рефераты бесплатно

МЕНЮ


Личные права и свободы человека России

несостоятельно.

Конституционные права и свободы принято условно классифицировать на три

группы: личные, политические, социально-экономические. Далее представляется

необходимым дать характеристику только второй и третей группам, т.к. личные

права права и свободы человека и гражданина будут будут более детально

изучены и проанализированы во второй главе.

Особенности политических прав и свобод состоят в том, что они связаны с

обладанием гражданством государства. Это различие фиксирует Конституция РФ,

адресуя личные права «каждому» от рождения как человеку, политические -

«гражданам». Последние нацелены на включение личности в жизнь страны,

управление ее делами. Поскольку гражданин - это лицо, обладающее устойчивой

правовой связью с государством, постольку политические права и свободы

призваны укрепить эту связь. Сказанное подтверждается содержанием ст. 31-33

Конституции РФ.

Гражданство возникает по рождению, в результате приема в гражданство и

по другим законным основаниям. По законодательству большинства стран никто

не может быть лишен гражданства или права изменить его. Государство

оказывает покровительство и защиту своим гражданам, находящимся за его

пределами. Эти положения содержатся в Декларации прав и свобод человека

Российской Федерации (1991 г.). Все вопросы, связанные с приобретением

гражданства, выходом из гражданства и приемом в него и другими,

регулируются Законами о гражданстве. Федеральный закон «О гражданстве

Российской Федерации» (далее - Закон) вступил в силу с 1 июля 2002 г.

вступил в силу[21]. Его принятие вызвало политические и юридические

дискуссии, так как нормы Закона непосредственно затрагивают статус человека

в государстве, его взаимоотношения с последним. В институте гражданства

отражены наиболее существенные политико-правовые, социальные, морально-

нравственные и психологические связи и отношения, которые существуют между

гражданином и государством.

С точки зрения М. Варлен, несомненным достижением Закона является норма

о соотношении национального законодательства и международных договоров

России,что развивает положение ч. 4 ст. 15 Конституции РФ[22]. Государство,

действуя во исполнение своих международно-правовых обязательств, наделяет

человека, находящегося в пределах его юрисдикции,определенными правами и

обязанностями, предусмотренными в актах международного права. Любой человек

может воспользоваться преимуществами, вытекающими из норм международного

права, через свое государство в качестве его гражданина. Общепризнанные

нормы и принципы международного права, касающиеся вопросов гражданства,

непосредственно не регулируют эти отношения. Они лишь устанавливают

правовые рамки, в пределах которых каждое государство регулирует

собственное гражданство, не затрагивая суверенитет другого государства.

Закон закрепляет общепризнанные принципы гражданства (ст. 4), что имеет

важное значение для построения системы отечественного законодательства и

для межгосударственных отношений по вопросам гражданства. Однако некоторые

вопросы - условия приобретения гражданства (законный источник средств к

существованию, знание русского языка), а также порядок подачи заявлений по

вопросам гражданства - требуют детальной регламентации. Поэтому Законом

предусматривается принятие положения о порядке рассмотрения вопросов

гражданства, которое будет утверждено Президентом Российской Федерации. В

положении подробно будут отражены вопросы, касающиеся порядка приобретения

и прекращения гражданства, с целью единообразного исполнения закона всеми

органами и должностными лицами. Так же как регламентируется порядок выдачи

иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное

проживание[23] и вида на жительство[24]. Тем самым будут защищены права

российских граждан, иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на

территории Российской Федерации.

Таким образом, гражданство проявляется как взаимоотношения между

государством и лицом, находящимся под его властью. Государство гарантирует

гражданину его законные права и интересы; защищает его и покровительствует

ему за границей. В свою очередь, гражданин обязан соблюдать законы и другие

предписания государства и выполнять установленные им обязанности. На

основании ст. 62 Конституции РФ гражданин РФ может иметь гражданство

иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным

законом или международным договором РФ. Наличие у гражданина РФ гражданства

иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает его

от обязанностей, вытекающих из российского гражданства.

Связь политических прав с гражданством может создать впечатление, что

они производны от воли государства, носят вторичный характер и не относятся

к естественным правам гражданина. Однако, это не так. Естественный характер

прав гражданина определяется тем, что носителем суверенитета и единственным

источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный

народ (ст. 3 Конституции РФ). Государство признает, соблюдает и защищает

политические права гражданина так же, как и личные права человека (ст. 2

Конституции РФ). Наиболее общим, как бы объединяющим все другие

политические права и свободы, является право граждан участвовать в

управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ). Это право адресовано

каждому гражданину, осуществляется в различных формах как, непосредственно,

так и через своих представителей. Непосредственные формы реализации

рассматриваемого права - это: участие граждан в референдуме - всенародном

голосовании по важнейшим вопросам государственной и местной жизни, в

выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления и

т.д.

Примечательно, что многие формы участия граждан в управлении делами

государства в настоящее время не используются эффективно. Показательны в

этой связи такие факторы, как низкая активность избирателей на выборах

органов государственной власти и органов местного самоуправления, невысокий

интерес к деятельности избранного ими депутата, к участию в различного рода

общественных формированиях. Представляется, что причина низкой правовой и

политической активности граждан коренится не только в правовой сфере. Одной

из основных причин неполной реализации права является экономический кризис,

осложнивший взаимоотношения государственной власти и граждан, породивший их

неверие в новые ценности.

Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют

социально-экономические права. Они касаются таких сфер жизни человека, как

собственность, трудовые отношения, отдых, здоровье, образование и призваны

обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые

потребности личности. К социально-экономическим правам и свободам,

закрепленным в Конституции РФ, относятся: свобода предпринимательской

деятельности; право частной собственности, в том числе и на землю; свобода

труда и право на труд в надлежащих условиях; право на отдых; охрана семьи;

право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья,

на благоприятную окружающую среду; право на образование; свобода

литературного, художественного, научного, технического и других видов

творчества, преподавания; право пользования учреждениями культуры (ст. 34-

44). Приведенный перечень социально-экономических прав и свобод, по оценкам

многих отечественных и зарубежных ученых-юристов, также нередко не содержит

необходимого механизма реализации.

2. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Личные (гражданские) права (права первого поколения) призваны

обеспечивать свободу и автономию индивида как члена гражданского общества,

его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего

вмешательства. Органическая основа и главное назначение гражданских прав

состоят в том, чтобы обеспечить приоритет индивидуальных, внутренних

ориентиров развития каждой личности.

Эта категория прав характеризуется тем, что государство признает

свободу личности в определенной сфере отношений, которая отдана на

усмотрение индивида и не может быть объектом притязаний государства. Она

обеспечивает, напомним, так называемую негативную свободу. Эти права,

являясь атрибутом каждого индивида, призваны юридически защитить

пространство действия частных интересов, гарантировать возможности

индивидуального самоопределения и самореализации личности.

Ha различных этапах возникновения этих прав они призваны были ограждать

человека от незаконного вторжения государства в сферу личной свободы.

Однако в дальнейшем для осуществления гражданских прав недостаточно было

пассивной обязанности государства воздерживаться от вмешательства в сферу

свободы личности. Выявилась потребность содействовать в осуществлении прав

и свобод индивида. Это значит, что мало установить прямые запреты,

оберегающие сферу личной свободы и частной жизни от противоправных и

произвольных попыток ее ущемления, в том числе со стороны государства.

Необходимы его активные действия для реализации прав и свобод человека.

Такая позиция, распространенная во второй половине XX в., нашла выражение,

властности, в решениях Европейского суда по правам человека.

К личным (гражданским) правам и свободам человека относят: право на

жизнь и достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность,

а также неприкосновенность частной жизни, жилища; свободу передвижения и

выбора местожительства; свободу совести; свободу выбора национальности и

выбора языка общения. По существу, этот блок прав охватывает

фундаментальные аспекты свободы личности, выражая гуманистические принципы

всякого демократически организованного общества. Целью данной главы

выступает изучение и анализ особенностей личных прав и свобод человека и

гражданина.

2.1. Право на жизнь и достоинство личности

Право на жизнь. Это право провозглашается всеми международно-правовыми

актами о правах человека и почти всеми конституциями стран мира как

неотъемлемое право человека, охраняемое законом[25]. Никто не может быть

произвольно лишен жизни. Во многих странах, особенно находящихся под

влиянием католической церкви, право на жизнь рассматривается как основание

для запрещения абортов, а в отдельных странах (например, в Словакии) в

конституциях есть норма об охране жизни еще до рождения человека.

Право на жизнь прежде всего предполагает проведение государством

миролюбивой внешней политики, исключающей войны и конфликты. Ряд государств

(Япония и др.) провозгласили в своих конституциях отказ от войны, а также

от применения вооруженной силы как средства разрешения международных

споров[26]. Правовое государство обязано поддерживать обороноспособность

страны на случай любых посягательств, но строго регламентирует

использование регулярной армии на своей территории и за рубежом, поскольку

это ведет к гибели как мирного населения, так и личного состава. Однако

подобного рода гарантий права на жизнь в Конституции РФ нет.

В мирных условиях гарантии этого права не сводятся к запрещению

убийства - это безоговорочно закрепляется Уголовным кодексом каждой страны.

Государство обязано организовать эффективную борьбу с преступностью, и

особенно с террористическими акциями. Гарантиями права на жизнь служат

системы здравоохранения и, в частности, предупреждения детской смертности;

охраны от несчастных случаев на производстве; профилактики дорожно-

транспортных происшествий; пожарной безопасности и др. Например, ст. 34

Федерального закона о пожарной безопасности от 21 декабря 1994 г.

устанавливает: «Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и

имущества в случае пожара».

Особое значение имеет вопрос о смертной казни. При разработке

Конституции ряд общественных и религиозных организаций настаивали на

конституционном запрещении смертной казни, как это сделано в ряде

стран[27]. Религиозный подход основывается на недопустимости вмешательства

людей в исключительное право Бога как давать жизнь, так и отбирать ее у

человека. В полной мере эти общедемократические соображения не были

восприняты, но перспектива отмены смертной казни в Конституции все же

обозначена («впредь до ее отмены»). В то же время введено несколько

гарантий против ее произвольного применения:

1) смертная казнь должна устанавливаться только федеральным законом;

2) смертная казнь должна рассматриваться как исключительная мера

наказания, т. е. иметь альтернативу в виде лишения свободы на определенный

срок с тем, чтобы суд всегда имел возможность выбора меры наказания;

3) смертная казнь может применяться только за особо тяжкие преступления

против жизни (т. е. в отношении лиц, совершивших умышленное убийство при

отягчающих обстоятельствах, за террористические акции и бандитизм, если они

привели к гибели людей);

4) при угрозе применения смертной казни обвиняемый имеет право на

рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Эти гарантии отражают гуманный характер правосудия и призваны, с точки

зрения М.В. Баглай, «исключить опасность непоправимой судебной ошибки»[28].

В связи со вступлением России в Совет Европы перед ней встал вопрос об

отмене смертной казни, поскольку это прямо предусмотрено Протоколом № 6 от

28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950

г. Однако в условиях роста преступности все органы государственной власти

пришли к выводу о невозможности немедленной отмены этой меры наказания и

осуществлении поэтапного сокращения ее применения. В Уголовном кодексе РФ,

вступившем в силу с 1 января 1997 г., составы преступления,

предусматривающие смертную казнь, сокращены с 28 до 5 (умышленное убийство,

террористический акт и др.). Смертная казнь по ряду составов преступления

заменена пожизненным заключением. На исполнение приговоров о смертной казни

был установлен мораторий.

Однако все эти меры не устранили неравенства граждан, в отношении

которых смертные приговоры выносились в одних случаях судом присяжных, как

это четко требует ст. 20 Конституции РФ, а в других - судами без

привлечения суда присяжных. Неравенство возникает из-за того, что суды

присяжных созданы только в 9 субъектах РФ.

В связи с этим Конституционный Суд РФ в постановлении от 2 февраля 1999

г. обратил внимание Федерального Собрания на то, что после принятия в 1993

г. Конституции оно располагало достаточным временем для выполнения

предписаний ст. 20, и признал, что «с момента вступления в силу настоящего

постановления и до введения в действие соответствующего федерального

закона, обеспечивающего на всей территории Российской Федерации каждому

обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в

качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на

рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в

виде смертной казни назначаться не может независимо от того,

рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в

составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух

народных заседателей».

Достоинство личности. Это качество человека равнозначно праву на

уважение и обязанности уважать других. Оно достигается развитием личности,

осознающей свою свободу, равенство и защищенность. Достоинство превращает

человека из объекта воздействия в активного субъекта правового государства.

Это государство дает человеку право на самооценку, «самоопределение» и

охраняет его выбор жизненных ценностей.

Достоинство конкретизируется в правах человека, защита которых

составляет назначение государства. Поэтому можно сказать, что в наиболее

общей форме цель государства состоит в охране человеческого достоинства.

Таким образом, когда говорят, что «государство должно служить народу», то

это в первую очередь означает, что государство должно обеспечить защиту

достоинства каждого человека. Не случайно многие конституции мира

закрепляют принцип достоинства человека в одной «связке» с народным

суверенитетом и основными обязанностями государства (ФРГ, Греция,

Португалия и др.)[29]. Достоинство, если оно надлежащим образом защищено, -

это опора демократии и правовой государственности. Если общество не

признает и не защищает достоинство отдельного человека, то никакие

юридические, экономические и политические меры не обеспечат прочный

культурный и этический фундамент общества.

Современный немецкий юрист П. Хеберле пишет: «О содержании понятия

«достоинство человека» можно говорить применительно ко всей его жизни - от

рождения до смерти. Но в ряде случаев этот конституционный принцип

действует даже до и после упомянутых событий. Примерами могут служить

защита личного достоинства умершего и дискуссия о правах плода во чреве

матери»[30].

Конституция РФ защищает достоинство личности, устанавливая абсолютный

принцип: «Ничто не может быть основанием для его умаления». В самом тексте

ст. 21 этот принцип дополняется запретом подвергать человека пыткам,

насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство

обращению или наказанию, а также без добровольного согласия медицинским,

научным или иным опытам. Целям защиты достоинства служат многие нормы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.