рефераты бесплатно

МЕНЮ


Проблемы государственного регулирования страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в РФ

Использование принципа обязательности наиболее полно обеспечит охрану

имущественных прав всех членов общества и организаций, укрепит финансовую

базу страховщика и снизит размер страховых взносов, а также повысит

эффективность мероприятий по предупреждению ДТП.

Использование страхования гражданской ответственности владельцев

автотранспортных средств даст также в определенной мере возможность, за

счет соответствующих отчислений от страховых платежей на предупредительные

мероприятия, улучшить оснащение органов ГИБДД техническими средствами

надзора за состоянием движения, создать систему оперативного контроля за

технико-эксплуатационным состоянием средств транспорта и дорожного

хозяйства.

Введение обязательного страхования гражданской ответственности

владельцев автотранспортных средств значительно упростит процедуру

возмещения ущерба пострадавшим и будет способствовать снижению огромных

ежегодно повторяющихся потерь от ДТП.

Вторая причина, которая убеждает в необходимости принятия Закона об

обязательном страховании автогражданской ответственности, заключается в

том, что это самый простой путь для вступления в систему "Зеленая карта"

(Green Card - соглашение о взаимном признании странами - членами Соглашения

страхового полиса по страхованию ответственности владельцев средств

автотранспорта), а следовательно для начала деятельности российских Бюро по

эмиссии "зеленых карт". К тому же это приведет к сохранению для России

значительной части средств, которые сейчас вывозятся за рубеж.

Третей причиной здесь можно назвать необходимость повышения социальной

защиты населения.

Кроме того, любой обязательный вид страхования является и мощным

инвестиционным ресурсом. Ведь с введением федерального закона существенно

возрастут сборы российских страховщиков, которые согласно существующего в

РФ законодательства должны будут значительную долю собранных премий

инвестировать в экономику РФ. Таким образом, введение нового вида

обязательного страхования не только повысит страховую защиту российских

граждан или сохранит определенную часть бюджетных средств, выделяемых на

социальные нужды, но и окажет существенную поддержку российскому

правительству в преодолении инвестиционного кризиса, парализовавшего

экономику. Отказ от данного вида страхования повлечет за собой как не

получение инвестиционных ресурсов, так и сохранение произвола ставшего

неотъемлемой частью российского автомобильного движения.

Есть еще один аргумент в пользу введения обязательного страхования

автогражданской ответственности - этот шаг станет, по мнению страховщиков

толчком к развитию страхового рынка в стране в целом. Не секрет, что в

России страхование сегодня не достаточно распространено. Возможно принятие

закона будет способствовать положительным сдвигам в развитии страхового

рынка России.

Безусловно, введение нового обязательного вида страхования поднимет

индекс стоимости жизни. Однако факт, что это будут иметь место

исключительно негативные последствия, являются отнюдь не очевидными.

Принимая во внимание состояние и перспективы роста автомобильного

транспорта в нашей стране, можно утверждать, что автотранспортное

страхование и в частности страхование ответственности владельцев

автотранспорта в ближайшие годы займет одно из ведущих направлений в

развитии страхового рынка.

Страхование автотранспортных рисков прежде всего связано с

экономическими и социальными изменениями - ростом парка автомобилей и

интенсивности дорожного движения, массовой автомобилизацией населения. В

результате увеличивается число дорожно-транспортных происшествий и

несчастных случаев на дорогах, а, следовательно, и число пострадавших.

На Россию приходится 12% от общего количества ДТП во всем мире. И это

притом, что по количеству автомобилей на душу населения мы значительно

отстаем как от развитых стран Западной Европы, так и от бывших стран

соцлагеря. Зато по объему автомобильных грузовых перевозок по территории

России наша страна занимает лидирующее положение в мире. Одновременно

увеличиваются автобусные перевозки, экскурсионные и туристические

автобусные рейсы, растет международный туризм - все это обусловливает рост

дорожно-транспортных происшествий.

Поэтому, несмотря на противоречия и различные сомнения,

возникающие у экономистов при обсуждении вопроса об условиях введения

обязательного страхования автогражданской ответственности, принятие

необходимого для проведения данного вида страхования закона вызвано насущно

потребностью всего общества.

Таким образом, страхование автогражданской ответственности имеет

колоссальное значение для обеспечения социальной и экономической

стабильности как для потерпевшего в дорожно–транспортном происшествии, так

и для виновного в нем.

Глава VI. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН “ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ

ОТВЕТСВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ”

1. Основные положения проекта Федерального закона «Об обязательном

страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Предметом законодательного регулирования проекта Федерального закона

«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев

транспортных средств» (далее — законопроект) являются отношения между

гражданами, юридическими лицами, государством по поводу организации и

осуществления обязательного страхования гражданской ответственности

владельцев транспортных средств. Предмет законопроекта относится к

гражданскому законодательству Российской Федерации, и затрагивает вопросы

законодательства о безопасности дорожного движения, административного

законодательства, ряда других правовых отраслей и институтов.

1. В соответствии со статьей 1079 Гражданского кодекса Российской

Федерации (далее — ГК РФ), юридические лица и граждане, деятельность

которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование

транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого

напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и

т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и

др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности.

Более того, особенностью возмещения такого вреда является то, что он

подлежит возмещению даже при отсутствии вины причинителя, что в общем

случае не влечет ответственности. ГК РФ предусматривает исключения лишь для

тех владельцев источников повышенной опасности, которые доказали, что вред

возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Таким образом, ГК РФ устанавливает повышенную ответственность для

владельцев источников повышенной опасности, наиболее распространенными из

которых являются транспортные средства. Данные законодательные положения

направлены на защиту интересов лиц, которые могут пострадать от указанных

объектов.

Вместе с тем, существует проблема, так как повышенная ответственность

за причинение вреда при использовании транспортных средств не подкреплена

реальными мерами, обеспечивающими получение потерпевшими причитающегося им

возмещения. Число погибших на дорогах за 1999 год составило около 30 тысяч

человек, а ранено более 182 тысяч. Около 10 % потерпевших составляют дети.

Ввиду отсутствия единой статистики, невозможно точно определить сумму

вреда, причиненного имуществу но по экспертным оценкам, основанным на

статистических исследованиях, сумма подлежащего возмещению имущественного

вреда составляет около 6 млрд. рублей в год. На настоящий момент

законодательство Российской Федерации не содержит положений, которые бы

обеспечили оперативное и полное возмещение вреда потерпевшим в ДТП. Как

следствие, ежегодно тысячи судебных решений по соответствующим делам

оказываются неисполненными, либо исполненными лишь частично.

По данным Минюста России, в суды обращаются только 8 процентов

потерпевших, и при этом по искам о причинении вреда фактически взыскивается

в пользу потерпевших-граждан около 40 % присужденных сумм, а в пользу

юридических лиц — около 35 %.

Можно с уверенностью сказать, что на практике отношения между

виновниками ДТП и потерпевшими в подавляющей части лежат вне правового

поля.

Законопроект призван защитить интересы потерпевших в ДТП, обеспечив

возмещение причиненного им вреда. С юридической точки зрения,

законопроектом устраняется явное противоречие между провозглашенной

повышенной ответственностью владельцев транспортных средств и фактической

необеспеченностью этой нормы конкретными правовыми инструментами.

Мировая практика содержит детально разработанный и широко используемый

в большинстве стран мира инструмент решения указанной проблемы. Имея

некоторые различия в разных странах, его суть сводится к требованию об

обязательном предоставлении владельцами автотранспорта финансовых гарантий

на случай причинения вреда третьим лицам, то есть к обязательному

страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Законопроектом также реализуется этот подход.

Из европейских стран соответствующий закон не принят пока только в

России и Армении хотя в нашей стране вопрос о его введении обсуждался уже в

1924 году, затем в начале 70-х, в начале 80-х, а с провозглашением

независимости России — практически постоянно находился в плане

законодательной работы Государственной Думы.

Законопроект представляет собой качественно переработанную и

дополненную редакцию проекта, ранее внесенного на рассмотрение

Государственной Думы группой депутатов Государственной Думы второго созыва.

В тексте законопроекта учтены замечания Правительства Российской Федерации,

субъектов Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в

Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, организаций и

граждан. В целом, в результате доработки законопроект приобрел большую

социальную направленность, был дополнен большим числом конкретных норм,

защищающих права владельцев транспортных средств и потерпевших, более полно

учитывает экономические и территориальные особенности субъектов Российской

Федерации, содержит конкретные меры по практической реализации определенных

законопроектом принципов.

2. Одним из центральных положений законопроекта является

предоставление потерпевшим гарантий возмещения вреда, причиненного их жизни

или здоровью, а также обеспечение возмещения вреда имуществу. Указанные

гарантии реализуются за счет совмещения двух механизмов — обязательного

страхования ответственности владельцев транспортных средств (далее —

обязательное страхование) и осуществления компенсационных выплат в счет

возмещения вреда жизни и здоровью, производимых из средств создаваемого в

соответствии с законопроектом Федерального автотранспортного гарантийного

агентства (далее — Агентство). В рамках первого из указанных механизмов,

потерпевшие смогут получить возмещение от страховой организации в виде

страховой выплаты по обязательному страхованию. Второй же механизм

обеспечит права потерпевших в тех случаях, когда причинитель вреда не

исполнил своей обязанности по страхованию, либо неизвестен, либо скрылся с

места ДТП (статья 18 законопроекта). Права потерпевших по возмещению вреда,

причиненного имуществу, обеспечиваются путем обязательного страхования.

Принципиальным моментом законопроекта является подход к минимальным

размерам страховых сумм по обязательному страхованию и застрахованным

страховым рискам. Проблема состоит в том, что необходимо найти оптимальное

соотношение между размером страхового взноса по обязательному страхованию и

предоставляемой по этому страхованию страховой защитой. Очевидно, что при

установлении высоких величин гарантий, и, соответственно, значительных

размеров минимальных страховых сумм по обязательному страхованию,

возрастает и размер стоимости такого страхования, то есть страховой взнос,

который должен уплатить автовладелец. С другой стороны, если

ориентироваться на низкие страховые взносы, то соответствующая страховая

услуга не предоставит реальной защиты ни потерпевшим, ни потенциальным

причинителям вреда.

С целью установления оптимального соотношения, законопроектом

определены минимальные страховые суммы отдельно по возмещению вреда жизни

или здоровью, а также имущественному вреду. При этом разработчики проекта

исходили из принципа разумной достаточности гарантий и опирались на средние

показатели доходов граждан, а также на данные об определяемых судами

размерами возмещений по соответствующим основаниям.

Исходя из этого, предельная величина страховой выплаты в части

возмещения личного вреда составляет 160 тыс. рублей на одного потерпевшего,

а по возмещению вреда имуществу — 120 тыс. рублей. При этом, если в

результате ДТП вред был причинен нескольким потерпевшим, указанные суммы

увеличиваются до 240 и 160 тыс. рублей соответственно.

Такие размеры минимальных страховых сумм по обязательному страхованию

позволят полностью защитить имущественные интересы большей части

потерпевших, прежде всего наименее обеспеченных.

Указанные величины представляют собой размер предельную величину

страховых выплат по обязательному страхованию на одного потерпевшего.

Фактический же размер возмещения определяется в соответствии с гражданским

законодательством Российской Федерации. Оно может быть как ниже этих

величин, так и выше них. В последнем случае, разницу между размером

подлежащего возмещению вреда и размером страховой суммы причинитель вреда

возмещает самостоятельно (статья 1072 ГК РФ).

При необходимости получить страховую защиту в большем размере, чем это

определено по обязательному страхованию, владелец транспортного средства

может осуществить дополнительное страхование в добровольном порядке (статья

950 ГК РФ).

Мерой, направленной, в том числе и на снижение размера страхового

взноса по обязательному страхованию, является поэтапное введение закона в

действие, предусмотренное законопроектом «О введении в действие

Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской

ответственности владельцев транспортных средств» (далее — проект вводного

закона). Данное положение было внесено по предложению Правительства

Российской Федерации, содержащемся в заключении на предыдущую редакцию

законопроекта. На первом этапе предполагается осуществление обязательного

страхования только в отношении причинения вреда жизни или здоровью

потерпевших. Такая мера позволит решить наиболее острую социальную задачу,

сократив при этом размер страхового взноса по обязательному страхованию.

Поэтапное введение обязательного страхования позволит также обеспечить сбор

необходимой статистики по имущественному вреду, причиняемому в ДТП, с целью

последующего установления на ее основе адекватных страховых тарифов.

3. Согласно законопроекту, обязанными страховать свою гражданскую

являются владельцы транспортных средств. Владельцами признаются собственник

транспортного средства, арендатор, лица, владеющие транспортным средством

на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, или на ином

законном основании.

Вместе с тем, гражданское законодательство относит к владельцам

транспортного средства не каждого, кто им фактически управляет. Так, не

являются владельцами лица, управляющие транспортным средством в силу

исполнения своих трудовых или служебных обязанностей. Согласно статье 1068

ГК РФ ответственность за причиненный в этом случае вред несет работодатель.

Аналогично, в соответствии со статьей 697 ГК РФ, ссудодатель отвечает за

вред, причиненный третьему лицу в результате использования транспортного

средства, предоставленного его пользователю (ссудополучателю) в

безвозмездное пользование. Очевидно, что в последнем случае на

ссудополучателя не может распространяться обязанность по страхованию,

поскольку отсутствует объект страхования — ответственность.

Пунктом 7 статьи 2 проекта Федерального закона «О введении в действие

Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской

ответственности владельцев транспортных средств» (далее — проект вводного

закона) предлагается устранить коллизию статей 697 и 1079 ГК РФ. Как

указано выше, согласно первой из них ссудодатель отвечает за причиненный

безвозмездным пользователем (ссудополучателем) вред. С другой стороны,

согласно статье 1079 ГК РФ, лицо, управляющее транспортным средством на

основании доверенности, несет ответственность за причиненный вред. Таким

образом, неясно, кто отвечает на причиненный вред в случае, если

ссудополучатель управляет транспортным средством на основании доверенности

на право управления.

Необходимо также учитывать, что доверенности на право управления

транспортным средством в подавляющем числе случаев являются суррогатами

договора купли-продажи, либо безвозмездного пользования, либо аренды.

Выдача доверенности, как односторонняя сделка, в этих случаях должна быть

признана притворной (пункт 2 статьи 170 ГК РФ), а сама доверенность —

недействительной. Предлагаемая к исключению оговорка о доверенности в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.