Реферат: Особенности деятельности потребительской кооперации во время Великой Отечественной войны
В
начале войны произошло значительное сокращение товарооборота государственной и
кооперативной торговли. С 1943 г. розничный товарооборот страны постепенно
возрастал: в 1943 г. он достиг 8,4 млрд. руб. (на 8% больше в сравнении с 1942
г.), в 1944 г.— 11,9 млрд. (на 53% в сравнении с 1942 г.) и в 1945 г. - 16
млрд. руб. (в 2 раза больше, чем в 1942 г.). Розничный товарооборот 1945 г.
достиг 89,0% уровня довоенного 1940 г. (в ценах соответствующих лет). При этом
в районах, освобожденных от оккупации, розничный товарооборот по стране
составил: в 1944 г. - 2,1 млрд. руб. и в 1945 г. - 4,1 млрд. руб. Если учесть
изменения цен, рост физического объема розничного товарооборота в 1943 - 1945 гг.
был несколько меньше, а отставание от довоенного уровня -значительно больше.
Товарооборот государственной и кооперативной торговли в 1945 г. но отношению к
1940 г. в сопоставимых ценах был равен 53%.
Таблица 2. Объем розничного
товарооборота государственной и кооперативной торговли в СССР (млрд. руб., в
ценах соответствующих лет)
1943
1944
1945
1
2
3
4
Объем розничного товарооборота
государственной и кооперативной торговли
84,0
119,3
160,1
Вт.
ч.
государственной
62,3
90,9
124,6
кооперативной
21,7
28,4
35,5
Городская
торговля
59,9
87,1
118,4
Сельская
торговля
24,1
32,2
41,7
Доля
сельской торговли,%
29
27
26
Таблица
3. Товарооборот торгующих организаций (в процентах к общему итогу)
1940
1945
Всего по
СССР
100%
100%
Министерство
торговли СССР
53,4%
41,9%
Центросоюз
24,1%
21,5%
Орсы и
продснабы
7,7%
26,2%
Прочие
организации
14,8%
10,4%
В
1943 г. численность работающих увеличилась в сравнении с 1942 г.. на 5 млн.
человек, а денежные доходы населения возросли в результате увеличения численности
трудящихся и повышения производительности труда на 31 млрд. руб., в том числе
заработная плата рабочих и служащих - на 18 млрд. руб., денежные доходы
колхозников - на 8 млрд. руб., пенсии, пособия и выплаты по займам - на 4,4
млрд. руб.
К
концу войны (1945 г.) объем товарооборота розничной торговой сети увеличился
более чем в 2 раза по сравнению с 1942 г. и достиг 81% довоеннохчэ уровня (в
ценах соответствующих лет). При этом наиболее значительно (в 2,3 раза)
увеличилась розничная реализация всех продовольственных товаров (за исключением
хлеба и муки). Также существенно возросла (на 83%) продажа непродовольственных
товаров. В конечном итоге общая сумма реализации продовольственных товаров в
1945 г. была на 2% ниже довоенного уровня.
Таблица
4. Число предприятий розничной торговли и общественного питании (на конец года,
тысяч)
1943
1944
1945
Предприятия
розничной торговли
176,6
220,5
245,1
Предприятия
общественного питания
58,4
70,1
73,4
Наряду
с нормированным снабжением населения с 15 апреля 1944 года в крупных городах
была введена коммерческая торговля - свободная продажа продовольственных, а в
последующем - и непродовольственных товаров по более высоким ценам. К 1 января
1945 г. в стране было открыто 53 магазина, 70 ресторанов и 94 буфета для торговли
по коммерческим ценам; к 1 января 1946 г. сеть коммерческой торговли
значительно увеличилась: в ней насчитывалось 200 магазинов, 129 палаток, 138
ресторанов, 382 буфета. Если в 1944 г. товарооборот коммерческой торговли
(включая общественное питание) составил 595,9 млн. руб., то в 1945 г. он достиг
1532,2 млн. руб., т. е. вырос в 2,6 раза. При этом удельный вес
коммерческой торговли в розничном товарообороте страны составил за 1945 г.
всего 9,6%. В физическом же объеме реализации отдельных товаров, особенно
продовольственных, доля коммерческой торговли была незначительной и в рыночном
фонде за 1945 г. составила: мясопродуктов - 0,5%, животного масла - 0,8%,
сахара - 0,4%. Следовательно, и после развертывания коммерческой торговли
продажа населению товаров по нормированным ценам продолжала преобладать в
розничном товарообороте.
Коммерческая
торговля в годы войны играла положительную экономическую роль, будучи одним из
средств регулирования соотношения спроса и предложения в условиях значительного
отставания объема рыночных фондов от платежеспособного спроса населения,
предоставляя возможность рабочим и служащим более высокооплачиваемых категорий
приобретать товары по коммерчсским ценам, учитывающим соотношение денежной и
товарной масс в стране, и улучшая тем самым снабжение этой группы населения,
коммерческая торговля одновременно отвлекала часть платежеспособного спроса от
колхозного рынка и благодаря этому способствовала снижению рыночных цен.
Характерно, что по мере развития коммерческой торговли цены на товары в
коммерческих магазинах постепенно снижались. Это, несомненно, влияло на
снижение рыночных цен. Значение коммерческой торговли в период войны, как и
ранее, в 1935г., состояло в том, что она служила подготовительной ступенью к
последующему переходу к открытой торговле.
Резкое
сокращение в первые два года войны, а затем постепенное увеличение рыночных
фондов предметов потребления, мероприятия по мобилизации местных товарных
ресурсов, организация с 1944 г. коммерческой торговли — все это отразилось в динамике
розничного товарооборота.
В
1944 г. производство предметов потребления сократилось на 46%, производство же
средств производства увеличилось на 36% (в сопоставимых ценах). В результате
удельный вес производства продукции промышленности вырос с 61,2% в 1940 г.
примерно до 80% в 1944 г., а предметов потребления—соответственно снизился с
38,8 до 20%. В 1945 г. в связи с окончанием войны, и, соответственно,
сокращением производства военных отраслей производство средств производства
уменьшилось по сравнению с 1944 г. примерно на 18%, производство предметов
потребления увеличилось более чем на 9%, т.о. появились тенденции к некоторому
повышению уровня жизни населения.
Общее
число розничных торговых предприятий потребительской кооперации в целом по
стране к началу 1945 г. составляло 116,6 тыс. единиц, 51,3% от численности
довоенной торговой сети, и предприятий общественного питания соответственно
12,9 тыс. единиц, 74%. Особенно пострадала складская сеть. Только в системе
потребительской кооперации за период оккупации было полностью разрушено 20537
складских помещений и производственных предприятий и частично повреждено 11516
баз, складов и других предприятии.
С
1943 года, после разгрома немецких войск под Сталинградом и освобождения части
оккупированной территории в системе Сталинградского облпотребсоюза наблюдался
рост числа предприятий розничной торговли. Разумеется, далеко не все можно было
сразу сдавать в эксплуатацию - большинство из них было разрушено, пострадали не
только здания, но и весоизмерительное оборудование, наблюдался недостаток
квалифицированных кадров.
Тем
не менее, на протяжении военных действий планы розничного товарооборота, в
целом, выполнялись. В 1943 году из 69 райпотребсоюзов годовой план розничного
товарооборота был выполнен в 41 райпотребсоюзе. Из них лучшими были признаны
Руднянский (выполнение плана на 163%, Камышин-ский (на 123%), Урюпинский (на
132%), Среднеахтубинский (на 155%), Николаевский (на 115%) - т.е. районы, не
подвергавшиеся оккупации. В 1944 году произошло снижение реализации
хлебопродуктов на 24,7 млн. руб. вследствие того, что выделение фондов
хлебопродуктов сельскому населению значительно сократилось. Также сократилась
продажа рыбы, в соответствии с сокращением улова (если в 1943 году
райпотребсоюзами было выловлено рыбы 8505 цент., то в 1944 вылов рыбы
значительно сократился - 2714 цент.). Одновременно на протяжении войны ежегодно
значительно увеличивалась продажа водки и ликеро-водочных изделий. Некоторое
увеличение продажи товаров промышленной группы при сокращении объема продаж
товаров продовольственных, было обусловлено не потребностью населения,
стремившегося, в первую очередь, удовлетворить потребности в продовольствии, а
сокращением фондов товаров продовольственной группы. Уровень оборота по
товарам, имеющим производственное назначение для колхозников - шорные,
обозно-щепные изделия, подвергался колебаниям в меньшей степени.
Реализация
непродовольственных товаров в целом составила 58% довоенного уровня. Это
сказалось и на изменении товарной структуры розничного оборота: доля
продовольственных товаров на всем розничном товарообороте возросла до 69,7%, а
непродовольственных снизилась до 30,3%, т.е. несмотря на некоторый рост
товарооборота, уровень жизни населения продолжал снижаться.