рефераты бесплатно

МЕНЮ


Теория государства и права (шпаргалка)

|последствия, но должен был | |Уголовный кодекс Российской|

|бы знать). О-тивная сторона| |Федерации (ст. 14) дает |

|правонар-я – обществ. | |следующее определение |

|опасные последствия | |преступления: “виновно |

|противоправных д-й. О-т | |совершенное общественно |

|правонар-й – те О-ты права,| |опасное деяние, запрещенное|

|кот. защищены з-ном. | |настоящим Кодексом под |

|Виды правонар-й раздел. | |угрозой наказания”. |

|1)по отраслям з-нод-ва 2)по| | |

|степени обществ. опасности:| | |

|проступки и преступления. | | |

|Б-10 |Б-11 |Б-12 |

|1. Типология |1. Государство и экономика.|1. Геополитические факторы |

|государств.Формационный и | |в развитии гос-ва. |

|цивилизационный подход. | | |

|Типология есть учение о |2. Объективное право– |2. Норма права и статья |

|типах государств. Тип |представл собой |норм.-правов. акта. Способы|

|государства определ на |совокупность правовых норм,|изложения норм права. |

|основании того, какой |определяющих содерж-ие прав|Норма права–общеобязат. |

|экономический базис это |и обяз-ей персонально не |повед-е, слож-ся в обществ.|

|гос-во защищает и интересам|определенного круга |практике (в рез-те |

|какого господств-го класса |субъектов. В них |многократной повторяемости |

|оно служит. В основе |содержаться предписания, |этого отн-я) санкционир. |

|формационного подхода лежит|относящиеся к множеству |гос-вом и опир-ся на |

|понятие |лиц, находящ-ся в сфере |возм-ть принужд-я со |

|“общественно-экономическая |действия правовой нормы. |стороны гос-ва. Прав. нормы|

|формация”, которая призвана|Субъективное право– есть |клас-ся: 1) По функциям кот|

|характеризовать тип |индивидуализированное |выполняю нормы: а) |

|общества в единстве его |право. В нем общие юридич |регулятивн; |

|базиса и надстройки. Этот |права и обязанности |б)охранительные. 2) По |

|подход разработан в рамках |становятся принадлеж-ью |степени обязат-ти: |

|марксистской теории. |конкретных лиц и таким |а)императивные |

|Различают 3 типа |образом переводят их в |(обязательные) |

|эксплуат-го господства: |плоскость правоотношений. |б)диспозитивные (несколько |

|рабовл, феодальн, буржуазн | |вариантов, и м. выбрать) |

|и исторический тип |3. Пробелы в праве и |в)рекомендательные. 3) По |

|социалист госуд-ва. В |способы их восполнения. |сод-ю правомочия в норме: |

|основе цивилизационного |Пробел в позитивном праве –|а)нормы, сод. запреты |

|подхода лежит понятие |когда нет ни з-на, ни |б)обязывающие в)управомач. |

|“цивилизация”. Цивил-ый |подз-ного. акта, ни обычая,|4) По степени |

|подход ориентирован на |ни прецедента. Пробел в пр |определенности: а) абс. |

|познание прошлого через |может быть восполнен только|определенные нормы |

|деятельность человека: |созданием нов норм пр. |(формулир. пр-ло, усл-е его|

|трудовую, политическую, |Таким образом, осн ср-во |д-я и санкцию с исчерпыв. |

|социальную–во всем |устранения пробелов- это |полнотой); б)относит. |

|многообразии общест-ых |правотворч. Но возможно |опр-нные (допуск. возм-ть |

|связей.Человек стоит в |реш юр дела до издания пр|вар-тов с учетом конкр. |

|центре как творческая |норм: прибегают к юр |обстоятельств); |

|личность, а не как |аналогии. Юр аналогия - |в)альтернативные |

|обезличенный индивид. В |разрешение случая |(предусматр-ет несколько |

|типологии государства |находящегося в сфере пр |вариантов). 5) По кругу |

|следует учитывать как |регулирования, путем |лиц: а)общие; |

|цивилизационный подход, так|применения пр нормы, |б)специальные. |

|и формационный. |регулир сходные по хар-у |Факультативные нормы – |

| |отнош (аналогия закона), |позвол. при опр. усл-ях |

|2. Демократический режим. |или на основе общих начал |отступать от главн. вар-та |

|Демократический режим |зак-ва (аналогия |повед-я, избирая запасной. |

|складывается в правовых |права).Т.о., различ: АЗ и |Рекомендательная норма – из|

|государствах. Они |АП. АЗ примен, когда |неск. вар-тов повед-я |

|характеризуются методами |необходимо разрешить конкр |рекоменд. один. Есть нормы |

|существования власти, |юр дело, когда отсутс норма|основные (исходные) и |

|которые реально |права, регулир данные общ |производные (детализ-щие); |

|обеспечивают свободное |отнош, но можно отыскать |пост. и временные. Особая |

|развитие личности, |нормы, регулир сходные |группа – поощрительные. |

|фактическую защищенность ее|отнош. АП - принятие |Среди регулятивных и |

|прав, интересов. Конкретно |решения по конкр делу на |охранительных выдел. |

|режим демократической |основе общ принципов пр. |специализир.: дефинитивные |

|власти выражается в |при АП отсутствует аналог |(сод. определ-я юридич. |

|следую-щем: режим |норма, поэтому возникает |понятий); нормы-принципы; |

|представляет свободу |необходимость обращ к общ |оперативные (направл. на |

|личности в экономической |принципам пр Здесь речь |отмену актов, их распр-е на|

|сфере, которая составляет |может идти скорее о |новые отн-я), коллизионные |

|основу материального |самостоят источнике права -|(позвол. решать дело в сл. |

|благополучия общества; |принципах пр. Применяя |конфликта норм). |

|реальная гарантированность |аналогию, необходимо |Статья НПА– это форма |

|прав и свобод граждан, их |различать правоустан юр |выражения, способ изложения|

|возможность выражать |деятельность (сост в уст пр|правовой нормы. Способы |

|собственное мнение о |и обяз сторон) и правоохран|изложения: а) прямой (в ст.|

|политике государства, |юр деят (определ меры юр |НПА содерж все 3 элемента |

|активно участвовать в |ответств). В правоуст деят,|правовой нормы-гипотеза, |

|культурных, научных и |особенно в сфере частного |диспозиция, санкция); б) |

|других общественных |права, без аналогии |отсылочный (имеются отсылки|

|организациях; создает |обойтись невозможно, и это |к др. статьям); |

|эффективную систему прямого|даже законодательно |в)бланкетный (в ст. НПА |

|воздействия населения |закреплено. Аналогия |содерж лишь ответственность|

|страны на характер |применяется, как пр, в |за нарушение определ-ых |

|государственной власти; в |рамках 1 отрасли права. |правил, самих правил в них |

|демократическом государстве|межотраслевая аналогия |не содер-ся). |

|личность защищена от |назыв “субсидиарной”. суть:| |

|произвола, беззакония так |при отсутствии в данной |3. Правовой нигилизм. |

|как ее права находятся под|отрасли права необходимых |Правовой нигилизм |

|постоянной охраной |юр оснований для применения|представляет собой |

|правосудия; власть в |аналогии закона или права к|непризнание права как |

|одинаковой степени |случаю, возможно обращение |социальной ценности и |

|обеспечивает интересы |к нормам и принципам др |проявляется в |

|большинства и меньшинства; |отрасли права. |негативно-отрицательном |

|основным принципом | |отношении к праву, законам,|

|деятельности | |правопорядку, в неверии в |

|демократического | |необходимость права, его |

|государства является | |возможности, общественную |

|плюрализм; государственный | |полезность. формы правового|

|режим базируется на | |нигилизма: а) умышленное |

|законах, которые отражают | |нарушение законов и иных |

|объективные потребности | |нормативно-правовых актов; |

|развития личности и | |б) массовое несоблюдение и |

|общества. | |неисполнение юридических |

| | |предписаний; в) издание |

|3. Реализация права. | |противоречивых правовых |

|Понятие и формы. | |актов; г) подмена |

|Право - с-ма общеобязат. | |законности |

|норм, возникших в | |целесообразностью; д) |

|общ-венной практике, | |конфронтация |

|санкц-нных гос-вом и | |представительных и |

|опирающихся в своей | |исполнительных структур; е)|

|реал-ции на возм-ть | |нарушение прав человека; |

|принужд-я со стороны | |Правовой нигилизм - это |

|гос-ва. Реализ норм права- | |патология правового |

|воплощение их предписаний в| |сознания, обусловленная |

|поведение людей. Формы | |определенным состоянием |

|права: осуществление | |общества. Поэтому пути |

|(использование) права, т.е.| |борьбы с ним должны быть |

|реализации возможностей; | |разнообразны. |

|исполнение обяз-ей | | |

|(совершение предписаний | | |

|норм права); соблюдение | | |

|обяз-ей (воздерж от | | |

|запрещенных действий); | | |

|применение права. | | |

|Способы реал-ции права, | | |

|присущие гр-нам и юр. | | |

|лицам: запреты (реал-ся | | |

|способом соблюд-я – не | | |

|треб. никаких активн. д-й),| | |

|обяз-ти (реал-ся способом | | |

|исполн-я – треб. активн. | | |

|участия), есть способ, кот.| | |

|осущ. спец. уполномоч. | | |

|гос-вом органами – это | | |

|примен-е права (вкл. в себя| | |

|неск. этапов, фикс. в | | |

|процессуальн. нормах). | | |

| | | |

|Б-14 |Б-15 |Б-16 |

|1. Форма гос-ва – это |1. Республика - это такая|1. Функции гос-ва. Ф-ции |

|сложное обществ. явление, |форма правления, при |гос-ва – осн. напр-я его |

|вкл. в себя 3 взаимосвяз. |которой верховная власть |д-ти, обусл. его сущ-тью и |

|эл-та: I.форму правления |осуществляется выборными |сод-ем, а также стоящими |

|II.форму гос. устр-ва |органами, избираемыми |перед ним на том или ином |

|III.форму гос. режима. |населением на определенный |этапе его разв-я целями, |

|Формы правления- |срок. Общими признаками |задачами и его соц. |

|1)монархические |респ. формы прав-я явл.: |назн-ем. Сущ. мн-во |

|(единоличные, |существ-ие единолич и |критериев класс-ции ф-ций |

|наследств.):а)абс. |коллег-го главы гос-ва; |гос-ва в завис. от: |

|б)огранич. (парламентарн., |выборность на определенный |а)продолж-ти их сущ-я и |

|конституцион.) в)дуалистич.|срок главы гос-ва и других |д-ти (const, присущ. гос-ву|

|г)теократич. |верховных органов гос-ой |на всех этапах его д-ти и |

|2)республиканские |вл.; осущ-ие гос. вл. не по|врем.) б)от их соц. |

|(коллегиальные, выборные): |своему велению, а по |значимости (выр. интересы |

|а)парламентские |поручению народа; юридич. |правящих слоев или всего |

|б)президентские. |ответ-ть главы гос-ва в |Н). в)от сфер их прилож-я и|

|Формы гос. устр-ва– это |случаях, предусмотренных |осущ-я (полит., эк., соц.) |

|нац. и адм.-терр. строение |законом; обязат-ть решений |г)от форм их реал-ции |

|гос-ва, кот. раскрывает |верховной гос-ой вл. |(правотворческие, |

|хар-р взаимоотн-й м. его |Основные разновид-ти |правоохр.). Также м. |

|сост. частями, м. |респ-го правлен: 1)Афинск. |провести класс-ю на осн. |

|центральн. и местными |демокр-ая респ. (5-4 вв |террит. масштаба, в lim |

|органами гос. упр-я, |д.н.э., высший орган |кот. они реал-ся (в федер. |

|власти.: а)унитарное |народное собрание); |гос-ве, унитарном или |

|(цельное гос. образ-е, |2)Спартан. аристокр.респ. |конфедерации). |

|сост. из адм.-тер. ед-ц, |(5-4 вв д.н.э. законод. |В последние годы осущ. |

|кот. подчин-ся центр. |Вл.-совет старейшин); |класс-я ф-ций гос-ва на |

|органам власти и признаками|3)Римская аристокр.респ. |осн. принципа раздел-я |

|гос. незав-ти не облад.) |(5-2 вв д.н.э. верховн. Вл |властей. В соотв-и с этим |

|б)федеративн. (добровольн. |– сенат, назначаемый |ф-ции: з-нодательные, |

|объед-е ранее самост. гос. |народн. собр-ем); |управленч. и судебные. Но |

|образований в одно союзное |4)Парламентская респ. |ф-ции гос-ва м. |

|гос-во в)конфедерация |(верховн. Вл. принадл. |подразделить и в завис. от |

|(временный юр. союз |парламенту, гл. гос-ва |обусл-ти “природой всякого |

|суверенных гос-в для |избирается парлам-ом); |общ-ва”. В соотв-и с этим |

|обесп-я общих их интересов.|5)Президентск. респ. (в |критерием ф-ции подразд-ся |

|Не имет своих общих з-нод.,|руках през-та полномочия |на: 1)ф-ции гос-в |

|исполнит. и судебн. органов|гл. гос-ва и гл. |эксплуататорских типов |

|в отличие от фед-ции). |правит-ва). |(доминир. роль ф-ций |

|Фор гос. режимов– совок-ть | |прямого подавл-я экспл-щим |

|способов и методов осущ-я |2. Правотворчество. Под |классом Н.) 2)ф-ции гос-в |

|власти гос-вом.: |“правотворчеством” понимают|демокр. типа (второстеп. |

|а)антидемокр. режимы |деят-ть управомо-ченных |знач-е ф-ции прямого |

|(тоталитарные, |органов гос-ва по изданию, |подавления) 3)ф-ции, |

|авторитарные, расистские) |переработке и отмене |вытекающие из природы |

|б)демокр. |норм.-правовых актов в |всякого общ-ва – обесп-е и |

| |единстве с их содержанием –|поддерж-е естеств. усл-й |

|2. Социальные нормы– это |юрид-ми нормами. Принципы |жизни общ-ва. Также внешние|

|правила регулирующие |правотворчества: а) |ф-ции гос-ва (решение |

|поведение людей и |демократизм; б)законность; |м/нар. задач). Главная же |

|деятельность организаций в |в)гуманизм; г) научность; |ф-ция и цель нормального |

|общественной жизни. Соц.н |д) профессионализм; е) |гос-ва – охрана интересов |

|бывают след-их видов: |плановость Стадии |чела, защита его прав. |

|1)нормы права (правила |законодательной процедуры: | |

|повед устанвл и охран-ся |1. Стадия законодательной |2. Формы права. Под формами|

|госуд-ом); 2)нормы морали |инициативы, т.е. |права (источниками) права |

|(представления людей о |официального внесения |понимают способы |

|добре и зле); 3)нормы |законопроекта в высший |закрепления и выражения |

|обществ-ых орг-ий ( правила|представительный орган |правовых норм. Исторически |

|устанавл-ые самими орг-ми);|страны. 2. Стадия |первой формой права явл-ся |

|4)нормы обычаев (правила |обсуждения законопроекта. |правовой обычай — |

|поведения вошедшие в |3. Стадия принятия |санкционированный |

|привычку людей); 5)нормы |законопроекта 4. Стадия |государством. |

|традиций (стабильные |официального опубликования |Государственное |

|правила поведения |закона. Юридическая техника|санкционирование обычая |

|определ-ой сферы |- это совокупность приемов,|производ двумя способами: |

|жизнедеят-ти человека); |правил, средств разработки |а) путем указания на обычай|

|6)нормы ритуалов (правила |и оформления |в нормативно-правовом акте |

|поведения людей при |нормативно-правовых и |б) использованием обычая в |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.