Теория государства и права (шпаргалка)
|последствия, но должен был | |Уголовный кодекс Российской|
|бы знать). О-тивная сторона| |Федерации (ст. 14) дает |
|правонар-я – обществ. | |следующее определение |
|опасные последствия | |преступления: “виновно |
|противоправных д-й. О-т | |совершенное общественно |
|правонар-й – те О-ты права,| |опасное деяние, запрещенное|
|кот. защищены з-ном. | |настоящим Кодексом под |
|Виды правонар-й раздел. | |угрозой наказания”. |
|1)по отраслям з-нод-ва 2)по| | |
|степени обществ. опасности:| | |
|проступки и преступления. | | |
|Б-10 |Б-11 |Б-12 |
|1. Типология |1. Государство и экономика.|1. Геополитические факторы |
|государств.Формационный и | |в развитии гос-ва. |
|цивилизационный подход. | | |
|Типология есть учение о |2. Объективное право– |2. Норма права и статья |
|типах государств. Тип |представл собой |норм.-правов. акта. Способы|
|государства определ на |совокупность правовых норм,|изложения норм права. |
|основании того, какой |определяющих содерж-ие прав|Норма права–общеобязат. |
|экономический базис это |и обяз-ей персонально не |повед-е, слож-ся в обществ.|
|гос-во защищает и интересам|определенного круга |практике (в рез-те |
|какого господств-го класса |субъектов. В них |многократной повторяемости |
|оно служит. В основе |содержаться предписания, |этого отн-я) санкционир. |
|формационного подхода лежит|относящиеся к множеству |гос-вом и опир-ся на |
|понятие |лиц, находящ-ся в сфере |возм-ть принужд-я со |
|“общественно-экономическая |действия правовой нормы. |стороны гос-ва. Прав. нормы|
|формация”, которая призвана|Субъективное право– есть |клас-ся: 1) По функциям кот|
|характеризовать тип |индивидуализированное |выполняю нормы: а) |
|общества в единстве его |право. В нем общие юридич |регулятивн; |
|базиса и надстройки. Этот |права и обязанности |б)охранительные. 2) По |
|подход разработан в рамках |становятся принадлеж-ью |степени обязат-ти: |
|марксистской теории. |конкретных лиц и таким |а)императивные |
|Различают 3 типа |образом переводят их в |(обязательные) |
|эксплуат-го господства: |плоскость правоотношений. |б)диспозитивные (несколько |
|рабовл, феодальн, буржуазн | |вариантов, и м. выбрать) |
|и исторический тип |3. Пробелы в праве и |в)рекомендательные. 3) По |
|социалист госуд-ва. В |способы их восполнения. |сод-ю правомочия в норме: |
|основе цивилизационного |Пробел в позитивном праве –|а)нормы, сод. запреты |
|подхода лежит понятие |когда нет ни з-на, ни |б)обязывающие в)управомач. |
|“цивилизация”. Цивил-ый |подз-ного. акта, ни обычая,|4) По степени |
|подход ориентирован на |ни прецедента. Пробел в пр |определенности: а) абс. |
|познание прошлого через |может быть восполнен только|определенные нормы |
|деятельность человека: |созданием нов норм пр. |(формулир. пр-ло, усл-е его|
|трудовую, политическую, |Таким образом, осн ср-во |д-я и санкцию с исчерпыв. |
|социальную–во всем |устранения пробелов- это |полнотой); б)относит. |
|многообразии общест-ых |правотворч. Но возможно |опр-нные (допуск. возм-ть |
|связей.Человек стоит в |реш юр дела до издания пр|вар-тов с учетом конкр. |
|центре как творческая |норм: прибегают к юр |обстоятельств); |
|личность, а не как |аналогии. Юр аналогия - |в)альтернативные |
|обезличенный индивид. В |разрешение случая |(предусматр-ет несколько |
|типологии государства |находящегося в сфере пр |вариантов). 5) По кругу |
|следует учитывать как |регулирования, путем |лиц: а)общие; |
|цивилизационный подход, так|применения пр нормы, |б)специальные. |
|и формационный. |регулир сходные по хар-у |Факультативные нормы – |
| |отнош (аналогия закона), |позвол. при опр. усл-ях |
|2. Демократический режим. |или на основе общих начал |отступать от главн. вар-та |
|Демократический режим |зак-ва (аналогия |повед-я, избирая запасной. |
|складывается в правовых |права).Т.о., различ: АЗ и |Рекомендательная норма – из|
|государствах. Они |АП. АЗ примен, когда |неск. вар-тов повед-я |
|характеризуются методами |необходимо разрешить конкр |рекоменд. один. Есть нормы |
|существования власти, |юр дело, когда отсутс норма|основные (исходные) и |
|которые реально |права, регулир данные общ |производные (детализ-щие); |
|обеспечивают свободное |отнош, но можно отыскать |пост. и временные. Особая |
|развитие личности, |нормы, регулир сходные |группа – поощрительные. |
|фактическую защищенность ее|отнош. АП - принятие |Среди регулятивных и |
|прав, интересов. Конкретно |решения по конкр делу на |охранительных выдел. |
|режим демократической |основе общ принципов пр. |специализир.: дефинитивные |
|власти выражается в |при АП отсутствует аналог |(сод. определ-я юридич. |
|следую-щем: режим |норма, поэтому возникает |понятий); нормы-принципы; |
|представляет свободу |необходимость обращ к общ |оперативные (направл. на |
|личности в экономической |принципам пр Здесь речь |отмену актов, их распр-е на|
|сфере, которая составляет |может идти скорее о |новые отн-я), коллизионные |
|основу материального |самостоят источнике права -|(позвол. решать дело в сл. |
|благополучия общества; |принципах пр. Применяя |конфликта норм). |
|реальная гарантированность |аналогию, необходимо |Статья НПА– это форма |
|прав и свобод граждан, их |различать правоустан юр |выражения, способ изложения|
|возможность выражать |деятельность (сост в уст пр|правовой нормы. Способы |
|собственное мнение о |и обяз сторон) и правоохран|изложения: а) прямой (в ст.|
|политике государства, |юр деят (определ меры юр |НПА содерж все 3 элемента |
|активно участвовать в |ответств). В правоуст деят,|правовой нормы-гипотеза, |
|культурных, научных и |особенно в сфере частного |диспозиция, санкция); б) |
|других общественных |права, без аналогии |отсылочный (имеются отсылки|
|организациях; создает |обойтись невозможно, и это |к др. статьям); |
|эффективную систему прямого|даже законодательно |в)бланкетный (в ст. НПА |
|воздействия населения |закреплено. Аналогия |содерж лишь ответственность|
|страны на характер |применяется, как пр, в |за нарушение определ-ых |
|государственной власти; в |рамках 1 отрасли права. |правил, самих правил в них |
|демократическом государстве|межотраслевая аналогия |не содер-ся). |
|личность защищена от |назыв “субсидиарной”. суть:| |
|произвола, беззакония так |при отсутствии в данной |3. Правовой нигилизм. |
|как ее права находятся под|отрасли права необходимых |Правовой нигилизм |
|постоянной охраной |юр оснований для применения|представляет собой |
|правосудия; власть в |аналогии закона или права к|непризнание права как |
|одинаковой степени |случаю, возможно обращение |социальной ценности и |
|обеспечивает интересы |к нормам и принципам др |проявляется в |
|большинства и меньшинства; |отрасли права. |негативно-отрицательном |
|основным принципом | |отношении к праву, законам,|
|деятельности | |правопорядку, в неверии в |
|демократического | |необходимость права, его |
|государства является | |возможности, общественную |
|плюрализм; государственный | |полезность. формы правового|
|режим базируется на | |нигилизма: а) умышленное |
|законах, которые отражают | |нарушение законов и иных |
|объективные потребности | |нормативно-правовых актов; |
|развития личности и | |б) массовое несоблюдение и |
|общества. | |неисполнение юридических |
| | |предписаний; в) издание |
|3. Реализация права. | |противоречивых правовых |
|Понятие и формы. | |актов; г) подмена |
|Право - с-ма общеобязат. | |законности |
|норм, возникших в | |целесообразностью; д) |
|общ-венной практике, | |конфронтация |
|санкц-нных гос-вом и | |представительных и |
|опирающихся в своей | |исполнительных структур; е)|
|реал-ции на возм-ть | |нарушение прав человека; |
|принужд-я со стороны | |Правовой нигилизм - это |
|гос-ва. Реализ норм права- | |патология правового |
|воплощение их предписаний в| |сознания, обусловленная |
|поведение людей. Формы | |определенным состоянием |
|права: осуществление | |общества. Поэтому пути |
|(использование) права, т.е.| |борьбы с ним должны быть |
|реализации возможностей; | |разнообразны. |
|исполнение обяз-ей | | |
|(совершение предписаний | | |
|норм права); соблюдение | | |
|обяз-ей (воздерж от | | |
|запрещенных действий); | | |
|применение права. | | |
|Способы реал-ции права, | | |
|присущие гр-нам и юр. | | |
|лицам: запреты (реал-ся | | |
|способом соблюд-я – не | | |
|треб. никаких активн. д-й),| | |
|обяз-ти (реал-ся способом | | |
|исполн-я – треб. активн. | | |
|участия), есть способ, кот.| | |
|осущ. спец. уполномоч. | | |
|гос-вом органами – это | | |
|примен-е права (вкл. в себя| | |
|неск. этапов, фикс. в | | |
|процессуальн. нормах). | | |
| | | |
|Б-14 |Б-15 |Б-16 |
|1. Форма гос-ва – это |1. Республика - это такая|1. Функции гос-ва. Ф-ции |
|сложное обществ. явление, |форма правления, при |гос-ва – осн. напр-я его |
|вкл. в себя 3 взаимосвяз. |которой верховная власть |д-ти, обусл. его сущ-тью и |
|эл-та: I.форму правления |осуществляется выборными |сод-ем, а также стоящими |
|II.форму гос. устр-ва |органами, избираемыми |перед ним на том или ином |
|III.форму гос. режима. |населением на определенный |этапе его разв-я целями, |
|Формы правления- |срок. Общими признаками |задачами и его соц. |
|1)монархические |респ. формы прав-я явл.: |назн-ем. Сущ. мн-во |
|(единоличные, |существ-ие единолич и |критериев класс-ции ф-ций |
|наследств.):а)абс. |коллег-го главы гос-ва; |гос-ва в завис. от: |
|б)огранич. (парламентарн., |выборность на определенный |а)продолж-ти их сущ-я и |
|конституцион.) в)дуалистич.|срок главы гос-ва и других |д-ти (const, присущ. гос-ву|
|г)теократич. |верховных органов гос-ой |на всех этапах его д-ти и |
|2)республиканские |вл.; осущ-ие гос. вл. не по|врем.) б)от их соц. |
|(коллегиальные, выборные): |своему велению, а по |значимости (выр. интересы |
|а)парламентские |поручению народа; юридич. |правящих слоев или всего |
|б)президентские. |ответ-ть главы гос-ва в |Н). в)от сфер их прилож-я и|
|Формы гос. устр-ва– это |случаях, предусмотренных |осущ-я (полит., эк., соц.) |
|нац. и адм.-терр. строение |законом; обязат-ть решений |г)от форм их реал-ции |
|гос-ва, кот. раскрывает |верховной гос-ой вл. |(правотворческие, |
|хар-р взаимоотн-й м. его |Основные разновид-ти |правоохр.). Также м. |
|сост. частями, м. |респ-го правлен: 1)Афинск. |провести класс-ю на осн. |
|центральн. и местными |демокр-ая респ. (5-4 вв |террит. масштаба, в lim |
|органами гос. упр-я, |д.н.э., высший орган |кот. они реал-ся (в федер. |
|власти.: а)унитарное |народное собрание); |гос-ве, унитарном или |
|(цельное гос. образ-е, |2)Спартан. аристокр.респ. |конфедерации). |
|сост. из адм.-тер. ед-ц, |(5-4 вв д.н.э. законод. |В последние годы осущ. |
|кот. подчин-ся центр. |Вл.-совет старейшин); |класс-я ф-ций гос-ва на |
|органам власти и признаками|3)Римская аристокр.респ. |осн. принципа раздел-я |
|гос. незав-ти не облад.) |(5-2 вв д.н.э. верховн. Вл |властей. В соотв-и с этим |
|б)федеративн. (добровольн. |– сенат, назначаемый |ф-ции: з-нодательные, |
|объед-е ранее самост. гос. |народн. собр-ем); |управленч. и судебные. Но |
|образований в одно союзное |4)Парламентская респ. |ф-ции гос-ва м. |
|гос-во в)конфедерация |(верховн. Вл. принадл. |подразделить и в завис. от |
|(временный юр. союз |парламенту, гл. гос-ва |обусл-ти “природой всякого |
|суверенных гос-в для |избирается парлам-ом); |общ-ва”. В соотв-и с этим |
|обесп-я общих их интересов.|5)Президентск. респ. (в |критерием ф-ции подразд-ся |
|Не имет своих общих з-нод.,|руках през-та полномочия |на: 1)ф-ции гос-в |
|исполнит. и судебн. органов|гл. гос-ва и гл. |эксплуататорских типов |
|в отличие от фед-ции). |правит-ва). |(доминир. роль ф-ций |
|Фор гос. режимов– совок-ть | |прямого подавл-я экспл-щим |
|способов и методов осущ-я |2. Правотворчество. Под |классом Н.) 2)ф-ции гос-в |
|власти гос-вом.: |“правотворчеством” понимают|демокр. типа (второстеп. |
|а)антидемокр. режимы |деят-ть управомо-ченных |знач-е ф-ции прямого |
|(тоталитарные, |органов гос-ва по изданию, |подавления) 3)ф-ции, |
|авторитарные, расистские) |переработке и отмене |вытекающие из природы |
|б)демокр. |норм.-правовых актов в |всякого общ-ва – обесп-е и |
| |единстве с их содержанием –|поддерж-е естеств. усл-й |
|2. Социальные нормы– это |юрид-ми нормами. Принципы |жизни общ-ва. Также внешние|
|правила регулирующие |правотворчества: а) |ф-ции гос-ва (решение |
|поведение людей и |демократизм; б)законность; |м/нар. задач). Главная же |
|деятельность организаций в |в)гуманизм; г) научность; |ф-ция и цель нормального |
|общественной жизни. Соц.н |д) профессионализм; е) |гос-ва – охрана интересов |
|бывают след-их видов: |плановость Стадии |чела, защита его прав. |
|1)нормы права (правила |законодательной процедуры: | |
|повед устанвл и охран-ся |1. Стадия законодательной |2. Формы права. Под формами|
|госуд-ом); 2)нормы морали |инициативы, т.е. |права (источниками) права |
|(представления людей о |официального внесения |понимают способы |
|добре и зле); 3)нормы |законопроекта в высший |закрепления и выражения |
|обществ-ых орг-ий ( правила|представительный орган |правовых норм. Исторически |
|устанавл-ые самими орг-ми);|страны. 2. Стадия |первой формой права явл-ся |
|4)нормы обычаев (правила |обсуждения законопроекта. |правовой обычай — |
|поведения вошедшие в |3. Стадия принятия |санкционированный |
|привычку людей); 5)нормы |законопроекта 4. Стадия |государством. |
|традиций (стабильные |официального опубликования |Государственное |
|правила поведения |закона. Юридическая техника|санкционирование обычая |
|определ-ой сферы |- это совокупность приемов,|производ двумя способами: |
|жизнедеят-ти человека); |правил, средств разработки |а) путем указания на обычай|
|6)нормы ритуалов (правила |и оформления |в нормативно-правовом акте |
|поведения людей при |нормативно-правовых и |б) использованием обычая в |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|