Шпаргалки по истории политических учений
|фигурой в движении |течением марксизма |Павел Иванович |Евгений Николаевич |
|американских |является |Новгородцев – фил-ф|Трубецкой |
|реалистов обычно |большевизм, |права, один из |(1863—1920) |
|называют Джерома |основателем и |основателей конц-и |известен в истории |
|Фрэнка, автора |вождем которого был|"возрожденного" |отечественной |
|книги "Право и |Владимир Ильич |ест-го права в |пол-ко-правовой |
|совр-ое сознание". |Ульянов (Ленин). |России, |мысли как |
|В 30-е гг. Ф. |Основная идея |исследователь |фил-ф-правовед, |
|занимал |большевизма — идея |истории пол-ких |преподававший |
|ответственные посты|"партии нового |учений Нового |историю фил-фии |
|в ряде учреждений и|типа", |времени.. |права. |
|комиссий, созданных|централизованной |Новгородцев был |Т. выступил с |
|для реализации |орг-и |представителем |критикой основных |
|программы "Нового |профессиональных |нормативно-этическо|подходов к праву |
|курса"; затем |революционеров, |й конц-и права. |как к силе, |
|исполнял |стремящейся стать |Поиск и обоснование|интересу, психике |
|обязанности |правящей партией, |общ-ого идеала — |чел-ка, обосновывая|
|федерального судьи.|осуществляющей |тема всей жизни и |при этом |
| |марксистскую |научной деят-ти |собственное |
|Подобно теоретикам |программу |Н.а. Он различал |понимание права. |
|социологического |строительства |понятия абсолютного|Особенное внимание |
|направ-я в |социализма и |и относительного |Т. было направлено |
|правоведении |коммунизма. |идеалов. |на исследование |
|реалисты подвергли |Обоснование |Абсолютный идеал |содержания права |
|критике юр. поз-м и|необходимости такой|создается каждым |как свободы. |
|призывали |партии в том, что |чел-ком |Согласно его |
|исследовать не |только она способна|самостоятельно и |взглядам право — |
|только правовые |познать и постичь |выступает в |это "внешняя |
|нормы, |подлинные интересы |качестве требования|свобода, |
|установленные в |рабочего класса. |нравственного |предоставленная и |
|законах и судебных |Основной эк-ий |поведения индивида,|ограниченная |
|решениях, но и сам |интерес |бесконечного |нормой", или |
|процесс воздействия|пролетариата может |совершенствования |"совокупность норм,|
|права на поведение |быть удовлетворен |личности. В основе |с одной стороны, |
|людей. По общему |только посредством |этого идеала лежит |предоставляющих, с |
|мнению реалистов |пол-кой революции, |личность как |другой стороны, |
|формально-догматиче|заменяющей |абсолютная цель |ограничивающих |
|ские приемы |диктатуру буржуазии|общ-ого прогресса. |внешнюю свободу лиц|
|изучения правовых |диктатурой |Относительный идеал|в их взаимных |
|актов уже не |пролетариата. |зависит не только |отн-ниях". |
|отвечают |Российская |от конкретного |Следуя Канту, Т. |
|требованиям совр-ой|социал-демократия, |лица, но и от др-х |считал, что право |
|науки. |утверждал Л., |субъектов общ-ой |должно регулировать|
|Идейные разногласия|должна направить |жизни (группы, |только внешнюю |
|между реалистами и |рабочее движение на|класса, движения, |свободу людей и не |
|сторонниками |путь пол-кой |партии т.д.) и |может вторгаться в |
|социологической |борьбы. Для этого в|ориентирован всегда|сферу морали. |
|юриспруденции |России должна быть |на создание |Т. писал, что право|
|проявились при |создана |какого-либо общ-ого|и нравственность |
|обсуждении вопроса |конспиративная |порядка, |представляют собой |
|о том, какое место |централизованная |отражающего в то же|две тесно |
|в правовом |орг-я |время сущность |взаимосвязанные |
|регулировании |профессиональных |отдельного чел-ка |области, которые |
|занимают |революционеров, |(личная |можно сравнить "с |
|нормативные |стремящаяся к |безопасность, |двумя |
|предписания и |руководству всеми |свобода, рав-во, |пересекающимися |
|правоприменительная|кружками, союзами, |соб-ть, |окружностями: у них|
|деят-ть. Именно |объединениями |солидарность и |есть, с одной |
|практика образует |рабочего класса. |т.п.). В отличие от|стороны, общая |
|"костяк правовой |Поначалу основные |абсолютного, |сфера — сфера |
|системы". Вместо |теоретические и |который имеет |пересечения, в |
|того чтобы спорить |орг-онные усилия |безусловное |которой содержание |
|о содержании общих |Л.а были направлены|значение, |их совпадает, и |
|пр-пов и норм |на создание и |относительный идеал|вместе с тем две |
|права, юр-там |обоснование партии |носит условный |отдельные области, |
|следует прежде |нового типа. Партия|характер. |в коих их |
|всего обобщить |большевиков, по |Поскольку, согласно|требования частью |
|существующую |выражению Л.а, это |конц-и Н.а, общ-ый |не сходятся между |
|юридическую |"ум, честь и |идеал носит |собою, частью даже |
|практику. |совесть нашей |духовный характер, |прямо противоречат |
|Правовые нормы не |эпохи". В период |ученый уделяет |друг другу". |
|действуют сами по |первой русской |основное внимание |Содержание права — |
|себе. Нормы права |революции Л. |проблеме соотн-ния |всегда сфера |
|содержат |доказывал, что под |права и |внешней свободы |
|определенные |руководством партии|нравственности. |лица. В основе |
|идеалы, моральные |большевиков |Мораль столь же |права лежит |
|ценности и |буржуазная |неизменна сколь |безусловная |
|ориентиры пол-ки |революция в России |постоянна сущность |ценность — личность|
|гос-ва, однако они |будет перерастать в|чел-ка. Право же (и|в своем |
|не порождают у |социалистическую. |правосознание) |ист-и-конкретном |
|индивида |Позже теоретические|подвижно и |проявлении. Вместе |
|субъективных прав |усилия Л.а |изменчиво, вплоть |с тем вся область |
|до тех пор, пока не|сосредоточились на |до того, что право |права есть, по Т., |
|будут применены в |обосновании |может противоречить|ценность условная К|
|решении по |свержения |само себе или идее |этим ценностям он |
|конкретному делу. |империализма |справедливости. |относил "порядок, |
|Многие участники |(монополистического|Н. писал, что без |власть, соб-ть", |
|движения, |капитализма) в |свободы немыслима |т.е. те средства, |
|подчеркивая |самое ближайшее |индивидуальность |которые |
|практическую |время. |личности; вместе с |обеспечивают |
|направленность |Главное внимание Л.|тем в отн-нии ко |безопасность чел-ка|
|реализма, призывали|обращал на такие |всем людям |в обществе. |
|вообще отказаться |проблемы, как |необходимо признать|Мотивы поведения, |
|от теоретических |обоснование |рав-во их |психические |
|исследований в |насильственной |возможностей на |переживания, |
|юриспруденции и |революции, критика |сущ-е, развитие, |настроения людей, |
|ограничить ее |парламентаризма, |проявление в |безусловно, важны |
|задачи изучением |необходимость слома|обществе их |для права, особенно|
|реальных, |старой гос-венной |особенных, черт. |они учитываются в |
|эмпирически |машины, создание |Для осуществления |уголовном праве. |
|наблюдаемых |Республики Советов |притязаний — |Однако, писал Т., |
|факторов. |(республики типа |свободы и рав-ва — |до тех пор, пока |
|Центральное место в|Парижской коммуны),|личность, утверждал|помыслы и намерения|
|сочинениях |сосредоточение |Н., берет на себя |не выражены во |
|реалистов занимали |упр-я всем народным|обязательства |внешних действиях, |
|проблемы, связанные|хозяйством в руках |"солидарности и |праву нет до них |
|с процессом |"одного |единства с др-ми" в|дела. Так, отмечал |
|вынесения судебных |всенародного, |осуществлении своих|ученый, чел-к, |
|решений. |гос-венного |идеальных |только замысливший |
|Правовой реализм в |"синдиката", |стремлений, |преступление, но |
|целом представлял |строжайший контроль|интересов, |ничего не сделавший|
|собой доктрину, |со стороны гос-ва |потребностей. |для осуществления |
|построенную на |над мерой труда и |Н. писал, что цель |своего замысла, |
|соединении пр-пов |мерой потребления. |права — охрана |осуждается |
|социологического и |Практика |свободы, однако |нравственностью, но|
|психологического |гос-венного |пользование этой |не является |
|подходов к изучению|строительства после|свободой может быть|нарушителем права. |
|права. Своеобразие |прихода большевиков|совершенно |Содержание |
|этой доктрины |к власти не |парализовано |нравственности |
|заключалось и в |подтвердила многих |недостатком |определялось |
|том, что |идей, высказанных в|средств. Вот |Трубецким как добро|
|практико-прикладная|предшествующий |почему, несмотря на|или благо чел-ка; |
|проблематика в ней |этому период. |то, что задачей и |требования |
|превалировала над |Вместо отмирания |сущностью права |нравственности |
|теоретическим |гос-ва, замены его |является охрана |касаются и |
|содержанием. |Советами и орг-ей |личной свободы, не |действий, и |
| |вооруженных рабочих|менее важна и |настроений |
| |создавался строго |возможность |индивида. В эту |
| |централизованный |осуществления этой |область, отмечал |
| |аппарат упр-я, |задачи — забота о |он, входят все |
| |состоящий из |материальных |вообще нормы, |
| |многочисленных |условиях свободы. |предписывающие |
| |профессиональных |Решение данной |осуществлять добро,|
| |служащих. Вскоре |проблемы, заключал |независимо от того,|
| |была создана и |ученый, должно |имеют или нет эти |
| |постоянная армия. |взять на себя |требования правовое|
| |Важным условием |гос-во. |значение. |
| |диктатуры |Н. обосновал |Анализируя |
| |пролетариата в |понятие "право на |состояние |
| |России, где рабочий|достойное чел-кое |правопорядка в тот |
| |класс был очень |сущ-е". Обладая |период в России, Т.|
| |малочислен, Л. |нравственной |настоятельно |
| |считал партийное |природой, это |указывал на |
| |руководство: |право, рассуждал |необходимость |
| |"Диктатура |ученый, должно |изменений в |
| |пролетариата |иметь юридическое |обществе с помощью |
| |невозможна иначе, |значение. "В этом |реформ. Реорг-я, в |
| |как через |случае на наших |основе которой |
| |коммунистическую |глазах совершается |лежит компромисс |
| |партию". |один из обычных |общ-ых сил, должна |
| |Руководящее пол-е |переходов |проходить сверху и |
| |коммунистической |нравственного |осуществляться |
| |партии большевиков |сознания в |мирным путем Ученый|
| |он называл основой |правовое, которыми |выступал с критикой|
| |Советской |отмечено |как "черного зверя"|
| |Конституции — |прогрессивное |— правительства, |
| |юридической и |развитие права". Н.|медлящего с |
| |фактической. |обосновывал |проведением реформ,|
| |В работах Л.а |необходимость |так и "красного |
| |немало суждений о |"обеспечить для |зверя" — |
| |демократии, но |каждого возможность|революционных орг-й|
| |суждения эти, |чел-кого сущ-я и |— за всепоглощающее|
| |обычно высказанные |освободить от гнета|разрушение. |
| |в полемике, часто |таких условий | |
| |имели |жизни, которые | |
| |декларативный, |убивают чел-ка | |
| |лозунговый |физически и | |
| |характер: |нравственно". Он | |
| |"Пролетарская |призывал к введению| |
| |демократия в |понятия права на | |
| |миллион |достойное чел-кое | |
| |демократичнее |сущ-е в Декларацию | |
| |всякой буржуазной |прав чел-ка и | |
| |демократии; |гр-нина и к | |
| |Советская власть в |юридической | |
| |миллион раз |разработке основных| |
| |демократичнее самой|институтов этого | |
| |демократической |понятия в рамках | |
| |буржуазной |позитивного права. | |
| |республики", | | |
| |Развитие | | |
| |партийно-администра| | |
| |тивной системы, | | |
| |опирающейся на | | |
| |насилие, | | |
| |закономерно привело| | |
| |к декларативности | | |
| |демократических | | |
| |пол-й, | | |
| |провозглашавшихся | | |
| |марксизмом и | | |
| |Л.измом, вопиющему | | |
| |противоречию | | |
| |практики и теории, | | |
| |высшим выражением | | |
| |которого явился | | |
| |сталинизм | | |
|110 Возрожденное |105 Конц-я |99 Социологическая |97 Институционализм|
|ест-е право в |плюралистической |теория права Р |М Ориу |
|России |демократии Г Ласки |Паунда |Mopuc Opuy , |
|Павел Иванович |Общей посылкой в |Значительную роль в|основоположник |
|Новгородцев – фил-ф|конц-ях |развитии |теории |
|права, один из |плюралистической |социологического |институционализма. |
|основателей конц-и |демократии |правоведения в XX |Французский юр-т |
|"возрожденного" |выступает пол-е о |в. сыграл |рассматривал об-во |
|ест-го права в |том, что гос-во |американский юр-т |как совокупность |
|России, |является |Роско Паунд. Осн. |огромного числа |
|исследователь |демократическим |работа |институтов. |
|истории пол-ких |лишь при наличии |"Юриспруденция". |Социальные |
|учений Нового |множества орг-й |Мировоззренческой |механизмы, писал |
|времени.. |либо автономных |основой учения П.а |он, "представляют |
|Новгородцев был |групп, участвующих |послужили идеи |собой орг-и, или |
|представителем |в осуществлении |прагматизма — |институты, |
|нормативно-этическо|власти. С |ведущего направ-я в|включающие в себя |
|й конц-и права. |развернутым |фил-фии США начала |людей. Если |
|Поиск и обоснование|обоснованием идеала|XX в. Основной |первоначально тот |
|общ-ого идеала — |плюралистической |постулат фил-фии |или иной круг лиц, |
|тема всей жизни и |демократии выступил|прагматизма гласит:|объединившись для |
|научной деят-ти |Гарольд Ласки – |любые теоретические|совместных |
|Н.а. Он различал |видный деятель и |построения |действий, образует |
|понятия абсолютного|теоретик |необходимо |орг-ю, то с |
|и относительного |лейбористской |оценивать с точки |момента, когда |
|идеалов. |партии |зрения их |входящие в нее |
|Абсолютный идеал |Великобритании. |практического |индивиды |
|создается каждым |По учению Л., |значения, или |проникаются |
|чел-ком |совр-ый тип гос-ва |пользы (отсюда и |сознанием своего |
|самостоятельно и |зародился в эпоху |название доктрины).|единства, она |
|выступает в |Реформации, когда |Следуя этому пр-пу,|предстает уже |
|качестве требования|светские правители,|П. призывал юр-тов |институтом. |
|нравственного |одержав победу над |не ограничиваться |Отличительным |
|поведения индивида,|церковью, |изучением "права в |признаком института|
|бесконечного |сосредоточили в |книгах" (т.е. права|О. считал именно |
|совершенствования |своих руках всю |в законе; вообще в |направляющую идею. |
|личности. В основе |полноту власти. В |нормативных актах) |По определению О. |
|этого идеала лежит |дальнейшем, по мере|и обратиться к |институт — это идея|
|личность как |утверждения |анализу "права в |дела или |
|абсолютная цель |капитализма, |действии. |предприятия, |
|общ-ого прогресса. |гос-венная власть |Юридическая наука, |осуществляемая |
|Относительный идеал|подверглась |считал он, призвана|правовыми |
|зависит не только |бюрократизации и |показать, как право|средствами. |
|от конкретного |превратилась в |реально |Например, |
|лица, но и от др-х |централизованную |функционирует и |коммерческое |
|субъектов общ-ой |иерархическую |влияет на поведение|предприятие |
|жизни (группы, |систему упр-я, |людей. |построено на идее |
|класса, движения, |обслуживающую |Социологическая |прибыльной |
|партии т.д.) и |интересы частных |направленность |спекуляции, |
|ориентирован всегда|собственников Л. |конц-и П.а наиболее|госпиталь — на идее|
|на создание |называл такое |ярко проявилась в |сострадания. |
|какого-либо общ-ого|гос-во |трактовке права как|О. выделял два типа|
|порядка, |монистическим. |формы соц-го |институтов: |
|отражающего в то же|Представительные |контроля. Согласно |корпоративные |
|время сущность |учреждения |взглядам ученого |(торговые об-ва, |
|отдельного чел-ка |(парламент и органы|право является |ассоциации, гос-во,|
|(личная |местного самоупр-я)|одним из способов |профсоюзы, церковь)|
|безопасность, |пр-пиально дела не |контроля за |и вещные (правовые |
|свобода, рав-во, |меняют, поскольку |поведением людей |нормы). Оба вида |
|соб-ть, |они включены в |наряду с религией, |были |
|солидарность и |единую систему |моралью, обычаями, |охарактеризованы им|
|т.п.). В отличие от|институтов, |домашним |как своеобразные |
|абсолютного, |защищающих |воспитанием и др. |идеальные модели |
|который имеет |обладателей соб-ти.|Такой подход |социальных отн-ний.|
|безусловное |В странах |ориентировал |Различие между ними|
|значение, |парламентской |юридическую науку |усматривалось в |
|относительный идеал|демократии |на изучение права в|том, что первые |
|носит условный |избирательные права|контексте |инкорпорированы в |
|характер. |рабочих имеют |социальных отн-ний,|социальные |
|Поскольку, согласно|декларативный, |требовал учитывать |коллективы, тогда |
|конц-и Н.а, общ-ый |формальный |взаимодействие |как вторые не имеют|
|идеал носит |характер. Отсюда Л.|правовых норм с |собственной орг-и и|
|духовный характер, |был сделан общий |иными регуляторами |могут применяться в|
|ученый уделяет |вывод: "Капитализм |общ-ой жизни. |рамках любых |
|основное внимание |несовместим со |История права, учил|объединений. |
|проблеме соотн-ния |свободой". |П., неразрывно |Основное внимание в|
|права и |Утверждение свободы|связана с историей |теории О. было |
|нравственности. |теоретик связывал с|др-х форм |уделено |
|Мораль столь же |установлением |регламентации |корпоративным |
|неизменна сколь |нового общ-ого |общ-ой жизни. Паунд|институтам. Как |
|постоянна сущность |строя — |выделяет в совр-ом |автономные |
|чел-ка. Право же (и|промышленной |праве три |образования они |
|правосознание) |демократии. |аспекта.1. право — |обладают общими |
|подвижно и |Описывая будущее |это правовой |чертами, а именно: |
|изменчиво, вплоть |об-во, Л. исходил |порядок или режим |определенной |
|до того, что право |из того, что |регулирования |направляющей идеей,|
|может противоречить|частная соб-ть в |социальных отн-ний |орг-ей власти и |
|само себе или идее |нем сохранится, но |посредством |совокупностью норм,|
|справедливости. |функции упр-я |систематического и |регулирующих |
|Н. писал, что без |производством будут|упорядоченного |внутренний |
|свободы немыслима |переданы |применения силы |распорядок. Понятия|
|индивидуальность |коллективам |органами гос-ва. 2.|власти, упр-я, |
|личности; вместе с |трудящихся. На |правом называют |права в его |
|тем в отн-нии ко |смену |официальные |доктрине были |
|всем людям |централизованной |источники, которые |распространены на |
|необходимо признать|орг-и власти придет|служат руководством|все корпоративные |
|рав-во их |"плюралистическое |при вынесении |институты. |
|возможностей на |гос-во", в котором |судебных и |Социальные |
|сущ-е, развитие, |систему учреждений,|административных |формирования тем |
|проявление в |построенных по |решений. 3. право |самым были |
|обществе их |территориальному |есть судебный и |приравнены друг к |
|особенных, черт. |пр-пу, дополнят |административный |другу, изображались|
|Для осуществления |органы |процесс. Если |явлениями одного |
|притязаний — |представительства |свести эти |порядка. |
|свободы и рав-ва — |профессиональных |определения |Гос-во, согласно |
|личность, утверждал|интересов — |воедино, то, по |конц-и О., должно |
|Н., берет на себя |производственные |словам П.а, мы |стать публичной |
|обязательства |ассоциации |придем к пониманию |службой |
|"солидарности и |(например, |права как "высоко |либерального |
|единства с др-ми" в|корпорация железных|специализированной |порядка. Задача |
|осуществлении своих|дорог), профсоюзы, |формы соц-го |гос-ва — направлять|
|идеальных |объединения |контроля, |и контролировать |
|стремлений, |деятелей культуры и|осуществляемого на |эк-ую жизнь об-ва, |
|интересов, |образования, |основе властных |оставаясь в то же |
|потребностей. |независимые церкви.|предписаний в |время |
|Н. писал, что цель |Тем самым |рамках судебного и |общенациональным |
|права — охрана |произойдет |административного |институтом, т.е. |
|свободы, однако |дисперсия |процесса". |нейтральной |
|пользование этой |(рассеяние) |Цель права, |посреднической |
|свободой может быть|гос-венного |согласно его |силой. Вопрос о |
|совершенно |суверенитета: |конц-и, состоит в |соотн-нии гос-ва и |
|парализовано |пол-кая власть |улаживании |др-х социальных |
|недостатком |рассредоточится по |социальных |институтов О. решал|
|средств. Вот |многочисленным |конфликтов и |по формуле "первый |
|почему, несмотря на|объединениям, |достижении |среди равных". |
|то, что задачей и |представляющим |цивилизованных |Гос-во не |
|сущностью права |различные |отн-ний между |суверенитет, а |
|является охрана |социальные |людьми. |институт |
|личной свободы, не |интересы. | |институтов. |
|менее важна и | | | |
|возможность | | | |
|осуществления этой | | | |
|задачи — забота о | | | |
|материальных | | | |
|условиях свободы. | | | |
|Решение данной | | | |
|проблемы, заключал | | | |
|ученый, должно | | | |
|взять на себя | | | |
|гос-во. | | | |
|Н. обосновал | | | |
|понятие "право на | | | |
|достойное чел-кое | | | |
|сущ-е". Обладая | | | |
|нравственной | | | |
|природой, это | | | |
|право, рассуждал | | | |
|ученый, должно | | | |
|иметь юридическое | | | |
|значение. "В этом | | | |
|случае на наших | | | |
|глазах совершается | | | |
|один из обычных | | | |
|переходов | | | |
|нравственного | | | |
|сознания в | | | |
|правовое, которыми | | | |
|отмечено | | | |
|прогрессивное | | | |
|развитие права". Н.| | | |
|обосновывал | | | |
|необходимость | | | |
|"обеспечить для | | | |
|каждого возможность| | | |
|чел-кого сущ-я и | | | |
|освободить от гнета| | | |
|таких условий | | | |
|жизни, которые | | | |
|убивают чел-ка | | | |
|физически и | | | |
|нравственно". Он | | | |
|призывал к введению| | | |
|понятия права на | | | |
|достойное чел-кое | | | |
|сущ-е в Декларацию | | | |
|прав чел-ка и | | | |
|гр-нина и к | | | |
|юридической | | | |
|разработке основных| | | |
|институтов этого | | | |
|понятия в рамках | | | |
|позитивного права. | | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|