рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шпаргалки по истории политических учений

|фигурой в движении |течением марксизма |Павел Иванович |Евгений Николаевич |

|американских |является |Новгородцев – фил-ф|Трубецкой |

|реалистов обычно |большевизм, |права, один из |(1863—1920) |

|называют Джерома |основателем и |основателей конц-и |известен в истории |

|Фрэнка, автора |вождем которого был|"возрожденного" |отечественной |

|книги "Право и |Владимир Ильич |ест-го права в |пол-ко-правовой |

|совр-ое сознание". |Ульянов (Ленин). |России, |мысли как |

|В 30-е гг. Ф. |Основная идея |исследователь |фил-ф-правовед, |

|занимал |большевизма — идея |истории пол-ких |преподававший |

|ответственные посты|"партии нового |учений Нового |историю фил-фии |

|в ряде учреждений и|типа", |времени.. |права. |

|комиссий, созданных|централизованной |Новгородцев был |Т. выступил с |

|для реализации |орг-и |представителем |критикой основных |

|программы "Нового |профессиональных |нормативно-этическо|подходов к праву |

|курса"; затем |революционеров, |й конц-и права. |как к силе, |

|исполнял |стремящейся стать |Поиск и обоснование|интересу, психике |

|обязанности |правящей партией, |общ-ого идеала — |чел-ка, обосновывая|

|федерального судьи.|осуществляющей |тема всей жизни и |при этом |

| |марксистскую |научной деят-ти |собственное |

|Подобно теоретикам |программу |Н.а. Он различал |понимание права. |

|социологического |строительства |понятия абсолютного|Особенное внимание |

|направ-я в |социализма и |и относительного |Т. было направлено |

|правоведении |коммунизма. |идеалов. |на исследование |

|реалисты подвергли |Обоснование |Абсолютный идеал |содержания права |

|критике юр. поз-м и|необходимости такой|создается каждым |как свободы. |

|призывали |партии в том, что |чел-ком |Согласно его |

|исследовать не |только она способна|самостоятельно и |взглядам право — |

|только правовые |познать и постичь |выступает в |это "внешняя |

|нормы, |подлинные интересы |качестве требования|свобода, |

|установленные в |рабочего класса. |нравственного |предоставленная и |

|законах и судебных |Основной эк-ий |поведения индивида,|ограниченная |

|решениях, но и сам |интерес |бесконечного |нормой", или |

|процесс воздействия|пролетариата может |совершенствования |"совокупность норм,|

|права на поведение |быть удовлетворен |личности. В основе |с одной стороны, |

|людей. По общему |только посредством |этого идеала лежит |предоставляющих, с |

|мнению реалистов |пол-кой революции, |личность как |другой стороны, |

|формально-догматиче|заменяющей |абсолютная цель |ограничивающих |

|ские приемы |диктатуру буржуазии|общ-ого прогресса. |внешнюю свободу лиц|

|изучения правовых |диктатурой |Относительный идеал|в их взаимных |

|актов уже не |пролетариата. |зависит не только |отн-ниях". |

|отвечают |Российская |от конкретного |Следуя Канту, Т. |

|требованиям совр-ой|социал-демократия, |лица, но и от др-х |считал, что право |

|науки. |утверждал Л., |субъектов общ-ой |должно регулировать|

|Идейные разногласия|должна направить |жизни (группы, |только внешнюю |

|между реалистами и |рабочее движение на|класса, движения, |свободу людей и не |

|сторонниками |путь пол-кой |партии т.д.) и |может вторгаться в |

|социологической |борьбы. Для этого в|ориентирован всегда|сферу морали. |

|юриспруденции |России должна быть |на создание |Т. писал, что право|

|проявились при |создана |какого-либо общ-ого|и нравственность |

|обсуждении вопроса |конспиративная |порядка, |представляют собой |

|о том, какое место |централизованная |отражающего в то же|две тесно |

|в правовом |орг-я |время сущность |взаимосвязанные |

|регулировании |профессиональных |отдельного чел-ка |области, которые |

|занимают |революционеров, |(личная |можно сравнить "с |

|нормативные |стремящаяся к |безопасность, |двумя |

|предписания и |руководству всеми |свобода, рав-во, |пересекающимися |

|правоприменительная|кружками, союзами, |соб-ть, |окружностями: у них|

|деят-ть. Именно |объединениями |солидарность и |есть, с одной |

|практика образует |рабочего класса. |т.п.). В отличие от|стороны, общая |

|"костяк правовой |Поначалу основные |абсолютного, |сфера — сфера |

|системы". Вместо |теоретические и |который имеет |пересечения, в |

|того чтобы спорить |орг-онные усилия |безусловное |которой содержание |

|о содержании общих |Л.а были направлены|значение, |их совпадает, и |

|пр-пов и норм |на создание и |относительный идеал|вместе с тем две |

|права, юр-там |обоснование партии |носит условный |отдельные области, |

|следует прежде |нового типа. Партия|характер. |в коих их |

|всего обобщить |большевиков, по |Поскольку, согласно|требования частью |

|существующую |выражению Л.а, это |конц-и Н.а, общ-ый |не сходятся между |

|юридическую |"ум, честь и |идеал носит |собою, частью даже |

|практику. |совесть нашей |духовный характер, |прямо противоречат |

|Правовые нормы не |эпохи". В период |ученый уделяет |друг другу". |

|действуют сами по |первой русской |основное внимание |Содержание права — |

|себе. Нормы права |революции Л. |проблеме соотн-ния |всегда сфера |

|содержат |доказывал, что под |права и |внешней свободы |

|определенные |руководством партии|нравственности. |лица. В основе |

|идеалы, моральные |большевиков |Мораль столь же |права лежит |

|ценности и |буржуазная |неизменна сколь |безусловная |

|ориентиры пол-ки |революция в России |постоянна сущность |ценность — личность|

|гос-ва, однако они |будет перерастать в|чел-ка. Право же (и|в своем |

|не порождают у |социалистическую. |правосознание) |ист-и-конкретном |

|индивида |Позже теоретические|подвижно и |проявлении. Вместе |

|субъективных прав |усилия Л.а |изменчиво, вплоть |с тем вся область |

|до тех пор, пока не|сосредоточились на |до того, что право |права есть, по Т., |

|будут применены в |обосновании |может противоречить|ценность условная К|

|решении по |свержения |само себе или идее |этим ценностям он |

|конкретному делу. |империализма |справедливости. |относил "порядок, |

|Многие участники |(монополистического|Н. писал, что без |власть, соб-ть", |

|движения, |капитализма) в |свободы немыслима |т.е. те средства, |

|подчеркивая |самое ближайшее |индивидуальность |которые |

|практическую |время. |личности; вместе с |обеспечивают |

|направленность |Главное внимание Л.|тем в отн-нии ко |безопасность чел-ка|

|реализма, призывали|обращал на такие |всем людям |в обществе. |

|вообще отказаться |проблемы, как |необходимо признать|Мотивы поведения, |

|от теоретических |обоснование |рав-во их |психические |

|исследований в |насильственной |возможностей на |переживания, |

|юриспруденции и |революции, критика |сущ-е, развитие, |настроения людей, |

|ограничить ее |парламентаризма, |проявление в |безусловно, важны |

|задачи изучением |необходимость слома|обществе их |для права, особенно|

|реальных, |старой гос-венной |особенных, черт. |они учитываются в |

|эмпирически |машины, создание |Для осуществления |уголовном праве. |

|наблюдаемых |Республики Советов |притязаний — |Однако, писал Т., |

|факторов. |(республики типа |свободы и рав-ва — |до тех пор, пока |

|Центральное место в|Парижской коммуны),|личность, утверждал|помыслы и намерения|

|сочинениях |сосредоточение |Н., берет на себя |не выражены во |

|реалистов занимали |упр-я всем народным|обязательства |внешних действиях, |

|проблемы, связанные|хозяйством в руках |"солидарности и |праву нет до них |

|с процессом |"одного |единства с др-ми" в|дела. Так, отмечал |

|вынесения судебных |всенародного, |осуществлении своих|ученый, чел-к, |

|решений. |гос-венного |идеальных |только замысливший |

|Правовой реализм в |"синдиката", |стремлений, |преступление, но |

|целом представлял |строжайший контроль|интересов, |ничего не сделавший|

|собой доктрину, |со стороны гос-ва |потребностей. |для осуществления |

|построенную на |над мерой труда и |Н. писал, что цель |своего замысла, |

|соединении пр-пов |мерой потребления. |права — охрана |осуждается |

|социологического и |Практика |свободы, однако |нравственностью, но|

|психологического |гос-венного |пользование этой |не является |

|подходов к изучению|строительства после|свободой может быть|нарушителем права. |

|права. Своеобразие |прихода большевиков|совершенно |Содержание |

|этой доктрины |к власти не |парализовано |нравственности |

|заключалось и в |подтвердила многих |недостатком |определялось |

|том, что |идей, высказанных в|средств. Вот |Трубецким как добро|

|практико-прикладная|предшествующий |почему, несмотря на|или благо чел-ка; |

|проблематика в ней |этому период. |то, что задачей и |требования |

|превалировала над |Вместо отмирания |сущностью права |нравственности |

|теоретическим |гос-ва, замены его |является охрана |касаются и |

|содержанием. |Советами и орг-ей |личной свободы, не |действий, и |

| |вооруженных рабочих|менее важна и |настроений |

| |создавался строго |возможность |индивида. В эту |

| |централизованный |осуществления этой |область, отмечал |

| |аппарат упр-я, |задачи — забота о |он, входят все |

| |состоящий из |материальных |вообще нормы, |

| |многочисленных |условиях свободы. |предписывающие |

| |профессиональных |Решение данной |осуществлять добро,|

| |служащих. Вскоре |проблемы, заключал |независимо от того,|

| |была создана и |ученый, должно |имеют или нет эти |

| |постоянная армия. |взять на себя |требования правовое|

| |Важным условием |гос-во. |значение. |

| |диктатуры |Н. обосновал |Анализируя |

| |пролетариата в |понятие "право на |состояние |

| |России, где рабочий|достойное чел-кое |правопорядка в тот |

| |класс был очень |сущ-е". Обладая |период в России, Т.|

| |малочислен, Л. |нравственной |настоятельно |

| |считал партийное |природой, это |указывал на |

| |руководство: |право, рассуждал |необходимость |

| |"Диктатура |ученый, должно |изменений в |

| |пролетариата |иметь юридическое |обществе с помощью |

| |невозможна иначе, |значение. "В этом |реформ. Реорг-я, в |

| |как через |случае на наших |основе которой |

| |коммунистическую |глазах совершается |лежит компромисс |

| |партию". |один из обычных |общ-ых сил, должна |

| |Руководящее пол-е |переходов |проходить сверху и |

| |коммунистической |нравственного |осуществляться |

| |партии большевиков |сознания в |мирным путем Ученый|

| |он называл основой |правовое, которыми |выступал с критикой|

| |Советской |отмечено |как "черного зверя"|

| |Конституции — |прогрессивное |— правительства, |

| |юридической и |развитие права". Н.|медлящего с |

| |фактической. |обосновывал |проведением реформ,|

| |В работах Л.а |необходимость |так и "красного |

| |немало суждений о |"обеспечить для |зверя" — |

| |демократии, но |каждого возможность|революционных орг-й|

| |суждения эти, |чел-кого сущ-я и |— за всепоглощающее|

| |обычно высказанные |освободить от гнета|разрушение. |

| |в полемике, часто |таких условий | |

| |имели |жизни, которые | |

| |декларативный, |убивают чел-ка | |

| |лозунговый |физически и | |

| |характер: |нравственно". Он | |

| |"Пролетарская |призывал к введению| |

| |демократия в |понятия права на | |

| |миллион |достойное чел-кое | |

| |демократичнее |сущ-е в Декларацию | |

| |всякой буржуазной |прав чел-ка и | |

| |демократии; |гр-нина и к | |

| |Советская власть в |юридической | |

| |миллион раз |разработке основных| |

| |демократичнее самой|институтов этого | |

| |демократической |понятия в рамках | |

| |буржуазной |позитивного права. | |

| |республики", | | |

| |Развитие | | |

| |партийно-администра| | |

| |тивной системы, | | |

| |опирающейся на | | |

| |насилие, | | |

| |закономерно привело| | |

| |к декларативности | | |

| |демократических | | |

| |пол-й, | | |

| |провозглашавшихся | | |

| |марксизмом и | | |

| |Л.измом, вопиющему | | |

| |противоречию | | |

| |практики и теории, | | |

| |высшим выражением | | |

| |которого явился | | |

| |сталинизм | | |

|110 Возрожденное |105 Конц-я |99 Социологическая |97 Институционализм|

|ест-е право в |плюралистической |теория права Р |М Ориу |

|России |демократии Г Ласки |Паунда |Mopuc Opuy , |

|Павел Иванович |Общей посылкой в |Значительную роль в|основоположник |

|Новгородцев – фил-ф|конц-ях |развитии |теории |

|права, один из |плюралистической |социологического |институционализма. |

|основателей конц-и |демократии |правоведения в XX |Французский юр-т |

|"возрожденного" |выступает пол-е о |в. сыграл |рассматривал об-во |

|ест-го права в |том, что гос-во |американский юр-т |как совокупность |

|России, |является |Роско Паунд. Осн. |огромного числа |

|исследователь |демократическим |работа |институтов. |

|истории пол-ких |лишь при наличии |"Юриспруденция". |Социальные |

|учений Нового |множества орг-й |Мировоззренческой |механизмы, писал |

|времени.. |либо автономных |основой учения П.а |он, "представляют |

|Новгородцев был |групп, участвующих |послужили идеи |собой орг-и, или |

|представителем |в осуществлении |прагматизма — |институты, |

|нормативно-этическо|власти. С |ведущего направ-я в|включающие в себя |

|й конц-и права. |развернутым |фил-фии США начала |людей. Если |

|Поиск и обоснование|обоснованием идеала|XX в. Основной |первоначально тот |

|общ-ого идеала — |плюралистической |постулат фил-фии |или иной круг лиц, |

|тема всей жизни и |демократии выступил|прагматизма гласит:|объединившись для |

|научной деят-ти |Гарольд Ласки – |любые теоретические|совместных |

|Н.а. Он различал |видный деятель и |построения |действий, образует |

|понятия абсолютного|теоретик |необходимо |орг-ю, то с |

|и относительного |лейбористской |оценивать с точки |момента, когда |

|идеалов. |партии |зрения их |входящие в нее |

|Абсолютный идеал |Великобритании. |практического |индивиды |

|создается каждым |По учению Л., |значения, или |проникаются |

|чел-ком |совр-ый тип гос-ва |пользы (отсюда и |сознанием своего |

|самостоятельно и |зародился в эпоху |название доктрины).|единства, она |

|выступает в |Реформации, когда |Следуя этому пр-пу,|предстает уже |

|качестве требования|светские правители,|П. призывал юр-тов |институтом. |

|нравственного |одержав победу над |не ограничиваться |Отличительным |

|поведения индивида,|церковью, |изучением "права в |признаком института|

|бесконечного |сосредоточили в |книгах" (т.е. права|О. считал именно |

|совершенствования |своих руках всю |в законе; вообще в |направляющую идею. |

|личности. В основе |полноту власти. В |нормативных актах) |По определению О. |

|этого идеала лежит |дальнейшем, по мере|и обратиться к |институт — это идея|

|личность как |утверждения |анализу "права в |дела или |

|абсолютная цель |капитализма, |действии. |предприятия, |

|общ-ого прогресса. |гос-венная власть |Юридическая наука, |осуществляемая |

|Относительный идеал|подверглась |считал он, призвана|правовыми |

|зависит не только |бюрократизации и |показать, как право|средствами. |

|от конкретного |превратилась в |реально |Например, |

|лица, но и от др-х |централизованную |функционирует и |коммерческое |

|субъектов общ-ой |иерархическую |влияет на поведение|предприятие |

|жизни (группы, |систему упр-я, |людей. |построено на идее |

|класса, движения, |обслуживающую |Социологическая |прибыльной |

|партии т.д.) и |интересы частных |направленность |спекуляции, |

|ориентирован всегда|собственников Л. |конц-и П.а наиболее|госпиталь — на идее|

|на создание |называл такое |ярко проявилась в |сострадания. |

|какого-либо общ-ого|гос-во |трактовке права как|О. выделял два типа|

|порядка, |монистическим. |формы соц-го |институтов: |

|отражающего в то же|Представительные |контроля. Согласно |корпоративные |

|время сущность |учреждения |взглядам ученого |(торговые об-ва, |

|отдельного чел-ка |(парламент и органы|право является |ассоциации, гос-во,|

|(личная |местного самоупр-я)|одним из способов |профсоюзы, церковь)|

|безопасность, |пр-пиально дела не |контроля за |и вещные (правовые |

|свобода, рав-во, |меняют, поскольку |поведением людей |нормы). Оба вида |

|соб-ть, |они включены в |наряду с религией, |были |

|солидарность и |единую систему |моралью, обычаями, |охарактеризованы им|

|т.п.). В отличие от|институтов, |домашним |как своеобразные |

|абсолютного, |защищающих |воспитанием и др. |идеальные модели |

|который имеет |обладателей соб-ти.|Такой подход |социальных отн-ний.|

|безусловное |В странах |ориентировал |Различие между ними|

|значение, |парламентской |юридическую науку |усматривалось в |

|относительный идеал|демократии |на изучение права в|том, что первые |

|носит условный |избирательные права|контексте |инкорпорированы в |

|характер. |рабочих имеют |социальных отн-ний,|социальные |

|Поскольку, согласно|декларативный, |требовал учитывать |коллективы, тогда |

|конц-и Н.а, общ-ый |формальный |взаимодействие |как вторые не имеют|

|идеал носит |характер. Отсюда Л.|правовых норм с |собственной орг-и и|

|духовный характер, |был сделан общий |иными регуляторами |могут применяться в|

|ученый уделяет |вывод: "Капитализм |общ-ой жизни. |рамках любых |

|основное внимание |несовместим со |История права, учил|объединений. |

|проблеме соотн-ния |свободой". |П., неразрывно |Основное внимание в|

|права и |Утверждение свободы|связана с историей |теории О. было |

|нравственности. |теоретик связывал с|др-х форм |уделено |

|Мораль столь же |установлением |регламентации |корпоративным |

|неизменна сколь |нового общ-ого |общ-ой жизни. Паунд|институтам. Как |

|постоянна сущность |строя — |выделяет в совр-ом |автономные |

|чел-ка. Право же (и|промышленной |праве три |образования они |

|правосознание) |демократии. |аспекта.1. право — |обладают общими |

|подвижно и |Описывая будущее |это правовой |чертами, а именно: |

|изменчиво, вплоть |об-во, Л. исходил |порядок или режим |определенной |

|до того, что право |из того, что |регулирования |направляющей идеей,|

|может противоречить|частная соб-ть в |социальных отн-ний |орг-ей власти и |

|само себе или идее |нем сохранится, но |посредством |совокупностью норм,|

|справедливости. |функции упр-я |систематического и |регулирующих |

|Н. писал, что без |производством будут|упорядоченного |внутренний |

|свободы немыслима |переданы |применения силы |распорядок. Понятия|

|индивидуальность |коллективам |органами гос-ва. 2.|власти, упр-я, |

|личности; вместе с |трудящихся. На |правом называют |права в его |

|тем в отн-нии ко |смену |официальные |доктрине были |

|всем людям |централизованной |источники, которые |распространены на |

|необходимо признать|орг-и власти придет|служат руководством|все корпоративные |

|рав-во их |"плюралистическое |при вынесении |институты. |

|возможностей на |гос-во", в котором |судебных и |Социальные |

|сущ-е, развитие, |систему учреждений,|административных |формирования тем |

|проявление в |построенных по |решений. 3. право |самым были |

|обществе их |территориальному |есть судебный и |приравнены друг к |

|особенных, черт. |пр-пу, дополнят |административный |другу, изображались|

|Для осуществления |органы |процесс. Если |явлениями одного |

|притязаний — |представительства |свести эти |порядка. |

|свободы и рав-ва — |профессиональных |определения |Гос-во, согласно |

|личность, утверждал|интересов — |воедино, то, по |конц-и О., должно |

|Н., берет на себя |производственные |словам П.а, мы |стать публичной |

|обязательства |ассоциации |придем к пониманию |службой |

|"солидарности и |(например, |права как "высоко |либерального |

|единства с др-ми" в|корпорация железных|специализированной |порядка. Задача |

|осуществлении своих|дорог), профсоюзы, |формы соц-го |гос-ва — направлять|

|идеальных |объединения |контроля, |и контролировать |

|стремлений, |деятелей культуры и|осуществляемого на |эк-ую жизнь об-ва, |

|интересов, |образования, |основе властных |оставаясь в то же |

|потребностей. |независимые церкви.|предписаний в |время |

|Н. писал, что цель |Тем самым |рамках судебного и |общенациональным |

|права — охрана |произойдет |административного |институтом, т.е. |

|свободы, однако |дисперсия |процесса". |нейтральной |

|пользование этой |(рассеяние) |Цель права, |посреднической |

|свободой может быть|гос-венного |согласно его |силой. Вопрос о |

|совершенно |суверенитета: |конц-и, состоит в |соотн-нии гос-ва и |

|парализовано |пол-кая власть |улаживании |др-х социальных |

|недостатком |рассредоточится по |социальных |институтов О. решал|

|средств. Вот |многочисленным |конфликтов и |по формуле "первый |

|почему, несмотря на|объединениям, |достижении |среди равных". |

|то, что задачей и |представляющим |цивилизованных |Гос-во не |

|сущностью права |различные |отн-ний между |суверенитет, а |

|является охрана |социальные |людьми. |институт |

|личной свободы, не |интересы. | |институтов. |

|менее важна и | | | |

|возможность | | | |

|осуществления этой | | | |

|задачи — забота о | | | |

|материальных | | | |

|условиях свободы. | | | |

|Решение данной | | | |

|проблемы, заключал | | | |

|ученый, должно | | | |

|взять на себя | | | |

|гос-во. | | | |

|Н. обосновал | | | |

|понятие "право на | | | |

|достойное чел-кое | | | |

|сущ-е". Обладая | | | |

|нравственной | | | |

|природой, это | | | |

|право, рассуждал | | | |

|ученый, должно | | | |

|иметь юридическое | | | |

|значение. "В этом | | | |

|случае на наших | | | |

|глазах совершается | | | |

|один из обычных | | | |

|переходов | | | |

|нравственного | | | |

|сознания в | | | |

|правовое, которыми | | | |

|отмечено | | | |

|прогрессивное | | | |

|развитие права". Н.| | | |

|обосновывал | | | |

|необходимость | | | |

|"обеспечить для | | | |

|каждого возможность| | | |

|чел-кого сущ-я и | | | |

|освободить от гнета| | | |

|таких условий | | | |

|жизни, которые | | | |

|убивают чел-ка | | | |

|физически и | | | |

|нравственно". Он | | | |

|призывал к введению| | | |

|понятия права на | | | |

|достойное чел-кое | | | |

|сущ-е в Декларацию | | | |

|прав чел-ка и | | | |

|гр-нина и к | | | |

|юридической | | | |

|разработке основных| | | |

|институтов этого | | | |

|понятия в рамках | | | |

|позитивного права. | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.