рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шпоры к ГОСам (теория государства и права)

потребностью людей. Они регулировали труд, быт членов рода, семейные

отношения, т. е . служили регулятором общественных отношений людей. Многие

из них являлись одновременно нормами первобытной морали и религии.

Характерные признаки первобытных обычаев проявлялись в следующем: они

исходили от рода и выражали его волю и интересы. Они действовали в силу

привычки, исполнялись добровольно, а в случае необходимости их соблюдение

обеспечивалось всем родом. Специальных органов, охраняющих незыблемость

обычаев не было. При надобности к нарушителям обычаев применялось

убеждение, а иногда и принуждение, которое исходило от всего рода или

племени.

20. Государственный аппарат. Органы власти и управления в механизме

государства.

Гос. аппарат (ГА)– это система спец. гос. органов и учреждений,

посредством которых осуществл. гос. управление обществом и защита его

основных интересов.

Под принципами орагнизации и деятельности ГА следует понимать наиболее

важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его потроения и

функционирования. Независимо от особенностей отдельных гос-в и происходящих

в них изменений в организации и деятельности ГА-тов разных стран имеются

общие принципы, которые в той или иной мере реализуются.

1.Принцип законности и конституционности в организации и деятельности

органов государства: осуществление всех функций в строгом соответствии с

действующей Конституцией, обычными законами и подзаконными актами согласно

установленной в законодательном порядке компетенции. Это значит, что а)

создаются и осуществляют деятельности лишь те государственные органы,

которые предусмотрены законом; б) все органы действуют в рамках своей

компетенции, и на основе действующего закона.

2.Принцип высокого профессионализма и компетенции гос. органов, их

способность на высоком научном уровне решать основные вопросы гос. жизни в

интересах населения страны. Этот принцип означает использование

квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность явл.

основной профессией, т.к. в противном случае возможны негативные

последствия.

3.Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях ГА. Он

обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями

соц.-экономических, полит. и личных прав и свобод граждан, разносторонней

деятельностью всех гос. органов, направленных на удовлетворение интересов

личности.

4.Принцип разделения властей, который формирует механизмы, исключающие

произвол со стороны властных органов и должностных лиц.

5.Принцип гласности и открытости и тайны – безусловно, что необходим

приоритет первого, но складываются и такие ситуации в деятельности ГА,

когда без второго просто не обойтись. Что касается принципа гласности, то

можно привести следующий пример: право граждан Г на основе общенародного

голосования (референдума) отменять противоречащие интересам народа решения

любых органов Г.

6.Принцип демократизма в формировании и деятельности гос. органов,

позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства

граждан Г, их религиозные воззрения, особенности нац. культуры и т.д.

7.В федеративных (союзных) гос-вах важное значение имеет принцип

субординации и четкого взаимодействия между общефедеральными органами

(центром) и гос. властью членов федерации. В национальных федерациях

наиболее оптимальное разграничение компетенции между ними имеет особо

важное значение, т.к. это обеспечивает суверенность членов Федерации, их

самостоятельность в решении внутренних и внешних задач.

Не вызывает сомнения тот факт, что принципы необходимо соблюдать, вопрос в

другом, где можно обнаружить эти принципы. Часть принципов организации

деятельности государственного аппарата получила закрепление в Конституции

РФ в законах РФ, другие принципы необходимо вычленять из самой сути данного

понятия. Единства в вопросе о принципах нет, так как мнения различных

учёных по этому вопросу носят оценочный характер, и поэтому во многом

различны. Кроме вышеперечисленных можно назвать еще принципы:

Территориальности - каждый орган государственного аппарата действует в

рамках определённой территории.

Иерархичности - органы в государственном аппарате занимают различное

положение, но все они связаны между собой на началах субординации.

Централизма и децентрализма - по некоторым вопросам необходимо применение

принципа централизма, т.е. решения принимаются на высшем уровне, а затем

исполняются во всех низших инстанциях. В других же вопросах, явно

необходимо применение принципа децентрализма, т.е. решения принимаются тем

же органом, который и будет их исполнять.

Выборности и назначаемости - в некоторые органы государственного аппарата

служащие назначаются, в другие избираются населением, в этом проявляется

бюрократическое и демократическое начало, причём оба присущи

государственному аппарату.

Коллегиальности и единоличия - в этом принципе также проявляется

бюрократическое и демократическое начало.

19. Относительная самостоятельность государства.

Относительная самостоятельность государства, его органов естественна,

необходима и социально оправданна. Без нее не может быть активного и

целеустремленного воздействия государства, его аппарата на общество в целом

или на отдельные общественные сферы. «Понятие "относительная

самостоятельность государства",— подчеркивает В. В. Лазарев,— призвано

оттенить особенности развития и функционирования государственных форм в

отличие от форм экономических и социально-культурных. Это понятие, наконец,

призвано отразить активность государства во всех сферах общественной жизни»

Самостоятельность государства проявляется в свободе выбора при принятии им

управленческих и других актов, при избрании путей и методов решения

встающих перед обществом задач, при определении стратегии и тактики

государственной политики.

Существуют ли пределы самостоятельности государства по отношению к

обществу? Такие пределы есть, но они тоже относительны, подвижны и

оценочны. Известно, что у любого общества имеются многочисленные

объективные потребности. Если политика государства соответствует этим

потребностям, то ее результаты будут обществом одобрены. Напротив,

деятельность государства, противоречащая названным потребностям, может

причинить вред обществу, вызвать в нем кризисные явления. Сказанное

означает, что государство вышло за пределы своей самостоятельности, его

политика становится антисоциальной. Следовательно, самостоятельность

государства уравновешивается, ограничивается контролем общества за его

деятельностью, а также оценкой этой деятельности.

Относительная самостоятельность государства от права, является спорным

вопросом. Что от чего зависит больше, государство от права, или на оборот.

Ведь право является признаком государства, из этого следует что право

вторично, а государство первично. Но с другой стороны право формирует и

регулирует отношения в государстве. Устанавливает форму государственного

устройства, форму правления и политический режим. Но ведь именно

государство формирует право, т.к. именно законодательные органы государства

создают нормы права, по которым функционируют органы государства. Я всё же

думаю что данные отношения нельзя рассматривать отдельно друг от друга,

потому что трудно представить государство без права, и права без

государства.

18. Политическая система общества. Понятие, структура, развитие, связь с

формой государства.

Пол. сист. – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и

основанных на них полит. институтов, учреждений и действий, организующих

пол. вл., взаимосвязь граждан и гос-ва.

Основным назначением этого многомерного образования является обеспечение

целостности, единства действий, людей в политике.

Пол-я сис-ма об-ва – это одна из частей об-ва в целом, наряду с такими

системами как эк-ка, куль-ра. Пол. система включает в себя подсистемы

разных сложностей, ее стр-ра построена по принципу пирамидальной иерархии:

мегауровень, мезоуровень, микроуровень. Все 3 уровня делятся на 2

структуры: теневая и легальная. Они существуют параллельно. Мегауровень

включает в себя руководителей, правящих, т.е. он содержит субъекты

политических отношений – носителей власти (правящая партия, политическая

элиита). Гос-во находится и в мезоуровне. Сюда относятся периферийные

органы гос. вл., например, выборные органы самоуправл., назначаемые органы

самоуправления на местах, партийные аппараты каких-либо партий (только

организаторы), школы, профсоюзы, армии.

Политическая система - это совокупность взаимодействующих между собой норм,

идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих

политическую власть, взаимодействие граждан и государства.

Компонентами политической системы являются:

Совокупность политических объединений (государство, политические партии,

общественно-политические организации и движения).

Политические отношения, складывающиеся между структурными элементами

системы.

Политические нормы и традиции.

Политическое сознание.

Политическая деятельность.

Используя различные методологические приёмы (подходы), можно выявить ряд

критериев, позволяющих обосновать и расшифровать приведённое определение

политической системы.

Генетический подход - концентрирует внимание на обусловленности

политических явлений экономическими и социальными факторами.

а) Критерий экономической детерминации политики проявляется в отношениях

собственности и производства, а обратное влияние политики на экономику

проявляется в отношениях распределения и управления.

б) Критерий социальной обусловленности политических явлений свидетельствует

о том, что политика является результатом общественного развития.

в) Критерий социального интереса раскрывает взаимосвязь политической

системы и её элементов с определёнными социальными группами, слоями,

классами, нациями. Потребности этих групп выступают мотивационными

факторами в формировании политических организаций.

Институционный подход - позволяет обозначить характеристики политических

явлений.

а) Суть этого подхода отражает организационный критерий - отдельные

индивиды не могут выступать в виде элементов политической системы, они

представляют лишь "материал", из которого в определённых условиях

формируются система и её элементы.

Системный подход - политическая система, как и любая целостная система,

имеет интегративный (элементы в системе приобретают такие качества,

которыми вне системы они не обладают) и антиэнтропийный (способность

системы противостоять своему исчезновению) характер.

Субстанциональный подход - помогает выявить первооснову всего

политического. Этой первоосновой является политическая власть, а механизм

её осуществления - политическая система.

Политическая власть - система волевых отношений классового общества,

которые обусловлены интересами социальных слоёв и классов, выраженными в

деятельности политических организаций.

Форма государства состоит из 3-х элементов, а именно – формы правления,

формы государственного устройства и политического режима

17. Проблемы формирования правового государства в РФ (экономические,

политические, социальные и духовные)

Процесс возвращения в Россию идей правовой государственности начался в 60-е

гг. и интенсивное развитие получил в последнее десятилетие. Этому

способствовал целый ряд факторов: процесс разгосударствления собственности,

ликвидация однопартийной системы, реформирование судебных органов и т.д.

Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации

свидетельствует о завершении подготовительного периода и знаменует собой

новый этап развития и реализации идей правовой государственности. Процесс

характеризуется одновременно и новизной, и преемственностью.

Преемственность же названного процесса выражается в следующем: а) мировая

идея. правового государства без колебаний воспринята российскими

общественно-политическими и официальными структурами, юридической научной

общественностью; б) в Конституции, других законодательных актах и научных

разработках прослеживается тенденция сохранения достижений прошлого, причем

как дореволюционной, так и Советской России.

Для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и

быстрым. Причин тому много.

Во-первых, гражданское общество в нашей стране еще только формируется, его

структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у

населения безразличие к решению соответствующих проблем. Процедура перехода

от сложившейся социальной структуры к новой болезненна и требует времени, к

тому же у многих в настоящее время отсутствует четкая социальная

самоидентификация.

Во-вторых, экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно с

точки зрения здравого смысла и формальной логики, в результате чего мы

имеем однобокость процессов разгосударствления и приватизации, отсутствие

среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения,

поляризацию доходов социальных групп и слоев населения, замедленный выход к

рыночным отношениям и т.д.

В-третьих, налицо кризисное состояние российской политической системы, а

именно: нестабильность и неопределенность властных отношений, политическая

неструктурированность общества (политические партии мелки и не имеют четкой

социальной ориентации), затянувшийся процесс реализации принципа разделения

властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть

имущих в частности.

В-четвертых, до сих пор требуют своего разрешения чисто правовые вопросы.

Причем наличие противоречивого законодательства, спешка при издании

нормативно-правовых актов и даже принятие неправовых законов — это не самое

главное.

24. Источники (формы) права. Источники российского права.

Понятие «источник права» существует много веков. Если исходить из

общераспространенного значения термина «источник», то в сфере права под ним

нужно понимать силу, создающую право. Такой силой прежде всего является

власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие

общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.

Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения

государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение

государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и

признаки: общеобязательность, общеизвестность и т. д. Это понятие источника

имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы.

Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт,

судебный прецедент, санкционированный обычай и договор.

Наиболее древней формой права является правовой обычай, т. е. правило,

которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается

государственным принуждением. Правовой обычай признается источником права

тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые

населением. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи

санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас

встречается и другой способ санкционирования государством обычаев — отсылка

к ним в тексте законов.

Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера

решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все

решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции

судьи, на основе которой выносится решение

Нормативный акт — доминирующий источник права во всех правовых системах

мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.

1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части

изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные

процессы.

2. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы,

что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или

реализации.

3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм,

что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного

толкования и применения норм.

4. Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае

нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и

наказываются на основании закона.

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-

правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные

источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные

прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием

разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические

документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные

государством. Нормативно-правовые акты:

а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную

структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и

значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания

юридических актов;

б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта

система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в

результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.