Дипломная работа: Нарушения осанки у юношей и их коррекция средствами физической культуры
3.2 Оценка эффективности оздоровительных упражнений
Оздоровительный
эффект предложенных нами физических упражнений достигался при соблюдении следующих
условий:
учебная нагрузка
должна соответствовать состоянию здоровья учащихся, в зависимости от принадлежности
к группе здоровья;
упражнения
подбирались в зависимости от и индивидуальных особенностей юношей, уровня их физической
подготовленности;
строго соблюдалась
дозировка упражнений, продолжительности, интенсивности;
повторения
упражнений чередовались с отдыхом;
выполнять
необходимые гигиенические требования;
осуществлялся
постоянный врачебно-педагогический контроль [25].
В целях определения
индивидуально допустимых нагрузок можно использовать два наиболее простых метода:
хронометраж, пульсометрию и визуальные признаки утомления.
Пульсометрия
- это метод определения соответствия физических нагрузок индивидуальным возможностям
юношей. Он основывается на подсчёте частоты сердечных сокращений (ЧСС) в процессе
занятий. Графическое изображение ЧСС называется физиологической кривой нагрузки.
Физиологическую кривую нагрузки строят на основании пяти показателей пульса, который
определяют у трёх-пяти учащихся. Кривая пульса отражает реакцию организма на нагрузку
(упражнения) и позволяет нам проследить её в динамике.
Чётко спланированное
и правильно проведённое чередование различных по трудности и интенсивности упражнений
и пауз отдыха вызывает значительные колебания ЧСС и может оказать оздоровительный
или тренирующий эффекты.
Утомление
возникает в результате чрезмерной физической нагрузки и проявляется временным снижением
работоспособности. Различают умственное и физическое утомление, но это деление весьма
условно. Нередко как синоним слова "утомление" употребляют термин
"усталость" Однако, усталость не всегда соответствует утомлению. Занятия
физическими упражнениями, которые осуществляются целенаправленно, с большим интересом,
вызывают положительные эмоции и меньшую усталость. И наоборот, усталость наступает
раньше, когда нет интереса к занятиям, хотя признаки утомления отсутствуют.
Результаты
хронометража и контроля частоты сердечных сокращений представлены на рисунке 6,
7, 8.
Рисунок 6.
Показатели пульсометрии учащихся контрольной группы.
Исходная величина
частоты сердечных сокращений у юношей контрольной группы составила 85 уд/мин, после
разминки 110 уд/мин. В основной части урока не превысила 160 уд/мин, что соответствует
рекомендациям для развития аэробных способностей и исключать силовые и скоростно-силовые
нагрузки при наличии осанки в виде плоской спины. Аналогичные данные выявлены и
у юношей экспериментальной группы (рисунок 7).
Рисунок 7. Показатели пульсометрии
юношей экспериментальной группы.
Для наглядности
совместим физиологические кривые пульсометрии на рисунке 8.
Рисунок 8. Сравнительная характеристика
показателей пульсометрии контрольной и экспериментальной групп.
Умственное
утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением
внимания. Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением скорости,
интенсивности согласованности и ритмичности движений. Недостаточный по времени отдых
или чрезмерная физическая нагрузка в течение длительного времени приводят к переутомлению
(хроническому утомлению).
Для предупреждения
переутомления юношей необходимо нормализовать их режим дня: исключить недосыпание,
уменьшить нагрузку, правильно чередовать занятия и отдых.
Определить
соответствие физической нагрузки состоянию здоровья и уровню подготовленности юношей
можно по внешним признакам утомления (в режиме напряжения или сокращения мышц)
(таблица 6) [17].
Таблица 6. Внешние признаки
утомления (по Л.Б. Кофману).
Признаки |
Небольшое физиологическое утомление |
Значительное утомление (острое переутомление 1 степени) |
Резкое переутомление (острое переутомление 2 степени) |
Окрас кожи |
Небольшое покраснение |
Значительное покраснение |
Резкое покраснение, побледнение, синюшность |
Потливость |
Небольшая |
Большая (выше пояса) |
Резкая, выступание солей на коже |
Дыхание |
Учащённое (до 22-26 в 1 мин) |
Учащённое (38-46 в 1 мин), поверхностное |
Очень учащённое (более 50-60 в 1 мин), через рот |
Движение |
Бодраяпоходка |
Неуверенный шаг, лёгкое покачивание при ходьбе |
Резкие покачивания при ходьбе, появление некоординирован-ных движений |
Общий видошушения |
Обычный |
Усталое выражение лица |
Измождённое выражение лица, сильная сутулость, апатия. |
Мимика |
Спокойная |
Напряжённая |
Искажённая |
Внимание |
Чёткое, безошибочное выполнение указаний |
Неточность в выполнении команд, ошибки при смене движения |
Замедленное, воспринимаются только громкие команды |
Пульс, уд/мин |
110-150 |
160-180 |
180-200 и более |
На уроках
проводилось врачебно-педагогическое наблюдение за реакцией организма юношей в ответ
на физические нагрузки и за их поведением. Утомляемость проявлялась в ослаблении
внимания, видимых нарушениях техники выполнения упражнений.
После проведения
педагогического эксперимента и коррекции нарушений осанки по типу плоской спины
средствами физической культуры и бесед по осанке (образцы корригирующих упражнений
смотрите в приложениях А, Б, В, Г) получены следующие показатели по эффективности
данного пути совершенствования физического воспитания (таблица 7).
Таблица 7. Сравнительная характеристика показателей опорно-двигательного
аппарата у юношей после педагогического эксперимента, динамика.
Показатели |
Юноши СШ №59. (контрольная группа). |
Дина-мика |
Нормативные показатели. |
Юноши первого курса (эксперимен-тальная группа). |
Дина-мика |
1. Глубина шейного изгиба (см). |
3,3 |
+0 |
4-6 |
3,6 |
+0,2 |
2. Глубина поясничного изгиба (см). |
3,4 |
+0,2 |
4-6 |
3,7 |
+0,4 |
3. Величина межрёберного угла (градусы). |
82 |
+1 |
90 |
86 |
+4 |
4. Крыловид-ность лопаток (прилегание). |
нет |
_ |
есть |
есть |
+ |
5. Положение плечевого пояса. |
асимметрично |
_ |
симметрично |
симметрично |
+ |
6. Треуголь-ники талии (форма). |
различны у66 % |
1 |
одинаковы |
различны у52 % |
12 |
7. Тип телосложения. |
астенический у 48 % |
8 |
нормостени-ческий |
астенический у 30 % |
28 |
Таблица 8. Сравнительная характеристика показателей у
юношей контрольной и экспериментальной групп после педагогического эксперимента,
динамика.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|