Российское экологическое законодательство: современное состояние и перспективы развития
ун-та. Сер.11, Право. 1991. N 1. С.76.
2 Собрание законодательства РФ. 1994. N 13. Ст.1447.
3 Собрание законодательства РФ. 1995. N 29. Ст.2757.
4 Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст.2954.
5 Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст.3301; 1996.
N 5. Ст.410.
22
иные вопросы; Кодекс РСФСР об административных правонарушениях 1,
содержащий нормы об административной ответственности в области
экологопользования.
Следующий структурный уровень экологического законодательст-
ва представлен подзаконными нормативно-правовыми актами. Данный
уровень можно подразделить на три основные группы: 1) норматив-
но-правовые акты Президента РФ; 2) правительственные норматив-
но-правовые акты; 3) нормативно-правовые акты министерств и иных
государственных органов федеральной исполнительной власти.
Представленное подразделение на группы не является обязательным.
Так, Б.В.Ерофеев вводит еще межведомственные нормативно-правовые
акты, принимаемые органами управления межведомственной компетен-
ции, к которым относятся комитет по земельным ресурсам и земле-
устройству РФ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия
РФ и др. 2 Но, с другой стороны, автор отводит особое место ука-
зам Президента РФ, ссылаясь на Конституцию РФ, что якобы она "не
относит их к подзаконным нормативным актам" 3, хотя комментарий к
статье 90 Конституции РФ называет акты Президента РФ подзаконны-
ми актами 4.
В соответствии с уже упомянутой статьей 90 Конституции РФ,
Президент РФ издает указзы и распоряжения. Указы, как правило,
представляют собой нормативно-правовые акты, относящиеся к неоп-
ределенному кругу лиц, органов государства, должностных лиц и
т.д. С другой стороны, распоряжения - это обычно акты индивиду-
ального характера. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны
---------------
1 Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1984. N 27. Ст.899.
2 Ерофеев Б.В. Экологическое право России. М., 1996. С.132.
3 Там же. С.138.
4 Конституция Российской Федерации. Комментарий. М., 1994. -
С.429.
23
для исполнения на всей ее территории. Данные акты главы госу-
дарства не должны противоречить не только Конституции РФ, но и
федеральным конституционным и федеральным законам. Являясь "осо-
бым" лицом в государстве, Президент РФ определяет в соответствии
с Конституцией России и федеральными законами направления внут-
ренней политики государства, в том числе и в области охраны ок-
ружающей природной среды.
На сегодняшний момент законодательство представлено рядом
указов Президента РФ, регулирующих так или иначе эколого-право-
вые отношения. Примером могут служить: Указ Президента РФ от 4
февраля 1994 г. "О государственной стратегии РФ по охране окру-
жающей среды и обеспечению устойчивого развития" 1, Указ Прези-
дента РФ от 16 декабря 1993 г. "О федеральных природных ресур-
сах" 2 и другие.
Следует отметить Указ Президента РФ от 14 августа 1996 г. "О
структуре федеральных органов исполнительной власти" 3, которым
Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ было
реорганизовано в Министерство природных ресурсов РФ и Государс-
твенный комитет РФ по охране окружающей среды.
Важным в свете данных рассуждений будет дополнение, приве-
денное С.А.Комаровым о том, что указы Президента РФ могут носить
нормотворческий характер. Наряду с актами федеральных законода-
тельных органов данные указы могут являться актами первоначаль-
ного правотворчества, т.к. содержат нормы права и посвящены общим
вопросам 4.
---------------
1 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. N 6.
Ст.436.
2 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 51.
Ст.4932.
3 Собрание законодательства РФ. 1996. N 34. Ст.4082.
4 Комаров С.А. Общая теория государства и права. Саранск,
1994. С.151.
24
Следующую группу подзаконных нормативных правовых актов
представляют акты Правительства РФ, которые имеют значительный
удельный вес среди норм экологического законодательства.
В соответствии со статьей 114 Конституции РФ, Правительство
РФ обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики
в области природопользования. При этом полномочия Правительства
РФ в этой области реализуются с помощью его актов - постановле-
ний и распоряжений. Данные акты издаются во исполнение и на ос-
новании Конституции РФ, Федеральных законов и нормативных указов
Президента РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ
обязательны к исполнению в Российской Федерации.
В форме постановлений издаются акты Правительства РФ, имею-
щие нормативный характер или наиболее важное значение. Акты по
оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоря-
жений.
В.В.Петров постановления Правительства РФ по вопросам эколо-
гии разбивает на три группы 1. Так, к первой группе относятся
постановления, которые принимаются во исполнение закона для
конкретизации его отдельных положений. Таким актом следует наз-
вать постановление Правительства РФ N 942 от 22 сентября 1993 г.
"Об утверждении Положения о государственной экологической экс-
пертизе" 2. Вторая группа постановлений предназначена для опреде-
ления компетенции органов управления и контроля. Например, Поло-
жение "О Комитете РФ по земельным ресурсам и землеустройству",
утвержденное постановлением Правительства РФ N 61 от 2 февраля
---------------
1 Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995. С.92.
2 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 39.
Ст.3621.
25
1993 г. 1 И, наконец, в третью группу постановлений Правительства
РФ автор включает нормативно-правовые акты дальнейшего правового
регулирования экологических отношений. Таким актом следует счи-
тать постановление Правительства РФ N 501 от 4 ноября 1993 г. "О
создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвы-
чайных ситуациях" 2.
В случае, если постановления или распоряжения Правительства
противоречат Конституции РФ, федеральным законам и указам Прези-
дента РФ, они могут быть отменены Президентом РФ.
Природоохранительные министерства и ведомства наделяются
правом издавать в рамках предусмотренной для них компетенции
нормативные правовые акты. При этом данного рода акты обязатель-
ны для других министерств и ведомств, физических и юридических
лиц. Имея ту особенность, что по юридической силе нормативно-
правовые акты министерств и ведомств уступают актам Правительст-
ва РФ, они представлены в виде различных приказов, решений, инс-
трукций, правил, положений, уставов, распоряжений.
Так, еще в рамках Министерства охраны окружающей среды и
природных ресурсов РФ оно издавало нормативные правовые приказы,
инструкции. В настоящий момент органом, в функции которого
передано решение вопросов охраны окружающей среды, является
Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, а вопросы
использования природных ресурсов ныне отнесены в ведение Минис-
терства природных ресурсов РФ 3. Примером подобных актов может
служить Приказ Министерства охраны окружающей среды и природных
---------------
1 Собрания актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 6.
Ст.488.
2 Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995. С.92.
3 Собрание законодательства РФ. 1996. N 34. Ст.4032.
26
ресурсов РФ "Об утверждении Инструкции по организации и осущест-
влению государственного контроля за использованием и охраной зе-
мель органами Минприроды России" от 25 мая 1994 г. N 160 1. А в
рамках Государственного комитета РФ по охране окружающей среды
был издан приказ от 31 декабря 1996 г. N 543 "Об утверждении По-
рядка выдачи разрешений на использование символики государствен-
ных природных заповедников" 2 .
Кроме данных органов правом издания обязательных нормативных
актов обладает специально уполномоченные органы в области охраны
окружающей природной среды. Так, Государственный комитет РФ по
земельным ресурсам и землеустройству наделен правом издания ак-
тов по охране земельных ресурсов (например, Инструкция о порядке
работы госземинспекторов по привлечению физических, должностных
и юридических лиц к административной ответственности за наруше-
ния земельного законодательства, утверждена приказом Государс-
твенного комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству от
18 февраля 1994 г. N 18) 3 .
Многие экологические нормативные правовые акты принимаются
совместно несколькими министерствами и ведомствами. Так, Порядок
направления средств предприятиями, учреждениями, организациями,
гражданами, иностранными юридическими лицами и гражданами в го-
сударственные внебюджетные экологические фонды, утвержден Минфи-
ном РФ 22 декабря 1992 г. и Минприродой РФ 21 декабря 1992 г. 4,
---------------
1 Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ.
1994. N 9. С.11-30.
2 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполни-
тельной власти. 1997. N 4. С.6-8.
3 Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ.
1994. N 7. С.3-10.
4 Российские вести. 1993. N 47.
27
или Типовое положение о порядке добровольного экологического
страхования в РФ, которое утверждено Минприродой России 3 декаб-
ря 1992 г. и Российской государственной страховой компанией 20
ноября 1992 г. 1
В соответствии с Указом Президента РФ от 21 января 1993 г.
N 104 "О нормативных актах центральных органов государственного
управления РФ" 2,нормативные акты министерств и ведомств, затра-
гивающие права, свободы и законные интересы граждан регистриру-
ются в Министерстве юстиции РФ. Затем данные акты подлежат офи-
циальному опубликованию в газете "Российские вести". Не заре-
гистрированные в Минюсте РФ и не опубликованные нормативные акты
не порождают никаких юридических последствий. Данное положение
имеет большое практическое и теоретическое значение, т.к. свежи
примеры из недалекого прошлого, когда в разработке и утверждении
ведомственных нормативных актов отсутствовал необходимый поря-
док. Министерства и ведомства при издании таких документов не
всегда соблюдали предусмотренные требования. Поэтому в ряде слу-
чаев принятые ведомственные акты входили в противоречие с дейс-
твующими законами. На сегодняшний момент вышеупомянутым Указам
Президента РФ был установлен строгий порядок в разработке и при-
нятии актов министерствами и иными государственными органами фе-
деральной исполнительной власти.
Кроме того, противоречащие закону нормативно-правовые акты
министерств и ведомств подлежат отмене Правительством РФ, а так-
же могут быть опротестованы прокурором.
---------------
1 Закон. 1993. N 3. С.47-51.
2 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 4.
Ст.304.
28
Говоря о нормативных актах министерств и ведомств, необходи-
мо упомянуть о санитарных, строительных, технических, технологи-
ческих и других нормах. К ним относятся различные нормативы ка-
чества окружающей среды: предельно допустимые воздействия вред-
ных веществ на окружающую среду и здоровье человека и т.д. Выра-
жая технические правила, эти нормативы не рассматриваются как
источники права. Однако, Закон "Об охране окружающей природной
среды" (ст.ст.25-27 и др.) устанавливает обязанность их исполне-
ния, которая придает таким нормам юридический характер и позво-
ляет оценивать их как источники права 1 .
Разновидностью источников экологического права, входящих в
структуру экологического законодательства, являются законы и
иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Следует отметить,
что правовое регулирование отношений в области взаимодействия
общества и природы в субъектах РФ представляет собой относитель-
но самостоятельный уровень правовой регуляции с характерными
лишь для данных регионов особенностями.
Необходимо сказать несколько слов о характере руководящих
разъяснений Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного
Суда РФ. Интересным на этот счет представляется мнение Б.В.Еро-
феева: "Всякий закон всеобщ, а случай экологической практики
единичен и чтобы подвести единичное под всеобщее, необходимо
суждение, которое является правосудием. В ходе правосудия неиз-
бежно выявляются пробелы в правовом регулировании, а потому су-
дам дано право в случае пробела применять аналогию закона или
аналогию права, что равносильно созданию новой правовой материи2.
---------------
1 Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995. С.93.
2 Ерофеев Б.В. Экологическое право россии. М., 1996. С.143.
29
Несмотря на это, руководящие разъяснения Пленума Верховного
Суда РФ и Высшего Арбитражного суда не являются источниками эко-
логического права, не входят в структуру экологического законо-
дательства. Это связано с тем, что судебные органы не наделены
правотворческой функцией. Пленумы соответствующих судов, расс-
матривая обобщенные материалы, дают в порядке судебного толкова-
ния руководящие разъяснения по вопросам применения экологическо-
го законодательства. Однако, разъяснения Пленума Верховного Суда
РФ обязательны для всех судов общей юрисдикции в РФ, а разъясне-
ния Пленума Высшего Арбитражного суда РФ обязательны для всей
системы арбитражных судов.
Постановления судебных пленумов должны лишь толковать и
разъяснять смысл экологического законодательства, но не созда-
вать новые нормы экологического права. Вместе с тем, суды при
разрешении конкретных споров обязаны применять соответствующие
нормы экологического права лишь в истолковании, содержащемся в
постановлении соответствующего судебного пленума. Это зачастую
приводит к тому, что многие судьи руководствуются не правовой
нормой, а положениями, предусмотренными в постановлении пленума
суда.
Не является источником экологического права и сложившаяся
судебная практика, под которой понимается "многократное единооб-
разное решение судами одной и той же категории дел"_51_0. Судья,
рассматривая дело, по которому сложилась определенная судебная
практика, может вынести и иное решение, если убежден в том, что
сложившаяся практика не соответствует закону. Однако, этого, как
---------------
1 Гражданское право / Под ред. Ю.К.Толстого. М., 1996. С.35.
30
правило, не происходит, и судьи, "слепо следуя накатанной ко-
лее", выносят неправовые решения.
В России действует ряд постановлений пленумов судов в облас-
ти охраны окружающей природной среды: Постановление Пленума Вер-
ховного Суда СССР от 7 июля 1983 г. N 4 "О практике применения
судами законодательства об охране природы" 1 , Постановление Пле-
нума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 октября 1993 г. N 22 "О
некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР "Об охране
окружающей природной Среды" 2 .
---------------
1 Бюллетень Верховного Суда СССР. 1983. N 2. С.10-13.
2 Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1994. N 3. С.87-93.
31
2. СООТНОШЕНИЕ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ
ФЕДЕРАЦИИ
Особенностью Российского государства является его характе-
ристика в качестве федеративного, состоящего из "государств и
(или) госудаственно-подобных образований, близких по статусу к
государству" 1 . В соответствии со статьей 5 Конституции РФ к ним
относятся республики, края, области, города федерального значе-
ния, автономные области, автономные округа. Республика в составе
РФ, представляя собой государство, имеет свою конституцию, ос-
тальные субъекты РФ имеют свои уставы.
В статье 72 Конституции РФ прямо предусмотрено, что природо-
пользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической
безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана па-
мятников истории и культуры относятся к совместному ведению фе-
деральных органов государственной власти и органов государствен-
ной власти субъектов РФ. К совместному ведению относятся также
вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами,
водными и другими природными ресурсами.
Статья пятая Конституции РФ, перечисляя ряд субъектов РФ,
говорит об их равноправии, т.е. "обладании всеми ими одинаковым
конституционно-правовым статусом субъекта Федерации, а также
идентичности компетенции. Равноправие выражается и в праве всех
субъектов Федерации иметь свои законы и другие акты законода-
тельства" 2 .
---------------
1 Конституция Российской Федерации. Комментарий. М., 1994.
С.60.
2 Там же. С.73.
32
По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются
федеральные законы, а также принимаемые в соответствии с ними
законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ. Данное по-
ложение, предусмотренное частью 2 статьи 76 Конституции РФ, име-
ет принципиально важное значение, так как охрана окружающей сре-
ды, природопользования, обеспечение экологической безопасности,
особо охраняемые природные территории, вопросы выделения, поль-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|