Курсовая работа: Оценка трудового потенциала на предприятии ОАО "Балаковский завод запасных деталей"
Следует подчеркнуть, что одним из условий оперативной адаптации
к изменениям внешней среды является эффективное использование трудового потенциала.
В PEST - анализе проанализирована макросреда,
а для анализа микросреды используется SWOT - анализ. SWOT-анализ
позволяет определить сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности и
угрозы, исходящие из внешней среды.
·
Сильные стороны (Strengths) - преимущества организации;
·
Слабости (Weaknesses) - недостатки организации;
·
Возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование
которых создаст преимущества организации на рынке;
·
Угрозы (Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение
организации на рынке.
При анализе внешней среды оцениваются возможности предприятия,
то есть благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для
получения преимущества, и угрозы, то есть события, наступление которых может оказать
неблагоприятное воздействие.
При этом принято выделять факторы прямого воздействия, непосредственно
влияющие на результаты финансово - хозяйственной деятельности предприятия, и косвенного
воздействия, которые оказывают влияние на итоги работы через последовательность
изменений. Прямое воздействие на предприятие оказывают поставщики, конкуренты и
потребители.
Основные компоненты SWOT-анализа представлены
на рисунке 2:
Предприятие Конкуренты
Рынок Макросистема
Рисунок 2 - Основные компоненты SWOT-анализа
Предприятие ОАО "БЗЗД" поставляет свои изделия во многие
города России. Для химической промышленности: Балаковское Химволокно, Черкасское
Химволокно, Рязанское Химволокно и в Тверь. Осуществляет поставку запасных частей
к технологическому и химическому оборудованию для этих предприятий и получает заказ
на производство оборудования для этой отрасли. Структура потребления отражена на
рисунке 3:
Рисунок 3 - Структура основных потребителей химической промышленности
ОАО "БЗЗД"
В числе основных потребителей машиностроительной продукции:
-
ОАО "АВТОВАЗ", г. Тольятти;
-
ОАО "АвтоВАЗагрегат", г. Тольятти;
-
ЗАО "ГК ВИС-С", г. Тольятти;
-
СП "GM-АвтоВАЗ", г Тольятти;
-
ЗАО "Мотор-Супер", г. Тольятти;
-
ОАО "СААЗ", г. Скопино;
-
ОАО "Конверсия-Лада-Сервис", г. Самара;
-
АО "Балаковорезинотехника", г. Балаково;
-
ЗАО "Волжскрезинотехника", г. Волжский
-
и другие.
Рисунок 4 - Структура основных потребителей машиностроительной
продукции ОАО "БЗЗД"
Большое влияние на результирующие показатели оказывают качество
и стоимость заказываемого сырья. Основными поставщиками являются:
-
Центролит г. Тула - поставляет чугун литейный, передельный, металопрокат;
-
Коксогазовый завод г. Видное - поставляет кокс литейный;
-
ЧЭМК г. Челябинск, Висконт г. Москва - поставляют серосплавы;
-
Рудсервис г. Воронеж - поставляет огнеупорную глину;
-
Балашейские пески п. Балашейка - поставляет формовочный песок;
-
Техпромволга г. Волгоград - поставляет чугунный лом;
-
Облкарьерстрой п. Озимки - поставляет мел дробленный;
-
Стекловолокно г. Астрахань - поставляет стеклоткани;
-
з. Аргон г. Балаково - поставляет волокно углеродистое УК - П.
В регионе ОАО "БЗЗД" занимает сильную конкур позицию.
В целом по России существует несколько крупных предприятий такого же профиля, которые
являются основными конкурентами предприятия. Это:
-
ОАО "Барнаултрансмаш";
-
Любленский литейно-механический завод;
-
ОАО Мичуринский ремонтный завод.
Результаты анализа условий работы предприятия представлены в
таблице 2.
Таблица 2 - Анализ внешней среды ЗАО "БЗЗД"
Возможности |
Угрозы |
1 |
2 |
Факторы прямого воздействия |
Сильная конкурентная позиция на региональном рынке.
Хорошая репутация завода на рынке.
3. Возможность выхода на новые рынки
|
Наличие крупных конкурентов в стране.
2. Более гибкая ценовая политика конкурентов.
3. Постоянный рост цен на ресурсы.
4. Рост тарифов естественных монополий
|
Факторы косвенного воздействия |
Наличие барьеров для входа в отрасль в виде высокой капиталоемкости
и малая вероятность появления новых конкурентов.
2. Большой отток конкурентов в другие отрасли из-за их низкой конкурентоспособности.
|
Возможность. ужесточения налогового законодательства |
|
|
|
Сильные стороны
предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая
дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к
уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой
квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой
марки и т.п. Сильными сторонами ОАО "БЗЗД" являются: хорошая репутация
предприятия и выпускаемой им продукции, значительная рыночная доля, высокое качество
продукции, высокий уровень сервиса, эффективность продвижения; квалификация руководства
и персонала.
Слабые стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для
функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими
компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. К слабым сторонам ОАО
"БЗЗД" относятся: финансовая стабильность и состояние основных производственных
фондов, высокая себестоимость продукции, старение персонала, несовершенство системы
мотивации.
Таблица 3 - Анализ внутренней среды ОАО "БЗЗД"
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
1 |
2 |
Производство |
Высокое качество литья.
Возможность разработки, изготовления изделий по индивидуальному заказу
клиента.
3. Наличие обширной базы конструкторской и технологической документации.
|
Устаревшее оборудование.
Высокая себестоимость продукции
|
Персонал |
1. Удовлетворительный уровень квалификации кадров. |
1. Старение персонала. |
2. Большое внимание к кадровым вопросам со стороны руководства ОАО
"БЗЗД" |
2. Слабое привлечение молодых специалистов |
3. Постоянная работа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации
персонала |
3. Несовершенство системы мотивации |
Финансы |
Удовлетворительная финансовая
устойчивость.
|
1. Низкий показатель прибыли. |
Маркетинг |
1. Приемлемый уровень цен на продукцию. |
1. Неудобная для потребителей форма оплаты. |
В целом можно составить следующую матрицу возможностей и угроз
по ОАО "БЗЗД"
Таблица 4 - Матрица SWOT-анализа ОАО
"БЗЗД"
|
Возможности:
1. Сильная конкурентная позиция на региональном рынке.
2. Хорошая репутация завода на рынке
3. Возможность выхода на новые рынки.
4. Наличие барьеров для входа в отрасль
в виде высокой капиталоемкости и малая вероятность появления новых
5. Большой отток конкурентов в другие отрасли из-за их низкой конкурентоспособности.
|
Угрозы:
1. Наличие крупных конкурентов в стране.
2. Более гибкая ценовая политика конкурентов.
3. Постоянный рост цен на ресурсы.
4. Рост тарифов естественных монополий
5Возможность. ужесточения налогового законодательства
.
|
Сильные стороны:
1. Высокое качество литья.
2. Возможность разработки, изготовления изделий по индивидуальному
заказу клиента.
3. Наличие обширной базы конструкторской и технологической документации.
4. Удовлетворительный уровень квалификации кадров.
5. Большое внимание к кадровым вопросам со стороны руководства ОАО
"БЗЗД"
6. Постоянная работа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации
персонала
7. Удовлетворительная финансовая
устойчивость.
8. Приемлемый уровень цен на продукцию
|
"Сила и возможности":
выход на новые рынки, привлекая новых клиентов высоким качеством изделий
и индивидуальным подходом, используя финансовые возможности и повышая эффективность
использования трудового потенциала
|
"Сила и угрозы":
усиление конкуренции вызовет дополнительные расходы финансовых средств
достоверный мониторинг уловит изменения вкусов потребителей
повышение гибкости ценовой политики сгладит влияние роста цен и темпов
инфляции со стороны потребителей
|
Слабые стороны:
1. Устаревшее оборудование.
2. Высокая себестоимость продукции
3. Старение персонала.
4. Слабое привлечение молодых специалистов
5. несовершенство системы мотивации
6. Низкий показатель прибыли
7. Неудобная для потребителей форма оплаты.
|
"Слабость и возможности":
совершенствование технологии производства поможет решить проблему
неполной загруженности производственных мощностей а также снизить себестоимость
продукции, хорошая репутация завода позволит привлечь молодой персонал, устаревшее
обор. может помешать освоению новой технологии; следует повышать квалификацию
кадров, чтобы повысить способность предприятия к адаптации во внешней среде.
|
"Слабость и угрозы":
неполная загруженность производственных мощностей при росте темпов
инфляции может привести к банкротству усиление конкуренции и отсутствие допуска
к участию в тендерах может привести к потере доли рынка появление принципиально
новых разработок и недостаток патентов может привести к ухудшению конкурентной
позиции
|
Таким образом, можно сделать вывод, что ОАО "БЗЗД"
обладает достаточными внутренними силами, чтобы реализовать имеющиеся возможности
и противостоять угрозам. Об этом свидетельствуют:
-
наличие соответствующих производственных мощностей и возможность изготавливать
широкий ассортимент продукции будет способствовать удовлетворению возникающих потребностей
населения и промышленных предприятий;
-
сильные конструкторские и технологические службы позволят освоить
новые виды продукции на имеющихся мощностях с наиболее эффективным их использованием
в короткие сроки;
-
наличие трудового потенциала, формирующегося благодаря тому, что ведется
постоянная работа по повышению квалификации работающего персонала, подбору наиболее
квалифицированных работников, обучению и переобучению персонала.
1.3 Анализ технико-экономических показателей ОАО
"БЗЗД"
Для характеристики работы предприятия осуществим анализ основных
технико-экономических показателей деятельности ОАО "БЗЗД".
Сводный перечень основных технико-экономических показателей ОАО
"БЗЗД", используемых для анализа, представлен в Приложении Б.
По показателям основной хозяйственной деятельности можно видеть
следующую динамику (рисунок 5):
Рисунок 5 - Динамика объемов выпуска и реализации продукции.
Как видно из представленного графика,
за анализируемый период 2004-2006 гг. имеется устойчивое развитие хозяйственной
деятельности предприятия. Происходит рост объемов производства товарной продукции
с 85 468,0 тыс. руб. в 2004 году до 147 061,0 тыс. руб. в 2006 году. В то же время,
можно видеть, что, показатели объемов производства выше, чем показатели реализации,
темпы роста объемов реализации более неравномерные. Так, за период 2004-2005 объем
реализованной продукции возрастает с 63 338 тыс. руб. до 118 300 тыс. руб. что составляет
54 962 тыс. руб., а за период 2004-2006 гг. прирост составил 26 971 тыс. руб. Негативным
явлением следует считать рост остатков нереализованной продукции.
В целом результаты хозяйственной
деятельности можно оценить как положительные, о чем свидетельствует динамика показателя
прибыльности предприятия, отраженные на рисунке 6.
Рисунок 6 - Динамика прибыли предприятия.
Можно видеть, что за анализируемый период 2004-206 гг. имеется
положительная динамика по всем показателям прибыли. При этом прибыль от реализации
в 2004 году составила 4 155,0 тыс. руб. в 2005 г.6 395,0 тыс. руб., а в 2006 году возросла до 18 890,0 тыс. руб. Показатель прибыли от реализации
имеет наибольшие темпы роста. В то же время балансовая прибыль изменилась с 3 599,0
тыс. руб. в 2004 году до 11 639,0 тыс. рублей в 2006 году. Самые низкие темпы роста
имеет показатель чистой прибыли, который за анализируемый период возрос с 3 839,0
т. руб. в 2004 году до 6 659,87 тыс. руб. в 2006 году. Можно отметить значительное
влияние на показатели прибыли объемов производства и реализации, а также уровня
затрат.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|