рефераты бесплатно

МЕНЮ


Реферат: Особенности деятельности потребительской кооперации во время Великой Отечественной войны

В начале войны произошло значительное сокращение товарооборота государственной и кооперативной торговли. С 1943 г. розничный товарооборот страны постепенно возрастал: в 1943 г. он достиг 8,4 млрд. руб. (на 8% больше в сравнении с 1942 г.), в 1944 г.— 11,9 млрд. (на 53% в сравнении с 1942 г.) и в 1945 г. - 16 млрд. руб. (в 2 раза больше, чем в 1942 г.). Розничный товарооборот 1945 г. достиг 89,0% уровня довоенного 1940 г. (в ценах соответствующих лет). При этом в районах, освобожденных от оккупации, розничный товарооборот по стране составил: в 1944 г. - 2,1 млрд. руб. и в 1945 г. - 4,1 млрд. руб. Если учесть изменения цен, рост физического объема розничного товарооборота в 1943 - 1945 гг. был несколько меньше, а отставание от довоенного уровня -значительно больше. Товарооборот государственной и кооперативной торговли в 1945 г. но отношению к 1940 г. в сопоставимых ценах был равен 53%.

Таблица 2. Объем розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли в СССР (млрд. руб., в ценах соответствующих лет)

1943 1944 1945
1 2 3 4
Объем розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли 84,0 119,3 160,1
Вт. ч.
государственной 62,3 90,9 124,6
кооперативной 21,7 28,4 35,5
Городская торговля 59,9 87,1 118,4
Сельская торговля 24,1 32,2 41,7
Доля сельской торговли,% 29 27 26

Таблица 3. Товарооборот торгующих организаций (в процентах к общему итогу)

1940 1945
Всего по СССР 100% 100%
Министерство торговли СССР 53,4% 41,9%
Центросоюз 24,1% 21,5%
Орсы и продснабы 7,7% 26,2%
Прочие организации 14,8% 10,4%

В 1943 г. численность работающих увеличилась в сравнении с 1942 г.. на 5 млн. человек, а денежные доходы населения возросли в результате увеличения численности трудящихся и повышения производительности труда на 31 млрд. руб., в том числе заработная плата рабочих и служащих - на 18 млрд. руб., денежные доходы колхозников - на 8 млрд. руб., пенсии, пособия и выплаты по займам - на 4,4 млрд. руб.

К концу войны (1945 г.) объем товарооборота розничной торговой сети увеличился более чем в 2 раза по сравнению с 1942 г. и достиг 81% довоеннохчэ уровня (в ценах соответствующих лет). При этом наиболее значительно (в 2,3 раза) увеличилась розничная реализация всех продовольственных товаров (за исключением хлеба и муки). Также существенно возросла (на 83%) продажа непродовольственных товаров. В конечном итоге общая сумма реализации продовольственных товаров в 1945 г. была на 2% ниже довоенного уровня.

Таблица 4. Число предприятий розничной торговли и общественного питании (на конец года, тысяч)

1943 1944 1945
Предприятия розничной торговли 176,6 220,5 245,1
Предприятия общественного питания 58,4 70,1 73,4

Наряду с нормированным снабжением населения с 15 апреля 1944 года в крупных городах была введена коммерческая торговля - свободная продажа продовольственных, а в последующем - и непродовольственных товаров по более высоким ценам. К 1 января 1945 г. в стране было открыто 53 магазина, 70 ресторанов и 94 буфета для торговли по коммерческим ценам; к 1 января 1946 г. сеть коммерческой торговли значительно увеличилась: в ней насчитывалось 200 магазинов, 129 палаток, 138 ресторанов, 382 буфета. Если в 1944 г. товарооборот коммерческой торговли (включая общественное питание) составил 595,9 млн. руб., то в 1945 г. он достиг 1532,2 млн. руб., т. е. вырос в 2,6 раза. При этом удельный вес коммерческой торговли в розничном товарообороте страны составил за 1945 г. всего 9,6%. В физическом же объеме реализации отдельных товаров, особенно продовольственных, доля коммерческой торговли была незначительной и в рыночном фонде за 1945 г. составила: мясопродуктов - 0,5%, животного масла - 0,8%, сахара - 0,4%. Следовательно, и после развертывания коммерческой торговли продажа населению товаров по нормированным ценам продолжала преобладать в розничном товарообороте.

Коммерческая торговля в годы войны играла положительную экономическую роль, будучи одним из средств регулирования соотношения спроса и предложения в условиях значительного отставания объема рыночных фондов от платежеспособного спроса населения, предоставляя возможность рабочим и служащим более высокооплачиваемых категорий приобретать товары по коммерчсским ценам, учитывающим соотношение денежной и товарной масс в стране, и улучшая тем самым снабжение этой группы населения, коммерческая торговля одновременно отвлекала часть платежеспособного спроса от колхозного рынка и благодаря этому способствовала снижению рыночных цен. Характерно, что по мере развития коммерческой торговли цены на товары в коммерческих магазинах постепенно снижались. Это, несомненно, влияло на снижение рыночных цен. Значение коммерческой торговли в период войны, как и ранее, в 1935г., состояло в том, что она служила подготовительной ступенью к последующему переходу к открытой торговле.

Резкое сокращение в первые два года войны, а затем постепенное увеличение рыночных фондов предметов потребления, мероприятия по мобилизации местных товарных ресурсов, организация с 1944 г. коммерческой торговли — все это отразилось в динамике розничного товарооборота.

В 1944 г. производство предметов потребления сократилось на 46%, производство же средств производства увеличилось на 36% (в сопоставимых ценах). В результате удельный вес производства продукции промышленности вырос с 61,2% в 1940 г. примерно до 80% в 1944 г., а предметов потребления—соответственно снизился с 38,8 до 20%. В 1945 г. в связи с окончанием войны, и, соответственно, сокращением производства военных отраслей производство средств производства уменьшилось по сравнению с 1944 г. примерно на 18%, производство предметов потребления увеличилось более чем на 9%, т.о. появились тенденции к некоторому повышению уровня жизни населения.

Общее число розничных торговых предприятий потребительской кооперации в целом по стране к началу 1945 г. составляло 116,6 тыс. единиц, 51,3% от численности довоенной торговой сети, и предприятий общественного питания соответственно 12,9 тыс. единиц, 74%. Особенно пострадала складская сеть. Только в системе потребительской кооперации за период оккупации было полностью разрушено 20537 складских помещений и производственных предприятий и частично повреждено 11516 баз, складов и других предприятии.

С 1943 года, после разгрома немецких войск под Сталинградом и освобождения части оккупированной территории в системе Сталинградского облпотребсоюза наблюдался рост числа предприятий розничной торговли. Разумеется, далеко не все можно было сразу сдавать в эксплуатацию - большинство из них было разрушено, пострадали не только здания, но и весоизмерительное оборудование, наблюдался недостаток квалифицированных кадров.

Тем не менее, на протяжении военных действий планы розничного товарооборота, в целом, выполнялись. В 1943 году из 69 райпотребсоюзов годовой план розничного товарооборота был выполнен в 41 райпотребсоюзе. Из них лучшими были признаны Руднянский (выполнение плана на 163%, Камышин-ский (на 123%), Урюпинский (на 132%), Среднеахтубинский (на 155%), Николаевский (на 115%) - т.е. районы, не подвергавшиеся оккупации. В 1944 году произошло снижение реализации хлебопродуктов на 24,7 млн. руб. вследствие того, что выделение фондов хлебопродуктов сельскому населению значительно сократилось. Также сократилась продажа рыбы, в соответствии с сокращением улова (если в 1943 году райпотребсоюзами было выловлено рыбы 8505 цент., то в 1944 вылов рыбы значительно сократился - 2714 цент.). Одновременно на протяжении войны ежегодно значительно увеличивалась продажа водки и ликеро-водочных изделий. Некоторое увеличение продажи товаров промышленной группы при сокращении объема продаж товаров продовольственных, было обусловлено не потребностью населения, стремившегося, в первую очередь, удовлетворить потребности в продовольствии, а сокращением фондов товаров продовольственной группы. Уровень оборота по товарам, имеющим производственное назначение для колхозников - шорные, обозно-щепные изделия, подвергался колебаниям в меньшей степени.

Реализация непродовольственных товаров в целом составила 58% довоенного уровня. Это сказалось и на изменении товарной структуры розничного оборота: доля продовольственных товаров на всем розничном товарообороте возросла до 69,7%, а непродовольственных снизилась до 30,3%, т.е. несмотря на некоторый рост товарооборота, уровень жизни населения продолжал снижаться.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.