рефераты бесплатно

МЕНЮ


Защита прав потребителей

укрепления законности. защита прав и свобод человека и гражданина, а также

охраняемых законом интересов общества и государства.

В этих целях прокуратура РФ

•- осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами и

ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными

органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного

управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за

соответствием законам издаваемых ими правовых актов; •- надзор за

соблюдением всеми названными субъектами, а также органами управления и

руководителями коммерческих и некоммерческих организаций прав и свобод

человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами,

осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и

предварительное следствие; •- надзор за исполнением законов администрациями

органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом

меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных

и заключенных под стражу; - уголовное преследование в соответствии с

полномочиями. установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

•- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с

преступностью.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательствам РФ участвуют в

рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения,

приговоры, определения и постановления судов. Прокуратура РФ участвует и в

правотворческой деятельности.

Прокуратура строится и действует на основе Конституции РФ, Федерального

Закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации" в редакции Федерального

закона от 17 ноября 1995 г., других федеральных законов, международных

договоров Российской Федерации.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от

должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Срок его

полномочий - 5 лет. Генеральный прокурор РФ назначает на должность

прокуроров субъектов РФ на тот же срок по согласованию с органами

государственной власти субъектов РФ. Прокуроры субъектов РФ подчинены и

подотчетны Генеральному прокурору Российской Федерации и освобождаются им

от занимаемой должности. Прокуроры городов и районов, прокуроры

специализированных прокуратур назначаются на должность тоже на 5 лет и

освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены и

подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

Конституция РФ (статья 129), Федеральный закон "О прокуратуре Российской

Федерации" устанавливают принципы организации и деятельности прокуратуры

РФ:

•- ее независимость в осуществлении своих полномочий от органов

государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления,

общественных объединений; - гласность ее деятельности в той мере, в какой

это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод

граждан, а также о государственной и иной специально охраняемой законом

тайне; •- недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского

надзора, обязательность исполнения требований прокурора. •

•Права и обязанности прокуратуры

Осуществляя функции надзора за соблюдением прав и свобод человека и

гражданина, прокурор

•- рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении

прав и свобод человека и гражданина; •- разъясняет пострадавшим порядок

защиты их прав и свобод; •- принимает меры по предупреждению и пресечению

нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к

ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба,

использует предоставленные ему законом полномочия. Если есть основания

полагать, что нарушение прав и свобод гражданина имеет характер

преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому,

чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в

соответствии с законом.

В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет

характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство

об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о

правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые

полномочные рассматривать дела об административных правонарушениях.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в

порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию

здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или

арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы

значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение

приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает

в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

•Протест и представление прокурора

Протест - это предприсание, которое направляется прокурором в

государственный орган, на предприятие или организацию любой формы

собственности, с требованием об отмене документа, не соответствующего

требованиям закона.

Прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права

человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот

акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным

законодательством России.

Представление - это документ об устранении нарушений прав и свобод человека

и гражданина, который вносится прокурором или его заместителем в орган или

должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в десятидневный

срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение

представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации

или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При

исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения

закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в

письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне

заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его

рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Если прокурор вносит представление об устранении нарушений прав и свобод

гражданина, то втечение месяца со дня внесения представления должны быть

приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их

причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть

сообщено прокурору письменно. При рассмотрении представления коллегиальным

органом прокурору сообщается о дне заседания.

•Рассмотрение жалоб

В соответствии со статьей 10 федерального Закона "О прокуратуре Российской

Федерации", в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями

разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о

нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению

лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение ,

определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему

прокурору.

Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения

рассматриваются в порядке и сроки, установленные федеральным

законодательством (см. Жалоба ).

Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным.

Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть

разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в

суд, если таковое предусмотрено законом.

Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к

ответственности лиц, совершивших правонарушения. Запрещается пересылка

жалобы в орган или должностному лицу, решения или действия которых

обжалуются.

•Суды

Суды - это единственный вид органов государственной власти, осуществляющий

правосудие.

Правосудие - это вид государственной деятельности, направленной на

рассмотрение и разрешение различных конфликтов, связанных с действительным

или предполагаемым нарушением норм права. Специфические признаки этой

деятельности в том, что правосудие осуществляется специальными

государственными органами - судами и от имени государства, путем

рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и иных дел, в

установленной законом процессуальной форме.

Провозглашенное в статье 118 Конституции РФ правило об осуществлении

правосудия только судом означает, что в России нет и не должно быть никаких

иных, кроме судов, государственных или общественных органов, которые имели

бы право рассматривать и разрешать гражданские уголовные и иные дела. Суды

же учреждаются только Конституцией и федеральным конституционным законом.

Носителями судебной власти являются только судьи, а также присяжные и

народные заседатели в установленных законом случаях. Судьи исполняют свои

обязанности на профессиональной основе - об этом прямо говорится в Законе

РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации" (пункт 3

статьи 1).

Помимо осуществления правосудия судебная власть включает и ряд иных

полномочий:

•- конституционный контроль; •- контроль за законностью и обоснованностью

решений и действий государственных органов и должностных лиц; •-

обеспечение исполнения приговоров, иных судебных решений и решений

некоторых других органов; •- разбирательство и разрешение дел об

административных правонарушениях, подведомственных судам; •- разъяснение

действующего законодательства на основе данных судебной практики, - и

некоторые другие.

Судебный процесс базируется на таких универсальных принципах, как равенство

граждан перед законом и судом, уважение личности, открытое судебное

разбирательство, национальный язык судопроизводства, состязательность и

равноправие сторон, независимость судей. Однако в зависимости от характера

рассматриваемых правоотношений судопроизводство приобретает некоторые

особенности: так, гражданское судопроизводство имеет ряд существенных

отличий от уголовного судопроизводства и т.д.

•Какие бывают суды

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и

федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не

допускается. Этим обеспечивается стабильность судебной системы, это и одна

из гарантий независимости судебной власти, гарантий прав личности.

Структура всей судебной системы в целом и ее подсистем определяется на

основе Конституции РФ, Закона РСФСР от 7 августа 1981 г. "О судоустройстве

РСФСР", Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ

"Об арбитражных судах в Российской Федерации", Федерального

Конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21

июля 1994 г., Положения о военных трибуналах и ряда других правовых актов.

Всю систему судов можно сгруппировать в три группы.

В первую входит Конституционный Суд РФ, во вторую - суды общей юрисдикции и

военные суды, то есть те суды, в отношении которых судебный надзор

осуществляет Верховный Суд РФ, в третью - Высший Арбитражный Суд РФ и

поднадзорные ему суды. Гражданин может обратиться за защитой своих прав в

суды общей юрисдикции и в некоторых случаях в Конституционный суд.

Рассмотрим полномочия этих органов:

Конституционный Суд РФ - это специализированный судебный орган

конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий

судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Они назначаются на должность

Советом Федерации по представлению Президента РФ, каждый судья - в

индивидуальном порядке путем тайного голосования. Процедура назначения,

требования к кандидатам на должность судьи и к судьям устанавливаются

Конституцией РФ, Федеральным Конституционным законом "О конституционном

Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г.

Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и

свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона,

примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке,

установленном федеральным законом.

Жалобы могут быть индивидуальными и коллективными. При этом для

рассмотрения жалоб Конституционным Судом необходимо, чтобы применяемый или

подлежащий применению в конкретном деле закон затрагивал конституционные

права и свободы граждан. Запрос в Конституционный Суд может быть сделан

судом, рассматривающим конкретное дело в любой инстанции. Суды и граждане

уже не раз использовали предоставленное Конституцией право: так были,

например, отменены ряд норм гражданского и жилищного законодательства,

противоречащих Конституции (институт прописки и др.).

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают

силу (то есть не подлежат исполнению); не соответствующие Конституции РФ

международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

Решения конституционного Суда окончательны, не подлежат обжалованию и

вступают в силу немедленно после их провозглашения. Они действуют

непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными

лицами. Они подлежат немедленному исполнению. Разъяснять свои решения

официально может только сам Конституционный Суд.

Решения судов и иных органов, основанные на признанных неконституционными

актах, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных

федеральным законом случаях. Если вследствие признания нормативного акта

неконституционным создается пробел в правовом регулировании,

непосредственно применяется Конституция РФ.

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие по гражданским, уголовным

делам и делам, возникающим из административных правонарушений.

Это: Верховный Суд Российской Федерации, Верховные Суды республик в составе

РФ, краевые, областные суды, суды автономной области, автономных округов,

Московский и Санкт-Петербургский городские суды, районные (городские)

народные суды. В наши дни народные суды нередко называют просто районными,

городскими, окружными или межмуниципальными (как, например, в Москве)

судами. К ведению этих судов относится рассмотрение подавляющего

большинства дел, разрешаемых в судебном порядке. Часто их называют общими

(гражданскими) судами.

Общие суды подразделяются на суды трех уровней: основное звено - районные

(городские) народные суды (или межмуниципальные, как в Москве); среднее

звено - верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды в

Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов;

высшее звено - Верховный Суд РФ.

По выполняемым функциям суды делятся на судебные инстанции.

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение),

выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных

дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и

обоснованности этих решений).

Судом первой инстанции называют суд, который уполномочен принимать решение

по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. По

уголовным делам это вопросы о виновности или невиновности подсудимого в

совершении преступления, о применении или неприменении к нему уголовного

наказания, конкретной его меры. По гражданским делам существо дела обычно

составляет вопрос о доказанности или недоказанности предъявленного иска и о

тех юридических последствиях, которые должны наступить. В качестве суда

первой инстанции может выступать любой суд, в том числе высшие суды.

Содержание компетенции всех судов в целом определено в действующем

законодательстве.

Суд второй (кассационной) инстанции призван проверять законность и

обоснованность приговоров и судебных решений, не вступивших в законную

силу. В этом качестве могут выступать все суды, кроме судов основного

звена.

Термином "надзорная инстанция" обозначают подразделения судов, наделенные

правом проверять законность и обоснованность приговоров и иных судебных

решений, уже вступивших в законную силу. В системе общих судов в таком

качестве могут выступать президиумы судов среднего звена, а также коллегии,

Президиум, Пленум Верховного Суда РФ.

Вышестоящей инстанцией или вышестоящим судом обычно называют суды,

занимающие более высокую ступень по отношению к данному суду.

Высшей судебной инстанцией называют Верховный Суд РФ или Высший Арбитражный

Суд РФ. Руководящие разъяснения Пленумов этих судов обязательны для судей

при рассмотрении дел.

•Преимущества и недостатки судебной зашиты

Закон РФ "О защите прав потребителей" в статье 17 устанавливает, что зашита

прав потребителей осуществляется судом. Это не значит, что гражданин, права

которого нарушены продавцом, изготовителем товара, услугодателем,

производителем работ, не может обратиться, например, в какой-либо

государственный контролирующий орган, например в федеральный

антимонопольный орган, торгинспекцию и т.д. Срок рассмотрения жалобы этими

органами. как правило, значительно короче, чем срок судебного

разбирательства. И санкции на нарушителей налагаются весьма серьезные.

Однако задача ведомства - прекратить нарушение в целом, тогда как задача

суда - рассмотреть конкретный конфликт, помочь конкретному человеку. Только

суд может, например, вынести решение о компенсации морального вреда

потребителю. Только суд вправе признать действия продавцов (изготовителей,

исполнителей) или организаций, выполняющих функции продавцов

(изготовителей) на основании договоров с ними, противоправными в отношении

неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий...

Есть и другие плюсы судебного разбирательства: судьи независимы - и это не

лозунг, судьи не скованы отжившими ведомственными циркулярами, они

руководствуются только законом. Более того, если в законе нет нормы,

регулирующей конкретно данный вид отношений, судьи могут применить аналогию

закона и аналогию права. Состязательность, гласность и другие принципы

судопроизводства тоже обеспечивают более продуктивную защиту прав

потребителя, чем ведомственные правила рассмотрения жалоб.

Сроки рассмотрения исков потребителей в суде не должны отпугивать от

попыток защиты своих прав в суде: суды выносят решения, исходя из

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.