Дипломная работа: Нарушения осанки у юношей и их коррекция средствами физической культуры
Показатели |
Учащиеся |
Дина-мика |
Студенты |
Дина-мика |
1. Рост стоя (см). |
176,5 |
+0,5 |
179 |
+0 |
2. Рост сидя (см). |
94,5 |
+0,2 |
98 |
+0 |
3. Масса тела (кг). |
69 |
+1 |
73 |
+1,2 |
4. Окружность грудной клетки (см). |
94,4 |
+2 |
100 |
+4 |
5.Ч.С. С. (уд/мин). |
75,2 |
- 9,8 |
69 |
-17,4 |
6.А.Д. (млм. рт. ст.). |
131/84 |
-4/-1 |
125/79 |
-7/-5 |
7. К.В. - лёгочно-сердечная выносливость |
16 |
-1 |
15 |
-3 |
8. Вес по росту стоя |
М - 1,0 s |
+0,2 |
М - 0,7s |
+0,65 |
9. Окружность грудной клетки по росту стоя |
М-0,7 s |
+0,3 |
М-0,5 s |
+0,4 |
Эффективность
предложенных путей совершенствования физического воспитания юношей с нарушениями
осанки в виде плоской спины выразилась в положительной динамике. Увеличилась величина
шейного и поясничного изгиба, плечевой пояс стал симметричным.
Анализируя
данные по номограмме веса по росту стоя и окружности груди по росту стоя, после
педагогического эксперимента, можно сказать, что произошли положительные функциональные
изменения. Показатели физического развития по номограмме веса по росту стоя составили
у юношей контрольной группы М - 1,0 s
- низкие, у экспериментальной М - 0,7 s
- считаются ниже среднего. Показатели физического развития по номограмме окружности
груди по росту стоя составили у юношей М - 0,7 s - ниже средних, а у студентов М - 0,5 s соответствуют норме.
Коэффициент
выносливости стал 15, который характеризуется как выше среднего. При таком показателе
необходимо увеличить объем нагрузок.
Изменения
межрёберного угла составили 10,4 %. На 28 % улучшился тип телосложения.
Анализ динамики
изменений в состоянии осанки у студентов позволяет говорить об эффективности разработанных
индивидуальных подходов. После проведения бесед о значимости осанки, её назначении
для жизненно важных систем организма, для здоровья и специальных коррекционных упражнений
отмечена положительная динамика в состоянии опорно-двигательного аппарата. Заметно
улучшились расположения частей тела у юношей. Хорошей коррекции поддались ассимметрия
плечевого пояса и крыловидность лопаток, восстановление грудного изгиба позвоночника.
Меньший процент улучшений отмечен в восстановление шейного изгиба позвоночника
- 10,5% и поясничного изгиба позвоночника - 11,2%.
Полученные
данные позволяют говорить о необходимости дальнейшего совершенствования системы
физического воспитания учащихся с функциональными нарушениями в опорно-двигательном
аппарате и факторами риска. Акцент в дальнейшем необходимо сделать на корригирующие
упражнения направленные на формирование физиологических изгибов позвоночника, улучшение
соматической зрелости, укрепление костно-мышечной системы. Стремиться сформировать
нормостенический тип телосложения.
3.3 Особенности методики занятий физическими упражнениями
при нарушениях осанки в виде плоской спины
Исправление
различных нарушений осанки - процесс достаточно длительный. Даже незначительные
деформации в осанке требуют для своего исправления, как показывает опыт, не менее
года целенаправленных занятий лечебной физической культурой. При этом необходимо
строго соблюдать принципы систематичности и регулярности (не реже 3 раз в неделю).
Кроме того, такие специальные занятия следует подкреплять самостоятельными занятиями
в домашних условиях (в остальные дни).
В детских
учреждениях и школах, кабинетах лечебной физической культуры, лечебно-профилактических
учреждениях и врачебно-физкультурных диспансерах занятия проводятся с группой в
10-12 человек. Длительность занятий в зависимости от возраста и уровня физической
подготовленности занимающихся составляет 30-45 мин. Весь цикл обычно делится на
два периода - подготовительный и основной.
В подготовительном
периоде ведущая роль отводится выработке представления о правильной осанке и созданию
физиологических предпосылок для ее закрепления. В основном периоде завершается работа
по воспитанию и закреплению навыка правильной осанки.
Общие задачи
решаются путем широкого использования общеразвивающих упражнений, соответствующих
возрасту и уровню физической подготовленности занимающихся.
Исправления
осанки достигаются с помощью специальных упражнений. Применение их дает возможность
нормализовать угол наклона таза, нарушенные физиологические кривизны позвоночного
столба, положение и форму грудной клетки, добиться симметричного стояния пояса верхних
конечностей.
Чтобы постоянно
сохранять правильное положение частей тела, необходимо укреплять естественный мышечный
корсет. Эффективность применяемых с этой целью специальных упражнений зависит от
исходных положений. Наиболее выгодным исходным положением является такое, при котором
возможна максимальная разгрузка позвоночного столба по оси и исключается влияние
мышц на угол наклона таза. К таким исходным положениям относятся положение лежа
на спине, лежа на животе, упор стоя на коленях.
Из этих положений
выполняются упражнения, включающие в работу мышцы спины, живота, боковой поверхности
тела. В упоре стоя на коленях позвоночный столб как бы провисает между поясом верхних
конечностей и поясом нижних конечностей, умеренно растягивается. Это дает возможность
целенаправленно корригировать нарушение осанки.
Упражнения
выполняемые в этих исходных положениях должны иметь симметричный характер. Динамические
упражнения следует чередовать с упражнениями в статических напряжениях. Периодически
целесообразно включать упражнения в расслаблении, дыхательные упражнения. Сами исходные
положения также необходимо чередовать.
При ассиметричной
осанке основную роль играют симметричные упражнения. Они обеспечивают выравнивание
силы мышц спины, ликвидируют ассиметрию мышечного тонуса. Такое действие связано
с физиологическим перераспределением нагрузки. Во время выполнения упражнения более
ослабленные мышцы, на стороне выпуклости позвоночного столба, работают с большей
нагрузкой, чем более сильные мышцы на противоположной стороне (так называемая физиологическая
асимметрия).
Исправление
осанки в сагиттальной плоскости обеспечивается специальными упражнениями. При увеличении
угла наклона таза упражнения должны способствовать удлинению мышц передней поверхности
бедер, поясничной части длинных мышц спины, квадратной мышцы поясницы, подвздошно-поясничных
мышц, укреплению мышц брюшного пресса и задней поверхности бедер. При уменьшении
угла наклона таза специальные упражнения должны обеспечивать укрепление мышц поясничного
отдела спины и передней поверхности бедер.
Для уменьшения
чрезмерно выраженных и увеличения мало выраженных физиологических изгибов позвоночного
столба, создания нормальных соотношений между ними, в процессе занятий необходимо
улучшить его подвижность в местах наиболее выраженного дефекта.
Крыловидные
лопатки, приведенные вперед плечи могут быть исправлены упражнениями с динамической
и статической нагрузкой на трапециевидную и ромбовидные мышцы, а также упражнениями
на растягивание грудных мышц.
Выстоящий
живот устраняется с помощью упражнений для мышц брюшного пресса, выполняемых преимущественно
в исходном положении лежа на спине. Наиболее эффективны упражнения с одновременным
максимальным для данного человека напряжением прямых и косых мышц живота.
Коррекция
осанки, достигнутая с помощью упражнений, может дать стойкий эффект лишь при одновременном
формировании навыка правильной осанки. Он создается на базе мышечно-суставного чувства,
позволяющего ощущать положение определенных частей тела. После объяснений, необходимых
для выработки представления о правильной осанке, и показа "идеальной"
осанки приступают к выработке соответствующих ей мышечно-суставных ощущений. Для
этого используются:
а) тренировки
перед зеркалом (зрительный самоконтроль);
б) взаимоконтроль,
осуществляемый занимающимися друг над другом;
в) упражнение
"на осанку", выполняемое у стены: стоя спиной к стене, надо плотно прижаться
к ней спиной, ягодицами и пятками. К мышечно-суставным ощущениям прибавляются тактильные;
г) исправления
положений частей тела в пространстве по указанию инструктора, педагога.
Для сохранения
правильной осанки очень важно умение напрягать и расслаблять отдельные мышцы или
группы мышц. В занятиях используют расслабления и напряжения мышц. После проверки
осанки перед зеркалом или у стены выполняют упражнения в расслаблении мышц туловища,
затем быстро принимают правильную осанку. Навык правильной осанки вырабатывается
и закрепляется также во время выполнения различных общеразвивающих упражнений, упражнений
в равновесии и "на координацию". Широко используются игры с соблюдением
правильной осанки.
Рациональное
использование этих упражнений позволяет сформировать у занимающихся точные представления
о положении частей тела в пространстве, развить умение самостоятельно принимать,
удерживать такую осанку [7].
Заключение
Физическое
развитие, уровень функциональных систем организма, диапазон приспособительных реакций
определяется состоянием опорно-двигательного аппарата. Вдоль опорно-двигательного
аппарата располагаются точки опоры для разных частей тела и центры тяжести. Это
обеспечивает устойчивость при передвижении в пространстве, координацию, рациональное
расположение внутренних органов.
Деформации
опорно-двигательного аппарата влекут за собой: смещение точек опоры и центров тяжести;
неравномерную мышечную тягу; изменения форм грудной клетки и брюшной полости; внутригрудного
и внутрибрюшного давления; смещения внутренних органов; нарушения их функций.
Первичные
поведенческие позы и движения, вторичны факторы риска и функциональные нарушения
систем организма. Коррекцию следует начинать с первопричин и факторов риска, что
довольно актуально в настоящее время.
Согласно проведённой
экспресс оценки осанки по тестовой карте у 67 % юношей выявлены те или иные нарушения
в расположении частей тела в пространстве. Метод соматоскопии выявил уплощения изгибов
позвоночника до 3,3-3,4 см вместо 4-6 см. Слаженность физиологических изгибов сформировало нарушения осанки по типу плоской спины. Межрёберный угол острый
81-82° соответствует плоской форме грудной клетки. До педагогического эксперимента
у юношей обеих групп осанка была оценена в соответствии с астеническим типом положения.
При астеническом
типе телосложения сердце располагается в грудной клетке вертикально, внутригрудное
давление снижено - это факторы риска в развитии нарушений в работе кардиореспираторной
системы. Интегральной оценкой функций лёгких и сердца является коэффициент лёгочно-сердечной
выносливости (КВ). У обследуемых юношей КВ был ниже среднего уровня, им рекомендуется
не использовать силовые, скоростно-силовые упражнения, а двигательную активность
строить в аэробной фазе.
Оценка соматической
зрелости по номограмме выявила её отставание от нормативной величины в пределах
М ±1,2 - 1,35 s.
В сочитании
с нарушениями осанки выявлен низкий уровень физической подготовленности юношей по
педагогическим тестам: бег на 100 м; подтягивания на перекладине; прыжок в длину
с места; бег на 3000 м.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|