Курсовая работа: Палестино-израильские отношения (1993-2000 гг.)
Ярким
примером являются события в Хевроне, которые усугубили трудности переговорного
процесса. 25 февраля 1994 года ворвавшийся в мечеть Аль-Ибрагими в Хевроне
житель соседнего израильского поселения Кирьят-Арба, член правоэкстремистской
израильской группировки «Ках» Барух Гольдштейн открыл беспорядочную стрельбу из
автомата, в результате чего было убито 63 человека и около 270 ранены. Исполком
ООП направил срочную жалобу в Совет Безопасности ООН, требуя принять меры для
защиты населения оккупированных территорий.[12] Эти события через проблему обеспечения
безопасности для палестинского населения вынесли в приоритеты переговоров вопрос
о международном наблюдении, который по «Декларации о принципах» рассматривался
в контексте организации выборов в палестинский Совет.[13] Причем,
договоренность Израиля и ООП о мерах безопасности для Хеврона, в т. ч.
направлении международных наблюдателей в этот район, была достигнута на базе
резолюции № 904 Совета Безопасности ООН от 18 марта 1994 г., что означало,
во-первых, подключение Совета Безопасности к мирному процессу на Ближнем
Востоке, и, во-вторых, введение в переговоры тематики, упреждавшей ранее
согласованный порядок реализации самоуправления.[14] В апреле в
Афуле и Хадере, на израильской территории, террористы-камикадзе из ХАМАСа
врезались на машинах, начиненных взрывчаткой, в рейсовый и туристический автобусы. В
результате этого теракта погибло 16 человек, около 70 было ранено.[15]
Стремясь продолжить переговоры, Рабин предупредил что подобные акты терроризма не
пугают правительство Израиля и не отвратят его от поисков соглашения с ООП. В
ответ группа видных палестинцев, настроенных оппозиционно по отношению к
Арафату, во главе с Хейдаром Абдель-Шафи в конце апреля распространила
заявление с изложением своей позиции, где говорилось, что «соглашение с
Израилем не мешает палестинскому народу вести продолжать борьбу против
израильских оккупантов».[16] Таким образом, все эти террористические акты
свидетельствуют о том, что противники мирного урегулирования, как среди палестинцев, так и среди
израильтян, всяческими способами пытались сорвать переговоры и похоронить
мирный процесс. Однако вышеперечисленные террористические акты актуализировали
идею перехода к переговорам сразу по вопросам постоянного статуса, по крайней
мере в том, что касается израильских поселений на Западном берегу р. Иордан и в
секторе Газа.
4 мая 1994
года в Каире встретились Рабин и Арафат, приглашенные президентом Египта Хосни
Мубараком вместе с У. Кристофером, А. Козыревым и 2500 других гостей на
торжественную церемонию подписания окончательного текста соглашения по началу
осуществления проекта самоуправления палестинцев в секторе Газы и районе
Иерихона («соглашение Газа-Иерихон»).[17] В соглашении отмечалось, что мероприятия, которые
будут предприняты в отношении районов Газы и Иерихона, являются составной
частью мирного переговорного процесса и вытекают из стремления реализовать положения
Декларации принципов.[18]
Принятым
документом предусматривался «ускоренный и плановый» вывод израильских войск из
Газы и Иерихона в течение трех недель, начиная с момента подписания соглашения.
Отмечалось, что произойдет передача полномочий палестинским властям в
гражданских сферах, при этом израильские органы гражданской администрации будут
распущены, израильские органы гражданской администрации будут распущены, а
израильские военные структуры покинут эти территории. Создавались смешанные
органы – Совместный комитет по координации и два региональных подкомитета – для
района Газы и территории Иерихона.[19]
Палестинская
сторона получала право на создание своего административного органа в составе 24
человек, полномочия которого «комплексно» охватывали вопросы издания законов и
других актов, функции исполнительной, а также судебной власти. В юрисдикцию
Администрации не входили вопросы внутренней безопасности и общественного
порядка на территории израильских поселений, а также израильских военных
объектов. В целом, израильские граждане были выведены из-под юрисдикции
палестинских властей. Было подтверждено положение о том, что Палестинская
Администрация не будет обладать полномочиями в области внешних связей, включая
создание посольств или консульств других государств. Вместе с тем, Организации
Освобождение Палестины разрешалось ведение переговоров и подписание следующих
типов соглашений с зарубежными государствами или организациями в интересах
Палестинской Автономии:
· соглашения в области экономики;
· соглашения со странами-донорами в целях реализации проектов помощи
Палестинской Автономии;
· соглашения в интересах осуществления планов регионального развития
в контексте выполнения Декларации принципов или соглашений, разработанных в
рамках многосторонних переговоров;
· соглашения в области культуры, науки, образовании.[20]
В соглашении
специально было оговорено, что вышеприведенные виды взаимодействия Палестинской
Национальной Администрации и представителей иностранных государств и
международных организаций, равно как и организация в районах Газы и Иерихона –
в рамках такого сотрудничества – их представительств «не будут рассматриваться
в качестве международной деятельности».[21]
Также в
соглашении признавалось право Палестинской Администрации на издании законов и
других правовых актов. Соглашением четко была определена «зона ответственности»
каждой из сторон в вопросах обеспечения безопасности. Палестинская
Администрация получала право на создание «сильных полицейских сил». Израильтяне
оставили за собой функции «защиты против внешних угроз», включая охрану границы
с Египтом и Иорданией, защиту морских рубежей и воздушного пространства. Также
израильская сторона продолжала осуществлять защиту израильских граждан и
израильских поселений. Создавался Совместный комитет по координации и
взаимодействию в вопросах безопасности, а также три региональных отдела (в
Газе, районах Иерихона и Хан Юниса). Также соглашение предусматривало создание
специальных «безопасных переходов» между Газой и Египтом, Иерихоном и
Иорданией, а также между Газой и районом Иерихона.[22]
Стороны
согласились предпринять некоторые «меры доверия». В данном случае
подразумевались такие мероприятия, как освобождение палестинских заключенных
(называлась цифра в 5 тысяч человек в течение 5 недель). Израильтяне и
палестинцы согласились на размещение на временной основе иностранных
наблюдателей и другого персонала (до 400 человек) из 5 – 6 иностранных
стран-доноров. Были названы конкретные населенные пункты, в которых
предполагалось иметь такого рода иностранное присутствие (Иерихон, Джабалийа,
Хан Юнис, Рафах идр.).[23]
С момента
подписания данного документа начался отсчет пятилетнего переходного периода, по
истечению которого в соответствии с Декларацией принципов должен быть решен
весь комплекс палестино-израильских отношений.
Ицхак Рабин
хорошо отозвался о проделанной работе и достигнутых договоренностях, но призвал
не впадать в преждевременный оптимизм, потому что возникнет «явное
сопротивление тому, что мы делаем».[24] Ясир Арафат пошел по пути выражения надежды на
будущее: « То, чего мы с вами добились сегодня, - это первый шаг на пути, в
конце которого нас ждет Палестинское государство со столицей в Иерусалиме и
полный уход Израиля с оккупированных палестинских территорий».[25] Осторожность
обоих лидеров была оправданна, так как соглашение вызвало ярость израильских
поселенцев и националистических религиозных партий, фундаменталисты ХАМАСа
объявили о введении двухдневного траура в знак протеста против соглашения в
Каире. Международное сообщество, напротив, искало конкретные способы для
поддержания процесса мира. В частности, США создали экономическую комиссию
совместно с Израилем, Иорданией и палестинскими властями для разработки проектов
развития в регионе, а Европейское сообщество «подтвердило свое намерение
оказать дальнейшую помощь в деле позитивного завершения процесса мира».[26]
13 мая
израильские войска и гражданские власти покинули Иерихон, а спустя четыре дня
они ушли из Сектора Газа. Дальнейшим шагом, который должен был предпринять Ясир
Арафат, было формирование правительства, что создавало дополнительную
напряженность в ООП. Лидеру ООП необходимо было представить 24 члена
правительства, но соблюсти правильную пропорцию было сложно. За бортом
оказались НФОП (Национальный фронт освобождения Палестины) и ДФОП
(Демократический фронт освобождения Палестины), отвергавшие Каирское
соглашение, экстремистские движения (ХАМАС, Исламский Джихад и др.). Отказались
от постов видные палестинские политические деятели Хейдар Абдель-Шафи и Ханан
Ашрави. Углубился разлад с тунисской группой, тяготевшей к Фаруку Каддуми. В
результате Арафат остановился на золотой середине. Сначала он решил, что из
общего числа членов правительства 13 будут представлены людьми от территорий и
11 привлеченными извне. Затем он отобрал всего 15 кандидатур, специально
оставив вакантные места для противников переговоров в надежде перетянуть их со
временем на свою сторону. Также Арафат удовлетворил христианское меньшинство,
предоставив ему 2 места и выбрав представителей наиболее умеренных позиций.
Фейсалу Хусейни было поручено заведовать «иерусалимскими делами», которыми тот
мог бы заниматься, поселившись в «Ориент-хаусе» в старой части Иерусалима.[27]
Таким образом, было сформировано первое правительство палестинского
государственного образования.
Несмотря на
успехи в продвижении мирного процесса положение, в первую очередь
экономическое, на Западном берегу и в Секторе Газа оставалось очень тяжелым.
Обещанная экономическая помощь мирового сообщества оказалась недостаточной для
вывода страны из тяжелого экономического состояния. Как пишет А. Рубби:
«Председатель ПНА в отчаянии обращался к США, Всемирному банку, ЕС с просьбой
выполнить обязательства, которые они на себя взяли в Вашингтоне и Каире. Но
помощь поступала по каплям».[28] Американцы и европейцы разрабатывали различные
широкомасштабные проекты, реализация которых было не минутным делом, а
палестинцам необходима была помощь здесь и сейчас.
Для того
чтобы ускорить реализацию Каирского соглашения и вместе с тем быстрее добиться
международной экономической помощи летом 1994 года начался ряд встреч между
Арафатом и Рабином, Пересом на перевале Эрец, пограничном пункте между Израилем
и Газой. Однако переговоры продвигались очень медленно и к осени 1994 г.
единственной частью Каирского соглашения, которую удалось осуществить, стала
передача власти ПНА в области здравоохранения, труда, туризма, образования,
социального обеспечения и казначейства. Накалу обстановки способствовала новая
волна преступлений и террористических актов. В ответ на эти действия решил
прибегнуть к жестким мерам в отношении экстремистов, пытающихся сорвать
реализацию соглашения. Он потребовал сложить оружие, арестовал более 160
боевиком Исламского Джихада, закрыл исламский университет и ввел цензуру в
фундаменталистских газетах.[29] Таким образом, Арафат по выражению Валида
Джумблата превратился в «жандарма соглашения».[30] В конце октября 1994 г. президент США Билл Клинтон
посетил Каир, где он вел переговоры с президентом АРЕ Мубараком и Ясиром
Арафатом. Затем он полетел в Вади-эль-Араба на подписание
израильско-иорданского мирного договора, а после Амман и Дамаск. В конце своего
вояжа Клинтон прибыл в Израиль, где выступил в кнессете.[31] Эта поездка
призвана была показать заинтересованность США в скорейшем урегулировании
арабо-израильского конфликта и поддержке мирного процесса.
Следует
отметить, что в октябре 1994 г. между Израилем и Иорданией было заключено
соглашение, которое способствовало решению многих проблем существовавших между
двумя государствами. В начале 1995 г. они обменялись послами. Представительства
в Израиле открыли восемь арабских стран , в том числе Марокко, Тунис, ОАЭ,
Оман, Катар, Бахрейн и другие.[32] Это событие также оказало огромное влияние на
развитие ближневосточного мирного процесса и урегулирование
палестино-израильского конфликта как составляющего компонента ближневосточного
урегулирования, так как показало, что диалог между евреями и арабами возможен.
В 1994 гг.
Рабину, Пересу и Арафату была присуждена Нобелевская премия мира. Однако,
несмотря на достижение важных соглашений, касающихся урегулирования
палестино-израильского конфликта, это событие не отражало реального положения
вещей, так как большинство пунктов этих соглашений еще не были реализованы. Не
совсем понятно снижение интереса Европейского союза к осуществлению соглашения
между Израилем и ООП. Существовало обязательство, взятое на себя ЕЭС 29 октября
1994 г. « в отношении поддержки мира путем предоставления политических,
экономических и финансовых средств в виде совместных действий Союза», а также
подтвержденное 11 декабря в отношении « важной роли, которую Союз должен
сыграть в Группе связи adhoc в целях координации ее программ помощи, осуществляемых, по
возможности, в тесной увязке с программами других стран и организаций,
действующих в регионе».[33] Но все это делалось крайне медленно, с
бюрократическими проволочками. Отдельные европейские правительства также не
проявляли особого беспокойства.
1.2
Соглашение «Осло-2» и его значение
В 1995 г. продолжались
палестино-израильские контакты, направленные на выработку и документальное
закрепление договоренностей по ключевым вопросам переходного периода (выборы
палестинского Совета, передислокация израильских войск и др.), а также
определения сроков начала переговоров по окончательному статусу. В первые
месяцы 1995 г. продолжались террористические акты, строительство, хотя и в
замаскированной форме, израильских поселений, что негативно сказывалось на ходе
палестино-израильских переговоров. Рабин так определил одной фразой трудности
продвижения вперед: «Израильтяне обеспокоены терроризмом, палестинцы
оккупацией».[34]
Вопрос о поселениях являлся камнем преткновения на переговорах. Израильское
правительство утверждало, что речь идет не о новых поселениях, а лишь о
самовольном их расширении поселенцами и что государственное строительство
велось лишь по линии инфраструктур. Также в этот период продолжалась
постепенная «евреизация» Иерусалима. Правительство Рабина заверяло, что
экспроприаций больше не будет, «если не считать того, что уже делается для
строительства четырех больших дорог в объезд арабских населенных пунктов и для обеспечения
более надежных путей сообщения для поселенцев».[35] То есть
предстояло новое изъятие земель у крестьян, что не могло не вызвать
недовольство палестинцев.
Одним из
немногих результатов, достигнутых в ходе многочисленных встреч в Эреце, встречи
в верхах в Каире с участием Мубарака и короля Иордании Хусейна, помимо Рабина и
Арафата, был переход контроля к ПНА за мечетями и храмами в Трансиордании и
Иерусалиме.
В марте
1995 г. состоялась поездка по странам Ближнего Востока министра иностранных дел
России А. В. Козырева, в ходе которой он посетил Египет, Сирию, Израиль, Ливан,
а также провел переговоры с лидером палестинцев Ясиром Арафатом. Основной темой
контактов с руководителями ближневосточных стран вновь была активизация
процесса арабо-израильского урегулирования при более активном российском
посредничестве. Хотя в ряде стран, которые посетил А. Козырев, в целом
позитивно отнеслись к идее возврата к «биполярности» в ближневосточном
процессе, когда не только США, но и другая великая держава – Россия, инициируют
и гарантируют различные шаги по примирению сторон, российская дипломатия все же
была далека от достижения «паритета» с США в плане влияния на региональные
дела, включая урегулирование арабо-израильского конфликта.[36]
В этих
условиях возобновились напряженные и непримиримые дебаты в ООП между
сторонниками обретения автономии и теми, кто отрицал любые контакты с Израилем.
С большим трудом Арафату удалось собрать в Каире 9 членов Исполнительного
комитета из 18 и получить от них мандат на проведение переговоров, которые, как
он сам признавал, зашли в тупик.[37]
В начале
мая 1995 г. положение Арафата еще более ухудшилось. Израильское правительство
объявило об экспроприации 53 гектаров в арабской части Иерусалима и 120
гектаров в ближайшей округе, что вызвало взрыв негодования палестинцев и
Арафата в том числе.[38] Наступил кризис отношений с Израилем, и перед
лицом выступлений со стороны палестинцев Арафат вынужден был признать, что и с
его стороны были допущены ошибки в реализации соглашений. Проект резолюции ООН,
осуждавший это решение израильского правительства, не прошел из-за
американского вето, хотя за него проголосовали 14 стран.[39] Также
следует отметить тот факт, что в конце июня 1995 г. ливийский лидер Муамар
Каддафи встречался с генеральными секретарями нескольких левых и
левоцентристских палестинских организаций для обсуждения предложения о создании
новой ООП, поскольку арафатовское руководство «окончательно забрело в тупик».[40]
Таким
образом, середина 1995 г. была опасным периодом. Вопрос стоял так: либо удастся
преодолеть взаимные нападки и обвинения, недоверие и отставание в решении
острых вопросов и добиться значительного ускорения переговоров по выполнению
второго этапа соглашения, либо все здание договоренностей, подписанных в Осло и
в последующее время, развалится.
С июня по
сентябрь 1995 г., вплоть до окончательного достижения «временного соглашения»,
подписанного в Табе 24 сентября, проходили непрерывные встречи, обсуждения,
уточнения каждого пункта. Особое значение имел конфиденциальный канал связи
между двумя сторонами в столице Норвегии Осло. Делегации, состоявшие из
нескольких десятков экспертов и советников под руководством израильтянина Ури
Савира и палестинца Абу Алаа, разработали в этот период времени документ - Временное соглашение
по Западному берегу и сектору Газы, которое называют также соглашением «Осло – II».[41] Следует
отметить, что переговоры между израильтянами и палестинцами в этот период
времени проходили весьма неровно, постоянно перемежаясь с терактами,
проводимыми экстремистами с обеих сторон, не отказавшимися от намерения
провалить мирные соглашения.
4 июля 1995
г. Шимон Перес отправился в Газу для встречи с Арафатом. Предполагалось
провести черту под договором «Осло – 2», предусматривавшим передачу под
палестинское управление Западного берега и одновременный вывод оттуда
израильских войск. Согласно этому плану, Западный берег с течением времени
полностью переходил под юрисдикцию палестинских властей.[42]