рефераты бесплатно

МЕНЮ


Защита прав потребителей

Ваш однофамилец.

3. Предъявление исполнитльного листа ко взысканию

Решение исполняется в том суде, на территории которого находится ответчик,

либо его имущество.

Получив исполнительный лист Вы должны обpатиться в канцеляpию того суда в

котоpом pешение будет исполняться. Вы можете сделать это лично (если Вы

находитесь в одном гоpоде с ответчиком) либо напpавить исполнительный лист

по почте (заказным письмом с уведомлением о вpучении) на адpес суда. По

вашей пpосьбе pаботники суда должны сами напpавить исполнительный лист в

суд в котоpом pешение будет исполняться. В случае получения отказа в

выполнении данной просьбы вы вправе пожаловаться на действия, а точнее

бездействие работников суда в местный орган юстиции (Управление, отдел

юстиции).

Поступивший в суд исполнительный лист должен быть заpегистpиpован в

канцеляpии суда, после чего он под pасписку пеpедается судебному

исполнителю

Судебный исполнитель - это должностное лицо, котоpое пpи каждом наpодном

суде занимается исполнением судебных pешений.

Во многих судах судебный исполнитель сам пpинимает и pегистpиpует

исполнительные листы (хотя это и не совсем соответствует закону).

Пpедъявить исполнительный лист ко взысканию можно в течение тpех лет с

момента вступления pешения суда в законную силу.

4. Действия судебного исполнителя

Получив исполнительный лист судебный исполнитель посылает должнику

(ответчику) пpедложение о добpовольном исполненеии pешения суда (дополнить

см.ст.185 Инстpукции). Сpок для исполнения судебного pешения

устанавливается в пpеделах 5 дней, за исключением случаев, когда в самом

pешении указан сpок его исполнения (в этом случае сpок для добpовольного

исполнения устанавливается в пpеделах сpока установленного pешением суда).

Одновpеменно судебный исполнитель пpедупpеждает должника о том, что

неисполнение pешения суда в установленный сpок влечет пpинудительное

исполнение с отнесением pасходов по исполнению pешения за его счет.

Пpедложение о добpовольном исполнении pешения суда вpучается должнику под

pасписку с указанием вpемени вpучения. Отказ должника пpинять пpедложение о

добpовольном исполнении pешения не является пpепятствием для

пpинудительного исполнения pешения.

Если есть опасения, что должник может pастpатить или скpыть имущество,

судебный исполнитель обязан одновpеменно с вpучением пpедложения о

добpовольном исполнении pешения суда описать имущество должника и наложить

на него аpест.

После истечения сpока для добpовольного исполнения начинается

пpинудительное исполнение pешения. Порядок действий судебного исполнителя

регулируется нормами Гражданского процессуального кодекса РФ и Инструкцией

об исполнительном производстве.

Органы специальной компетенции

Органы специальной компетенции - это государственные организации,

специально созданные для защиты прав потребителей, либо наделенные

полномочиями по защите прав потребителей специальным законодательством.

Органы специальной компетенции делятся на федеральные, т.е. созданные на

уровне Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность на всей

территории РФ и местные - созданные местными органами и действующие в

пределах этой территории.

Федеральные органы по защите прав потребителей

Антимонопольный комитет

Федеральный антимонопольный орган - это центральный орган исполнительной

власти РФ, призванный проводить государственную политику по развитию

конкуренции, поддержке новых экономических структур, ограничению

монополистической деятельности, пресечению недобросовестной конкуренции,

защите прав потребителей.

В настоящее время - это Государственный комитет РФ по антимонопольной

политике и поддержке новых экономических структур. В своей деятельности

ГКАП руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, актами

Президента и Правительства РФ, Положением о Государственном комитете

Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых

экономических структур (утверждено Указом Президента РФ от 24.08. 92 №

915).

Основными задачами ГКАП РФ являются:

•- содействие формированию рыночных отношений на основе развития

конкуренции и предпринимательства; предупреждение, ограничение и пресечение

монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; •-

государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства,

законодательства о рекламе, законодательства о защите прав потребителей.

Соединение этих функций в едином антимонопольном органе отвечает интересам

потребителя, если потребительская политика "работает" стержнем в политике

антимонопольной. Не может быть конкуренции ради конкуренции или рекламной

политики ради рекламной политики, ибо критерием и целью этой деятельности

может быть только благо для потребителей.

Что может ГКАП РФ

Конкретные полномочия этого органа прописаны в законах РФ "О конкуренции и

ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О рекламе"

и "О защите прав потребителей".

Согласно статье 40 Закона РФ "О защите прав потребителей" (в редакции

Федерального закона № 2 от 9 января 1996 г.), федеральный антимонопольный

орган (его территориальные органы) направляет

•- предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении

нарушения прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров с

истекшим сроком годности, а также о прекращении продажи товаров (выполнения

работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы,

но не установлены, и о приостановлении продажи товаров (выполнении работ,

оказании услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о

товаре (работе, услуге); материалы о нарушении прав потребителей в орган,

выдающий лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для

решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о ее

досрочном аннулировании; •- материалы в органы прокуратуры, другие

правоохранительные органы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел

по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом

прав потребителей.

Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе

заключать соглашения с изготовителями (исполнителями, продавцами) о

соблюдении ими правил и обычаев делового оборота в интересах потребителей.

Эта норма очень важна: до недавнего времени, да и сейчас, министерства и

ведомства, различные организации стремятся установить такие правила

применения того или иного закона, которые могут полностью извратить его

смысл, "работать" не на потребителя, а против него. Так, Правила торговли,

сочиненные министерством торговли СССР, противоречили нормам гражданского

законодательства, но отменить их удалось лишь благодаря обращению в Комитет

Конституционного надзора СССР. Чтобы "одолеть" ведомственный консерватизм,

привычные и удобные чиновникам, а не потребителям, правила, обычаи делового

оборота, теперь можно обращаться не только в суд: антимонопольные органы

могут решить этот вопрос мирным, договорным путем.

Антимонопольный комитет (его территориальные органы) вправе обращаться в

суд в защиту прав потребителей в случаях обнаружения нарушений прав

потребителей, предъявлять иски в суды в интересах неопределенного круга

потребителей, в том числе о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца)

или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за

неоднократное или грубое нарушение установленных законом или иным правовым

актом прав потребителей, а также предъявлять иски в арбитражные суды к

индивидуальным предпринимателям о принудительном взыскании штрафов за

уклонение от исполнения предписаний или за несвоевременное их исполнение.

Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) может быть

привлечен судом к участию в процессе или вступить в процесс по своей

инициативе для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

Согласно статье 41 Закона РФ "О защите прав потребителей", изготовитель

(исполнитель, продавец) обязан по требованию федерального антимонопольного

органа (его территориальных органов) предоставлять в установленный им срок

достоверные документы, объяснения в письменной и устной формах и иную

информацию, необходимую для осуществления федеральным антимонопольным

органом (его территориальными органами) полномочий, предусмотренных Законом

РФ "О защите прав потребителей".

Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе,

согласно статье 43 Закона, налагать штраф на изготовителя (исполнителя,

продавца) за уклонение от исполнения или за несвоевременное исполнение его

законных предписаний о прекращении нарушений прав потребителей в размере до

пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным

законом.

Штраф налагается должностным лицом федерального антимонопольного органа

(его территориального органа). Размер штрафа определяется в каждом

конкретном случае с учетом размера причиненного ущерба и иных обстоятельств

(например, последствий уклонения от предписания, степени вины продавца,

изготовителя, исполнителя и т. д.).

Штрафы, наложенные на изготовителей (исполнителей, продавцов), за

исключением штрафа на индивидуального предпринимателя, взыскиваются в

безакцептном порядке в тридцатидневный срок со дня вынесения

соответствующих решений о взыскании штрафов.

Штрафы, наложенные на индивидуальных предпринимателей, уплачиваются ими в

тридцатидневный срок со дня получения соответствующих решений о наложении

штрафов. При уклонении индивидуальных предпринимателей от уплаты штрафа в

установленный срок или при неуплате штрафа в полном размере федеральный

антимонопольный орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о

взыскании с индивидуальных предпринимателей соответствующих сумм штрафов, а

также пени в размере одного процента налагаемой суммы штрафа или его

неуплаченной части за каждый день просрочки. Суммы штрафов направляются в

федеральный бюджет.

Предписания федерального антимонопольного органа (его территориальных

органов), постановления о наложении штрафов могут быть полностью или

частично обжалованы заинтересованными лицами в арбитражный суд втечение

шести месяцев со дня их вынесения.

Федеральный антимонопольный орган ( его территориальные органы) вправе

предъявлять иски в суды о признании действий продавцов (изготовителей,

исполнителей) или организаций, выполняющих функции продавцов

(изготовителей) на основании договоров с ними противоправными в отношении

неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий.

При удовлетворении такого иска суд, согласно статье 46 Закона РФ "О защите

прав потребителей", обязывает правонарушителя довести в установленный судом

срок через средства массовой информации или иным способом до сведения

потребителей решение суда.

Вступившее в законную силу решение суда о признании действий продавца

(изготовителя, исполнителя) или организации, выполняющей функции продавца

(изготовителя) на основании договора с ним, противоправными в отношении

неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего

иск потребителя о гражданско-правовых последствиях действий продавца

(изготовителя, исполнителя) или организации, выполняющей функции продавца

(изготовителя) на основании договора с ним, по вопросам, имели ли место эти

действия и совершены ли они данными лицами.

Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) по искам,

предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного

круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Служащие федерального антимонопольного органа являются государственными

служащими, имеют соответствующие права и обязанности.

Федеральный антимонопольный орган образует в субъектах федерации свои

территориальные управления. Их полномочия не могут превышать полномочий

федерального антимонопольного органа. Они определены в Положении о

территориальном управлении Государственного Комитета РФ по антимонопольной

политике и поддержке новых экономических структур (утверждено Приказом ГКАП

от 13 ноября 1995 г. № 146). Согласно этому Положению, территориальное

управление ГКАП осуществляет проведение единой государственной

антимонопольной политики, защиту прав потребителей, пресечение

недобросовестной конкуренции, а также контроль за рекламной деятельностью и

пресечение недобросовестной рекламы. Оно действует на территории одного или

нескольких субъектов РФ.

В Положении подробно прописаны методы и формы осуществления территориальным

управлением своих функций.

Территориальное управление вправе:

•направлять в ГКАП России предложения по совершенствованию соответствующего

законодательства, практики его применения; •давать органам исполнительной

власти субъектов РФ и органам местного самоуправления на территории

региона: •

•- рекомендации по проведению мероприятий, направленных на содействие

развитию товарных рынков и конкуренции; •- согласие на предоставление льгот

отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам;

•- обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых

ими неправомерных актов, о прекращении ими нарушений антимонопольного

законодательства, а также о расторжении или изменении заключенных ими

соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству; •- вносить в

органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления

на территории деятельности территориального управления предложения о

введении или отмене лицензирования, о введении или отмене квот, а также о

предоставлении льгот, льготных кредитов и иных видов государственной

поддержки; •- требовать в соответствии с законодательством предоставления

достоверных документов, письменных и устных объяснений и иной информации,

необходимой для осуществления территориальным управлением своей

деятельности; •- осуществлять полномочия, предусмотренные Законом РСФСР "О

конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных

рынках"; •- направлять нарушителям антимонопольного законодательства,

законодательства о рекламе, о защите прав потребителей предписания о

прекращении этих нарушений и т. п.; •- принимать решения о наложении

штрафов за названные нарушения, административных взысканий; •-

устанавливать наличие доминирующего положения хозяйствующих субъектов на

соответствующих товарных рынках; •- принимать в установленном порядке

решения о включении (исключении) хозяйствующих субъектов в Реестр; •-

принимать решения о полном или частичном приостановлении рекламной

деятельности в случае, если контрреклама не осуществлена нарушителем в

установленный территориальным управлением срок; •- направлять материалы о

нарушениях законодательства о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для

решения вопроса о приостановлении или досрочном аннулировании лицензии на

осуществление соответствующего вида деятельности; •- обращаться в суд,

арбитражный суд с исками и заявлениями, участвовать при рассмотрении в суде

или арбитражном суде дел, связанных с нарушением антимонопольного

законодательства, законодательства о защите прав потребителей и

законодательства о рекламе; •- направлять в соответствующие

правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении

уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением

антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе; •- взимать

в установленном порядке сборы за рассмотрение ходатайств и заявлений,

направляемых на рассмотрение в антимонопольные органы; •- обеспечивать

проведение правовых и экономических экспертиз документов, представляемых на

рассмотрение в антимонопольные органы; •- участвовать в организации

подготовки и обучения специалистов по вопросам, относящимся к компетенции

антимонопольных органов; •- осуществлять иные полномочия, предоставляемые

ему федеральным антимонопольным органом в пределах своих полномочий.

Сотрудники, уполномоченные территориальным управлением, в целях выполнения

возложенных на них функций имеют право беспрепятственного доступа в органы

исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, в

организации, их объединения, знакомиться с необходимыми документами на

основании письменного запроса.

В любом, даже самом малом, территориальном управлении есть должностное

лицо, курирующее вопросы защиты прав потребителей.

Совместным письмом ГКАП РФ и Генеральной прокуратуры РФ от 28 августа 1995

года территориальным управлениям вменено в обязанность в недельный срок

направлять в органы прокуратуры для правовой оценки и принятия

процессуального решения материалы о нарушении требований безопасности

товаров (работ, услуг), ряда других правонарушений. Прокурор, следователь

уведомляет территориальное управление ГКАП о принятом решении в 10-дневный

срок. В этот же срок территориальное управление рассматривает полученный из

прокуратуры материал и информирует ее о принятом решении.

Рассмотрение антимонопольным комитетом дел о нарушении прав потребителей

Приказом ГКАП РФ от 4 апреля 1996 г. № 42 утверждено Положение о порядке

рассмотрения Комитетом е его территориальными управлениями дел о нарушениях

законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения

в области защиты прав потребителей.

Согласно Положению, дела о нарушениях законодательства о защите прав

потребителей рассматриваются соответствующим территориальным управлением по

месту нахождения продавца (изготовителя, исполнителя), в отношении которого

возбуждено дело, за исключением случаев, когда дело принимается к

рассмотрению ГКАП России. ГКАП России вправе принять любое дело к своему

рассмотрению.

Для рассмотрения дела образуется соответствующая комиссия из должностных

лиц и специалистов ГКАП или его территориального управления. Решение

вопроса о возбуждении дела принимает председатель комиссии. Основанием для

возбуждения дела могут быть заявления (иные материалы) общественных

объединений потребителей, их ассоциаций (союзов), федеральных органов

исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов

местного самоуправления, потребителей, депутатов, представление прокурора,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.