,

возможность улучшения своих профессиональных качеств и т.п. Во-вторых,

государственный служащий должен быть компетентным сотрудником, т. е.

качественно осуществлять свои полномочия.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих

является ведущим началом при организации и функционировании государственной

службы. Это не только одно из основных требований, определяющих

формирование и практическую деятельность персонала, но и необходимое

правовое условие, без выполнения которого невозможно получение права на

осуществление должностных полномочий. Принцип профессионализма и

компетентности государственных служащих характеризуется следующими общими

признаками: компетентность государственных служащих — знание ими дела,

наличие необходимого профессионального образования, навыков в работе,

изучение и освоение передового опыта; систематическое качественное

выполнение служащими различных операций, принятие решений, стабильность

служебных отношений, ощущение устойчивости служебной деятельности, пользы и

качественности выполняемой работы; сменяемость работников аппарата, что

обеспечивает динамизм в системе государственной службы, приток в нее новых

идей, совершенствование методов управления, более широкую связь с

населением, пресечение застоя, консерватизма, бюрократизма, снижения

чувства ответственности; сочетание сменяемости управленческого персонала с

устойчивостью квалифицированных, добросовестных, инициативных работников,

своевременным повышением их в должности либо перемещением на иные

ответственные участки управленческой деятельности с учетом желания,

квалификации и имеющегося опыта; сочетание в аппарате государственных

органов молодых государственных служащих и специалистов, передающих им свой

опыт и навыки.

Профессионализм государственных служащих можно понимать как в широком,

так и в узком смысле. В первом случае речь идет о необходимости получения

общего профессионального образования, позволяющего выполнять не только

узкоспециальные функции, но и общие функции управления. Во втором случае

предполагается качественное выполнение именно специальных функций и задач,

характерных для конкретного вида государственной деятельности, отрасли или

сферы управления. Некоторые категории государственных служащих должны

обладать как общей, так и специальной профессиональной подготовкой.

Например, учитывая сложный многоотраслевой характер таможенного дела,

служащие таможенных органов должны иметь как общую, так и специальную

подготовку. В первую очередь это касается сотрудников собственно таможенных

органов, а также учреждений, которые наиболее близки к ним (например,

таможенные лаборатории), без помощи которых деятельность таможенных органов

не может быть эффективной. Служащие таможенных органов должны также

обладать знаниями и практическими навыками в области внешнеэкономической

деятельности. Они должны ориентироваться и в соответствующем правовом

материале, т.е. знать административно-правовые и административно-

процессуальные аспекты регулирования и осуществления таможенного дела,

уголовно правовые и уголовно-процессуальные нормы, а также некоторые

аспекты других отраслей права: финансового; трудового, банковского,

международного, валютного[9] . Требования, предъявляемые в современных

условиях к уровню профессиональной подготовки государственных служащих,

весьма вы соки. Профессионализм государственных служащих необходимо

регулярно поддерживать на требуемом для практики уровне при помощи

проведения различных мероприятий, например таких как повышение

квалификации, переобучение и получение дополнительного образования. В

отраслевых органах государственного управления действуют специальные

учебные заведения. Например, Таможенный кодекс РФ устанавливает, что в

целях подготовки кадров и повышения их квалификации в системе

Государственного таможенного комитета действуют ученые заведения

профессионального и дополнительного образования Выполнение принципа

профессионализма и компетентности государственных служащих обеспечивается

множеством законодательных и иных нормативных правовых актов; так, для

осуществления специального вида деятельности в системе государственной

службы необходимо получение лицензии (например, лицензии на осуществление

деятельности в качестве таможенного брокера, получение специального

квалификационного аттестата и др.). Анализируя вышеуказанный принцип, можно

сделать вывод о том что понятие «компетентность государственных служащих»

является производным от понятия «компетенция» государственного органа.

Считается общепризнанным положение, согласно которому компетенция — это

пределы ведения, обязанность выполнять определенные задачи и функции

государственного органа[10], компетенция — это властные полномочия, тот или

иной объем государственной деятельности, возложенный на данный орган, или

круг предусмотренных правовым актом вопросов, которые правомерен разрешать

орган[11]. Компетентность включает в себя полномочия, осуществляемые

государственным служащим и обусловленные занимаемой им государственной

должностью. Полномочия — это конкретные права, характеризующиеся

распорядительством и наличием административных функций и позволяющие

государственному служащему осуществлять задачи государственных органов.

Иными словами, это права и способность государственного служащего решать

конкретные задачи и выполнять важные функции, реализуемые при наличии у

него компетентности. Компетентность в отличие от профессионализма — понятие

динамическое; это практическая реализация профессиональных способностей и

деловых качеств работника. Компетентность представляет собой постоянную

внутреннюю готовность служащих к осуществлению служебных полномочий и

должна быть внутренне присуща государственному служащему. Можно сказать,

что компетентность служащих — это обладание знаниями о предмете собственной

государственно-служебной деятельности. Компетенции государственных органов

соответствуют полномочия государственного служащего. Задача

государственного органа — зафиксировать свою компетенцию в нормативно-

правовом акте. Вместе с этим для каждого государственного служащего

необходимо разработать и утвердить должностную инструкцию, в которой

определяются его полномочия, т.е. устанавливается его компетенция.

Органы исполнительной власти наделены государством специальной

компетенцией, которая реализуется в специальных правовых формах,

отличающихся по характеру труда служащих от правовых форм деятельности

государственных органов других ветвей власти. В пределах своей компетенции

органы исполнительной власти издают правовые акты управления и обеспечивают

их выполнение. Зафиксированная в нормативных актах компетенция органов

исполнительной власти устанавливает самостоятельность этих органов и

одновременно отличает их от органов других ветвей государственной власти,

от негосударственных органов, организаций и общественных объединений.

Профессионализм как принцип подбора, расстановки и перемещения кадров

одинаково важен для органов, осуществляющих каждую из трех конституционно

закрепленных ветвей государственной власти; в органах исполнительной власти

он имеет специфическое содержание, особые черты и формы проявления.

Принцип гласности в осуществлении государственной службы. данный принцип

обеспечивает возможность получения открытой (несекретной) информации о

деятельности государственных органов и государственных служащих[12].

Государственная служба должна организовываться и осуществляться на принципе

гласности. Средствам массовой информации, всей общественности должны быть

открыты важнейшие стороны деятельности государственных служащих. Это

благоприятно влияет на общественное мнение, под воздействием которого

работа как всего государственного аппарата, так и государственного

служащего (персонала) может улучшиться. Принцип гласности в осуществлении

государственной службы обусловлен, с одной стороны, положением о

необходимости участия граждан в управлении государством и обществом, а с

другой — потребностью в постоянном учете мнения граждан при решении

государственных задач. Для обеспечения гласности в системе государственной

службы необходимо: создать механизм учета мнения граждан; сформировать

правовые условия безопасности граждан в случае критики ими государственных

органов, должностных лиц, управленческих структур; обеспечить гласность в

процессе осуществления государственными служащими своих полномочий и

компетенции государственных органов через средства массовой информации.

Принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и

принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих

должностных обязанностей. Данный принцип призван стимулировать

добросовестное и правильное выполнение служащими своих служебных

обязанностей, невыполнение или ненадлежащее выполнение которых обязательно

должно сопровождаться применением мер ответственности. Решения, которые

разрабатываются и принимаются государственными служащими, должны отвечать

требованиям целесообразности, законности, соответствия положениям правовых

актов управления. Некомпетентные решения, принимаемые государственными

служащими, могут причинить ущерб общественным отношениям. Поэтому

подготовке и принятию таких решений нужно придавать особо важное значение.

За неисполнение и ненадлежащее исполнение государственным служащим

возложенных на него обязанностей, за превышение должностных полномочий, а

равно за несоблюдение установленных законодательными актами о

государственной службе ограничений связанных с государственной службой, на

государственного служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания.

Дисциплинарное не может быть наложено за деяние, за совершение которого

законом предусмотрена иная правовая ответственность. Данный принцип

вытекает из более общего принципа организации управления — ответственности

государственного аппарата, его функциональных работников за допущенные по

их вине негативные последствия их деятельности[13]. Этот принцип означает,

что причинение материального и иного ущерба юридическим (независимо от форм

собственности) и физическим лицам в результате злоупотреблений,

бюрократизма, недобросовестности, самонадеянности, небрежности должностных

лиц и других функциональных работников органов государственного управления

(и местного самоуправления) должно повлечь не только их дисциплинарную,

административную, уголовную ответственность в соответствии с законом, но и

материальную ответственность перед соответствующим органом государственного

управления (возместившим ущерб) в регрессном порядке либо непосредственно

перед самими юридическими и физическими лицами. Взыскание этого ущерба (в

ограниченных размерах) должно производиться путем наложения штрафа с

предоставлением права лицам, привлеченным к материальной ответственности,

при непризнании ими своей вины обжаловать эти действия в суд.

Вместе с тем действующее законодательство не устанавливает

ответственности должностных лиц за вред, причиненный правонарушителю в

случае, когда к нему на основании закона применялись меры государственного

принуждения. Например должностные лица таможенных органов не несут

ответственности за моральный, физический и имущественный вред, причиненный

правонарушителю применением в предусмотренных Таможенным кодексом РФ

случаях физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если

причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия (ст. 422 —

423 ТК РФ) Следует отметить, что ответственность установлена и для

должностных лиц, занимающих государственные должности категории «А».

Ненадлежащее выполнение исполнительной властью своих обязанностей влечет

ответственность соответствующих органов государственного управления и их

должностных лиц. Так, подпункт «б» п.1 ст. 103 Конституции РФ предоставляет

право Государственной Думе решить вопрос о доверии Правительству РФ, ст. 83

Конституции РФ уполномочивает Президента РФ принимать решение об отставке

Правительства РФ, по предложению Председателя Правительства РФ освобождать

от должности его заместителей и министров. Указом Президента РФ от 3

октября 1994 г. «О мерах по укреплению системы исполнительной власти в

Российской Федерации» предусмотрены полномочия Президента РФ привлекать к

дисциплинарной ответственности за неисполнение служебных обязанностей,

упущения и проступки глав администраций краев, областей, городов

федерального значения, автономных округов. Соответствующие положения

содержатся в конституциях республик — субъектов РФ, уставах субъектов РФ,

федеральных законах России и иных законодательных и нормативных актах.

Принцип стабильности кадров государственных служащих в государственных

органах. Положение о федеральной государственной службе устанавливает

принцип стабильности государственной службы. Как нам представляется, более

корректно было бы говорить о несменяемости государственных служащих и

преемственности в проведении государственной кадровой политики, в

формировании основ государственного аппарата. Государственная служба

стабильна тогда, когда все остальные принципы постоянно осуществляются на

практике. Стабильность с точки зрения законодателя проявляется в

поддержании управления государственной службы на уровне, позволяющем

качественно осуществлять функции государства. Стабильность — это

постоянство государственно-служебных отношений. она обеспечивается мерами

систематического поддержания высокого уровня управления учебой, проведением

занятий, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих и

т.д. Принцип стабильности, на наш взгляд, должен стать гарантией для

служащего от незаконного увольнения со службы. Так, чиновники европейских

государств принимаются на публичную службу пожизненно и могут быть уволены

только на основании судебного решения либо по другим, строго оговоренным в

законе основаниям. За выполнение своих служебных обязанностей

государственные служащие получают от государства денежное содержание.

Принцип стабильности кадров государственных служащих в государственных

органах завершает перечень принципов государственной службы, указанных в

ст. 5 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ». Однако в

других нормативных актах этот перечень продолжается. Положение о

федеральной государственной службе устанавливает принцип социальной

защищенности федеральных государственных служащих, согласно которому

государственным служащим создаются необходимые условия для эффективной

деятельности и обеспечиваются следующие гарантии: ежегодный оплачиваемый

отпуск; медицинское обслуживание государственного служащего и членов его

семьи, в том числе после выхода на пенсию, за счет средств республиканского

бюджета; переобучение (переквалификация) при увольнении в связи с

сокращением штатов, ликвидацией или реорганизацией федерального

государственного органа и другими, не зависящими от государственного

служащего причинами; защита государственного служащего и членов его семьи

от насилия, угроз, оскорблений и других неправомерных действий в связи с

исполнением им должностных полномочий; повышение престижа управленческого

труда, высокая заработная плата, обеспечение транспортом, средствами связи

и т.п., перспектива повышения по службе. Такие же льготы и механизм

обеспечения содержатся и в Федеральном законе «Об основах государственной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.