Защита прав потребителей
укрепления законности. защита прав и свобод человека и гражданина, а также
охраняемых законом интересов общества и государства.
В этих целях прокуратура РФ
•- осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами и
ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными
органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного
управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за
соответствием законам издаваемых ими правовых актов; •- надзор за
соблюдением всеми названными субъектами, а также органами управления и
руководителями коммерческих и некоммерческих организаций прав и свобод
человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и
предварительное следствие; •- надзор за исполнением законов администрациями
органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом
меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных
и заключенных под стражу; - уголовное преследование в соответствии с
полномочиями. установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
•- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с
преступностью.
Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательствам РФ участвуют в
рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения,
приговоры, определения и постановления судов. Прокуратура РФ участвует и в
правотворческой деятельности.
Прокуратура строится и действует на основе Конституции РФ, Федерального
Закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации" в редакции Федерального
закона от 17 ноября 1995 г., других федеральных законов, международных
договоров Российской Федерации.
Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от
должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Срок его
полномочий - 5 лет. Генеральный прокурор РФ назначает на должность
прокуроров субъектов РФ на тот же срок по согласованию с органами
государственной власти субъектов РФ. Прокуроры субъектов РФ подчинены и
подотчетны Генеральному прокурору Российской Федерации и освобождаются им
от занимаемой должности. Прокуроры городов и районов, прокуроры
специализированных прокуратур назначаются на должность тоже на 5 лет и
освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены и
подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.
Конституция РФ (статья 129), Федеральный закон "О прокуратуре Российской
Федерации" устанавливают принципы организации и деятельности прокуратуры
РФ:
•- ее независимость в осуществлении своих полномочий от органов
государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления,
общественных объединений; - гласность ее деятельности в той мере, в какой
это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод
граждан, а также о государственной и иной специально охраняемой законом
тайне; •- недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского
надзора, обязательность исполнения требований прокурора. •
•Права и обязанности прокуратуры
Осуществляя функции надзора за соблюдением прав и свобод человека и
гражданина, прокурор
•- рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении
прав и свобод человека и гражданина; •- разъясняет пострадавшим порядок
защиты их прав и свобод; •- принимает меры по предупреждению и пресечению
нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к
ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба,
использует предоставленные ему законом полномочия. Если есть основания
полагать, что нарушение прав и свобод гражданина имеет характер
преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому,
чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в
соответствии с законом.
В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет
характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство
об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о
правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые
полномочные рассматривать дела об административных правонарушениях.
В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в
порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию
здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или
арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы
значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение
приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает
в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
•Протест и представление прокурора
Протест - это предприсание, которое направляется прокурором в
государственный орган, на предприятие или организацию любой формы
собственности, с требованием об отмене документа, не соответствующего
требованиям закона.
Прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права
человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот
акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным
законодательством России.
Представление - это документ об устранении нарушений прав и свобод человека
и гражданина, который вносится прокурором или его заместителем в орган или
должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в десятидневный
срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение
представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации
или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При
исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения
закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.
О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в
письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне
заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его
рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
Если прокурор вносит представление об устранении нарушений прав и свобод
гражданина, то втечение месяца со дня внесения представления должны быть
приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их
причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть
сообщено прокурору письменно. При рассмотрении представления коллегиальным
органом прокурору сообщается о дне заседания.
•Рассмотрение жалоб
В соответствии со статьей 10 федерального Закона "О прокуратуре Российской
Федерации", в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями
разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о
нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению
лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение ,
определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему
прокурору.
Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения
рассматриваются в порядке и сроки, установленные федеральным
законодательством (см. Жалоба ).
Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным.
Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть
разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в
суд, если таковое предусмотрено законом.
Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к
ответственности лиц, совершивших правонарушения. Запрещается пересылка
жалобы в орган или должностному лицу, решения или действия которых
обжалуются.
•Суды
Суды - это единственный вид органов государственной власти, осуществляющий
правосудие.
Правосудие - это вид государственной деятельности, направленной на
рассмотрение и разрешение различных конфликтов, связанных с действительным
или предполагаемым нарушением норм права. Специфические признаки этой
деятельности в том, что правосудие осуществляется специальными
государственными органами - судами и от имени государства, путем
рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и иных дел, в
установленной законом процессуальной форме.
Провозглашенное в статье 118 Конституции РФ правило об осуществлении
правосудия только судом означает, что в России нет и не должно быть никаких
иных, кроме судов, государственных или общественных органов, которые имели
бы право рассматривать и разрешать гражданские уголовные и иные дела. Суды
же учреждаются только Конституцией и федеральным конституционным законом.
Носителями судебной власти являются только судьи, а также присяжные и
народные заседатели в установленных законом случаях. Судьи исполняют свои
обязанности на профессиональной основе - об этом прямо говорится в Законе
РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации" (пункт 3
статьи 1).
Помимо осуществления правосудия судебная власть включает и ряд иных
полномочий:
•- конституционный контроль; •- контроль за законностью и обоснованностью
решений и действий государственных органов и должностных лиц; •-
обеспечение исполнения приговоров, иных судебных решений и решений
некоторых других органов; •- разбирательство и разрешение дел об
административных правонарушениях, подведомственных судам; •- разъяснение
действующего законодательства на основе данных судебной практики, - и
некоторые другие.
Судебный процесс базируется на таких универсальных принципах, как равенство
граждан перед законом и судом, уважение личности, открытое судебное
разбирательство, национальный язык судопроизводства, состязательность и
равноправие сторон, независимость судей. Однако в зависимости от характера
рассматриваемых правоотношений судопроизводство приобретает некоторые
особенности: так, гражданское судопроизводство имеет ряд существенных
отличий от уголовного судопроизводства и т.д.
•Какие бывают суды
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и
федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не
допускается. Этим обеспечивается стабильность судебной системы, это и одна
из гарантий независимости судебной власти, гарантий прав личности.
Структура всей судебной системы в целом и ее подсистем определяется на
основе Конституции РФ, Закона РСФСР от 7 августа 1981 г. "О судоустройстве
РСФСР", Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ
"Об арбитражных судах в Российской Федерации", Федерального
Конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21
июля 1994 г., Положения о военных трибуналах и ряда других правовых актов.
Всю систему судов можно сгруппировать в три группы.
В первую входит Конституционный Суд РФ, во вторую - суды общей юрисдикции и
военные суды, то есть те суды, в отношении которых судебный надзор
осуществляет Верховный Суд РФ, в третью - Высший Арбитражный Суд РФ и
поднадзорные ему суды. Гражданин может обратиться за защитой своих прав в
суды общей юрисдикции и в некоторых случаях в Конституционный суд.
Рассмотрим полномочия этих органов:
Конституционный Суд РФ - это специализированный судебный орган
конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий
судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Они назначаются на должность
Советом Федерации по представлению Президента РФ, каждый судья - в
индивидуальном порядке путем тайного голосования. Процедура назначения,
требования к кандидатам на должность судьи и к судьям устанавливаются
Конституцией РФ, Федеральным Конституционным законом "О конституционном
Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г.
Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и
свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона,
примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке,
установленном федеральным законом.
Жалобы могут быть индивидуальными и коллективными. При этом для
рассмотрения жалоб Конституционным Судом необходимо, чтобы применяемый или
подлежащий применению в конкретном деле закон затрагивал конституционные
права и свободы граждан. Запрос в Конституционный Суд может быть сделан
судом, рассматривающим конкретное дело в любой инстанции. Суды и граждане
уже не раз использовали предоставленное Конституцией право: так были,
например, отменены ряд норм гражданского и жилищного законодательства,
противоречащих Конституции (институт прописки и др.).
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают
силу (то есть не подлежат исполнению); не соответствующие Конституции РФ
международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.
Решения конституционного Суда окончательны, не подлежат обжалованию и
вступают в силу немедленно после их провозглашения. Они действуют
непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными
лицами. Они подлежат немедленному исполнению. Разъяснять свои решения
официально может только сам Конституционный Суд.
Решения судов и иных органов, основанные на признанных неконституционными
актах, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных
федеральным законом случаях. Если вследствие признания нормативного акта
неконституционным создается пробел в правовом регулировании,
непосредственно применяется Конституция РФ.
Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие по гражданским, уголовным
делам и делам, возникающим из административных правонарушений.
Это: Верховный Суд Российской Федерации, Верховные Суды республик в составе
РФ, краевые, областные суды, суды автономной области, автономных округов,
Московский и Санкт-Петербургский городские суды, районные (городские)
народные суды. В наши дни народные суды нередко называют просто районными,
городскими, окружными или межмуниципальными (как, например, в Москве)
судами. К ведению этих судов относится рассмотрение подавляющего
большинства дел, разрешаемых в судебном порядке. Часто их называют общими
(гражданскими) судами.
Общие суды подразделяются на суды трех уровней: основное звено - районные
(городские) народные суды (или межмуниципальные, как в Москве); среднее
звено - верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды в
Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов;
высшее звено - Верховный Суд РФ.
По выполняемым функциям суды делятся на судебные инстанции.
Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение),
выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных
дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и
обоснованности этих решений).
Судом первой инстанции называют суд, который уполномочен принимать решение
по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. По
уголовным делам это вопросы о виновности или невиновности подсудимого в
совершении преступления, о применении или неприменении к нему уголовного
наказания, конкретной его меры. По гражданским делам существо дела обычно
составляет вопрос о доказанности или недоказанности предъявленного иска и о
тех юридических последствиях, которые должны наступить. В качестве суда
первой инстанции может выступать любой суд, в том числе высшие суды.
Содержание компетенции всех судов в целом определено в действующем
законодательстве.
Суд второй (кассационной) инстанции призван проверять законность и
обоснованность приговоров и судебных решений, не вступивших в законную
силу. В этом качестве могут выступать все суды, кроме судов основного
звена.
Термином "надзорная инстанция" обозначают подразделения судов, наделенные
правом проверять законность и обоснованность приговоров и иных судебных
решений, уже вступивших в законную силу. В системе общих судов в таком
качестве могут выступать президиумы судов среднего звена, а также коллегии,
Президиум, Пленум Верховного Суда РФ.
Вышестоящей инстанцией или вышестоящим судом обычно называют суды,
занимающие более высокую ступень по отношению к данному суду.
Высшей судебной инстанцией называют Верховный Суд РФ или Высший Арбитражный
Суд РФ. Руководящие разъяснения Пленумов этих судов обязательны для судей
при рассмотрении дел.
•Преимущества и недостатки судебной зашиты
Закон РФ "О защите прав потребителей" в статье 17 устанавливает, что зашита
прав потребителей осуществляется судом. Это не значит, что гражданин, права
которого нарушены продавцом, изготовителем товара, услугодателем,
производителем работ, не может обратиться, например, в какой-либо
государственный контролирующий орган, например в федеральный
антимонопольный орган, торгинспекцию и т.д. Срок рассмотрения жалобы этими
органами. как правило, значительно короче, чем срок судебного
разбирательства. И санкции на нарушителей налагаются весьма серьезные.
Однако задача ведомства - прекратить нарушение в целом, тогда как задача
суда - рассмотреть конкретный конфликт, помочь конкретному человеку. Только
суд может, например, вынести решение о компенсации морального вреда
потребителю. Только суд вправе признать действия продавцов (изготовителей,
исполнителей) или организаций, выполняющих функции продавцов
(изготовителей) на основании договоров с ними, противоправными в отношении
неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий...
Есть и другие плюсы судебного разбирательства: судьи независимы - и это не
лозунг, судьи не скованы отжившими ведомственными циркулярами, они
руководствуются только законом. Более того, если в законе нет нормы,
регулирующей конкретно данный вид отношений, судьи могут применить аналогию
закона и аналогию права. Состязательность, гласность и другие принципы
судопроизводства тоже обеспечивают более продуктивную защиту прав
потребителя, чем ведомственные правила рассмотрения жалоб.
Сроки рассмотрения исков потребителей в суде не должны отпугивать от
попыток защиты своих прав в суде: суды выносят решения, исходя из
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|