Теория государства и права (шпаргалка)
|экологическая, партия |орг-ций. С-ма носит |способом соблюд-я – не |
|земельной р-мы), гротескные|О-тивный хар-р и обусл-на |треб. никаких активн. д-й),|
|(партия любителей пива), по|спецификой рег-мых отн-й. |обяз-ти (реал-ся способом |
|в гос делах ( |Итак, с-ма права – это |исполн-я – треб. активн. |
|парламентские, правящие). В|О-тивно сущ-щее внутр. |участия), есть способ, кот.|
|рамках полит системы партии|строение права, его |осущ. спец. уполномоч. |
|образ партийную систему- |подразд-е на отрасли, |гос-вом органами – это |
|совокупную связь партий, |подотрасли и институты. |примен-е права (вкл. в себя|
|действующих в соответствии |Эл-ты с-мы права: |неск. этапов, фикс. в |
|со своими программами, |1).Институт права – это |процессуальн. нормах). |
|уставами, борющиеся за гос |эл-т с-мы права, предст. |1)Теологич. теория. Некое |
|власть. Усиливаясь, партии |совок-тью прав. норм, |первосущ-во, создав чела, |
|способствуют демократизации|рег-щих однородн. группу |предписало ему к-то набор |
|общ-ва поднимают полит |обществ. отн-й. Правовой |правил (у христиан – 10 |
|активность.В странах с |институт предст. собой |заповедей) |
|демократической полит |обособл. блок отрасли |2)Нормотивистская (Ганс |
|системой признается полит |права, кот-му свойственны: |Хельбр – основопол-к) – |
|многообразие, им |а)однор-ть фактич. сод-я |предпол., что сущ-ет некая |
|предоставляется право |(кажд. институт предназн. |осн. норма, кот. дана кажд.|
|формирования высш органов |для рег-я самост., относ-но|чел для его ощущ-я, соц. |
|гос путем проведения своих |обособл. группы отн-й либо |активные люди и форм-ют, |
|сторонников в парламент или|отд. поступков, д-й людей) |согласно своим ощущ-ям, |
|правительство. 2 вида |б)юр. единство прав. норм |конституц. право (-второй |
|партийных систем: |в)нормативн. обособл-ть |уровень норм), затем |
|многопартийные и основанные|г)полнота рег-мых отн-й. По|избранные народом з-датели,|
|на монополии правящей |своему сод-ю институты |на их основе форм-ют |
|партии. Партийное гос: |права бывают простые и |текущиее з-нод-во, а судьи |
|руководители органов |сложн. 1-вкл. в себя юр. |и администраторы |
|управления назначаются по |нормы одной отрасли права, |приспосабл. его к |
|партийной принадлежности; |2-вкл. совок-ть норм, вход.|реальн-ти. 3)Теория |
|функционорует одна |в состав различ. отраслей, |естествен. (возрожд.) |
|господствующая пратия; ее |но рег. взаимосвяз., |права. Возн. в XVIII веке. |
|идеология становится гос |родствен. отн-я (институт |Его разв-ем занимались: |
|идеологией; сращивание |собств-ти). Также выдел. |Копс, Руссо, Радищев. Они |
|партии и гос аппарата; |мат. и процессуальные |полаг., что кажд. чел |
|руководитель партии |институты, охранит. и |рождается с некот. набором |
|фактически глава гос; |регулятивн. и т.д. |естеств. и неотчужд. прав |
|тоталитарная полит система.|2)Отрасль права – главный |(все равны), затем в рез-те|
| |эл-т с-мы права – объед-ет |к-то конфликтов возн. |
| |взаимосвяз. м. собой |необх-ть в мех-ме реал-ции |
| |институты права. ОП – это |этих 3)Маркс. теория. Право|
|2. Психологическая теория |распределенная по прав. |– воля господств. класса, |
|права. Значительное |институтам совок-ть юр. |облечен. в форму з-на и |
|распростр. данная теория |норм, рег-щих особую, |опир-ся на принужд-е со |
|получила в начале 20 в. |кач-венно своеобразн. обл. |стор. гос-ва |
|(труды русского ученого |отн-й (имущ., труд., | |
|Л.И. Петражицкого и |семейных и т.д.) |3. Субъект права– это |
|зарубеж. авторы Дьюм, | |отдельные индивиды или |
|Мэрилл, Росс). Основное |3. Основания юридической |организации, кот. в |
|трактование этой теории– |ответственности. Юр. |соответствии с нормами |
|человеческие поступки могут|отв-сть – важная мера |права явл. носителями |
|быть свободными и |защиты интересов линости, |субъект-ых прав и |
|связанными. Человек |общества и государства. |обязанностей. Мера участия |
|переживает свои поступки, а|Проявляется в виде |субъектов в правовых |
|нормы как запреты и веления|применения к правонар-лю |отношениях определ-ся их |
|явл. отражением этих |мер гос-го принуждения. |правоспособ-тью и |
|переживаний. Т.е. |Осн-ем ее возн-я явл. |дееспособ-тью. Прсп.– |
|существует подлинное право,|правонар-е со всеми его |закрепл-ая в законодат-ве |
|кот. представляет собой |эл-тами (если поведение |способ-ть субъекта иметь |
|психолог-ое переживание |лица не подпадает под |юрид. права и нести юрид. |
|людей о их правах и |признаки правонар-ия, то и |обязанности (начин-ся с |
|обяз-ях, и официальное |нет юрид ответств-ти). |момента рождения и |
|право – совокупность норм. |Включает как минимум 2 |заканчивается смертью). |
| |стороны: госуд-во и |Деесп.– признаваемая |
|3. Юридическая |правонар-ль. |нормами объективного права |
|ответственность. Юр. |Виды юридической |способ-ть субъектов |
|отв-сть – важная мера |ответственности: |самостоят-но своими |
|защиты интересов линости, |1)имущественная – в рамках |осознанными действиями |
|общества и государства. |труд. и гражд. з-нод-ва: |приобретать юридич. права и|
|Проявляется в виде |а)ограниченная – на всех |обязанности. Деесп. подр-ся|
|применения к правонар-лю |раб-ков б)полная – обязат. |но общую и специальную |
|мер гос-го принуждения. |совпадение долж-ти в |(спец. распростр-ся только |
|Осн-ем ее возн-я явл. |приказе с фактич. долж-тью |на определый вид сделок). |
|правонар-е со всеми его |и наличие договора о полной|Содержание и объем деесп. |
|эл-тами (если поведение |мат. ответств-ти |зависит: а)от возраста; |
|лица не подпадает под |2)административная: |б)от состояния здоровья. |
|признаки правонар-ия, то и |а)штрафы б)изъятие имущ-ва,|Деесп. разделяется на |
|нет юрид ответств-ти). |поср-вом кот. совершено |полную и огранич-ую. |
|Включает как минимум 2 |правонар-е в)конфискация | |
|стороны: госуд-во и |имущ-ва, поср-вом кот. | |
|правонар-ль. |совершено правонар-е | |
|Виды юридической |г)отстранение от долж-ти | |
|ответственности: |(до 6 месяцев) д)адм. арест| |
|1)имущественная – в рамках |(до 15 суток) | |
|труд. и гражд. з-нод-ва: |3)дисциплинарн. (в соотв-и | |
|а)ограниченная – на всех |с пр-лами внутр. труд. | |
|раб-ков б)полная – обязат. |распорядка): а)выговор | |
|совпадение долж-ти в |б)пониж-е в должности | |
|приказе с фактич. долж-тью |в)увольнение 4)уголовная | |
|и наличие договора о полной|(только к физ. лицам и | |
|мат. ответств-ти |только в судебн. порядке на| |
|2)административная: |осн. уголовного процесса): | |
|а)штрафы б)изъятие имущ-ва,|а)штрафы б)исправит. работы| |
|поср-вом кот. совершено |в)лишение свободы | |
|правонар-е в)конфискация |Цель всех видов юридической| |
|имущ-ва, поср-вом кот. |ответственности: | |
|совершено правонар-е |а)восстановление | |
|г)отстранение от долж-ти |нарушенного права | |
|(до 6 месяцев) д)адм. арест|б)возмещение причиненного | |
|(до 15 суток) |ущерба в)частное | |
|3)дисциплинарн. (в соотв-и |предупреждение (превенция) | |
|с пр-лами внутр. труд. |и общее. | |
|распорядка): а)выговор |Вина– это психическое | |
|б)пониж-е в должности |отношение правонаруш-ля к | |
|в)увольнение 4)уголовная |свему противоправному | |
|(только к физ. лицам и |поведению. Разл-ют 2 формы | |
|только в судебн. порядке на|вины: умысел и неостор-ть. | |
|осн. уголовного процесса): |Умысел- лицо предвидит и | |
|а)штрафы б)исправит. работы|желает наступления вредных | |
|в)лишение свободы |послед-ий своего поведения.| |
|Цель всех видов юридической|Неост-ть : а)самонадеян-ть | |
|ответственности: |(лицо предвидит возможность| |
|а)восстановление |наступл вредных послед-ий, | |
|нарушенного права |но расчитывает на возм-ть | |
|б)возмещение причиненного |их избежать; б)небрежность | |
|ущерба в)частное |(лицо не предвидит, но | |
|предупреждение (превенция) |может и должно их | |
|и общее. |предвидить). | |
| | | |
| | | |
| | | |
|Б-23 |Б-24 |Б-25 |
|1. Право в системе |1. Социологическая школа |1. Типология правовых |
|социальных норм. Социальные|права– одно из основных |систем. Понятие “с-ма” |
|нормы– это правила |направл-ий правоведения 20 |означ., что право предст. |
|регулирующие поведение |в. (основатель теории |собой некое целостное |
|людей и деятельность |Эрлих). Центром изучения |образ-е, сост. из мн-ва |
|организаций в общественной |данной школы явл. «живое |эл-тов, нах-ся м. собой в |
|жизни. Соц.н бывают след-их|право», т.е. система |опр. связи (соподчин-и, |
|видов: 1)нормы права |правоотн-ий поведения людей|коорд-ции, ф-циональн. |
|(правила повед устанвл и |в сфере права. Идеи данной |завис-ти и т.д.). Единство |
|охран-ся госуд-ом); 2)нормы|теории четко выражают |с-мы права – специфич. |
|морали (представления людей|сущность правового гос-ва, |св-во права, обусл. |
|о добре и зле); 3)нормы |в котором и само госуд-во и|единством целей и задач |
|обществ-ых орг-ий ( правила|его граждане должны |прав. рег-я , единством |
|устанавл-ые самими орг-ми);|подчиняться правовым |прав. принципов, опр-щих |
|4)нормы обычаев (правила |предписаниям в интересах |сущ-ть права, единством |
|поведения вошедшие в |общего блага. |с-мы рег-мых отн-й. Будучи |
|привычку людей); 5)нормы | |внутренне единым |
|традиций (стабильные |2. Действие норм.-правовых |нормативным обр-ем, право |
|правила поведения |актов во времени, |подраздел-ся на опр. части |
|определ-ой сферы |пространстве и по кругу |– отрасли и институты, |
|жизнедеят-ти человека); |лиц. |кажд. из кот. вып. самост. |
|6)нормы ритуалов (правила |Действие во времени а) с |роль в мех-ме возд-я права |
|поведения людей при |момента принятия; б) со |на повед-е и д-ть |
|совершении обрядов). |времени, указанного в самом|людей-индивидов и их |
| |нормативном акте или в |орг-ций. С-ма носит |
| |специальном акте о введении|О-тивный хар-р и обусл-на |
|2. Порядок опублик-ия и |его в действие. в) по |спецификой рег-мых отн-й. |
|вступл. в силу норм.-прав. |истечении нормативно |Итак, с-ма права – это |
|актов. Официальное |установленного срока со дня|О-тивно сущ-щее внутр. |
|опубликование |их опубликования. Утрата |строение права, его |
|нормативно-правового акта- |юридической силы: а) |подразд-е на отрасли, |
|заключительная стадия |истечения срока, заранее |подотрасли и институты. |
|правотворческой процедуры. |установленного в самом |Право делится на частное и |
|1. ФКЗ, ФЗ подлежат |нормативном акте; б) прямой|публичное. К частному праву|
|официальному опубликованию |официальной отмены |относятся те отрасли права |
|в течение 7 дней после дня |действующего |кот. обеспечивают интересы |
|их подписания Президентом |нормативно-правового акта; |частных лиц (граж., банк., |
|РФ. Акты палат ФедСобр |в) замены одного |стах., патент.) К |
|публикуются не позднее 10 |нормативно-правового акта |публичному праву относ-ся |
|дней после дня их принятия.|другим актом. Закон |отрасли госуд-го, |
|2. Официальным |обратной силы не имеет. |администр. и уголовн. |
|опубликованием ФКЗи ФЗ, |Нормативно-правовой акт |права. |
|акта палаты ФедСоб |обретает обратную силу: а) | |
|считается первая публикация|если указание на это |2. Систематизация |
|его полного текста в |имеется в самом акте; б) |норм.-правовых актов. |
|“Российской газете” или |если он устраняет или |Систематиз. норм-пр актов |
|Собрании законодательства |смягчает уголовную и |- это деят-ть по упорядоч и|
|РФ. 3. ФКЗ, ФЗ направляются|административную |соверш зак-ва, привед его в|
|для официального |ответственность. Исключения|опред с-му путем |
|опубликования Президентом |может быть- “переживание |составления ед норм-пр |
|РФ. Акты палат ФедСоб |закона”, когда закон, |актов или их сборников. |
|направляются для |утративший юридическую |различают 3: инкорпорацию, |
|официального опубликования |силу, по специальному |кодификацию и консолидацию.|
|председателем |указанию нового закона |Инкорпорация - форма |
|соответствующей палаты или |может продолжать |систем, при кот происх |
|его заместителем. 4. ФКЗ, |регулирование некоторых |объединение разл НА в |
|ФЗ, акты палат ФедСоб |вопросов. В пространстве а)|сборники, расположение их в|
|вступают в силу |распространяться на всю |определ порядке. |
|одновременно на всей |территорию государства; б) |Кодификация - форма систем,|
|территории Российской |действовать лишь на |при кот происх коренная |
|Федерации по истечении 10 |какой-то точно определенной|переработка норм материала,|
|дней после дня их |части страны; в) |объед его в новые, ед, |
|официального опубликования,|предназначаться для |внутр систематизир НПА. При|
|если самими законами или |действия за пределами |кодиф изменяется содерж НА.|
|актами палат не установлен |государства, хотя в |В отл от инкорп кодиф |
|другой порядок вступления |соответствии с принципами |проводится компет гос |
|их в силу. 5. ФКЗ, ФЗ, акт |государственного |органом, она носит офиц |
|палаты ФедСоб, в который |суверенитета общее правило |хар. Кодификация - особый, |
|были внесены изменения или |таково, что законы того или|специф вид правотворч, |
|дополнения, может быть |иного государства действуют|проводимой с целью |
|повторно официально |лишь на его территории. |совершенств действующего |
|опубликован в полном |Действие |зак-ва путем издания |
|объеме. |нормативно-правового акта |сводных НПА. Консолидация -|
| |по кругу лиц -он |форма систем, при кот НПА |
|3. Содержание |распространяется на всех |дораб, дополн и объед в нов|
|правоотношения. |лиц, находящихся на |НПА. Цель: устранение |
|Правоотношение- охраняемое |территории его действия и |повторов, противоречий, |
|государством волевое |являющихся его адресатами. |сокращ количества НА, для |
|общественное отношение, |Исключения: а) иностранные |удобства нахождения и |
|участники которого связаны |граждане и лица без |пользования. Этот вид - |
|взаимными юридическими |гражданства не могут быть |нечто среднее между инкорп |
|правами и обязанностями. |субъектами ряда |и кодиф. Систематиз НПА |
|Понятие “правоотношение” |правоотношений б) |направлена либо на |
|является одной из важнейших|иностранные граждане, |совершенств содерж пр норм |
|категорий общей теории |наделенные дипломатическим,|(внутр систем), либо на |
|права. Признаки |не несут уголовной и |совершенств расположения |
|правоотношения: 1. |административной |норм материала (внешняя). |
|Правоотношение - это |ответственности по |Инкорп- только внеш |
|отношение общественное, то |российскому |системат; кодификация -и |
|есть отношение между |законодательству; в) |внеш, и внутр; консолид - |
|людьми. 2. Правоотношения |некоторые |прежде всего внеш, и в |
|существуют в неразрывной |нормативно-правовые акты РФ|небол степени - внутр. |
|связи с юридическими |распространяют свое | |
|нормами, которые выступают |действие и на тех граждан |3. Применение права. Акты |
|нормативной базой их |России, которые находятся |применения. Правоприменение|
|возникновения 3. Участники |за ее пределами (гк, ук). |- особая форма реализации |
|правоотношения связаны |Круг лиц, на которых |права. Правоприменение |
|взаимными юридическими |распространяет свое |требуется в тех случаях, |
|правами и обязанностями 4. |действие тот или иной |когда юридическая норма не |
|В целом правоотношениям |нормативно-правовой акт, |может быть реализована без |
|свойственно такое качество,|может определяться также по|властного содействия |
|как определенность, |признаку пола, по возрасту |органов государства. Это |
|индивидуализированность. 5.|(несовершеннолетние), по |случаи: а) когда необходимо|
|Правовые отношения носят |профессиональной |официально установить |
|волевой характер. |принадлежности (например, |юридически значимые |
|Во-первых, они связаны с |военнослужащие), по |обстоятельства (признание |
|государственной волей, |состоянию здоровья |гражданина в судебном |
|выраженной в праве; |(инвалиды) и др. |порядке умершим или |
|во-вторых - с | |безвестно отсутствующим); |
|индивидуальной волей 6. | |б) когда диспозиция нормы |
|Правоотношения охраняются |3. Толкование права: |вообще не реализуется без |
|гос-ом. Ссостав |понятие, способы, виды. |индивидуального |
|правоотношения: а) |Толкование норм права– это |государственно-властного |
|субъектов (участников) |деят-ть компетентных |веления (право на пенсию); |
|правоотношения; б) |органов госуд-ва, |в) когда речь идет о |
|субъективные юридические |общественных организ-ий и |реализации санкции. |
|права и обязанности в) |отдельных граждан по |Признаки правоприменения: |
|фактическое правомерное |осознанию им |1) особый субъект - |
|поведение, которым |действительного содержания |специально уполномоченный |
|реализуются права и |норм. Толков-ие имеет два |государственный орган |
|обязанности; По отраслевой |направления: уяснения и |(должностное лицо). 2) |
|принадлежности можно |разъяснения. Виды |имеет |
|различать |разъяснения: По |государственно-властный |
|государственно-правовые, |субъектам–а)официальное |характер', 3) является |
|административно-правовые, |(исходящее от |деятельностью по вынесению |
|гражданско-правовые и др. В|уполномоченного органа, |индивидуально-конкретных |
|зависимости от их |имеет юрид. обязат-ую силу |предписаний',4) выступает |
|функционального назначения |для всех); б)неофициальное |формой управленческой |
|- регулятивные и |(от лиц не имеющ. на то |деятельности государства; |
|охранительные. По степени |полномочий); |5) осуществляется в |
|индивидуализации |в)доктринальное (научные и |определенных процедурных |
|разграничивают |практич. работн., |формах: порядок применения |
|относительные, в которых |компетентн. гос-ые |права регламентирован |
|поименно определены все |деятели); г)обыденное (от |специальными (процедурными)|
|участники правоотношения, и|лиц не имеющих профес. |юридическими нормами. 6) |
|абсолютные, в которых |подгот-ки). По объему– |представляет собой сложный,|
|индивидуализирована лишь |а)нормативное (разъясн. |стадийный процесс',7) имеет|
|одна сторона — |содержание норм регулир-их |творческий характер', 8) |
|управомоченный (например, |определ-ые обществ. |результаты правоприменения |
|правоотношение |отношения в виде |оформляются индивидуальным |
|собственности). |постановлений, приказов); |юридическим актом - актом |
|Правоотношения делят на |б)казуальное ( разъясн. |применения права. Три |
|материальные и |смысл нормы права по |стадии: 1) установление |
|процессуальные, частные и |конкретн. случаю, делу). |фактических обстоятельств |
|публичные. |Приемы толков: |дела; 2) формирование |
| |граматический, |юридической основы дела; 3)|
| |систематический, |решение дела. В качестве |
| |историко-политич. |дополнительной стадии может|
| | |выступить |
| | |государственно-принудительн|
| | |ая реализация |
| | |правоприменительного акта. |
| | |По результатам |
| | |правоприменения выносится |
| | |акт применения права |
| | |-официальный акт-документ |
| | |компетентного органа, |
| | |содержащий индивидуальное |
| | |государственно-властное |
| | |веление по применению |
| | |права. Все правовые акты |
| | |дел на две большие группы -|
| | |нормативные и |
| | |индивидуальные. От других |
| | |индивидуальных актов |
| | |(например, сделок в |
| | |гражданском праве) |
| | |правоприменительный акт |
| | |отличает |
| | |государственно-властный |
| | |характер. Правоприменение |
| | |бывает двух видов - |
| | |позитивное и |
| | |юрисдикционное. Позитивное |
| | |правоприменение - это то, |
| | |которое осуществляется не |
| | |по поводу правонарушения, а|
| | |как обязательное условие |
| | |нормальной реализации |
| | |некоторых регулятивных |
| | |норм. Юрисдикционное |
| | |правоприменение - это |
| | |применение санкций (то есть|
| | |охранительных норм) в |
| | |случае нарушения диспозиций|
| | |(регулятивных норм). |
| | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|