рефераты бесплатно

МЕНЮ


Проблемы государственной службы и правовой механизм их регулирования по материалам управления государственной и муниципальной службы Московской области

Конституции РФ)8.

Нельзя не согласиться с теми, кто говорит о необходимости

провести авторитетную юридическую экспертизу действующих законов

субъектов Федерации по вопросам государственной службы на предмет

их соответствия Конституции РФ и федеральному законодательству, а

также современным потребностям государственного строительства.

Разумеется, приведение законодательных актов субъектов РФ о

государственной службе в соответствие с федеральными законами не

будет означать их полной унификации и слепого копирования

федеральных норм. Здесь требуется соблюсти тонкий баланс

региональной специфики и общефедеральных принципов

законодательства.

По мнению ряда специалистов, одним из средств решения проблемы

могут стать разработка и принятие крупного кодификационного акта о

государственной службе. Проект кодекса уже подготовлен в

соответствии с президентским указом № 278 от 3 апреля 1997 года.

Что с собой принесёт кодекс государственной службы? Во-первых,

систематизацию многочисленных действующих нормативно-правовых

актов о госслужбе и создание на этой основе непротиворечивой

нормативно-правовой базы. Во-вторых, разработку и введение новых

норм с учётом первоочередных приоритетов. В-третьих, закладку в

кодекс “правовых ниш” для последующего органичного включения в

него новых норм. И главное: кодекс призван исчерпывающим образом

регулировать госслужбу, служить юридической базой для комплексной

реформы государственной службы. Правда, некоторые скептики

считают, что имеющийся нормативный материал пока недостаточен для

кодификации и следует сначала принять некоторые важнейшие законы

по развитию и конкретизации рамочного закона “Об основах

государственной службы Российской Федерации”, а уж потом

кодифицировать государственно-служебное законодательство. В этих

доводах есть рациональное зерно, которое, однако, не отменяет

необходимости, пусть и в отдалённой перспективе, систематизировать

и кодифицировать государственно-служебный правовой массив.

Глава 3. Особенности государственной службы в субъекте Федерации

(на примере Московской области)

3.1. Специфика правового статуса Московской области

В настоящей главе исследования речь пойдет о становлении и

развитии государственной службы в субъекте Федерации - Московской

области. В этой связи представляется целесообразным и правомерным

рассмотреть проблему субъекта Федерации в целом и выделить

особенности Московской области как субъекта.

В ст. 5 Конституции РФ определена специфика российского

федерализма, которая заключается, в частности, в наличии нескольких

видов субъектов Федерации.

К ним относятся согласно Конституции: республика, край,

область, город федерального значения, автономии двух видов:

автономная область и автономный округ.

Термин "субъекты Федерации" в законодательстве России впервые

введен в Конституционное право вместе с принятием Конституции 1993

года. "Субъект федерации - это государственное образование в

составе федерации, - отмечают авторы энциклопедического

словаря[17]. Неизвестная ранее форма "субъект федерации" охватывала

государственные образования, основанные на национально-

территориальном принципе республики, автономии и иные, основанные

на территориальном принципе края, области.

Московская область является государственно-территориальным

образованием в составе Российской Федерации, которому в

соответствии с действующей Конституцией РФ иными федеральными

актами предоставлен статус субъекта

федерации. Положение части первой статьи 5 провозглашает принцип

равноправия

Все сказанное является не просто рассуждениями общего характера, но

имеет самое непосредственное отношение к предмету данного

исследования. В самом деле, как было отмечено ранее,

государственная служба представляет собой совокупность и единство

элементов:

1) государственные органы и государственные должности;

2) государственные служащие и их деятельность на службе у

государства.

Таким образом, представляется, что совокупность перечисленных

элементов может характеризоваться как система государственной

службы.

Правовым же оформлением данной системы выступает правовой

институт законов и иных нормативных актов, обеспечивающий ее

достаточное регулирование и динамику, способствующий становлению и

развитию субъекта Федерации. Применительно Московской области как

субъекту Федерации и с учетом выявленной специфики, это означает,

что область вправе самостоятельно:

- формировать органы государственной власти, в т.ч. и

исполнительные, и государственные должности;

- устанавливать правовой статус государственных служащих,

находящихся на государственных должностях и обеспечивающих

деятельность органов государственной власти. Правовой институт

государственной службы формируется также самостоятельно в пределах

Конституции Российской Федерации и в соответствии с действующим

федеральным законодательством. Система органов государственной

власти субъекта Российской Федерации - определена в соответствии с

основами конституционного строя Российской Федерации и общими

принципами организации представительных и исполнительных органов

государственной власти, установленными федеральным

законодательством и законом Московской области "О системе органов

государственной власти Московской области от 13 марта 1996 года

№253

Таким образом, дальнейшее рассмотрение государственной службы

субъекта Федерации предполагает:

-проведение анализа органов государственной власти и прежде всего

органов исполнительной власти Московской области.

- государственных должностей государственных служащих;

- порядка и условий профессиональной деятельности государственных

служащих субъекта Федерации.

Однако следует иметь в виду, что в соответствии с субъектом

данного исследования все элементы государственной службы

рассматриваются нами с точки зрения правового регулирования, т.е.

закрепления в соответствующих нормативных правовых актах субъекта

Федерации, а не с позиции организационного строения и

взаимодействия, этических норм, нравственных установок и др.

В этой связи и рассмотрим органы государственной власти

-исполнительную власть.

Выбор именно органов исполнительной власти не случаен. По

мнению Н.М. Казанцева, представительная власть контролирует и

направляет развитие системы государственной службы тремя основными

способами:

- законодательно, посредством выработки и принятия системы законов

о государственной службе, устанавливающих общие рамки для других

актов по государственной службе, урегулирующих ее отдельные аспекты

и вытекающие, как правило, из статей и положений статусного Закона;

- бюджетно, посредством принятия и контроля исполнения

государственного бюджета, предусматривающего годовые объемы затрат

на содержание государственных органов[18].

Можно согласиться с исследователем и перенести эти принципы на субъект

федерации.

Исполнительный орган государственной власти Московской

области. Администрация Московской области, образованная в

соответствии с Законом "О структуре Администрации Московской

области 5 августа 1996 года №112-44 .

Но именно исполнительная власть непосредственно управляет

государственной службой. Ключевую роль, как показывает опыт

развитых стран выполняют особенные органы (Комитеты, Министерства)

государственной службы, деятельность которых регулируют

соответствующие законодательные акты.

Функции управления кадрами и государственной службы возложены

на Управление государственной и муниципальной службы МО, которое

является структурным подразделением канцелярии Губернатора

Московской области (далее - Управление).

Существенное значение в деятельности Управления занимают

вопросы кадрового обеспечения. К компетенции Управления относятся

вопросы:

1. Оказание консультационной помощи кадровым подразделениям

органов государственной власти Московской области, в том числе по

проведению конкурсов на замещение вакантных государственных

должностей государственной службы, аттестаций, государственных

квалификационных экзаменов.

2. Ведение Реестра государственных должностей государственной

службы в органах государственной власти Московской области,

формирование и ведение сводного Реестра государственных служащих

Московской области.

3. Подготовка нормативно - правовых актов по вопросам

государственной службы, участие в подготовке заключений на проекты

законов и иных нормативно - правовых актов по вопросам

государственной службы.

4. Анализ эффективности взаимодействия органов государственной

власти Московской области по вопросам государственной службы.

5. Организация проведения аттестаций и государственных

квалификационных экзаменов, конкурсов на замещение вакантных

государственных должностей государственной службы в органах

государственной власти Московской области.

6. Организация прохождения государственными служащими

профессиональной подготовки, переподготовки, повышения

квалификации.

7. Координация деятельности кадровых подразделений органов

государственной власти Московской области по вопросам

государственной службы.

8. Несет ответственность за подготовку вопросов по

переподготовке и повышению квалификации государственных служащих.

9. Участие в формировании кадрового резерва.

10. Подготовка нормативов по признанию Советом образования,

полученного государственными служащими, равноценным образованию,

предусмотренному Законом.

11. Контроль за деятельностью и оказание помощи учебному центру

"Нахабино".

12. Представление государственных и муниципальных служащих к

наградам.

13. Проверка деятельности органов государственной власти по

вопросам государственной службы.

14. Осуществление взаимодействия по вопросам государственной

службы с соответствующими органами государственной власти

Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

15. Информирование граждан о проведении конкурсов на замещение

вакантных государственных должностей государственной службы.

16. Рассмотрение обращений и заявлений граждан по вопросам

государственной службы в Московской области и принятие

соответствующих мер.

17. Организационно - техническое обеспечение деятельности

Совета.

18. Исполняет другие полномочия, возложенные на Управление

нормативными правовыми актами.

19. Осуществление управления муниципальной службой:

1. Координация и методическое руководство профессиональной

подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации муниципальных

служащих.

2. Анализ эффективности деятельности муниципальной службы.

3. Ведение Реестра муниципальных служащих.

4. Создание информационного банка данных по муниципальной

службе.

5. Координация научных исследований в области муниципальной

службы.

6. Контроль за реализацией закона Московской области о

муниципальной службе в муниципальных образованиях.

7. Выдача рекомендаций формирования квалификационных,

конкурсных, аттестационных и иных комиссий в муниципальных

образованиях.

8. Разработка проектов нормативно - правовых актов по вопросам

муниципальной службы.

9. Исполняет другие полномочия, возложенные на Управление

нормативными правовыми актами.

Управление государственной и муниципальной службы во многом

осуществляет функции государственной службы.

А функции государственной службы - это основное воздействие

государственной службы на развитие государства обеспечение

благосостояния общества.

Основные задачи Управления:

- обоснование предложений аппарата государственных органов субъекта

федерации

- практическое осуществление положений, законодательных актов в

сфере организации и функционирования государственной службы;

- анализ, исследование и оценка деятельности персонала

государственных органов;

- контроль за реализацией государственной кадровой политики;

- прогнозирование и планирование развития персонала государственных

органов;

- организационно-методическое руководство и координация

деятельности по оценке результатов труда служащих, аттестация,

испытания, проведение квалификационных экзаменов;

- управление системой переподготовки и повышения квалификации

персонала государственных органов;

- разработка проектов штатов государственных органов, фондов

заработной платы, требований к должности, методических указаний и

рекомендаций по организации труда персонала государственных

служащих;

- организация и координация научных исследований в области

государственной службы и внедрение их результатов в практическую

деятельность органов исполнительной власти;

- ведение реестров государственных служащих и создание на этой

основе информационных систем, банков, персонала для государственной

службы.

3.1 Анализ кадрового потенциала Администрации Московской области.

Далее будут рассмотрены и проанализированы не только опыт

управления государственной службы, проблемы, которые возникают в

период ее становления, но и основные направления совершенствования

кадровой службы субъекта Федерации.

Проведенный в 2000 году статистическо-социологический анализ

позволяет выявить особенности кадрового состава Администрации и

общие тенденции динамики его развития, а также оценить ситуацию,

сложившуюся в настоящее время в кадровом корпусе государственной

службы области, и на этой основе выявить уровень профессионализма и

компетентности органов исполнительной власти Московской области.

Проведенные исследования показали, что общая численность

чиновников, занятых в территориальных органах Администрации

составляет около 3700 человек. При этом 68% государственных

служащих имеют высшее образование. Вместе с тем каждый второй

чиновник заканчивал, как правило, технические высшие учебные

заведения, каждый седьмой имеет экономическое образование, а каждый

12 - юридическое.

Из этого можно сделать вывод, что в аппарате, как и в прежние

годы недостает юристов, социологов, психологов, специалистов по

работе с персоналом, организаторов государственной службы. Отсюда

понятно, какое значение может иметь переподготовка и повышение

квалификации специалистов в стенах Российской Академии

государственной службы при Президенте Российской Федерации. За

период 1997-2000 год 243 руководителя среднего звена и специалистов

прошли переподготовку, 416 - повысили свою квалификацию.

Значительный интерес представляет возрастной состав государственных

служащих районных администраций области. Занятые в территориальных

органах Администрации распределяются следующим образом:

до 30 лет - 80%,

от 50 лет и старше - 25%.

По стажу работы на соответствующей занимаемой должности можно

выделить: до 1 года - 30%. Этот факт свидетельствует о

необходимости работы по адаптации кадров (аналог Федеральное

ведомство ФРГ): введение тьюторов, анализа рабочих мест.

Должностные инструкции должны полностью отражать объем работы,

который исполняется на каждом рабочем месте: до 5 лет - 85%, свыше

5 лет - 13% - для этой категории работников необходима

переподготовка для новых условий и требований. Государственные

служащие, имеющие стаж работы в органах исполнительной власти:

от 1 до 5 лет составляют - 61%,

от 5 до 10 лет -24%,

свыше 10 лет -15%.

Мировая практика, в частности опыт объединенной Германии,

свидетельствует о том, что для сохранения стабильности и

преемственности управления необходимо сохранять часть старого

профессионального грамотного кадрового состава, даже в изменяющихся

условиях. Для них (уровень областных администраций) примерное

количество старых сотрудников - около 60% (тех, кто работал в

бывшей ГДР). Однако необходимо помочь им приспособиться к новым

требованиям и условиям работы, научить новым технологиям

управления.

Из приведенных выше данных по области видно, что около 15%

работников пользуются старым багажом знаний и опыта, пытаются

приспособиться к новым условиям, изменить соответствующим образом

стиль и тактику своей деятельности. Анализ состава администрации

области руководителей и заместителей районных администраций

показал, что более половины руководящего состава районных

администраций составляют руководители от 41 до 55 лет, около 20% -

от 30 до 40 лет.

Каждый руководитель имеет высшее образование, однако, около 66 % -

техническое образование. За период с 1997 по 2000год получили

второе высшее образование 56% руководящего состава по специальности

"Государственное и муниципальное управление", и 12% осуществляют

переподготовку в настоящее время. Это свидетельствует о глубоком

понимании руководства Администрации насущных потребностей

современности, а также о стремлении руководителей совершенствовать

процесс управления и адаптировать мировой опыт к современным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.