Личные права и свободы человека России
несостоятельно.
Конституционные права и свободы принято условно классифицировать на три
группы: личные, политические, социально-экономические. Далее представляется
необходимым дать характеристику только второй и третей группам, т.к. личные
права права и свободы человека и гражданина будут будут более детально
изучены и проанализированы во второй главе.
Особенности политических прав и свобод состоят в том, что они связаны с
обладанием гражданством государства. Это различие фиксирует Конституция РФ,
адресуя личные права «каждому» от рождения как человеку, политические -
«гражданам». Последние нацелены на включение личности в жизнь страны,
управление ее делами. Поскольку гражданин - это лицо, обладающее устойчивой
правовой связью с государством, постольку политические права и свободы
призваны укрепить эту связь. Сказанное подтверждается содержанием ст. 31-33
Конституции РФ.
Гражданство возникает по рождению, в результате приема в гражданство и
по другим законным основаниям. По законодательству большинства стран никто
не может быть лишен гражданства или права изменить его. Государство
оказывает покровительство и защиту своим гражданам, находящимся за его
пределами. Эти положения содержатся в Декларации прав и свобод человека
Российской Федерации (1991 г.). Все вопросы, связанные с приобретением
гражданства, выходом из гражданства и приемом в него и другими,
регулируются Законами о гражданстве. Федеральный закон «О гражданстве
Российской Федерации» (далее - Закон) вступил в силу с 1 июля 2002 г.
вступил в силу[21]. Его принятие вызвало политические и юридические
дискуссии, так как нормы Закона непосредственно затрагивают статус человека
в государстве, его взаимоотношения с последним. В институте гражданства
отражены наиболее существенные политико-правовые, социальные, морально-
нравственные и психологические связи и отношения, которые существуют между
гражданином и государством.
С точки зрения М. Варлен, несомненным достижением Закона является норма
о соотношении национального законодательства и международных договоров
России,что развивает положение ч. 4 ст. 15 Конституции РФ[22]. Государство,
действуя во исполнение своих международно-правовых обязательств, наделяет
человека, находящегося в пределах его юрисдикции,определенными правами и
обязанностями, предусмотренными в актах международного права. Любой человек
может воспользоваться преимуществами, вытекающими из норм международного
права, через свое государство в качестве его гражданина. Общепризнанные
нормы и принципы международного права, касающиеся вопросов гражданства,
непосредственно не регулируют эти отношения. Они лишь устанавливают
правовые рамки, в пределах которых каждое государство регулирует
собственное гражданство, не затрагивая суверенитет другого государства.
Закон закрепляет общепризнанные принципы гражданства (ст. 4), что имеет
важное значение для построения системы отечественного законодательства и
для межгосударственных отношений по вопросам гражданства. Однако некоторые
вопросы - условия приобретения гражданства (законный источник средств к
существованию, знание русского языка), а также порядок подачи заявлений по
вопросам гражданства - требуют детальной регламентации. Поэтому Законом
предусматривается принятие положения о порядке рассмотрения вопросов
гражданства, которое будет утверждено Президентом Российской Федерации. В
положении подробно будут отражены вопросы, касающиеся порядка приобретения
и прекращения гражданства, с целью единообразного исполнения закона всеми
органами и должностными лицами. Так же как регламентируется порядок выдачи
иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное
проживание[23] и вида на жительство[24]. Тем самым будут защищены права
российских граждан, иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на
территории Российской Федерации.
Таким образом, гражданство проявляется как взаимоотношения между
государством и лицом, находящимся под его властью. Государство гарантирует
гражданину его законные права и интересы; защищает его и покровительствует
ему за границей. В свою очередь, гражданин обязан соблюдать законы и другие
предписания государства и выполнять установленные им обязанности. На
основании ст. 62 Конституции РФ гражданин РФ может иметь гражданство
иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным
законом или международным договором РФ. Наличие у гражданина РФ гражданства
иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает его
от обязанностей, вытекающих из российского гражданства.
Связь политических прав с гражданством может создать впечатление, что
они производны от воли государства, носят вторичный характер и не относятся
к естественным правам гражданина. Однако, это не так. Естественный характер
прав гражданина определяется тем, что носителем суверенитета и единственным
источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный
народ (ст. 3 Конституции РФ). Государство признает, соблюдает и защищает
политические права гражданина так же, как и личные права человека (ст. 2
Конституции РФ). Наиболее общим, как бы объединяющим все другие
политические права и свободы, является право граждан участвовать в
управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ). Это право адресовано
каждому гражданину, осуществляется в различных формах как, непосредственно,
так и через своих представителей. Непосредственные формы реализации
рассматриваемого права - это: участие граждан в референдуме - всенародном
голосовании по важнейшим вопросам государственной и местной жизни, в
выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления и
т.д.
Примечательно, что многие формы участия граждан в управлении делами
государства в настоящее время не используются эффективно. Показательны в
этой связи такие факторы, как низкая активность избирателей на выборах
органов государственной власти и органов местного самоуправления, невысокий
интерес к деятельности избранного ими депутата, к участию в различного рода
общественных формированиях. Представляется, что причина низкой правовой и
политической активности граждан коренится не только в правовой сфере. Одной
из основных причин неполной реализации права является экономический кризис,
осложнивший взаимоотношения государственной власти и граждан, породивший их
неверие в новые ценности.
Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют
социально-экономические права. Они касаются таких сфер жизни человека, как
собственность, трудовые отношения, отдых, здоровье, образование и призваны
обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые
потребности личности. К социально-экономическим правам и свободам,
закрепленным в Конституции РФ, относятся: свобода предпринимательской
деятельности; право частной собственности, в том числе и на землю; свобода
труда и право на труд в надлежащих условиях; право на отдых; охрана семьи;
право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья,
на благоприятную окружающую среду; право на образование; свобода
литературного, художественного, научного, технического и других видов
творчества, преподавания; право пользования учреждениями культуры (ст. 34-
44). Приведенный перечень социально-экономических прав и свобод, по оценкам
многих отечественных и зарубежных ученых-юристов, также нередко не содержит
необходимого механизма реализации.
2. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Личные (гражданские) права (права первого поколения) призваны
обеспечивать свободу и автономию индивида как члена гражданского общества,
его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего
вмешательства. Органическая основа и главное назначение гражданских прав
состоят в том, чтобы обеспечить приоритет индивидуальных, внутренних
ориентиров развития каждой личности.
Эта категория прав характеризуется тем, что государство признает
свободу личности в определенной сфере отношений, которая отдана на
усмотрение индивида и не может быть объектом притязаний государства. Она
обеспечивает, напомним, так называемую негативную свободу. Эти права,
являясь атрибутом каждого индивида, призваны юридически защитить
пространство действия частных интересов, гарантировать возможности
индивидуального самоопределения и самореализации личности.
Ha различных этапах возникновения этих прав они призваны были ограждать
человека от незаконного вторжения государства в сферу личной свободы.
Однако в дальнейшем для осуществления гражданских прав недостаточно было
пассивной обязанности государства воздерживаться от вмешательства в сферу
свободы личности. Выявилась потребность содействовать в осуществлении прав
и свобод индивида. Это значит, что мало установить прямые запреты,
оберегающие сферу личной свободы и частной жизни от противоправных и
произвольных попыток ее ущемления, в том числе со стороны государства.
Необходимы его активные действия для реализации прав и свобод человека.
Такая позиция, распространенная во второй половине XX в., нашла выражение,
властности, в решениях Европейского суда по правам человека.
К личным (гражданским) правам и свободам человека относят: право на
жизнь и достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность,
а также неприкосновенность частной жизни, жилища; свободу передвижения и
выбора местожительства; свободу совести; свободу выбора национальности и
выбора языка общения. По существу, этот блок прав охватывает
фундаментальные аспекты свободы личности, выражая гуманистические принципы
всякого демократически организованного общества. Целью данной главы
выступает изучение и анализ особенностей личных прав и свобод человека и
гражданина.
2.1. Право на жизнь и достоинство личности
Право на жизнь. Это право провозглашается всеми международно-правовыми
актами о правах человека и почти всеми конституциями стран мира как
неотъемлемое право человека, охраняемое законом[25]. Никто не может быть
произвольно лишен жизни. Во многих странах, особенно находящихся под
влиянием католической церкви, право на жизнь рассматривается как основание
для запрещения абортов, а в отдельных странах (например, в Словакии) в
конституциях есть норма об охране жизни еще до рождения человека.
Право на жизнь прежде всего предполагает проведение государством
миролюбивой внешней политики, исключающей войны и конфликты. Ряд государств
(Япония и др.) провозгласили в своих конституциях отказ от войны, а также
от применения вооруженной силы как средства разрешения международных
споров[26]. Правовое государство обязано поддерживать обороноспособность
страны на случай любых посягательств, но строго регламентирует
использование регулярной армии на своей территории и за рубежом, поскольку
это ведет к гибели как мирного населения, так и личного состава. Однако
подобного рода гарантий права на жизнь в Конституции РФ нет.
В мирных условиях гарантии этого права не сводятся к запрещению
убийства - это безоговорочно закрепляется Уголовным кодексом каждой страны.
Государство обязано организовать эффективную борьбу с преступностью, и
особенно с террористическими акциями. Гарантиями права на жизнь служат
системы здравоохранения и, в частности, предупреждения детской смертности;
охраны от несчастных случаев на производстве; профилактики дорожно-
транспортных происшествий; пожарной безопасности и др. Например, ст. 34
Федерального закона о пожарной безопасности от 21 декабря 1994 г.
устанавливает: «Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и
имущества в случае пожара».
Особое значение имеет вопрос о смертной казни. При разработке
Конституции ряд общественных и религиозных организаций настаивали на
конституционном запрещении смертной казни, как это сделано в ряде
стран[27]. Религиозный подход основывается на недопустимости вмешательства
людей в исключительное право Бога как давать жизнь, так и отбирать ее у
человека. В полной мере эти общедемократические соображения не были
восприняты, но перспектива отмены смертной казни в Конституции все же
обозначена («впредь до ее отмены»). В то же время введено несколько
гарантий против ее произвольного применения:
1) смертная казнь должна устанавливаться только федеральным законом;
2) смертная казнь должна рассматриваться как исключительная мера
наказания, т. е. иметь альтернативу в виде лишения свободы на определенный
срок с тем, чтобы суд всегда имел возможность выбора меры наказания;
3) смертная казнь может применяться только за особо тяжкие преступления
против жизни (т. е. в отношении лиц, совершивших умышленное убийство при
отягчающих обстоятельствах, за террористические акции и бандитизм, если они
привели к гибели людей);
4) при угрозе применения смертной казни обвиняемый имеет право на
рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
Эти гарантии отражают гуманный характер правосудия и призваны, с точки
зрения М.В. Баглай, «исключить опасность непоправимой судебной ошибки»[28].
В связи со вступлением России в Совет Европы перед ней встал вопрос об
отмене смертной казни, поскольку это прямо предусмотрено Протоколом № 6 от
28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950
г. Однако в условиях роста преступности все органы государственной власти
пришли к выводу о невозможности немедленной отмены этой меры наказания и
осуществлении поэтапного сокращения ее применения. В Уголовном кодексе РФ,
вступившем в силу с 1 января 1997 г., составы преступления,
предусматривающие смертную казнь, сокращены с 28 до 5 (умышленное убийство,
террористический акт и др.). Смертная казнь по ряду составов преступления
заменена пожизненным заключением. На исполнение приговоров о смертной казни
был установлен мораторий.
Однако все эти меры не устранили неравенства граждан, в отношении
которых смертные приговоры выносились в одних случаях судом присяжных, как
это четко требует ст. 20 Конституции РФ, а в других - судами без
привлечения суда присяжных. Неравенство возникает из-за того, что суды
присяжных созданы только в 9 субъектах РФ.
В связи с этим Конституционный Суд РФ в постановлении от 2 февраля 1999
г. обратил внимание Федерального Собрания на то, что после принятия в 1993
г. Конституции оно располагало достаточным временем для выполнения
предписаний ст. 20, и признал, что «с момента вступления в силу настоящего
постановления и до введения в действие соответствующего федерального
закона, обеспечивающего на всей территории Российской Федерации каждому
обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в
качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на
рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в
виде смертной казни назначаться не может независимо от того,
рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в
составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух
народных заседателей».
Достоинство личности. Это качество человека равнозначно праву на
уважение и обязанности уважать других. Оно достигается развитием личности,
осознающей свою свободу, равенство и защищенность. Достоинство превращает
человека из объекта воздействия в активного субъекта правового государства.
Это государство дает человеку право на самооценку, «самоопределение» и
охраняет его выбор жизненных ценностей.
Достоинство конкретизируется в правах человека, защита которых
составляет назначение государства. Поэтому можно сказать, что в наиболее
общей форме цель государства состоит в охране человеческого достоинства.
Таким образом, когда говорят, что «государство должно служить народу», то
это в первую очередь означает, что государство должно обеспечить защиту
достоинства каждого человека. Не случайно многие конституции мира
закрепляют принцип достоинства человека в одной «связке» с народным
суверенитетом и основными обязанностями государства (ФРГ, Греция,
Португалия и др.)[29]. Достоинство, если оно надлежащим образом защищено, -
это опора демократии и правовой государственности. Если общество не
признает и не защищает достоинство отдельного человека, то никакие
юридические, экономические и политические меры не обеспечат прочный
культурный и этический фундамент общества.
Современный немецкий юрист П. Хеберле пишет: «О содержании понятия
«достоинство человека» можно говорить применительно ко всей его жизни - от
рождения до смерти. Но в ряде случаев этот конституционный принцип
действует даже до и после упомянутых событий. Примерами могут служить
защита личного достоинства умершего и дискуссия о правах плода во чреве
матери»[30].
Конституция РФ защищает достоинство личности, устанавливая абсолютный
принцип: «Ничто не может быть основанием для его умаления». В самом тексте
ст. 21 этот принцип дополняется запретом подвергать человека пыткам,
насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство
обращению или наказанию, а также без добровольного согласия медицинским,
научным или иным опытам. Целям защиты достоинства служат многие нормы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|