рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Палестино-израильские отношения (1993-2000 гг.)

В августе 1995 г. в туристическом городке Таба в Египте стало возможным определить условия соглашения по второму этапу автономии. Речь шла о переходе всех гражданских и административных властей ПНА, передислокации израильских войск и передаче ПНА главных городов Трансиордании – Дженина, Эль-Халиля, Тулькарма, Наблуса, Вифлеема и Рамаллаха и более 420 деревень, освобождении 5 тысяч заключенных (из них 960 – при подписании соглашения, часть – накануне выборов и остальные – на основе принципов, которые будут установлены в дальнейшем); перераспределении водных ресурсов при удвоении запасов воды, выделенных для палестинцев; передаче палестинской стороне охраны и заведования религиозными местами; выборах Палестинского совета и президента Исполнительного комитета Совета, которые должны быть намечены дней через 20 после окончания передислокации израильских войск, проведении с мая 1996 г. переговоров в отношении постоянного статуса, который должен будет рассмотреть вопросы, касающиеся Иерусалима, беженцев, поселений, границ и сотрудничества в регионе.[43]

Самым сложным и трудным был вопрос, связанный с городом Хевроном, где проживали 415 поселенцев, которых Израиль собирался взять под свою охрану. Другим сложным для решения вопросом была проблема, касавшаяся права голоса палестинцев, поживавших в Восточном Иерусалиме, и проведения там выборов. Предоставить им такие же права, как и в других городах, означало бы для Израиля поставить под вопрос суверенитет над всем городом, на который он претендовал. Для палестинцев же согласиться с их отстранением от голосования означало бы отказ от прав, которых они добивались для арабского населения Иерусалима.[44] В подтверждение серьезности намерений Израиль с 20 августа расширил сферы, передаваемые под управление палестинцев. К таким областям как образование, здравоохранение, налогообложение, туризм, социальная помощь, которые уже были переданы под управление палестинцев в течении года, добавлялись торговля, промышленность, сельское хозяйство, местное самоуправление, топливо, почтовые услуги, занятость, страхование, статистика. Благодаря американскому посредничеству предполагалось пойти еще дальше, но в Израиле назревало беспокойство по поводу подобного рода развития событий. По мнению «Ликуд», Рабин не имел права принимать такие решения, поскольку только поддержка арабов обеспечивала ему большинство в кнессете, на которое он опирался.[45]

Временное соглашение по Западному берегу и Сектору Газа было достигнуто 24 сентября в Табе и окончательно подписано в Вашингтоне 28 сентября 1995 года премьер-министром Израиля Ицхаком Рабином и Председателем ООП Ясиром Арафатом. В качестве свидетелей соглашение скрепили своими подписями министр иностранных дел Российской Федерации А. В. Козырев, госсекретарь США У. Кристофер, Президент Арабской Республики Египет Хосни Мубарак, король Иордании Хусейн, представители Норвегии и ЕС.[46]

Следует отметить, что за несколько часов до официальной церемонии подписания соглашения произошел инцидент, едва не поставивший крест на всех ранее достигнутых договоренностей. Президент США Б. Клинтон в своих мемуарах вспоминает о нем: «Рабин и Арафат встретились, чтобы поставит свои подписи на трех экземплярах приложения к соглашению, включавшего 26 карт, каждая из которых отражала тысячи согласованных сторонами решений относительно дорог, перекрестков, поселений и священных мест… На одной из карт Арафат обнаружил участок дороги, который был помечен как контролируемой Израилем, в то время как, по его убеждению, стороны договорились о его передаче под контроль палестинцев. Рабин и Арафат хотели, чтобы я помог разрешить этот спор… Через двадцать минут они согласились, что спорный перекресток должен находиться под контролем палестинцев… Рабин и Арафат в знак согласия пожали друг другу руки, а потом подписали имевшиеся карты, так что с юридической очки зрения они закрепили неверную информацию о контроле над спорным перекрестком». [47] Клинтон считает, что «это явилось актом личного доверия, о котором совсем недавно нельзя было и мечтать».[48] Таким образом, это свидетельствовало о том, что процесс мирного урегулирования двигается в нужном направлении. Ведь Рабин во имя достижения соглашения пошел на уступки и серьезно рисковал. Оставалось надеяться, что передаче земель главную роль будет играть рукопожатие, а не ошибка на карте. Так оно в итоге и вышло.

Состоящий из основного текста и 7 приложений документ призван был определить порядок реализации Декларации принципов. В Преамбуле подчеркивалось, что Временное соглашение подписано в рамках мирного ближневосточного процесса, начатого в Мадриде. Разъяснялось, что термин «временный» в названии документа означает то, что его целью является решение вопросов, отнесенных к переговорам промежуточного «периода», то есть до начала переговоров об окончательном статусе палестинских территорий. Определялся и срок начала переговоров об окончательном статусе (вопросы израильских поселений, будущее Иерусалима, определение границ, международные отношения палестинского образования, судьба израильских поселенцев, которые проживали на территориях, передаваемых палестинской администрации) – не позднее 4 мая 1996 года.[49]

В тексте соглашения содержалось обязательство Израиля передать полномочия и ответственность от израильской военной и гражданской администрации Совету, который должен был быть сформирован палестинской стороной. До образования Совета его функции как распорядительного органа могли осуществляться Палестинской Администрацией, образованной в соответствии с Соглашением «Газа – Иерихон». Четко фиксировалось, что после формирования Палестинского Совета израильская гражданская администрация будет распущена, а военные власти отозваны.[50]

Глава 2 Соглашения устанавливала, что палестинский народ Западного Берега и района Газы путем проведения демократических, прямых, свободных и всеобщих политических выборов избирает свой Совет и Главу Исполнительной Администрации.[51]

В соглашении признавалась взаимосвязь между выборами Совета и передислокацией израильских войск как необходимого условия проведения таких выборов. Отмечалось, что первая фаза передислокации израильских войск должна включать населенные районы Западного Берега – города, деревни, лагеря беженцев и т.п. Дальнейшая передислокация должна была произойти после инаугурации Совета при том понимании, что создаваемая палестинская полиция возьмет на себя ответственность за внутреннюю безопасность и порядок.[52]

Территория Западного Берега и Газы должна была перейти под юрисдикцию Палестинского Совета в течение 18 месяцев после его избрания. Все территории, подпадающие под действие Соглашения, были разбиты на три категории: «А» - и «Б» (передававшиеся палестинским властям населенные районы уже на данном этапе) и «С» (районы, которые будут передаваться только в контексте переговоров об окончательном статусе).[53]

Предусматривалось, что созданные в соответствии с соглашением по Газе и Иерихону палестинские полицейские силы войдут в дальнейшем в интегрированные полицейские силы. Отмечалось, что помимо сил полиции и израильских вооруженных сил на территории Западного Берега и района Газы не будет разрешена деятельность каких-либо других военизированных формирований. Также оговаривались взаимные обязательства сторон по предупреждению враждебных актов по отношению к каждой из них. «Израиль и Палестинский Совет, - отмечалось в документе, - должны стремиться развивать взаимопонимание и взаимную терпимость и воздерживаться от нападок, включая ведение враждебной пропаганды друг против друга».[54]

Также Соглашение предусматривало создание совместного израильско-палестинского комитета связи из равного числа палестинцев и израильтян. Ему вменялось в обязанность рассматривать вопросы выполнения Соглашения и осуществления соответствующего мониторинга. Предусматривалось также создание «переходов» между палестинскими территориями и Израилем.[55]

Вопросы, касающиеся израильских поселенцев Хевроне и права голоса палестинцев Восточного Иерусалима, были решены следующим образом. В Хевроне должна была остаться на время переходного периода часть израильских солдат исключительно для защиты поселенцев, тогда как ПНА брала на себя полный контроль 85 % городской территории; палестинское население Иерусалима могло бы проголосовать в 5 почтовых отделениях, а их заполненные бюллетени были бы в специальных конвертах направлены в окрестные деревни и там подсчитаны.[56]

Временное соглашение по своему характеру «перекрывало» и заменяло соглашение «Газа – Иерихон». Его значение во многом определялось тем, что в нем четко была зафиксирована дата начала переговоров об окончательном статусе – 4 мая 1996 года. Таким образом, Арафат и Рабин сумели сделать реальный шаг на пути к миру. Израильский премьер-министр сказал по этому поводу: «Отныне рядом с Израилем появится палестинское образование».[57] Соглашение было с восторгом принято американцами и европейскими правительствами. Однако договор не удовлетворил ни израильтян ни палестинцев: палестинцев, потому что вывод израильских войск растянется на многие месяцы, что еврейские поселенцы не подпадают под палестинскую юрисдикцию; израильтян, потому что их не устраивал переход к более современной системе контроля над палестинскими территориями, потому, что израильские поселенцы не намерены подчиняться предписаниям палестинских автономных властей.[58]

Арафат на обратном пути из Вашингтона остановился в Тунисе для того, чтобы представить текст соглашении на рассмотрение ООП. Ему удалось добиться «принципиального» согласия, но число недовольных было достаточно велико. В Израиле президент Израиля Вейцман раскритиковал Рабина за то, что тот «слишком поторопился» и пошел «на слишком большие уступки». В кнессете развернулись бурные дебаты, в ходе которых два лейбористских депутата, что они будут голосовать против соглашения. Рабину пришлось выдвигать ультиматум: «Голосуйте «за», или я ухожу в отставку». В конце концов, соглашение было ратифицировано лишь с перевесом в 2 голоса (61 против 59).[59] Однако оппозиция в Израиле нарастала, и 28 октября на митинге в Иерусалиме Рабин был объявлен предателем еврейского государства.

Также в ходе дебатов, предшествовавших ратификации договора в кнессете, представители израильского правительства раскрыли некоторые детали договоренности с палестинской стороной, которые давали основание говорить о постоянном израильском «прессинге», которому подвергалась палестинская делегация в вопросе о выводе войск Израиля. Таким образом, по выражению Е. Д. Пырлина: «Получается своеобразный замкнутый круг: вывод израильских войск затягивается, что льет воду на мельницу палестинских экстремистов, подталкивает их на все новые террористические акции, что в свою очередь дает израильтянам необходимые аргументы для оправдания своей тактики затяжек и проволочек».[60] При этом израильтяне постоянно ссылались на «соображения безопасности», они требовали, чтобы соответствующие палестинские власти приняли решительные меры против вооруженных противников палестино-израильского урегулирования. Поэтому выход был только в ускорении мирного процесса.

Палестинский лидер очень рассчитывал на Западную Европу в деле оказания необходимой помощи для поддержки усилий палестинского самоуправления. Он просил, чтобы Европейский союз взял на себя большую политическую ответственность. Усилия европейцев в оказании помощи были гораздо значительней, но политическую роль играли главным образом американцы. ЕС добивался стабильности, но условием последней было укрепление мирного процесса, которого можно было достичь лишь с помощью большего политического присутствия в регионе всех заинтересованных сторон.[61]

Дальнейшее развитие событий на палестинском направлении происходило в очень сложных условиях. 4 ноября 1995 года на самой большой площади Тель-Авива, названной в честь иудейских царей, двумя выстрелами в упор (с расстояния 1,5 метра) был смертельно ранен 73-летний премьер-министр Израиля Ицхак Рабин. Убийца – 25-летний студент юридического факультета, член правонационалистической еврейской организации Игаль Амир был схвачен на месте преступления и позднее приговорен к десяти годам тюремного заключения.[62] Убийство Рабина явилось ужасным ударом для всего израильского общества, вызвало растерянность в сознании людей. На скамье подсудимых оказались правые из религиозных групп и Ликуда, которые несли тяжелую за развязанную ими пропаганду ненависти и идеологически вооружили убийцу.

Однако уже через два дня после трагического убийства страна собралась с силами. Тело Рабина было выставлено в переднем дворе кнессета. Почти миллион человек прошел мимо гроба днем и вечером 4 ноября и утром следующего дня. В траурной церемонии прощания с Рабином на горе Герцла приняли участие многие крупные политики. Даже от арабского мира присутствовали не только Мубарак и Хусейн, но и министры Марокко, Мавритании, Омана, Катара. Всего проститься с Ицхаком Рабином приехали представители более 80 стран.[63] Особенно тяжело смерть Рабина переживал Клинтон. Он указывает, что «у нас с Рабином сложились очень тесные отношения, для которых были характерны искренность, доверие и удивительное взаимопонимание. Мы стали друзьями и это была уникальная дружба – дружба двух людей, которые сообща борются за то, что считают важным и правильным… К тому времени, когда он был убит, я любил его так, как любил очень немногих людей в моей жизни».[64]

Три дня спустя Ясир Арафат в сопровождении Абу Мазена прилетел прямо в Тель-Авив и пришел в дом Рабина, чтобы лично выразить его вдове соболезнования от своего имени и от имени палестинского народа. (Рубби, 342)

Произнося свою речь, внучка И. Рабина Ноа Бен Артци-Пелоссоф сказала: «Дедушка, ты был костром, согревающим наш лагерь, и теперь мы остались одни во тьме и нам холодно».[65] Эти слова отражают то значение, то воздействие, которое смерть премьер-министра оказало на израильское общество и на весь мир. Многие политические наблюдатели отмечали, что позитивные изменения в израильской ближневосточной политике были связаны в первую очередь с твердой линией Рабина, направленной на деловое, взвешенное, сбалансированное решение всех составляющих проблемы ближневосточного урегулирования. Рабин стал одним из наиболее последовательных израильских сторонников мирного, политического решения всех давних и сложных, спорных вопросов арабо-израильских отношений. Лишившись лидера партия «Авода» стала более податливой перед лицом концентрированного давления на нее всех правых и клерикальных партий, которые возглавил блок «Ликуд».[66]

Уже вечером после убийства Рабина временно исполнять обязанности премьер-министра Государства Израиль стал Шимон Перес. Он заявлял о намерении руководства страны выполнять все достигнутые ранее договоренности. Но внутри Израиля усилилось влияние правых и экстремистских, в том числе, религиозных партий и групп, критиковавших правительство за «политику уступок» в отношении арабов. Тем не менее, выполнение положений Временного соглашения было продолжено. В период с 13 ноября по 27 декабря 1995 года израильские войска покинули шесть городов на Западном берегу (Вифлеем, Дженин, Калькилия, Наблус, Тулькарм, Рамаллах) и властные функции перешли к палестинской полиции и местному самоуправлению.[67] Освобождение сел и городов Трансиордании означало первый настоящий и крупный результат переговоров, начатых два года назад в Осло. А. Рубби пишет: «Теперь можно было сказать, что ставка на мир с Израилем была сделано правильно, что мира нельзя было добиться экстремистским крайностями и радикальными наскоками. Поэтому Арафат мог требовать от самых непримиримых и недоверчивых сложить оружие и обратить свои усилия на мирное строительство новой Палестины».[68] Крупные народные демонстрации в каждом городе, освобожденном от оккупации, были для Арафата своего рода разгоночным треком для выборов, намеченных на 20 января 1996 года. Желая для себя мира, спокойствия, полноценного гражданского статуса в своем государстве, возвращения беженцев на родину и т. д., палестинцы поддерживали свое руководство постольку, поскольку доверяли его способности обеспечить все это путем переговоров.[69] Мало кто сомневался, что народ выберет Арафата, настолько были велики его популярность и оказываемая ему поддержка. В президентских выборах у него был только один соперник: 72-летняя Самилха Халиль. Она понимала, что не может рассчитывать на победу, но ей хотелось утвердить некоторые пункты своей программы, которые, на ее взгляд, могли быть использованы в будущем Палестинским советом: улучшение соглашений, достигнутых в Осло, создание демократической политической системы, подготовка условий возвращения палестинцев, уехавших в другие страны, утверждение прав женщин. [70]

Выборы на 1697 избирательных участках прошли «относительно спокойно и без существенных нарушений», как отметили 650 международных наблюдателей, специально съехавшихся в Палестину.[71] Спокойствие было бы абсолютно полным, если бы в Хевроне и особенно Иерусалиме в выборы не вмешались правые еврейские элементы, пытавшиеся организовать демонстрации против голосования и помешать избирателям прийти на избирательные участки. Несмотря на эти эпизоды, глава международных наблюдателей, швед Карл Лидбон, заявил, что «результаты могут считаться точным отражением воли избирателей».[72] Результаты голосования превзошли все ожидания. 79,9 % из чуть более одного миллиона зарегистрированных избирателей пришли к избирательным урнам. Однако в Восточном Иерусалиме в выборах приняло участие не более 30 % жителей, имевших право голоса, что было вызвано давлением израильских властей на иерусалимских арабов посредством косвенных рычагов. Израильтяне предупреждали, что участие в выборах может поставить под сомнение привилегированный статус арабов, которым они пользовались в качестве израильских резидентов. Прежде всего, это касалось доступа к различным программам национальной системы социального обеспечения, а также обладания израильским удостоверением личности, обеспечивающим полную свободу передвижения, в отличие от статуса арабских жителей Западного берега и Сектора Газа.[73] В Газе к урнам явилось свыше 90 % избирателей, что стало полным провалом для ХАМАСа и необычно крупным успехом политики Арафата. 87 % голосов, отданных за Арафата, можно было рассматривать как своего рода народное одобрение его политики, но и в почти 10 % отданных за Самилху Халиль, и особенно в крупных личных достижениях таких кандидатов как Абдель Шафи в Газе и Ханана Ашрави в Иерусалиме, содержалось предупреждение о необходимости сдерживать возможные авторитарные поползновения и считаться с особо насущными потребностями, такими как права женщин и гражданские права.[74] Среди 88 избранных в Палестинский совет большинство избранных отражало точку зрения Фатха, хотя и там были представители политических и религиозных меньшинств, а также отдельные сильные личности, вряд ли поддававшиеся приручению. Палестинский совет был избран для работы в переходный период, который, как утверждал Абу Мазен, закончится «провозглашением палестинского государства».[75] Этот период должен был продолжаться максимум три года, в течение которых надлежало обсудить ключевые проблемы, касающиеся беженцев, израильских поселений, судьбы Иерусалима, границ, использования водных ресурсов, экономических отношений с соседями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.