рефераты бесплатно

МЕНЮ


Художники передвижники

Крамского, навеянная тяжелыми личными переживаниями, смертью двух младших

сыновей. Крамской пишет "тишину высказывания" материнского горя. Картина

"Неутешное горе" - о том, как много сил требуется человеку, чтобы

продолжать жить.

Крамской неизменно видел задачу искусства в том, чтобы оно приходило на

помощь человеку в моменты душевных испытаний, даровало ему "успокоение и

крепость для продолжения того, что называется жизнью. Этим и определяется

сдержанное достоинство искусства Крамского.

ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН

Репин Илья Ефимович [24.7(5.8).1844, Чугуев, ныне Харьковской области, -

29.9.1930, Куоккала, Финляндия, Репино Ленинградской области], русский

живописец. Родился в семье военного поселенца. Учился в Петербурге в

Рисовальной школе Общества поощрения художников (конец 1863) у

Р. К. Жуковского и И. Н. Крамского и в петербургской АХ [1864-71; в 1873-76

пенсионер (стипендиат) в Италии и Франции]. Член Товарищества передвижных

художественных выставок. Действительный член петербургской АХ (1893). В

годы учёбы Репин сблизился с оказавшими на него большое влияние

И. Н. Крамским и другими членами Артели художников, а также с

В. В. Стасовым, познакомившись с эстетикой революционных демократов, он

стал убеждённым её приверженцем. В 1860-е гг. Репин работает над учебными

академическими произведениями и одновременно, вне стен АХ, - над

портретами, жанровыми картинами и рисунками. В некоторых академических

произведениях на мифологические и религиозные сюжеты ему удалось добиться

жизненности образов, выразительной психологической характеристики

действующих лиц ("Воскрешение дочери Иаира", 1871, Русский музей, Санкт-

Петербург). Одарённость, наблюдательность и страстный темперамент

художника, умение использовать позу, жест модели для её образной

характеристики отчётливо проявились уже в его ранних портретах (портреты

В. Е. Репина, 1867, Третьяковская галерея.; Р. Д. Хлобощина, 1868, и

В. А. Шевцовой, 1869, - оба в Русском музее). В эти годы Репин создал

большой групповой портрет "Славянские композиторы" (1871-72, Московская

консерватория), в который, добиваясь, естественности группировки

действующих лиц, ввёл жанровые элементы.

С начала 70-х гг. Репин выступает как художник-демократ; он отстаивает

принципы народности художественного творчества, борется против далёкого от

жизни академического искусства. После поездок на Волгу, где Репин наблюдал

жизнь бурлаков, и длительной работы над этюдами Репин пришёл к её глубокому

и яркому истолкованию в картине "Бурлаки на Волге" (1870-73, Русский

музей). Картина обличает эксплуатацию народа и вместе с тем утверждает

скрытую в нём силу и зреющий протест. Репин передал индивидуальные

неповторимые черты измученных тяжёлой работой героев картины, наделённых

большой духовной красотой. Эта работа Репин стала новым явлением в русской

живописи: жанровое произведение приобрело монументальный характер, став

обобщающим изображением современной жизни, не только раскрывающим

противоречия действительности, но и утверждающим положительную силу

общества - народ; пластическая мощь и широта живописи картины были в то

время новаторством. В годы пребывания в Италии и Франции Репин ознакомился

с искусством Западной Европы. Наиболее значительная жанровая картина этих

лет "Парижское кафе" (1874-75, собрание Монсона, Стокгольм) свидетельствует

о наблюдательности художника, передаёт отдельные характерные черты

парижской жизни. Во Франции Репин написал картину "Садко в подводном

царстве" (1876, Русский музей), воплотив в ней свои думы о родине. Более

удачны пейзажи этого периода, явившиеся важным шагом в овладении Репин

пленэрной живописью ("Лошадь для сбора камней в Вёле", 1874, Саратовский

художественный музей им. А. Н. Радищева; "Дорога на Монмартр в Париже",

1876, Третьяковская галерея). Вернувшись из-за границы, Репин едет в

Чугуев, желая в общении с народом найти темы и образы для новых

произведений. Здесь им написаны портреты крестьян, отличающиеся

поразительной силой типизации ("Мужик с дурным глазом", Третьяковская

галерея, "Мужичок из робких", Горьковский художественный музей, - оба

1877); в портрете протодьякона (1877, Третьяковская галерея) Репин

изобразил властного, исполненного грубой силы человека. В конце 1870 -

начале 1880-х гг. Репин, сначала в Чугуеве, а затем в Москве, увлеченно

работал над крестьянской темой ("Проводы новобранца", 1879, Русский музей;

"Вечорницi", 1881, Третьяковская галерея), в некоторых эскизах и картинах

раскрывая социальные противоречия пореформенной деревни ("В волостном

правлении", 1877, Русский музей). Эти произведения подготовили Репин к

созданию такого полотна, в котором должна была раскрыться жизнь современной

России и народная тема получила бы широкое обобщённое решение.

Пореформенную Россию, сложность существовавших в ней социальных отношений,

многообразие её жизни Репину удалось показать в картине "Крестный ход в

Курской губернии" (1880-83, Третьяковская галерея). Изобразив многолюдное

шествие, в котором участвуют помещица, отставной военный, откупщик,

священники, нищие, странники и огромная толпа народа, рождающая впечатление

безбрежной стихийной силы, Репин дал в картине яркие характеристики

действующих лиц. Это произведение Репина стало целой поэмой о бедности и

забитости народа, о его жажде лучшей доли, о чванливых барах и других

"хозяевах" деревни. Она была бичующим обличением мерзостей существовавшего

строя и прославлением народа, угнетённого и обманутого, но великого и

могучего. В строго продуманной композиции картины, в её живописи проявилось

высокое мастерство Репина, передавшего световоздушную среду, яркое

солнечное освещение, добившегося необычайной жизненности сцены.

С 1882 Репин жил в Петербурге. Конец 1870-х - 1880-е гг. наиболее

плодотворный период в творчестве художника. Появление на выставках его

лучших картин, проникнутых идеями освобождения народа, борьбы с

самодержавным строем, было событием в художественной и общественной жизни

России. В 1880-х гг. Репин много работал над темой революционного движения.

Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счастье,

Репин создал целую галерею положительных образов, ярко и правдиво отразив и

силу, и слабость разночинского революционно-демократического движения

("Отказ от исповеди", 1879-85, "Арест пропагандиста", 1880-92, "Не ждали",

1884-88, - все в Третьяковской галерее). В центральном произведении цикла -

"Не ждали" - изображена сцена возвращения ссыльного домой. В образе

революционера звучит трагическая тема трудной судьбы героя. Репин показал

зрителю сложную гамму переживаний членов семьи, встречающих отца, сына,

мужа. Композиционное построение картины с его чёткостью, необходимой для

монументального полотна, обусловлено психологическими взаимоотношениями

героев; картина напоена воздухом и светом, для передачи которых Репин

пользуется чистыми и светлыми цветами, составляющими единую цветовую гамму.

Изображая героическое и возвышенное в жизни рядовых людей, Репин придавал

бытовому жанру то высокое значение, которое раньше имела лишь историческая

живопись. В 1870-80-е гг. Репин создаёт и лучшие портреты. В них проявились

его демократизм, его любовь к человеку, глубокий психологизм. В грандиозной

портретной галерее, созданной Репиным, как и в жанровых картинах,

раскрылись существенные черты русской жизни - столь ярки в социальном плане

и столь много говорят о своей эпохе эти портреты [В. В. Стасова (1873),

А. Ф. Писемского (1880), М. П. Мусоргского (1881), Н. И. Пирогова (1881),

П. А. Стрепетовой (1882), А. И. Дельвига (1882), Л. Н. Толстого (1887) -

все в Третьяковской галерее; В. В. Стасова (1883), Русский музей]. Высокого

мастерства достигает Репин в 80-е гг. и в графике, в частности в портретном

рисунке; графическая манера Репина к этому времени становится свободной,

способной передавать натуру во всём многообразии и красоте (рисунок

"Девочка Ада", 1882, Третьяковская галерея, и "Невский проспект", 1887,

Русский музей, - оба карандаш). В 1880-1900-е гг. Репин много работает над

иллюстрациями.

Репин был также выдающимся художником в области исторической живописи. Его

интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью.

Репина привлекали сильные натуры, судьбы которых связаны со значительными

историческими сдвигами, привлекали психологические и драматические задачи

("Царевна Софья", 1879, Третьяковская галерея). Картина "Иван Грозный и сын

его Иван" (1885, Третьяковская галерея), поражающая силой переданных в ней

страстей и экспрессией их выражения, прозвучала как обличение деспотизма.

Последним значительным историческим произведением Репина была картина

"Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1878-91, Русский музей),

главным героем которой стал свободолюбивый народ, мужественно отстаивающий

свои интересы. В 1890-е гг. Репин, переживая известный творческий кризис,

временно порвал с передвижниками. В его статьях и письмах проскальзывают

мысли, позволявшие современникам считать Репина отступником от идей

демократической эстетики, но к концу 90-х гг. Репин вернулся на прежние

позиции. В поздний период при отдельных удачах, Репин уже не создал картин

равных произведениям 1870-80-х гг. Лучшие произведения 1890-1900-х гг. -

это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным

творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891,

Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных

характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному

групповому портрету "Торжественное заседание Государственного Совета"

(выполнен совместно с художником Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, 1901-

03, Русский музей). Глубоко народное, тесно связанное с передовыми идеями

своей эпохи, творчество Репина - одна из вершин русского демократического

искусства. В 1894-1907 Репин преподавал в АХ (в 1898-99 - ректор), став

учителем И. И. Бродского, И. Э. Грабаря, Д. Н. Кардовского,

Б. М. Кустодиева и многих др. После 1917 Репин, живший в усадьбе "Пенаты" в

Куоккале (с 1899), оказался за рубежом. (Куоккала до 1940 принадлежала

Финляндии.) Живя в Финляндии, Репин не порывал связей с Родиной, мечтал

вернуться в СССР. В "Пенатах", где он умер и похоронен, в 1940 был открыт

мемориальный музей. Мемориальный музей Репина есть также в Чугуеве. В 1958

в Москве открыт памятник Репину (бронза, гранит, скульптор М. Г. Манизер,

архитектор И. Е. Рожин).

ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ СУРИКОВ

Василий Иванович Суриков родился в сибирском городке Красноярске 12 января

1848 года в казачьей семье. С Ермаком пришли с Дона его предки по отцовской

линии, от которых он унаследовал гордый, вольнолюбивый характер. Мать также

была из старинной казачьей семьи Торгошиных. Петр и Илья Суриковы, как и

Василий Торгошин, упоминаются среди участников Красноярского бунта

1695—1698 годов. Суриков гордился своим происхождением и писал об этом: "Со

всех сторон я природный казак... Мое казачество более, чем 200-летнее". Не

осталась для него бесследной и художественная одаренность родителей. Отец

его, страстный любитель музыки, великолепно играл на гитаре и считался

лучшим певцом Красноярска; мать, прекрасная вышивальщица, обладала

врожденным художественным вкусом. Истоком формирования понятий Сурикова о

красоте была Сибирь, с суровостью, подчас жестокостью нравов, с мужеством

людей, удалью народных игр, с "древней русской красотой" девичьих лиц, с

величественной природой, живым дыханием истории.

Первым, кто поддержал мальчика, был Н. В. Гребнев, учитель рисования

Красноярского уездного училища, которое Суриков окончил с похвальным

листом. По заданию Гребнева он копировал гравюры с картин старых мастеров,

постепенно постигая искусство их времени, "Гребнев меня учил рисовать, чуть

не плакал надо мною", — с благодарностью говорил Суриков о своем первом

наставнике.

Чтобы поддержать семью после смерти отца, Суриков вынужден служить

канцелярским писцом. Иногда приходилось, вспоминал он позднее, "яйца

пасхальные рисовать по три рубля за сотню"; однажды он выполнил на заказ

икону "Богородичные праздники".

Рисунки Сурикова привлекли внимание красноярского губернатора

П. Н. Замятина, и тот ходатайствовал перед Советом Академии о зачислении

Сурикова учеником. Из Петербурга пришел положительный отзыв о работах, но с

оговоркой, что стипендия назначена не будет. Помог богатый

золотопромышленник П. И. Кузнецов, любитель искусства и коллекционер,

который взял на себя расходы по содержанию молодого художника. В середине

декабря 1868 года с обозом Кузнецова Суриков отправился в дорогу, длившуюся

два месяца. К экзаменам в Академию Суриков оказался недостаточно

подготовленным. Он поступил в школу Общества поощрения художеств к

М. В. Дьяконову и за три летних месяца освоил трехгодичный курс. 28 августа

1869 года Суриков успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств,

его приняли вольнослушателем и зачислили в головной класс. Осенью

следующего года он уже работает над первым самостоятельным произведением

"Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге" (1870, ГРМ).

Учился Суриков в Академии успешно, брал от занятий все возможное.

Блестящие достижения у молодого живописца были в композиции, недаром

товарищи называли его "композитором".

Развитию природных данных художника во многим способствовал П. П. Чистяков,

воспитавший многих мастеров русского искусства. В Академии Суриков с

успехом исполнил ряд композиций на античные темы; к этому периоду относится

и его картина из древнерусской истории "Княжий суд" (1874, ГТГ). В апреле

1875 года художник приступает к программной работе на Большую золотую

медаль: "Апостол Павел, объясняющий догматы христианства перед Иродом

Агриппой, сестрой его Береникой и римским проконсулом Фестом" (ГТГ).

Строгая композиция этого произведения не выходит за рамки академических

канонов, но подчинена выявлению психологии героев.

Большой золотой медали, дающей право на заграничную командировку, он не

получил. Суриков заканчивает Академию в звании классного художника I

степени. Когда через полгода он "в виде исключения" получил возможность

уехать за границу, то попросил взамен этого разрешить ему выполнить заказ

по росписи московского храма Христа Спасителя. Подготовительные работы

Суриков выполнял в Петербурге, лишь уточняя и Москве необходимые детали.

С июня 1877 года художник окончательно переехал в Москву, сделав в течение

двух лет фрески, изображающие четыре Вселенских собора. Больше Суриков

никогда на заказ не писал.

В 1878 году Суриков женился на Елизавете Августовне Шарэ, внучке декабриста

П. П. Свистунова. Счастливая семейная жизнь и относитсль-ная материальная

обеспеченность позволили художнику "начать свое" — обратиться к образам

русской истории. "Приехавши в Москву, попал в центр русской народной жизни,

сразу стал на свой путь", — вспоминал он.

Казалось, заговорили сами стены древнего города, к которым вопрошал

художник. В его воображении вставали образы минувшего, возникал замысел

картины, которая представлялась ему "потрясающей". "Утро стрелецкой казни"

(1878—1881, ГТГ) действительно потрясает. Но не ужасами смерти, а мощью

характеров, трагедийностью одного из переломных этапов российской истории.

"Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь",

— пишет Суриков об этом полотне. Стрельцы, идущие на смерть, полны

достоинства.

Они проиграли в этой схватке и не просят пощады, не уйдут с плахи, как не

уходили запомнившиеся Сурикову по Сибири смертники, приведенные на эшафот.

В массе народа, который Суриков выделяет впечатляющие характеры. Особенно

выразителен рыжебородый стрелец, гневный взор которого, как бы прочерчивая

всю композицию, сталкивается со взглядом Петра.

Архитектурный пейзаж с Василием Блаженным, который Сурикову "кровавым

казался", не просто исторический фон, он композиционно увязан с движением

массы. "Торжественность последних минут" художник передает не только в

гордой красоте русских людей, но и в той живописной палитре, которая

вобрала в себя тона рассветного неба, цвета одежд и куполов собора,

узорочье дуг на телегах и даже сверкание ободьев колес. Уже в этой картине

проявились замечательные достоинства Сурикова - колориста, живописные

поиски которого определялись мыслями и чувствами, владевшими художником.

"Когда я их задумал, — писал Суриков, — у меня все лица сразу так и

возникли. И цветовая краска вместе с композицией, я ведь живу от самого

холста, из него все возникает".

Картина прямо на выставке была куплена П. М. Третьяковым. Если в

"Стрельцах" показана трагедия массы, складывающаяся из судеб отдельных

людей, то в картине "Меншиков в Березове"(1883, ГТГ) Суриков

сконцентрировал внимание на одном сильном характере, в личной драме

которого был отзвук трагедии России. Каким бы чисто бытовым эпизодом ни был

подсказан Сурикову "узел" действия его будущей картины, созданный в ней

образ приобретает историческую значимость...

Низкая изба, освещенная неярким светом свечи, крохотное слюдяное оконце

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.