Шпаргалки по истории политических учений
Шпаргалки по истории политических учений
12. Пол-ко-правовые учения в период эллинизма.
С середины IV в. до н.э. древнегреческие гос-ва попадают в зав-ть от
Македонии и приходят в упадок.
В соц--пол-кой теории идеи рабов-кой демократии отстаивал Э. (341—270 гг.
до н.э.)., он полагал, что законы и гос-во существуют не от природы, а по
установлению. Справедливость не существует сама по себе; это — договор о
том, чтобы не причинять вред и не терпеть вреда, заключенный при общении
людей и всегда применительно к тем местам, где он заключается. Право и гос-
во суть продукты договора, результат соглашения.
Воззрения Э.а отличались от предшествующих учений демократии призывом
избегать пол-кой деят-ти. Счастье чел-ка он усматривал в отсутствии
страданий, в полной невозмутимости или безмятежности духа. Для достижения
этой цели фил-ф предлагал устраниться от общ-ых дел, обрести незав-ть от об-
ва.
Против фил-фии Э.а выступили стоики. ,основатель школы Зенон Китийский .
Стоики явились продолжателями П.овско-А.евской линии в фил-фии. Мироздание,
согласно их взглядам, управляется судьбой, высшим божественным разумом. В
мире царит строжайшая необходимость, исключающая свободу воли. Чел-ку не
остается ничего другого, как добровольно подчиниться неотвратимой судьбе.
Не отрицали общ-ую деят-ть. Благо гос-ва ценилось ими выше, чем благо
индивида. |10 Платон о гос-ве и праве.
П. (4–5 век. до н.э.) — родоначальник фил-фии объективного идеализма.
Сердцевину П.овской фил-фии составляет теория идей. Миру чувственных
предметов и явлений П. противопоставил особый мир идей, или общих понятий,
которые якобы существуют где-то за пределами неба. Бестелесные идеи вечны и
неизменны, им присуще истинное бытие.
Пол-ко-правовым вопросам посвящены самые крупные диалоги П.а — "Гос-во" и
"Законы".
В диалоге "Гос-во" идеальный гос-венный строй П. рассматривал по аналогии с
космосом и чел-кой душой. Подобно тому как в душе чел-ка есть три начала,
так и в гос-ве должны быть три сословия. Разумному началу души в идеальном
гос-ве соответствуют правители-фил-фы, яростному началу — воины,
вожделеющему — земледельцы и ремесленники (низшее сословие). Сословное
деление об-ва П. объявил условием прочности гос-ва как совместного
поселения гр-н. Механизму осуществления власти (ее уст-ву, роли закона) П.
не придавал в диалоге "Гос-во" особого значения.
Прообразом идеального гос-венного строя для П.а послужила ар-тическая
Спарта, точнее, сохранявшиеся там патриархальные отн-ния — орг-я жизни
господствующего класса по образцу военного лагеря, пережитки общинной соб-
ти, группового брака и др.
Характеризуя извращенные формы гос-ва, П. располагал их в порядке
возрастающей деградации по ср-ю с идеалом.
тимократия, господство сильнейших воинов, олигархия — власть богатых
Диалог "Законы" является последним сочинением П.а. П. отказывается от
коллективной соб-ти фил-фов и воинов и устанавливает для гр-н единый
порядок пользования имуществом. Земля является соб-тью гос-ва. Она делится
на равные по плодородию участки. Каждый гр-нин получает земельный надел и
дом, которыми пользуется на правах владения. Все остальные виды имущества
гр-не могут приобретать в частную соб-ть, но ее размеры ограниченны.
Деление гр-н на сословия заменяется градацией по имущ-ому цензу. Пол-кие
права гр-не приобретают в зав-ти от размеров имущества, записавшись в один
из четырех классов, различающихся по степени богатства. Разбогатев или
обеднев, они переходят в другой класс. Производственные потребности
земледелия предполагается теперь полностью обеспечить за счет рабского
труда. П. подробно описывает в диалоге орг-ю гос-венной власти и законы
наилучшего строя. Идеальным гос-венным уст-вом П. называет прав-е, где
совмещены начала демократии и м-хии. К таким началам относятся:
демократический пр-п арифметического рав-ва (выборы по бол-ву голосов) и м-
хический пр-п геометрического рав-ва (выбор по заслугам и достоинству).
В диалоге "Пол-к" П. выделил формы гос-ва, основанные на законе. По его
словам, м-хия, ар-тия и демократия опираются на закон, тогда как тирания,
олигархия и извращенная демократия управляются вопреки существующим в них
законам и обычаям. |7. Пол-ко-правовая мысль Древнего Китая.
Расцвет общ-о-пол-кой мысли ДК относится к VI—III вв. до н.э. Наиболее
влиятельными пол-кими учениями Древнего Китая являлись даосизм,
конфуцианство, моизм и легизм.
Возникновение даосизма традиция связывает с именем мудреца Лао-цзы. В
основе учения лежит понятие "дао" (буквально — путь). , означало правильный
жизненный путь чел-ка или народа, соответствующий велениям неба. Дао в
интерпретации последователей Лао-цзы — это абсолютное мировое начало, Чел-
ку оно предстает в виде сверхъест-го закона, управляющего миром. Соц--пол-
кая конц-я даосизма представляла собой реакционную утопию. Не обладая
реальной силой для борьбы с новой ар-тией, эти слои претендовали на роль
хранителей священной мудрости, не доступной др-м.
Наиболее влиятельной доктриной являлось конфуцианство. Родоначальник
Конфуций защищал интересы слоев, стремившихся примирить имущ-ую и
наследственную знать. Управлять гос-вом, согласно Конфуцию, призваны
благородные мужи во главе с государем — "сыном неба". Идеи прав-я знатных,
типичные для идеологии наследственной знати (признание врожденных различий
между людьми, их градация на "высших" и "низших"), сочетались у него с пол-
ями, открывавшими доступ к гос-венному аппарату неродовитой общинной
верхушки. Перенесенные в сферу пол-ки эти пр-пы должны были послужить
фундаментом всей системы упр-я. Государю вменялось в обязанность относиться
к подданным, как к своим детям. Он должен заботиться о достатке
продовольствия в стране, защищать ее оружием и воспитывать народ.
Воспитание подданных — важнейшее гос-венное дело, и осуществлять его надо
силой личного примера.
С критикой прав-я наследственной ар-тии выступил Мо-цзы основатель школы
моистов. Моизм выражал интересы мелких собственников — свободных
земледельцев, ремесленников, торговцев, низших чинов в гос-венном аппарате.
Воспроизводя некоторые представления социальных низов, моисты осуждали
замещение гос-венных должностей по пр-пам происхождения и родства.С этих
позиций ими подвергалась критике и примиренческая доктрина конфуцианцев,
которая допускала врожденные знания у наследственных ар-тов и ограничивала
выдвижение мудрых своего рода цензом образования. Источником мудрости
являются знания, почерпнутые из жизни простого народа. Упр-е гос-вом не
требует обучения. Противоречия в учении моистов начинались тогда, когда они
переходили от критики существующих порядков к изложению пр-пов и методов
упр-я в идеальном гос-ве. Идеальной орг-ей власти Мо-цзы считал гос-во с
мудрым правителем во главе и отлаженной исполнительской службой, в конц-и
моизма идеи рав-ва были фактически отброшены; конц-я завершалась
восхвалением деспотически-бюрократического гос-ва, исключавшего всякую
возможность не только участия народа в упр-и, но и обсуждения им гос-венных
дел.
Интересы имущ-ой и служилой знати отстаивали легисты, или законники.
Крупнейший представитель раннего легизма — Шан Ян. Легисты отказались от
традиционных моральных трактовок пол-ки и разрабатывали учение о технике
отправ-я власти. Успеха в пол-ке достигает только тот, кто знает обстановку
в стране и использует точные расчеты. Легисты придавали большое значение
обобщению опыта предшествующих правителей, эк-ому обеспечению пол-ки.
Идеологи легизма намечали провести обширный комплекс эк-их и пол-ких
реформ. В области упр-я предлагалось сосредоточить всю полноту власти в
руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий и
превратить их в обыкновенных чиновников, ограничить общинное самоупр-е,
подчинить семейные кланы и патронимии местной администрации. Предлагалось
также установить единые для всего гос-ва законы. Высшей целью деят-ти
государя Шан Ян считал создание могущественной державы, способной
объединить Китай путем захватнических войн. |5. Общая хар-ка юр. поз-ма.
В результате революций в развитых странах Европы были проведены
преобразования правовых систем, особенно частного права, непосредственно
связанного с регулированием товарно-денежных отн-ний Основные пр-пы гр-
нского об-ва воплотились в действующем, позитивном праве. Этим обусловлены
отказ бол-ва буржуазных теоретиков от идей ест-го права и их критика. То и
другое нашло выражение в юр. поз-ме, выступившем против дуализма теории ест-
го права, т.е против представления о сущ-и рядом с позитивным правом более
высокого по своему значению права ест-го, требующего воплощения в закон-ве.
Критика идей ест-го права содержалась в трудах Бентама, а отказ от этих
идей продемонстрировали уже комментаторы послереволюционного закон-ва
Франции Отождествление права с законом имело четко выраженные
идеологические и практические цели. Оно было направлено против оценки и
критики позитивного, уже действующего права гр-нского об-ва с позиций ест-
го права, еще сохранявшего ряд романтических иллюзий революционной эпохи.
К критике ест--правовой теории юр. поз-м подошел иначе, чем ист-ая школа
права. В. отличие от последней, поначалу использовавшей терминологическую
оболочку опровергаемой теории (ест-е право в трактовке Г. Гуго тождественно
позитивному), юр. поз-м с самого начала пр-пиально отрицал иное право,
кроме позитивного. В поле зрения юр. поз-ма — не ист-и сложившийся обычай,
а закон, нормативный акт, установленный властью; происхождение закона, его
обоснование, изучение причин его принятия вообще выводятся за пределы
правоведения. Наконец, отождествление права с законом ("тексты закона дают
право") обусловило распространение юр. поз-ма по мере ликвидации феодальных
институтов и воплощения буржуазных правовых пр-пов в нормативных актах
Одним из первых представителей юр. поз-ма был ученик Бентама, основатель
аналитической школы Джон Остин . Вслед за главой английской аналитической
школы Дж. Остином континентальный поз-м видел источник права в суверенной
власти, в гос-венной воле. Отсюда делались выводы о верховенстве закона, о
подчинении судей закону. Юр. поз-м довел до совершенства разработку приемов
толкования правовых норм, особенно приемов логических, грамматических,
систематических.
Догма права, обоснованная юридическим поз-мом, имеет первостепенное
значение для правоприменительной деят-ти, особенно в периоды относительно
стабильного развития гр-нского об-ва.
Сколь ни велика заслуга юр. поз-ма в обосновании законности и правопорядка,
проблема прав чел-ка была им отвергнута вместе с теорией ест-го права, а
сам чел-к в праве и правопорядке признавался лишь "физическим лицом",
наделенным "субъективными правами", выводимыми из текстов законов, а не из
природы самого чел-ка. | |
|20.Пол-ко-правовое |18.Фома Аквинский о|16.Римские юр-ты о |14. Цицерон о |
|учение Марсилия |гос-ве и праве. |праве. |гос-ве и праве. |
|Падуанского. |Задачу |Правовые воззрения |Виднейшим идеологом|
|Протест против |идеологического |рабов-кой ар-тии |римской ар-тии в |
|притязаний |обоснования |получили свое |период республики |
|католической церкви|феодализма. |практическое |был знаменитый |
|на светскую власть |стремился |воплощение в |оратор Марк Туллий |
|имеет место в |осуществить |деят-ти римских |Ц. (1 в. до н.э.). |
|учении М.П.. |крупнейший идеолог |юр-тов. |Свое |
|Итальянский фил-ф, |католицизма |К числу самых |пол-ко-правовое |
|ученый и медик |доминиканский монах|известных юр-тов |учение он изложил, |
|М.П. резко |Ф.А.. Первым из |периода ранней |подражая Платону, в|
|критикует |средневековых |империи |диалогах "О гос-ве"|
|теократические |фил-фов Западной |принадлежали Гай, |и "О законах". |
|теории: основная |Европы Ф.А. широко |Папиниан, Павел, |Ц. исходит из общих|
|причина войн, смут |использовал труды |Ульпиан и Модестин.|для всех |
|и возмущений, |Аристотеля. |Юр-ты не отделяли |сторонников ар-тии |
|мешающих мирному, |Большое место в |еще право от |представлений о |
|упорядоченному |пол-ко-правовой |нравственности. Как|ест-м происхождении|
|общежитию (одна из |доктрине Фомы |и др-е |гос-ва. Следуя |
|основных земных |занимает учение о |последователи |Аристотелю и |
|целей), — неверные |законах, их видах и|стоицизма, они |стоикам, он |
|представления о |соподчиненности. |считали источником |утверждал, что |
|соотн-нии церкви и |Закон определяется |права мировой |гр-нские общины |
|гос-ва, |как общее правило |божественный разум.|возникают не по |
|божественного и |для достижения | |установлению, а от |
|чел-кого законов. |цели, правило, |В составе права, |природы, ибо люди |
|Попытки церкви |которым кто-либо |действовавшего в |наделены богами |
|вмешаться в дела |побуждается к |Римской империи, |стремлением к |
|светской власти |действию или |юр-ты выделяли три |общению. В духе |
|сеют раздоры и |воздержанию от |части: ест-е право |ар-тических учений |
|лишают мира |него. |(ius naturale), |своего времени Ц. |
|европейские гос-ва.|Взяв у Аристотеля |право народов (ius |настаивал на том, |
| |деление законов на |gentium) и право |чтобы гос-венная |
|М.П. различает два |ест-ые (они |гр-н, (ius civile),|власть была вручена|
|вида законов по их |самоочевидны) и | |мудрецам, способным|
|цели, содержанию и |пол-ные (писаные), |Ест-е право, по их |приблизиться к |
|способам |Ф.А. дополнил его |представлениям, |постижению мирового|
|обеспечения. |делением на законы |распространяется |божественного |
|Божественный закон |чел-кие (определяют|как на людей, так и|разума. Гос-во |
|указывает пути |порядок общ-ой |на животных. К его |могло бы стать |
|достижения вечного |жизни) и |установлениям |вечным, уверял |
|блаженства, |божественные |относятся брак, |мыслитель, если бы |
|определяет различия|(указывают пути |семья и воспитание |люди жили по |
|между грехами и |достижения |детей. По ест-му |заветам и обычаям |
|заслугами перед |"небесного |праву все рождаются|отцов. Целью |
|богом, а также |блаженства"). Из |свободными. |гос-ва, согласно |
|наказания и награды|сочетания этих двух|Право народов, в |его конц-и, |
|в потустороннем |классификаций |отличие от ест-го, |является охрана |
|мире, где судьей |выводятся четыре |охватывает правила,|имущ-ых интересов |
|является Христос. |вида законов; |которые мировой |гр-н. |
|Цель чел-кого |вечный |разум установил для|Возникновение права|
|закона — |(божественный |людей. Римляне |следует выводить из|
|справедливость и |ест-ый), ест-ый |используют это |понятия закона. Ибо|
|общее благо, |(чел-кий ест-ый), |право в своих |закон есть сила |
|прочность и |чел-кий (чел-кий |отн-ниях с |природы, он — ум и |
|твердость власти; |пол-ный) и |покоренными |сознание мудрого |
|различая |божественный |народами и |чел-ка, он — мерило|
|правомерное и |(божественный |соседними гос-вами.|права и бесправия. |
|неправомерное, |пол-ный). |Правом народов |Ц. определяет |
|закон устанавливает|Вечным законом Фома|введены война, |гос-во (res |
|справедливость; |называет "сам |рабство, основание |publica) как дело |
|соблюдение чел-кого|божественный разум,|царств, |народа, где под |
|закона |управляющий миром";|международная |народом понимается |
|обеспечивается |этот закон лежит в |торговля и ряд др-х|"соединение многих |
|принуждением. |основе всего |установлений. |людей, связанных |
|Право — это |мирового порядка, |Право гр-н, или |между собой |
|установленное |природы и об-ва. |цивильное право, |согласием в |
|гос-вом приказание,|Ест-ый закон |регулирует отн-ния |вопросах права и |
|дозволение или |трактуется как |между свободными |общностью |
|запрещение, |отражение вечного |римлянами.Право в |интересов". В |
|обладающее |закона чел-ким |Древнем Риме |трактовке Ц.а право|
|принудительной |разумом; к нему |делилось на частное|выступает основой |
|силой. Право |относятся законы |и публичное. По |гос-ва, его |
|регулирует отн-ния |общежития, |знаменитой формуле |определяющим |
|между людьми и |стремление к |Ульпиана, публичное|началом. Гос-во в |
|удерживает чел-кую |самосохранению и |право относится к |таком понимании |
|власть от |продолжению рода. |пол-ю гос-ва, |оказывается уже не |
|произвола. |Чел-кий закон, под |частное — к пользе |только моральным |
|Поскольку люди |которым Фома |отдельных лиц. |сооб-вом свободных |
|по-разному |разумел |Основное внимание |гр-н (каким оно |
|определяют в |действовавшее |юр-ты уделяли |представлялось |
|законах критерии |право, он |частному праву. В |Платону и |
|справедливого и |рассматривал как |их трудах были |Аристотелю), но и |
|несправедливого, в |выражение |заложены основы |правовым сооб-вом. |
|разных странах и у |требований ест-го |теории гр-нского |Предложенное Ц.ом |
|разных народов |закона и |права — |понятие гос-ва |
|право — разное. |подкрепление их |цивилистики. |сыграло |
|Цель чел-кого |принуждением, |Разрешая споры по |значительную роль в|
|закона — "хорошая |санкцией, |гр-нским делам, |последующем |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|