рефераты бесплатно

МЕНЮ


Проблемы государственной службы и правовой механизм их регулирования по материалам управления государственной и муниципальной службы Московской области

Проблемы государственной службы и правовой механизм их регулирования по материалам управления государственной и муниципальной службы Московской области

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава I. Методологические подходы к построению правовой модели

государственной службы в России 9

1.1. Сущность, пели и задачи, государственной службы 9

1.2. Основные принципы и функции государственной службы 16

Глава 2. Особенности государственной службы РФ: проблемы, пути решения.

Правовой аспект. 25

2.1. Правовой статус государственного служащего 25

2.2 Правовое регулирование государственной службы на федеральном уровне.

41

2.3 Особенности правового регулирования государственной службы в субъектах

Федерации. 48

Глава 3. Особенности государственной службы в субъекте Федерации (на

примере Московской области) 58

3.1. Специфика правового статуса Московской области 58

3.1 Анализ кадрового потенциала Администрации Московской области. 66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86

ВВЕДЕНИЕ

Развитию законодательства о государственной службе уделяется

в настоящее время особое внимание как на федеральном, так и на

региональном уровнях. Это обусловлено прежде всего теми

изменениями, которые произошли и происходят в нашем обществе и

государстве. В декабре 1993 года была принята новая Конституция -

основной закон страны. Кардинально изменилась структура, функции

органов государственной власти и на федеральном и на региональном

уровнях. Проводимые реформы привели к изменению роли и самого

государственного аппарата и государственных служащих. Встала

необходимость повышения эффективности функций государственного

аппарата, обеспечения профессионализма государственных служащих,

изучения новых аспектов и проблем государственной службы в целом.

Задача законодателей, ученых, специалистов усложнена тем, что в

советский период специального законодательства о государственной

службе не было, а правовое положение работников государственного

аппарата не отличалось от правового положения служащих других

государственных и общественных учреждений, предприятий и

организаций. Статус всех служащих определялся единообразно в

трудовом законодательстве. Толчком к изучению государственной

службы стала начавшаяся в стране с 1985 года “перестройка”, когда

постепенно встал вопрос о необходимости принятия Союзного Закона

“О государственной службе”. Появляется ряд научных статей

посвященный этой теме[1], идет активное обсуждение концепции

нового закона и активное изучение государственной службы как

таковой. Таким образом, еще в советский период изучалась

проблематика государственной службы, хотя законодательная база

этого института практически отсутствовала. Сейчас же идет активный

процесс формирования этой базы, формируются и внедряются новые

подходы к различным аспектам государственной службы.

Главная функция государственной службы, и в этом ее суть, -

служить обществу (ради этого она и создается), обеспечивать

устойчивую связь государства и общества, государства и его

граждан, в своей деятельности практически реализовывать

демократические принципы, расширять условия для создания

гражданского общества, мотивировать развитие его самоуправленческой

деятельности средствами профессиональной управленческой работы,

максимально делегировать функции управления общественным

институтам, гражданам, словом, развивать и поддерживать их

свободную жизнедеятельность на основе не только права, но и тех

духовно-нравственных принципов, ценностей, которые являются

определяющими для народного самосознания. Поэтому государственная

служба, не только социально-правовой институт общества, но его

духовно-патриотический лидер, интеллектуальный центр,

призванный управленческими средствами подвигать общество па

практическое осуществление его целей: социальной

справедливости и достижения достойной жизни своих членов, развития

демократических институтов, (формирования высокой духовности

каждого своего члена, развития науки, культуры, образования.

Ключевым в исполнении государстве иной должности является не

только высокий профессионализм государственного служащего, но его

личностные качества, гражданская позиция, высокая нравственность и

умение служить своему отечеству. Поэтому, государственную службу

следует рассматривать не только как управленческий социально-

правовой институт, но и как духовно-нравственный, интеллектуальный

генератор общества, направленный на саморазвитие его внутренних

сил, интеграцию усилий его граждан в целях самореализации

сущностных потребностей, интересов, в том числе духовно-культурных,

экономических, политических, научно-технических и других.

Актуальность темы исследования определяется тем, что

эффективное функционирование государственного аппарата России,

укомплектованного кадрами надлежащей компетенции и высокой

квалификации, выступает одним из решающих факторов ускорения

перехода к рыночной экономике и устранения многих кризисных явлений

в жизни страны.

Отсутствие единой научной концепции государственного управления

обществом в переходный период существенно затрудняет развитие

российской государственности на новых правовых принципах и

формирование государственной службы как важнейшего инструмента

преобразований в соответствии с современным требованиями.

Именно государство посредством законов,

правительственных программ и функционирования своего аппарата

придает десяткам миллионов индивидуальных усилий возможную

целенаправленность, согласованность и позитивную

результативность. Российской Федерации нужно сильное государство,

способное обеспечить в обществе, с одной стороны, свободу,

многообразие взглядов и политических сил, широкое самоуправление, а

с другой - общественный порядок, безопасность, надлежащую

кооперацию труда, правовую урегулированность общественных связей,

соблюдение законов.

Как показала практика, в любой системе управления должны быть

четко определены функции и задачи каждого звена управления, каждого

структурного подразделения, а также порядок их взаимодействия.

Этого же требуют научная организация и научное сопровождение

кадровой работы в государственной службе, как в целом, так и на

каждом рабочем месте. Необходимость решения этих проблем и

определила выбор темы данного исследования.

Государственная служба, являясь важным социально-

правовым явлением, может быть исследована с различных точек

зрения: политической, социальной, организационной,

психологической, этической, социологической.

Объектом исследования являются правовые отношения,

складывающиеся в сфере государственной службы РФ.

Предметом исследования являются проблемы государственной

службы в Московской области, с точки зрения их правовой природы,

на примере, кадровых процессов в системе органов исполнительной

власти Московской области.

Цель данной работы – исследование проблемы правового

регулирования государственной службы в РФ, а также выявление

возможностей повышения эффективности деятельности государственной

службы. Для этого в исследовании ставятся и решаются следующие

задачи:

- Проанализировать нормативно-правовые основы деятельности

государственной службы РФ

- Рассмотреть правовое положения государственной службы в

субъектах РФ

- Выявить факторы, препятствующие эффективному

функционированию государственной службы

- Рассмотреть методологию формирования организационных

структур управления, сущность, функции и задачи

государственной службы, правовой статус государственного

служащего, его профессиональную деятельность.

- Проанализировать кадровые процессы в системе органов

исполнительной власти Московской области

- Выявить проблемы формирования государственных структур,

уровень профессионализма государственных служащих,

должностных требований к чиновникам, системы повышения

квалификации в системе органов исполнительной власти

Московской области

- Выработать рекомендации по повышению эффективности работы

госаппарата

Степень научной разработанности темы. В последние годы идеи

формирования современной государственной службы получили более

полное развитие. Вопросы теории и практики государственной службы

нашли свое отражение в трудах Г.В. Атаманчука, В.А. Прокошина Д.Н.

Бахраха, И.Л. Бачило. В.М. Манохина, Б.М. Лазарева, Ю.А. Розенбаума

и др. Большое внимание в уделяется правовым аспектам

государственной службы (Бахрах Д.Л. Государственная служба:

основные понятия, ее составляющие, содержание, принципы //

Государство и право 1996 №12, Волошина В.В. “Правовые проблемы

регулирования государственной службы в Российской Федерации”,

Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации:

Проблемы реформы //Юридические зап. Воронеж: Изд-во ВГУ,

Государственная служба РФ: теоретико-правовые исследования,

Институт государственной службы: содержание и структура, Слатинов

В. Законодательное регулирование государственной службы // Pro et

Contra том 5 № 1 2000, Овсянко Д.М. Государственная служба РФ.

Пособие для студентов…М 1996 , Агеева Е.А. Юридическая

ответственность в государственном управлении. Л.: Изд-во Ленингр.

ун-та, 1990 и др.)

Также происходит освоение учебно-научного поля

“государственная служба” в заведениях системы по подготовке и

переподготовки государственных служащих, отражающие попытки

сформировать некую самостоятельную дисциплину. Эти шаги носят, как

правило, междисциплинарный характер, включая правовые

социологические и иные аспекты проблемы (Зинченко Г.П. Социология

государственной и муниципальной службы: программа-концепция //

Социс 1996 №6, Региональная госслужба: проблемы, опыт,

социологический анализ. Ростов на дону).

В разработке темы также использованы также официальные

государственно-правовые документы: Конституция РФ, федеральные

законы, законы субъектов РФ, указы президента, постановления

правительства и т.д., материалы съездов и конференций

Исходной методологической предпосылкой в определении места и

функций органов государственной службы в управлении обществом

явился анализ формирования организационной структуры органов

государственной власти Российской Федерации, а также Московской

области как субъекта Федерации.

Структура работы Данная работа состоит из трех глав. Первая

глава носит информационно-теоретический характер, в ней рассмотрены

методология формирования организационных структур государственной

службы, ее сущность, функции и задачи, профессиональная

деятельность государственного служащего. Вторая глава работы

посвящена изучению той нормативно-правовой базы государственной

службы, которая существует в данный момент, как на федеральном, так

и на региональном уровне, а также выявлению недостатков ней. В

третьей главе речь идет о становлении и развитии государственной

службы в субъекте Федерации - Московской области, выделены

особенности Московской области как субъекта Федерации, рассмотрены

и проанализированы опыт управления государственной службы,

проблемы, которые возникают в период ее становления, и основные

направления ее совершенствования.

Глава I. Методологические подходы к построению правовой модели

государственной службы в России

1.1. Сущность, пели и задачи, государственной службы

Россия имеет многовековую традицию развития

государственного управления. В истории страны государство и

государственное управление всегда играли в значительной степени

самостоятельную, а иногда и решающую роль.

Исторический опыт развития государственной службы России до

1917г., практика создания единой системы органов государственной

службы, принятые в тот период законодательные и нормативные

документы по организации функционирования государственного аппарата

заслуживают внимания и изучения. Оставляя за пределами настоящей

работы детальное освещение вопросов государственного управления,

следует отметить, что в России была создана единая система

учреждений государственной службы, которую составляли

общегосударственный, региональный, губернский и отраслевой уровни.

Корпус чиновников рассматривался как публично-правовой институт,

призванный проводить в жизнь государственную политику, служить

государству и осуществлять государственную службу на высоком

профессиональном уровне.

Глубокое изучение проблем государственной службы и ее

правового регулирования практически начинается в настоящее время.

Рассматривая проблемы государственной службы в период

становления рыночной экономики, необходимо прежде всего внести

ясность в связанный с ней понятийный аппарат.

В демократическом обществе государство является

основной формой консолидации общечеловеческих и национальных,

социальных и профессиональных ценностей и интересов его граждан.

Свои задачи государство решает через государственную службу,

являющуюся комплексным правовым и социальным институтом,

функционирующим посредством осуществления людьми профессиональной

деятельности по реализации компетенции государственных органов и

государственных должностей[2].

В формировании социально-правового института

государственной службы России большая роль отведена федеральному

закону "Об основах государственной службы Российской Федерации"

(утвержден 31 июля 1995 г., № 119-ФЗ). В соответствии с этим

законом под государственной службой понимается профессиональная

деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных

органов.

Государственная служба в соответствии с принципом

разделения полномочий и характером государственного устройства

включает государственную службу, осуществляемую в аппарате органов

представительной и судебной власти, в органах исполнительной

власти, а также в иных государственных органах, реализующих от

имени государства его функции, которые отнесены актами

законодательства Российской федерации к государственной службе.

Учитывая особенности и уникальность России, ее

государственная служба должна быть единой; это обусловлено

необходимостью сохранения целостности России, согласования всех

уровней власти и подсистем государственного управления. Необходимо

определить виды деятельности, присущие каждому уровню

государственного управления, и нормативно их закрепить. Смыслом и

содержанием государственной службы должно быть служение

государству, укрепление государственности, развитие общества.

Основные положения концепции развития государственной

службы в РФ были разработаны Г.В.Атаманчуком еще в 1992 г[3].

В предложенном им варианте концепции научно обоснованы сушностные понятия

государственной службы. Выделены три базовых понятия:

государственная служба - практическое и

профессиональное участие граждан и осуществление целей и функций

государства посредством (путем) исполнения государственных

должностей, учрежденных в государственных органах;

государственная должность - юридическое

(правовое) установление, характеризующее в каждом государственном

органе специально выделенный объем и содержание деятельности

(участия) в реализации его компетенции (функций и полномочий);

государственный служащий - гражданин,

занимающий государственную должность и исполняющий ее на

профессиональной основе (постоянно и за оплату).

Исходя из обозначенных базовых понятий, можно выделить

основные элементы.

Государство - это система государственных органов

федерального, регионального и местного уровней.

Государственный орган - это система государственных

должностей, замещаемых государственными служащими. Таким образом,

государственная служба является связующим звеном, с одной стороны,

между гражданином и обществом, а с другой -между политикой и

законодательством.

Особо следует рассмотреть вопрос организации и управления

государственной службой Российской Федерации. Федеральный закон "Об

основах государственной службы Российской федерации" (ст.26)

определяет федеральный орган по вопросам государственной службы[4].

В настоящее время координация деятельности по реализации

задач, вытекающих из положений рассматриваемого Федерального

закона, осуществляется Советом по вопросам государственной службы

при Президенте Российской федерации.

Задачи и функции данного Совета определены нормативно Указом

Президента Российской Федерации от 6 февраля 1996 г. № 152.

В 1996 г. в составе структурных подразделений Администрации

Президента создано Главное управление Президента по вопросам

государственной службы и кадров. В составе Аппарата Правительства

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.