Шпаргалки по истории политических учений
|жизнь на земле". |Необходимость |юр-ты разграничили |развитии |
|Цель божественного |чел-кого закона |виды сделок, |пол-ко-правовой |
|закона — вечное |обосновывалась тем,|выработали формулы |теории. |
|спасение. |что люди вследствие|исков, определили |Ц., говоря о народе|
|Из различения двух |грехопадения имеют |правомочия |в своем определении|
|видов законов |извращенную волю, |собственника и др-х|гос-ва, имел в виду|
|проистекают |свобода которой |субъектов права. |исключительно |
|разграничения |сводится к |Вследствие рецепции|землевладельцев и |
|целей, сфер и |возможности творить|римского частного |крупных торговцев. |
|методов деят-ти |зло; для |права его пр-пы |Об этом |
|церкви и гос-ва.К |обеспечения |были усвоены |свидетельствует |
|ведению церкви |незыблемости |теоретической |приводимый в |
|относятся только |требований ест-го |юриспруденцией во |трактате "Об |
|божественные, но не|закона необходимо |многих странах |обязанностях" |
|чел-кие законы; |принуждение людей к|континентальной |перечень занятий и |
|служа высшей цели, |добродетели путем |Европы. |профессий, не |
|церковь не должна |применения силы и | |достойных |
|вмешиваться в |страха наказания. | |свободного чел-ка. |
|"мирские дела". |Наконец, к | |Ц. относит к числу |
|Теоретическое |божественному, или | |презренных людей |
|обоснование |откровенному, | |ростовщиков, мелких|
|принадлежности |закону Фома относил| |торговцев, |
|народу |Библию. | |владельцев |
|законодательной |По учению Ф.А., | |ремесленных |
|власти, строгой |чел-кий закон не | |мастерских, а также|
|подзаконности |должен | |всех трудящихся. С |
|деят-ти |противоречить | |такими людьми, |
|правительства, |ест-му. Тезис о | |занятыми "грязным |
|выборности народом |верховенстве | |делом", у достойных|
|главы |божественных (а по | |гр-н не может быть |
|исполнительной |существу — цер-ных)| |никаких общих |
|власти — все эти |законов | |интересов. |
|идеи исходили из |использовался Фомой| |Пол-кий идеал Ц.а —|
|практики упр-я в |Аквинским для | |ар-тическая |
|городских |обоснования | |сенатская |
|республиках |теократических | |республика. В |
|Вскоре М.П. был |притязаний | |общетеоретическом |
|отлучен от церкви и|католической | |плане он |
|объявлен еретиком; |церкви. | |обосновывает свой |
|от инквизиции его |Учение Ф.А. о | |идеал учением о |
|спасло |гос-венной власти | |смешанной форме |
|покровительство. |давало тонкое | |прав-я. |
| |обоснование | |Ссылаясь на |
| |теократическим | |греческих |
| |теориям. | |мыслителей, Ц. |
| |Ф.А. различает три | |различает три |
| |элемента гос-венной| |основные формы |
| |власти: сущность, | |гос-ва: царскую |
| |происхождение, | |власть — м-хию, |
| |использование. | |власть оптиматов — |
| | | |ар-тию и власть |
| | | |народа — |
| | | |демократию. Среди |
| | | |них лучшей, по |
| | | |мнению Ц.а, |
| | | |является м-хия. |
|31.Пол-ко-правовое |Англичанин Томас |24.Тираноборцы о |22.Пол-ко-правовое |
|учение Г. Гроция. |Мор (1478—1535), |гос-ве и праве. |учение Макиавелли. |
|Первым крупным |правовед по |После |Макиавеллизм. |
|теоретиком школы |образованию, автор |Варфоломеевской |Никколо М. 15–16 в.|
|ест-го права был |«Утопии».Сочинение |ночи (1572 г.) в |долгое время был |
|нидерландский |написано в форме |среде гугенотов |должностным лицом |
|ученый Гуго Г. |диалога: |появились |Флорентийской |
|Он написал |мореплаватель |произведения |республики, имеющим|
|знаменитый трактат |рассказывает автору|м-хомахов |доступ к ряду |
|"О праве войны и |и др-м лицам о |(тираноборцев), |гос-венных тайн. |
|мира. Цель трактата|различных народах и|осуждавших тиранию |Жизнь и деят-ть М. |
|— решение |странах, в том |короля преимущ-о с |относятся к периоду|
|актуальных проблем |числе об острове |позиций феодальной |начавшегося упадка |
|международного |Утопия. |ар-тии. М-хомахи |Италии. |
|права. Разбор |Порицая |требовали |Сочинениями М. |
|теоретических |бессмысленную |ограничения власти |положено начало |
|проблем войны и |жестокость |короля сословными |пол-ко-правовой |
|мира потребовал |многочисленных |учреждениями, |идеологии Нового |
|решения более общих|законов Англии, |предоставления |времени. Его |
|вопросов о праве, |направленных против|народу права |пол-кое учение |
|справедливости, их |краж и |смещать и выбирать |свободно от |
|источниках, формах |бродяжничества, Мор|м-хов, призывали к |теологии; оно |
|сущ-я, методах |остро ставит вопрос|сопротивлению |основано на |
|изучения. |о причинах |тиранам. Рассуждая |изучении деят-ти |
|Исходный пункт |преступности в |о свободе и правах |совр-ых ему |
|учения Г. — природа|совр-ом ему |народа, м-хомахи |правительств, опыта|
|чел-ка, социальные |обществе. Основная |имели в виду лишь |государств |
|качества людей. Г. |причина всех вообще|привилегии крупной |Античного мира, на |
|различает право |пороков и бедствий,|ар-тии. |представлениях об |
|ест-е и право |считал Мор, — |Трактат |интересах и |
|волеустановленное. |частная соб-ть и |"Рассуждение о |стремлениях |
|Источником ест-го |обусловленные ею |добровольном |участников пол-кой |
|права является |противоречия |рабстве", Этьена де|жизни. М. |
|чел-кий разум, в |интересов личности |Ла Боэси описывал |утверждал, что |
|котором заложено |и об-ва, богатых и |постыдное и |изучение прошлого |
|стремление к |бедных, праздности |бедственное пол-е |дает возможность |
|спокойному общению |и изнурительного |народа и страны под|предвидеть будущее |
|чел-ка с др-ми |труда, роскоши и |игом тирании, |или по примеру |
|людьми. |нищеты. |которая |древних определить |
|Волеустановленное |Во второй части |противоречит |средства и способы |
|право (оно делится |книги описываются |природе, свободе и |действий, полезных |
|на чел-кое и |учреждения и нравы |рав-ву людей. |в настоящем. |
|божественное) |жителей острова |Тирания возникает |Целью гос-ва и |
|должно |Утопия, |различными |основой его |
|соответствовать |находящегося в |способами (договор,|прочности М. считал|
|предписаниям ест-го|Новом Свете, где-то|сила, наследование)|безопасность |
|права. |в южном полушарии .|и держится |личности и |
|Противопоставление |В Утопии существуют|привычкой народа к |незыблемость |
|Гроцием требований |общность имуществ и|рабству. Это |соб-ти. Самое |
|ест-го права нормам|всеобщая |рабство |опасное для |
|права |обязательность |добровольное, |правителя – |
|волеустановленного,|труда; это коренным|поскольку впавший в|посягать на |
|т.е. существовавшим|образом отличает |привычное |имущество |
|в бол-ве стран |общ-ый и пол-кий |заблуждение народ |подданных, это |
|феодальным правовым|строй утопийцев от |содержит тирана, |неизбежно порождает|
|институтам, явилось|порядков всех др-х |терпит его прихоти |ненависть. |
|орудием критики |государств. Гос-во |и злодеяния. |Незыблемость |
|феодального права и|стремится обойтись |Полагалось, что |частной соб-ти, как|
|феодального строя в|без лишних запретов|опорой тирана |и безопасность |
|целом. |и регламентации, |является лишь |личности, М. |
|У. Г. договор о |широко использует |несознательность |называл благами |
|создании гос-ва |меры поощрения лиц,|подданных: если бы |свободы, считал |
|рассматривается как|совершающих |все сразу |целью и основой |
|исходное понятие |полезные для об-ва |просветились, |прочности гос-ва. |
|теории гос-ва, как |действия. Поскольку|власти тирана, |М. воспроизводит |
|основа самого |в Утопии нет |конечно, тут же |идеи Полибия о |
|гос-ва, длящихся |частной соб-ти, |пришел бы конец, |возникновении |
|отн-ний власти и |преступления |Сила тирана в том, |гос-ва и |
|подчинения. |немногочисленны; |что он, создавая |круговороте форм |
|Признаком гос-ва |поэтому утопийцы не|себе приближенных и|прав-я; вслед за |
|является верховная |нуждаются в |сторонников, |античными авторами |
|власть, к атрибутам|обширном и сложном |раскалывает народ. |он отдает |
|которой Г. относил |закон-ве. |Гос-во – это |предпочтение |
|издание законов (в |Доминиканский монах|объединение |смешанной (из |
|области как |Томазо К. написал |тиранов, из которых|м-хии, ар-тии и |
|религиозной, так и |«Город Солнца». |высшие опираются на|демократии) форме. |
|светской}, |Город основан |низших и в то же |М. все же считал |
|правосудие, |народом, решившим |время при случае |знать неизбежной и |
|назначение |"вести фил-ий образ|грабят их. |нужной частью |
|должностных лиц и |жизни общиной". | |гос-ва. Из среды |
|руководство их |Здесь нет частной | |ар-тов выдвигаются |
|деят-тью, взимание |соб-ти, все | |гос-венные деятели,|
|налогов, вопросы |трудятся в | |должностные лица, |
|войны и мира, |соответствии со | |военачальники; |
|заключение |своими природными | |М. считается одним |
|международных |склонностями, труд | |из основоположников|
|договоров. |почетен, | |науки политологии. |
|Прогрессивны также |производственной | |В его произведениях|
|международно-правов|ячейкой в Городе | |пол-ка (учреждение,|
|ые взгляды Гроция. |Солнца является не | |орг-я и деят-ть |
|Стремление Греция |семья, а мастерская| |гос-ва) |
|доказать, что во |или бригада. Жители| |рассматривалась как|
|время войны глас |носят одинаковую | |особая сфера |
|закона не |одежду, получают | |чел-кой деят-ти, |
|заглушается |одинаковую пищу | |имеющая свои |
|грохотом оружия. Г.|(только в общ-ых | |закономерности, |
|осуждал |столовых), военным | |которые должны быть|
|агрессивные, |строем отправляются| |изучены и |
|захватнические |работать, питаться,| |осмыслены, а не |
|войны, считал, что |отдыхать, | |выведены из |
|их зачинщики должны|развлекаться. | |священного писания |
|нести |В Городе Солнца | |или сконструированы|
|ответственность. |созывается общее | |умозрительно. |
|Если же война |собрание всех | |Многие рекомендации|
|началась, то она |соляриев, достигших| |М. послужили |
|должна вестись ради|20-летнего возраста| |практическим |
|заключения мира и |–Большой Совет, где| |руководством для |
|подчиняться пр-пам |каждому | |беспр-пных |
|ест-го права. Одним|предлагается | |поступков; поэтому |
|из пр-пов |высказаться о том, | |"М.зм" стал |
|международного |какие есть в гос-ве| |символом пол-кого |
|права Г. считал |недочеты. На | |коварства. |
|незыблемость |Большом Совете | |Бенито Муссолини |
|договоров между |обсуждаются все | |находил в работах |
|гос-вами. |важные вопросы | |М. подтверждения |
| |жизни гос-ва. | |своим идеям о |
| |В Городе Солнца | |сильной гос-венной |
| |существуют право, | |личности, |
| |правосудие, | |обоснование культа |
| |наказания. Законы | |гос-ва. В одном из |
| |немногочисленны, | |своих строго |
| |кратки и ясны. | |секретных писем для|
| | | |членов политбюро |
| | | |Ленин, ссылаясь на |
| | | |рекомендации М., |
| | | |содержащиеся в |
| | | |книге "Государь", |
| | | |называл его умным |
| | | |писателем по |
| | | |гос-венным |
| | | |вопросам, |
| | | |справедливо |
| | | |говорившим о |
| | | |способах достижения|
| | | |известной пол-кой |
| | | |цели, и, в |
| | | |соответствии с его |
| | | |рекомендацией, |
| | | |требовал |
| | | |расстрелять |
| | | |возможно больше |
| | | |представителей |
| | | |духовенства под |
| | | |предлогом голода и |
| | | |изъятия цер-ных |
| | | |ценностей. |
|39.Пол-ко-правовая |37. Ч. Беккариа о |35.Учение Дж. Локка|33. Английская |
|теория Ж.Ж. Руссо. |праве. |о праве и гос-ве. |пол-ко-правовая |
|Соц--пол-кие |Наиболее видным |Джон Локк — |мысль в период |
|воззрения Жан-Жака |представителем |английский фил-ф и |революции XVII в. |
|Р. (1712— 1778), |учения о ест-м |пол-кий мыслитель. |Ведущей партией |
|выдающегося фил-фа,|праве в Италии был |В произведении "Два|революции были |
|писателя положили |Чвзаре Беккариа. |трактата о прав-и" |индепенденты |
|начало новому |Книга "О |Локк изложил свою |(независимый). |
|направ-ю общ-ой |преступлениях и |конц-ю ест-го |Пол-ко-правовые |
|мысли — пол-кому |наказаниях". Это |права. Локк исходил|взгляды |
|радикализму. |сочинение, |из представления о |индепендентов |
|Литературную |принесшее ему |"ест-м состоянии". |выражены в |
|известность Р. |широкую |Важная особенность |памфлетах великого |
|принесла работа |известность, |учения Локка в том,|английского поэта |
|"Рассуждение о |проникнуто в духе |что он обосновывает|Джона Мильтона. |
|науках и |просветительства |идею прав и свобод |Мильтон защищал |
|искусствах", |верой в чел-кий |чел-ка, |свободу совести и |
|трактат "Об общ-ом |разум, |существующих в |равноправие всех |
|договоре, или Пр-пы|свободолюбием, |догос-венном |религий, кроме |
|пол-кого права". |идеями гуманизма и |состоянии. К ест-ым|католической. |
|В своем" |законности. |правам относится |В целом |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|