Теория государства и права (шпаргалка)
|совершении обрядов). |индивидуальных юридических |качестве нормативной основы|
|При певобытном обществе в |актов, обеспечивающих их |судебного решения. Второй |
|родовой общине, племени |совершенство. Должна |вид источников права - |
|действовали правила |обеспечивать: а) логическую|судебный прецедент. С |
|поведения (нормы обычаев |последовательность |помощью прецедентов суды |
|регулир труд, охоту, |изложения; б) отсутствие |официально закрепляют уже |
|рыбалку, быт, семейн |противоречий внутри |фактически сложившиеся в |
|отношен.) Многие из обычаев|нормативного акта и в целом|обществе нормы. Прецеденты |
|явл. и нормами морали , |в системе законодательства;|устанавливаются высшими |
|религии, регулировали |в) компактность |судебными инстанциями. В |
|отправление обрядов. |нормативного материала; г) |сфере управленческой |
|Выражали интересы всех |ясность и доступность языка|деятельности государства |
|членов рода. У членов рода |закона; д) точность и |источником права может быть|
|не было разгр-ий прав и |определенность формулировок|административный прецедент.|
|обяз-ей. Их исполн |и терминов, употребляемых в|Суд прецедент - это решение|
|обеспеч-сь привычкой |законодательстве. |судебного или |
|соблюдать укоренившиеся | |административного органа, |
|правила. |3. Система прав человека. |которое послужило образцом |
| |Права чела – как бы соц. |при рассмотрении подобного |
|3. Правовая культура. |ценность, если они обесп. |дела и стало юридическим |
|Правовая культура - это |усл-ями жизни и |правилом. Третьим видом |
|состояние правосознания, |гарантир-ны. Роль гос-ва |источников норм права можно|
|законности, совершенства |здесь – самая существ. Быть|назвать нормативно-правовой|
|законодательства и |членом общ-ва – значит |договор. |
|юридической практики, т.е. |соотносить свои поступки, |Нормативно-правовым |
|своего рода “юридическое |д-я с интересами др. людей.|договором выступает |
|богатство” общества. |Права и свободы не м.б. |соглашение субъектов права,|
|Разновидности проявлений |абсолютн., они имеют |которое содержит новые |
|правовой культуры: правовые|естеств. рамки, кот. опр-ет|юридические правила. |
|идеи, правовые нормы и |гос-во в лице народа. |Четвертым (и важнейшим) |
|институты, правовые |Гос-во в процессе осущ-я |источником права является |
|поступки, правовые |прав и свобод каждым |нормативно-правовой акт. В |
|учреждения. Эти проявления |индивидом явл-ся |качестве источника права |
|правовой культуры являются,|примирителем эгоистич. |может выступать юридическая|
|по существу, и сферами ее |интересов отд. членов |доктрина (правовые теории, |
|действия. При оценке уровня|общ-ва, противоречий |учения о праве). Во многих |
|пр. культ оценивается- а) |частного, индив. и общего, |странах как |
|уровень общественного и |исп. при этом прав. ср-ва. |континентального, так и |
|индивидуального | |общего права, источником |
|правосознания, в том числе |Категория соц. свободы м. |норм являются общие |
|уровень развития |рассм-ся только в паре с |принципы права. |
|юридической науки и |кат. соц. ответственности. | |
|юридического образования; |Это общепризн. |3. Правовая реформа в |
|б) уровень законности; в) |м/нар.-правовая (м/нар. |современной России. |
|уровень совершенства |билль по правам чела) и | |
|законодательства; г) |внутригос. практика. | |
|уровень совершенства |Конст-я РФ в дан. сл. | |
|юридической практики, |допускает возм-ть огранич-я| |
|прежде всего практики |прав и свобод чела, но | |
|судебной, т.е. состояние |только в той мере, в кот. | |
|правосудия в обществе. |это необх. в целях защиты | |
|Данные уровни можно |конституц. строя, а также | |
|расценивать как элементы |“нравств-ти, здоровья, | |
|правовой культуры.По видам |з-нных прав и з-нных | |
|правовую культуру можно |интересов др. людей | |
|разделить, на правовую |Реал-ция и эфф-ть норм о | |
|культуру общества в целом и|правах и свободах чела и | |
|правовую культуру индивида.|гр-на в любом гос-ве завис.| |
| |от многих ф-ров: 1)степень | |
| |демокр-ти властных | |
| |институтов гос-ва 2)полит.,| |
| |культурн. и прав. традиции | |
| |3)сост-е эк-ки 4)нравств. | |
| |атмосфера и степень | |
| |согласия в общ-ве 5)сост-е | |
| |з-нности и правопорядка. | |
|Б-17 |Б-18 |Б-19 |
|1. Форма государственного |1. Государственный аппарат–|1. Государство и |
|устройства. Форма гос-ва – |это система спец-ых органов|бюрократия. |
|это сложное обществ. |и учреждений, посредством | |
|явление, вкл. в себя 3 |которых осуществл-ся |2. Понятие и структура |
|взаимосвяз. эл-та: I.форму |госуд-ое управление |нормы права. Норма |
|правления II.форму гос. |обществом и защита его |права–общеобязат. повед-е, |
|устр-ва III.форму гос. |основных интересов. Гос. |слож-ся в обществ. практике|
|режима. |органы – важнейшие и |(в рез-те многократной |
|ФорГосУстр – это нац. и |неотъемлемые части гос. |повторяемости этого отн-я) |
|адм.-терр. строение гос-ва,|аппарата. Гос. органы |санкционир. гос-вом и |
|кот. раскрывает хар-р |облад. специф. признаками: |опир-ся на возм-ть |
|взаимоотн-й м. его сост. |а)форм-ся по воле гос-ва и |принужд-я со стороны |
|частями, м. центральн. и |осущ. свои ф-ции от имени |гос-ва. |
|местными органами гос. |гос-ва б)вып. каждый строго|Структура НП.. Выделяют три|
|упр-я, власти.: а)унитарное|опр., устан. в з-нодат. |элемента, которые носят |
|(цельное гос. образ-е, |порядке виды и формы д-ти |названия “гипотезы”, |
|сост. из адм.-тер. ед-ц, |в)наличие у каждого гос. |“диспозиции” и “санкции”. |
|кот. подчин-ся центр. |органа ор. закрепл. орг. |Гипотезой называют ту часть|
|органам власти и признаками|стр-ры и т.д. г)наделение |нормы, которая указывает на|
|гос. незав-ти не облад. |полномочиями гос.-властного|условия вступления нормы в |
|Имеет единое законод-во, |хар-ра. (это наиболее |действие (дает описание |
|конст-я, гражд-во ,единые |существ. пр-к) – издание |юридических фактов). |
|органы власти). |норм. актов, примен. мер |Диспозиция - это “та часть |
|б)федеративн. (добровольн. |возд-я. |нормы, которая указывает на|
|объед-е ранее самост. гос. |Будучи сост. частями одного|содержание самого правила |
|образований в одно союзное |и того же гос. аппарата, |поведения, то есть на |
|гос-во, терр-рия сост. из |органы любого гос-ва отлич.|юридические права и |
|тер-рий отд. S-тов ,кот. м.|др. от друга пор-ком своего|обязанности, возникающие у |
|иметь свои конст-и, органы |образ-я, видами вып-мой ими|субъектов”. Санкция - та |
|власти, но верховная власть|гос. д-ти, хар-ром и V-мом |часть нормы, которая |
|– федеральн.). |компетенции, особ-тями |указывает на меры правового|
|в)конфедерация (временный |исполн-я возложенных на них|принуждения, следующие за |
|юр. союз суверенных гос-в |полномочий, формами и |нарушение диспозиции. |
|для обесп-я общих их |методами осущ-я ими гос. |Прав. нормы клас-ся: 1) По |
|интересов. Не имет своих |ф-ций. |функциям кот выполняю |
|общих з-нод., исполнит. и | |нормы: а) регулятивн; |
|судебн. органов в отличие |2. Нормативистская теория |б)охранительные. 2) По |
|от фед-ции). |права. (Кельзен, Штаммлер –|степени обязат-ти: |
| |основоположники) – в |а)императивные |
|2. Основные черты |развитии права он видит |(обязательные) |
|естеств.-правовой теории. |развитие самого общества. |б)диспозитивные (несколько |
|Естественно-правовая |Право– иерархия норм, |вариантов, и м. выбрать) |
|теория, возникла в XVIII |нормативный регулятор |в)рекомендательные. 3) По |
|веке. Его развитием |общественных отношений. Оно|сод-ю правомочия в норме: |
|занимались: Локк, Руссо, |не мыслимо без государства,|а)нормы, сод. запреты |
|Радищев. Они полагали, что |а гос-во немыслимо без |б)обязывающие в)управомач. |
|каждый человек рождается с |права. |4) По степени |
|некоторым набором | |определенности: а) абс. |
|естественных и |3. Законность и |определенные нормы |
|неотчуждаемых прав (все |правопорядок. З-сть – |(формулир. пр-ло, усл-е его|
|равны, право на жизнь, |конституц. принцип точного |д-я и санкцию с исчерпыв. |
|свободное развитие, труд), |и неуклонного собл-я з-на |полнотой); б)относит. |
|затем в результате каких-то|всеми субъектами права: |опр-нные (допуск. возм-ть |
|конфликтов возникла |гр-нами, должн. лицами, |вар-тов с учетом конкр. |
|необходимость в механизме |госслужащими и гос-вом. Она|обстоятельств); |
|реализации этих прав (так |имеет неск. уровней: |в)альтернативные |
|как не все согласны, что |1)гр-не и их объед-я |(предусматр-ет несколько |
|“мои права кончаются там, |2)з-нность в д-ти гос. |вариантов). 5) По кругу |
|где начинается свобода |аппарата 3)з-ность в д-ти |лиц: а)общие; |
|другого”). Для соблюдения |самого гос-ва (нужно |б)специальные. |
|этих прав нам и пришлось |отличать з-ть от |Факультативные нормы – |
|отдать их часть |директив-ти, кот. м. |позвол. при опр. усл-ях |
|государству. |противоречить з-ну). |отступать от главн. вар-та |
| |Сущ. неск. видов |повед-я, избирая запасной. |
|3. Юридические факты и их |директив-ти: |Рекомендательная норма – из|
|классиф-ия. Юр. факты – |1)хоризматическая – соотв-е|неск. вар-тов повед-я |
|факты реальной действит-ти,|д-й потр-тям, целям, |рекоменд. один. Есть нормы |
|с кот. з-датель связывает |интересам общ-ва |основные (исходные) и |
|возн-е, изм-е или прекр-е |2)традиционная 3)идеологич.|производные (детализ-щие); |
|правоотн-й. Это конкретные |– если з-н противоречит |пост. и временные. Особая |
|жизненные обстоят-ва |иделогии общ-ва (у нас в |группа – поощрительные. |
|приводящие норму права в |стране склад-ся |Среди регулятивных и |
|действие. Они бывают |директивн-ть д-й |охранительных выдел. |
|простые и сложные. Виды ю. |президента). |специализир.: дефинитивные |
|ф.: 1) события (не завис. |Принцип законности (законы |(сод. определ-я юридич. |
|от воли или сознания |должны быть правомерны): |понятий); нормы-принципы; |
|уч-ков, например, |1)Одинак. понимание з-нов |оперативные (направл. на |
|землетрясение) 2)действия |2)Необх-ть наличия и собл-я|отмену актов, их распр-е на|
|(правомерн. или |процессуальных норм, |новые отн-я), коллизионные |
|неправомерные). Действия |обесп-щих защиту з-нных |(позвол. решать дело в сл. |
|делятся на юрид. акт и |прав S-та 3)Обесп-е |конфликта норм). |
|юрид. поступок. |правосудия. | |
|Юр. акт – д-е, кот. |Правопорядок – часть |3. Правосознание: понятие, |
|изначально преследует цель |обществ. пор-ка, сформ-ся |структура и виды. |
|породить правовые отн-я |на осн. собл-я принципов |Правосозн-е - явл-е |
|(заявление в ЗАГС). Юр. |з-нности. Он завис. от |идеальное, непоср-но не |
|поступок – не преследует |гос-ва, д-ти органов и |наблюдаемое. Оно предст. |
|подобной цели. Сущ. |должн. лиц. |собой сферу или область |
|предпол-мые юр.ф. – | |сознания, отраж. правовую |
|презумпции: 1.опровержимые | |действит-ть в форме юр. |
|(невиновности) | |знаний и оценочных отн-й к |
|2.неопровержимые (знания | |праву и практике его |
|з-на). | |реал-ции, соц.-прав. |
| | |установок и ценностных |
| | |ориентаций, рег-щих повед-е|
| | |(д-ть) людей в юр-ки |
| | |значимых ситуациях. |
| | |Правосознание гр-н - |
| | |совок-ть знаний, |
| | |представлений, оценок, |
| | |отн-я к сущ-щей прав. |
| | |действит-ти. По глубине |
| | |оценки есть разновид-ти |
| | |правосозн-я: 1)бытовое |
| | |(каждый в быту сталк-ся с |
| | |к-либо прав. нормами). |
| | |2)проф. (им облад. |
| | |юристы-практики в той |
| | |сфере, в кот. работают. |
| | |3)теоретич. (научное) - то,|
| | |чем мы заним-ся на учебе. |
| | |По общности: 1)индив. |
| | |2)групповое. |
| | |3)общественное. Индив. |
| | |тесно связ. с обществ., |
| | |групповое - в своей группе.|
| | |Разные соц. группы имеют в |
| | |осн. различ. правосозн-е. |
| | | |
| | | |
|Б-20 |Б-21 |Б-22 |
|1. Государство и партии в |1. Государство и церковь. |1. Государство и личность. |
|полит. системе. Пол.П -об | | |
|об, целью кот явл участие в|2. Система права. Понятие |2. Понятие права. |
|полит жизни общ, в |“с-ма” означ., что право |Право - с-ма общеобязат. |
|организации и осуществлении|предст. собой некое |норм, возникших в |
|гос власти посредством |целостное образ-е, сост. из|общ-венной практике, |
|влияния на формирование |мн-ва эл-тов, нах-ся м. |санкц-нных гос-вом и |
|полит воли граждан, участия|собой в опр. связи |опирающихся в своей |
|в выборах и деятельности |(соподчин-и, коорд-ции, |реал-ции на возм-ть |
|органов гос власти. Виды п.|ф-циональн. завис-ти и |принужд-я со стороны |
|п.: ( в РФ ) общерос ( |т.д.). Единство с-мы права |гос-ва. Реализ норм права- |
|более чем в половине суб |– специфич. св-во права, |воплощение их предписаний в|
|РФ, не менее 10 в каждом |обусл. единством целей и |поведение людей. Формы |
|или имеющ поддержку более |задач прав. рег-я , |права: осуществление |
|чем 5% избирателей), |единством прав. принципов, |(использование) права, т.е.|
|межрегион ( не менее чем на|опр-щих сущ-ть права, |реализации возможностей; |
|территории 2 суб РФ ), |единством с-мы рег-мых |исполнение обяз-ей |
|регион ( в пределах одного |отн-й. Будучи внутренне |(совершение предписаний |
|суб РФ ),классовые |единым нормативным обр-ем, |норм права); соблюдение |
|(кр-янские, рабочие, |право подраздел-ся на опр. |обяз-ей (воздерж от |
|предпринимательские),национ|части – отрасли и |запрещенных действий); |
|ально-религиозные( партия |институты, кажд. из кот. |применение права. |
|исламского возрождения, |вып. самост. роль в мех-ме |Способы реал-ции права, |
|союз русского |возд-я права на повед-е и |присущие гр-нам и юр. |
|народа),проблемные ( |д-ть людей-индивидов и их |лицам: запреты (реал-ся |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|