рефераты бесплатно

МЕНЮ


Личные права и свободы человека России

например, признать за выражение свободы слова «шуточные» крики о пожаре в

переполненном темном зале кинотеатра, вызывающие панику, давку в дверях и

гибель людей. Так же далеки от свободы слова те, кто проповедует

национальное или расовое превосходство и требует узаконения самосуда. Даже

если цели у произнесенного слова законные, то требуется еще моральная

ответственность за это слово с тем, чтобы оно не обернулось против других

людей и всего общества.

Содержание свободы слова весьма широкое. Это не только право говорить

все что угодно, но и сумма убеждений, мнений, идей, выраженных как устно,

так и печатно, в произведениях изобразительного искусства, научных

исследованиях, художественной литературе и музыке. Другими словами, это все

то, что выражает мысль человека, его устремления и надежды.

Конституция РФ гарантирует свободу мысли и слова, но она же

устанавливает, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие

социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного

или языкового превосходства. Это целая программа негативного отношения к

идеям, способным взорвать здание общественного согласия. В России эти нормы

призваны противостоять коммунистической идеологии, делящей общество на

«передовые» и «отсталые» классы, национализму и расизму, шовинизму и

антисемитизму. Не совсем, правда, ясно, какие силы пропагандируют языковое

превосходство - похоже, что таких сил в России нет, если не считать

требований соблюдать право на использование родного языка, что, однако,

никак нельзя трактовать как пропаганду превосходства.

Другая опасность, порождаемая неконтролируемостью свободы слова, носит

фашистский характер. В Указе Президента РФ о мерах по обеспечению

согласованных действий органов государственной власти в борьбе с

проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской

Федерации от 23 марта 1995 г. отмечалось, что антиконституционная

деятельность экстремистски настроенных лиц и объединений приобретает все

более широкие масштабы и дерзкий характер, создаются незаконные вооруженные

и военизированные формирования, нарастает угроза сращивания последних с

некоторыми профсоюзными, коммерческими, финансовыми, а также криминальными

структурами. Указом предусматривались меры по усилению борьбы против

фашистской угрозы и предписывалось органам МВД, ФСБ и др. задерживать и

привлекать к ответственности лиц, распространяющих печатную продукцию, кино-

, фото-, аудио- и видеоматериалы, направленные на пропаганду фашизма,

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни,

принимать меры к изъятию такой печатной продукции и материалов. Под

контроль ставятся соответствующие собрания, митинги, демонстрации, шествия

и пикетирование. Эти и ряд других мер направлены на запрещение и

ограничение деятельности фашистского характера.

Весьма важно положение, сформулированное в ч. 3 ст. 29 Конституции РФ:

«Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или

отказу от них». По своему содержанию понятие «убеждения» шире, чем

«мнения», это понятие охватывает устойчивую систему взглядов, основанную на

определенном мировоззрении, но и мнение может значить очень много, ибо

является частью убеждений. Для демократии главное, чтобы все могли, ничего

не опасаясь, выражать свои убеждения и мнения, а убеждения и мнения

меньшинства, или инакомыслящих, уважались.

Как уже отмечалось, многообразие проявлений свободы слова дает

основание отнести ее в равной степени и к личным, и к политическим правам

человека. Так произошло и со ст. 29 Конституции, первые три части которой

трактуют эту свободу в личностном плане, а остальные две - в политическом.

Таким образом, личные права и свободы человека и гражданина, именуемые

также гражданскими, составляют первооснову правового статуса человека и

гражданина. Большинство из них носят абсолютный характер, т. е. являются не

только неотъемлемыми, но и не подлежащими ограничению. Отсюда повышенный

уровень гарантий и охраны этих прав и свобод, перечисленных в ст. 20- 29

Конституции РФ.

3. ГАРАНТИИ И ЗАЩИТА ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Под гарантиями понимаются «правовые средства, обеспечивающие реализацию

того или иного права человека и гражданина»[46]. Каждое право только тогда

может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его

обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно к

конституционным правам и свободам это обязанность государства.

Нередко употребляется выражение «материальные гарантии прав», под

которыми понимается совокупность экономических и политических условий,

делающих права реальными. Но наука конституционного права изучает

преимущественно юридические гарантии, т.е. те, которые вытекают из

конституции, законов и других нормативных источников.

В Конституции РФ права и свободы закрепляются в разных формулировках.

Некоторые права закреплены декларативно («каждый имеет право на жилище»),

другие - как гарантия («гарантируется свобода массовой информации»), третьи

- как объект охраны или защиты со стороны государства или закона («право

частной собственности охраняется законом», «материнство и детство, семья

находятся под защитой государства»). Различие формулировок не умаляет

признания тех или иных прав граждан, поскольку Конституция имеет прямое

действие, и само по себе закрепление того или иного права есть своеобразная

его гарантия, во всяком случае невозможности его отрицания. Однако

формулировка «гарантируются» звучит более весомо, она чаще встречается в

тех случаях, когда государство обладает системой, способной обеспечить

права всех граждан. Например, в одной и той же статье Конституции (ст. 43)

о дошкольном и основном общем образовании говорится, что оно гарантируется,

и это вызвано тем, что начальных и средних школ достаточно для всех

граждан, а получить высшее образование только «каждый вправе», поскольку

бесплатно дать такое образование всем гражданам государство не в состоянии.

Формулировки «охраняются государством» и «находятся под защитой закона» по

существу означают, что соответствующие права обеспечены специальным

законом. Существуют также права, которые закрепляются вместе с гарантией их

обеспечения, например, право на свободу и личную неприкосновенность

сопровождается гарантией от произвольного ареста (ст. 22).

Однако наряду с таким «попутным» решением проблемы гарантий прав

Конституция содержит специальные статьи (ст. 45-54), устанавливающие

гарантии реализации прав и свобод граждан. Эти гарантии могут быть условно

разбиты на две группы: общие гарантии и гарантии правосудия.

3.1. Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина

Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую

силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном

соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных

принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия

трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и

обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в

ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61.

Защита прав и свобод - обязанность государства. Конституция гарантирует

государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45).

Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми

средствами обеспечивать защиту личных прав и свобод человека и гражданина,

осуществлять их регулирование. Полномочия законодательных органов по этим

вопросам входят как в ведение Российской Федерации (регулирование и

защита), так и в совместное ведение Федерации и ее субъектов (защита).

Гарантом личных прав и свобод человека и гражданина выступает Президент

России. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в

число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное

назначение судебной системы. Следовательно, в гарантировании прав и свобод

участвует весь механизм государства, все органы государственной власти.

Самозащита прав и свобод. Наряду с обязанностью государства

обеспечивать защиту личных прав и свобод человека и гражданина существует

право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не

запрещенными законом. Способы самозащиты многообразны: обжалование действий

должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование

правозащитных организаций и общественных объединений (профсоюзы и др.).

Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия. Федеральный

закон об оружии (в редакции от 10 апреля 2000 г.) предоставил гражданам

возможность приобретения определенных видов оружия (охотничье оружие,

газовые пистолеты и др.). Закон предусматривает право на приобретение и

использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и

собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости, но

это право подвергнуто многим ограничениям (оружие не подлежит применению в

отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, кроме случаев совершения

ими вооруженного или группового нападения). О всех случаях применения

оружия, повлекших телесные повреждения, требуется сообщать в органы

внутренних дел. Определенными условиями обставлено и право на приобретение

оружия.

Судебная защита. Российская Конституция гарантирует каждому судебную

защиту его прав и свобод (ст. 46). Такая защита наиболее эффективна и

доступна каждому человеку, поскольку в суд могут быть обжалованы любые

решения и действия (или бездействие) органов государственной власти,

органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных

лиц. Объектом обжалования могут быть законы, действия и указы Президента,

постановления Правительства и т. д. Суд, таким образом, осуществляет надзор

за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед

любыми акциями государства. Процедура обращения граждан в судебные органы

регулируется Законом об обжаловании в суд действий, и решений, нарушающих

права и свободы граждан (в редакции от 14 декабря 1995 г.).

В ноябре 1995 г. Конституционный Суд РФ вынес постановление по жалобам

Р. Н. Самигулиной и А. А. Апанасенко о проверке конституционности ст. 209

УПК РСФСР, которая на практике лишала граждан права обжаловать в судебном

порядке постановление о прекращении уголовного дела, позволяя обращаться с

жалобой только к прокурору. Суд отметил, что право граждан на судебную

защиту относится к таким правам, которые в силу ч. 3 ст. 56 Конституции РФ

не могут быть ограничены ни при каких условиях. Между тем по смыслу,

придаваемому правопримени-тельной практикой положению рассматриваемой

статьи, участники уголовного процесса, чьи права, и законные интересы

затрагиваются прекращением производства по делу, оказались лишенными права

обратиться за защитой в суд. Таким образом, значительное число

правоприменительных решений, затрагивающих основные права и свободы

граждан,, вопреки установлениям ст. 46 Конституции РФ выводится из-под

судебного контроля. Суд признал данное положение закона неконституционным.

Международная защита. Конституция РФ предоставляет каждому право

обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод

человека (ч. 3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих

международных договоров Российской Федерации и используется, если исчерпаны

все имеющиеся, средства правовой защиты. Следовательно, жалоба может быть

подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях Российской Федерации.

Комитеты ООН. Жалоба подается в Комитет по правам человека, созданный в

соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах.

Присоединение России к факультативному протоколу этого Пакта создает

условия для реализации каждым своего конституционного права на обращение в

этот орган. Комитет принимает жалобы, если они не анонимны и не

представляют собой злоупотребления правом на жалобу; он проверяет, не

рассматривается ли вопрос в соответствии с другой процедурой международного

разбирательства и исчерпало ли лицо все доступные внутренние средства

правовой защиты.

Процедура защиты нарушенного права состоит в том, что жалоба доводится

до сведения соответствующего государства, а государство обязано в

шестимесячный срок представить Комитету письменные объяснения или

заявления, разъясняющие этот вопрос и извещающие о принятых мерах, если

таковые имели место. Следовательно, Комитет не вправе выносить обязательные

решения, но публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет

негативные морально-политические последствия для государства, в котором

нарушаются права человека.

Европейский Суд по правам человека. Другой формой международной защиты

прав и свобод выступает Европейский Суд по правам человека, учрежденный в

1959 г. в соответствии с Европейской Конвенцией о защите прав человека и

основных свобод. Суд состоит из такого числа судей, которое равно числу

членов Совета Европы, он самостоятельно устанавливает свой регламент и

правила процедуры. Юрисдикция Суда охватывает дела, связанные с толкованием

и применением Конвенции, но лишь в отношении тех государств, которые

признали ее для себя обязательной, т. е. и в отношении России. В состав

Суда входит судья от Российской Федерации.

Обращение (петицию) в Суд вправе подавать как государство, так и

физическое лицо. Признается, что обращение может быть подано только после

того, как исчерпаны все внутренние средства решения спора. Суд, состав

которого утверждается для каждого обращения отдельно, окончательный, и

государства обязаны ему подчиняться. Жертве нарушения прав может быть

назначено «справедливое возмещение».

Указом Президента РФ от 29 марта 1998 г. учреждена должность

Уполномаченного РФ при Европейском Суде (назначается Президентом РФ).

Возмещение вреда. Нарушение прав и свобод часто сопровождается

причинением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях

состоит не только в том, чтобы восстановить нарушенное право и обеспечить

его реализацию, но и в возмещении причиненного человеку материального и

морального вреда. Согласно ст. 53 Конституции «каждый имеет право на

возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или

бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».

Возмещение причиненного вреда регулируется гражданско-правовым

законодательством и является гарантией, распространяющейся на любые

нарушения прав и свобод. Отдельные виды ответственности за причиненный вред

закреплены в специальных законах - Федеральном законе об органах

федеральной службы безопасности в Российской Федерации (в редакции от 30

декабря 1999 г.) и др. По действующему законодательству, например,

возмещению подлежит вред, причиненный человеку незаконным привлечением к

уголовной ответственности, незаконным осуждением, незаконным заключением

под стражу или взятием подписки о невыезде, незаконным наложением

административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

Материальную ответственность в этих случаях несут не непосредственно

виновные должностные лица, а соответствующие органы государственной власти,

которым затем возмещается ущерб этими должностными лицами. Размер

возмещения причиненного вреда устанавливается судом, который также вправе

определять возмещение (денежную компенсацию) морального вреда, причиненного

человеку.

Неотменяемость прав и свобод. Человек может быть уверен в устойчивости

своих личных прав и свобод человека и гражданина только тогда, когда

законодательные органы государства лишены права принимать законы,

отменяющие или умаляющие эти права и свободы. В этом смысл ч. 2 ст. 55

Конституции: она устанавливает, что в Российской Федерации законы,

отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, не должны

издаваться. Данная норма гарантирует незыблемость прав и свобод, она служит

постоянным напоминанием органам законодательной власти о том, что отмена,

пересмотр или любое снижение уровня гарантий тех или иных прав и свобод

требует созыва Конституционного Собрания.

В то же время Конституцией допускается возможность ограничения личных

прав и свобод человека и гражданина. Важно иметь в виду, что ограничения не

тождественны отмене или умалению прав и свобод и осуществляются только в

той мере, в какой это необходимо в строго установленных Конституцией целях.

Возраст. Конституцией РФ установлено, что российский гражданин может

самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18

лет. Ключевыми словами в этой норме являются слова «самостоятельно» и «в

полном объеме», поскольку граждане имеют конституционные права и в более

раннем возрасте, реализуя их через законных представителей.

Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 24)

закрепляет за каждым ребенком право на меры защиты, на немедленную

регистрацию после рождения и на имя. Каждый ребенок имеет право на

приобретение гражданства. Этих норм нет в Конституции России, но, по

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.