Курсовая работа: Палестино-израильские отношения (1993-2000 гг.)
Курсовая работа: Палестино-израильские отношения (1993-2000 гг.)
Министерство
образования Республики Беларусь
Белорусский
государственный университет
Исторический факультет
Кафедра
истории нового и новейшего времени
Курсовая
работа
Направление
специальности: История (по направлениям)
ПАЛЕСТИНО –
ИЗРАИЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (1993 – 2000 ГГ.)
Минск, 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I Развитие палестино-израильских отношений в 1993 – 1995 гг.
1.1 Реализация Декларации принципов о временных мерах по
самоуправлению в 1993 – 1994 гг. Соглашение “Газа – Иерихон”
1.2 Соглашение «Осло – II» и его значение
Глава II Палестино-израильские отношения 1996 – 2000 гг.
2.1 Приход к власти Б. Нетаньяху и его политика
2.2 Эволюция палестино-израильских отношений при Э. Бараке
Заключение
Список использованных источников литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Многие
ученые считают, что Ближний Восток в настоящее время является одним из самых
конфликтных регионов мира. Этот регион находится на пересечении трех
континентов, поэтому он имеет очень важное геополитическое значение и постоянно
находился и находится в сфере интересов крупнейших и богатейших стран мира, в
том числе США, стран Западной Европы и Российской Федерации.
Ключевой
проблемой мира на Ближнем Востоке являются палестино-израильские
взаимоотношения, которые дестабилизируют обстановку не только в данном регионе,
но и во всем мире. Вследствие этого, большинство государств осознают
необходимость урегулирования конфликта между израильтянами, с одной стороны, и
палестинцами, с другой.
Особую
актуальность теме придает тот факт, что за многие годы, прошедшие с 1947 г, не
предпринималось каких-либо существенных попыток разрешить противоречия между
сторонами, и лишь в начале 1990-х годов наступил принципиально новый этап в
развитии палестино-израильских отношений, который характеризовался налаживанием
отношений между палестинцами и израильтянами и началом мирных переговоров между
ними с целью найти компромиссное решение накопившихся за столько лет конфликта
проблем. В результате в период с 1993 по 2000 гг. был подписан целый ряд
основополагающих документов, которые дали надежду на урегулирование
палестино-израильского конфликта. Однако эти надежды до сих пор не оправдались,
и сложно предположить как же дальше будут развиваться палестино-израильские
отношения.
Ясно одно:
достигнуть мира в регионе можно лишь при условии нахождения компромиссного пути
решения проблем в палестино-израильских взаимоотношениях, который позволит
урегулировать продолжающийся уже полвека палестино-израильский конфликт и
переведет его в мирное русло.
Цель данной
работы – проследить эволюцию палестино-израильских отношений в 1993 – 2000 гг.
в контексте развития миротворческого процесса по урегулированию
ближневосточного конфликта.
В рамках
поставленной цели выделены следующие задачи:
1. Выявить основные противоречия в отношениях между Израилем и
палестинцами;
2. Рассмотреть попытки реализации Декларации принципов о временных
мерах по самоуправлению в 1994 – 1995 гг. и проанализировать документы
разработанные сторонами – Соглашение «Газа – Иерихон» от 4 мая 1996 г. и
Временное соглашение по Западному берегу и Сектору Газа от 28 сентября 1995 г.
;
3. Оценить парламентские выборы 1996 г. и политику нового
правительства по отношению к палестинцам ;
4. Осветить ход палестино-израильских переговоров после прихода к
власти в 1999 г. Э. Барака;
5. Охарактеризовать влияние мирового сообщества на палестино-израильские
отношения.
Хронологические
рамки исследования охватывают 1993 – 2000 года. Правомерность такого выбора
определяется необходимостью детального анализа качественно нового этапа в
развитии палестино-израильских отношений. В качестве начальной точки принята
дата подписания Декларации принципов о временных мерах по самоуправлению 13
сентября 1993 г. Конечной хронологической рамкой выступает начало II интифады, начавшаяся в
сентябре 2000 г., которая поставила крест на всех предыдущих попытках урегулирования
палестино-израильского конфликта.
Данная тема
нашла широкое отображение в современной научной литературе. Одними из важнейших
исследований, позволяющих изучить палестино-израильские отношения, явились
монографии Пырлина Е. Д. В первую очередь – это его монографии «100 лет
противоборства» и «Трудный и долгий путь к миру». В своих работах автор
подробно рассматривает все этапы развития и различные аспекты палестинской
проблемы с конца XIX в. до наших дней в контексте эволюции общей ближневосточной ситуации.
Отдельно анализируются острейшие вопросы, связанные с палестино-израильскими
отношениями.
Также при
исследовании данной проблемы не обойтись без монографии Бакланова А. Г.
«Ближний Восток на рубеже XXI века: к созданию системы региональной безопасности». В этой
работе четко обозначены основные направления развития палестино-израильских
отношений. Автор охарактеризовал основные аспекты палестино-израильских
противоречий, попытки их решения, роль мирового сообщества в решении
палестино-израильских проблем, проанализировал основополагающие соглашения,
которые способствовали палестино-израильскому урегулированию, и дал им свою
оценку.
Труд
итальянского исследователя, политика Антонио Рубби «Палестинский марафон. 30
лет борьбы за мир на Ближнем Востоке» повествует об истории и развитии
палестинского вопроса сквозь призму деятельности Ясира Арафата. Данная работа
помогла при изучении палестино-израильских отношений в 1994 – 1996 гг., в
частности, позволила рассмотреть основные этапы переговоров по палестино-израильскому
урегулированию в этот период времени, проанализировать основные положения
соглашения «Газа – Иерихон» и Временного соглашения по Западному берегу р.
Иордан и сектору Газа ( соглашение «Осло – II»). К тому же, это
исследование единственное, где подробно рассматриваются выборы в Палестинский
совет в 1996 г.
При
рассмотрении вопросов связанных с политикой Б. Нетаньяху и Э. Барака в
отношении палестинцев, внутриполитической обстановкой, оказавшей огромное
влияние на переговорный процесс, проблемой терроризма, неоценимую помощь оказал
совместный труд арабского и еврейского исследователей Дауда эль-Алами и Ден
Кон-Шербока «Палестино-израильский конфликт: две точки зрения», который носит
обзорный характер, не изобилующий новыми фактами, однако содержит различные
трактовки одних и тех же событий, что способствует формированию более
объективной позиции.
Экономические
и политические интересы США, России и ЕС в регионе, а также роль США и России
как коспонсоров палестино-израильского мирного урегулирования в контексте
урегулирования ближневосточного конфликта подробно рассматриваются в труде
Омара А. А. «США, исламский Ближний Восток и Россия».
Статьи
Карасовой Т. А. «Политическая ситуация в Израиле между выборами 1996 и 2001
годов. Политологический анализ», Эпштейна А. Д. «Арабо-израильский конфликт»,
Усовой Е. Ю. «Арабо-израильские отношения в системе международных отношений XXI века» в сборнике статей
«Общество и политика современного Израиля» под редакцией А. Д. Эпштейна
позволили рассмотреть политическую ситуацию в Израиле накануне выборов 1996 и
1999 гг., общественное мнение относительно палестино-израильского
урегулирования, программные заявления израильских лидеров, основные
противоречия в палестино-израильских отношениях.
При оценке
влияния проблемы Иерусалима на палестино-израильские переговоры об
окончательном статусе неоценимую помощь оказала работа Носенко Т. В.
«Иерусалим».
При
написании исследования помогли некоторые авторефераты диссертаций: Шевелева М.
В. «Процесс палестино-израильского урегулирования (1991 – 2001 гг.)», Чистяков
А. Ф. «Современный мирный процесс на Ближнем Востоке и роль России», Рыжов И.
В. «Государство Израиль в системе международных отношений второй половины XX века», в которых в общих
чертах, схематично отображены важные положения, касающиеся
палестино-израильских отношений в 1993 – 2000 гг.
Неоценимую
помощь оказала периодическая печать, пресса, где содержалась информация о
трактовке событий, оценка иностранных лидеров, их предложения по урегулированию
палестино-израильского конфликта, оценка двух и многосторонних встреч.
Таким
образом, изучив литературу, можно сделать вывод о том, что основная масса
сведений по данной проблеме предоставлена периодической печатью. Пресса
является главным источником информации в освещении данного периода событий,
которая не нашла еще своего отражения в литературе. Что касается степени
разработанности темы в изученной научно-исследовательской литературе можно
говорить о том, что накоплен немалый опыт изучения данной проблемы, однако,
комплексные, обобщающие труды по изучению палестино-израильских отношений
отсутствуют. К тому же изучение вышеперечисленных исследований позволяет
сделать вывод о том, что большинство из них политизированы и подходят к
рассмотрению данной проблемы односторонне. В целом, проблема остается спорной и
малоизученной.
Источниковуюоснову
данной работы составил комплекс разнохарактерных, но взаимодополняющих
документов на русском и английском языках. Это документы международных
организаций и конференций, касавшихся палестинской проблемы;
палестино-израильские договоры; речи и выступления государственных и
политических деятелей; мемуары политических и общественных деятелей.
Основными
неопубликованными источниками в электронном виде, находящимися в сети Интернет
и позволяющими рассматривать палестино-израильские отношения, являются договоры
между Израилем и палестинцами: Декларация принципов о временных мерах по
самоуправлению от 13 сентября 1993 г., соглашение «Газа – Иерихон» от 4 мая 1994
г., Уай – Ривер Меморандум от 23 октября 1998, Меморандум в Шарм аш-Шейхе от 4
сентября 1999 г. Данные договоры и их анализ помогают выявить основу, на
которой строились дипломатические отношения между сторонами на протяжении
изучаемого периода, главные параметры сотрудничества, основные противоречия.
Неоценимое
значение имеют документы ООН: резолюция № 242 Совета Безопасности ООН от 22
ноября 1968 гг., резолюция № 338 Совета Безопасности ООН от 22 октября 1973 г. Достаточно
значительная роль Израиля в работе этой организации делает совершенно необходимым
использование этих источников в связи с палестино-израильским антагонизмом в
ближневосточном мирном процессе и их влияния на отношения между сторонами,
втянутыми в этот конфликт. В них содержится немаловажная информация, касающаяся
позиции сторон мировой общественности, их итоговые решения, позиции руководства
ООН.
Из
опубликованных источников можно выделить Палестинскую национальную хартию от 1
– 17 июля 1968 г., которая позволяет определить ключевые позиции палестинцев на
переговорах с израильтянами.
Также
немаловажное значение при написании данной работы оказали мемуарная литература,
относящаяся к повествовательным источникам. Именно они являются одними из
важнейших источников по данной проблеме, так как отражают личностную (хотя,
порой и субъективную) позицию участников переговоров, часто влияющую на
принятие решений в сфере палестино-израильских отношений. Такие работы являются
своеобразным свидетельством происходивших политических событий «изнутри» и дают
не только субъективную, но и объективную оценку происходящим процессам в
палестино-израильских отношениях и в политической жизни государства. В данной
работе использованы мемуары Д. Шехтера «Рядом с премьер-министрами», которые
позволяют взглянуть на премьер-министра Израиля в 1996 – 1999 г. Б. Нетаньяху с
другой стороны и оценить его деятельность более объективно. Мемуары президента
США Б. Клинтона «Моя жизнь» являются бесценным источником по данной теме. В
этой работе рассматриваются позиции сторон накануне переговоров, проходивших
при посредничестве США, анализируются причины и последствия принятия того или
иного решения, оцениваются отношения между лидерами делегаций. Данная работа
касается убийства И. Рабина, заключения Уай-Ривер Меморандума в 1998 г.,
переговоров в Кэмп-Дэвиде в июле 2000 г.
Изучение источников
позволило сделать вывод о том, что данная тема сопровождается довольно обширным
количеством различных источников, однако большинство из них размещены в
электронном виде в сети Интернет, в то время как опубликованных источников не
хватает.
ГЛАВА I РАЗВИТИЕ
ПАЛЕСТИНО-ИЗРАИЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В 1993 – 1995 гг.
1.1
Реализация Декларации принципов о
временных мерах по самоуправлению в 1993 -1994гг. Соглашение «Газа-Иерихон»
В июле 1992
года к власти в Израиле пришла партия «Авода» во главе с Ицхаком Рабином и
Шимоном Пересом. Первый из них во второй раз стал премьер-министром Государства
Израиль (1992 – 1995), Перес же возглавил внешнеполитическое ведомство.
После 14
раундов изнурительных конфиденциальных переговоров в Осло 13 сентября 1993 года
в Вашингтоне был подписан документ исторической важности палестино-израильская
Декларация принципов о временных мерах по самоуправлению. Декларация принципов
призвана была стать первым шагом на пути к мирному решению палестинской
проблемы – ключевого элемента ближневосточного урегулирования. В Декларации
принципов израильтяне и палестинцы пошли на значительные уступки друг другу. Она
создала первые органы практического взаимодействия арабов-палестинцев и
израильтян.[1]
Достигнутое в Осло соглашение сделало возможным мирный процесс и создало основу
для дальнейшего развития палестино-израильских отношений. Предусмотренное этим
соглашением самоуправление и план вывода израильских войск с оккупированных
территорий обеспечивали предпосылки для обретения палестинцами в будущем
государственности. С точки зрения Арафата, самоуправление было жизненно
необходимо для будущего Палестины как национального государства.[2]
Вместе с
тем, особенностью палестино-израильского диалога стала идея отложенного
статуса, которая сыграла неоднозначную роль в урегулировании. С одной стороны,
установление сроков для окончательного решения проблемы (пять лет) давало
перспективу переговорам. С другой стороны, главные противоречия между сторонами
были сконцентрированы вокруг окончательного статуса, и отсутствие
предварительных договоренностей о том, каким будет окончательный статус, углубляло
недоверие между ними и неудовлетворенность достигнутыми результатами.
Генеральная
Ассамблея ООН осенью 1993 года поддержала Декларацию принципов. Следует
отметить, что третьи стороны часто используют внепереговорные инструменты для
содействия мирному процессу. Среди этих инструментов и механизм оказания
материальной помощи на реализацию договоренностей, достигаемых в ходе
переговоров. Так, 1 октября 1993 года в Вашингтоне была проведена международная
конференция на уровне министров иностранных дел и финансов, на которой были
согласованы подходы в вопросе об оказании международной донорской помощи формирующимся
структурам палестинской национальной автономии в размере 600 млн долларов на
первый год и более 2 млрд долларов в предстоящие пять лет.[3] Было решено
создать Временный координационный комитет в составе РФ и США, как коспонсоров,
а также ЕС, Японии и Норвегии, Израиля, Иордании, Египта, Саудовской Аравии и
палестинцев.[4]
Такого рода действия также играли и играют стабилизирующую роль в отношении
мирного процесса.
Арафат возлагал
огромные надежды на помощь мирового сообщества: «Сейчас многое зависит от
международного сообщества. Свою часть дела мы сделали, предприняв трудный и
смелый шаг. Теперь мир должен поддержать, вернее, отстоять это начинание. Он
должен позволить нам пойти вперед, поддержать нас морально, политически и
экономически».[5]
Следует отметить, что беспокойство Арафата было не только экономического
свойства. После подписания соглашения внутренняя оппозиция перешла от тихого
недовольства к открытой критике. Она обвиняла лидера ООП в том, что он подписал
«хрупкий и шаткий мир».[6]
Однако в
Израиле также было не все спокойно. К привычной и открытой критике Ликуда и
некоторых религиозных партий добавились высказывания президента Эзера Вейцмана
и протесты некоторых военных кругов, опасавшихся за безопасность страны. Особо
тревожные вести поступали с оккупированных территорий, где отдельные группы
израильских поселенцев пришли в состояние сильного возбуждения и считали Рабина
и Переса «предателями».[7]
Несмотря на
все Рабин, Перес и Арафат понимали, что отойти от соглашения было невозможно,
так как это означало конец их политической карьеры и отказ от всякой
перспективы мирного сосуществования для их народов, идти же вперед можно было
лишь при расширении согласия и поддержки. Для их обретения Арафат должен был
действовать быстро и доказать на фактах жизненную важность соглашения. Рабин и Перес
вынуждены были поступать крайне осторожно в выполнении своих обязательств.
Таким образом, обе стороны были заинтересованы друг в друге, но их интересы не
совпадали, что не замедлило выясниться с первых же встреч комиссий,
уполномоченных разработать мероприятия по реализации Декларации принципов.
Передача власти Палестинской национальной администрации (ПНА) по отдельным
вопросам гражданского управления происходило крайне медленно, с различными
отсрочками и отставаниями, а передислокация израильских войск из Газы и
Иерихона в целях предоставления возможности новым силам палестинской полиции
приступить к своим обязанностям, которая на основе Декларации принципов должна
была произойти до 13 декабря 1993 года, откладывается на более поздний срок.[8]
Следует
отметить, что к концу 1993 – началу 1994 гг. начинают происходить определенные
изменения, касающиеся сущности и направленности российской ближневосточной
политики. Если ранее, в связи с внутренними трудностями в течение ряда лет
Россия не давала свидетельств сколь-либо активной восточной политики, была несколько
отстранена от решения многих вопросов и шла в фарватере политики США, которые в
этот период времени играли роль «первой скрипки» на Ближнем Востоке, то
постепенно российский фактор в палестино-израильских начинает оказывать все
более важное значение на мирный процесс. «Крен» российской дипломатии в пользу
Запада и США воспринимался подчас болезненно, поэтому отход от однозначного
одобрения действий США и сдвиг в сторону большей самостоятельности в
ближневосточной политике вызывал благоприятные ответные шаги прежде всего в
государствах антиамериканской ориентации.[9] Специфика ситуации для России на Ближнем Востоке на
этапе мирного процесса состояла в том, что перемены в России совпали с
переменами в регионе и адаптация к новой ситуации на Ближнем Востоке, динамично
меняющейся по ходу переговоров, происходила, происходила в условиях продолжающегося
процесса самоидентификации России и формирования ее внешнеполитической доктрины.[10]
На всем
протяжении мирного процесса воздействие внепереговорных факторов на
переговорную ситуацию было и остается очень сильным. Причем, внепереговорные
факторы играли и позитивную и негативную роль в отношении переговоров. Их все
можно разделить на внутренние для сторон (внутриполитические) и внешние (роль
коспонсоров, поведение внерегиональных сторон, взаимоотношения участников
переговоров с третьими сторонами).[11]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|